Какие требования мораль предъявляет к характеру человека кратко

Обновлено: 17.05.2024

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.




В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций – санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций – санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.


На уроке мы говорим о том, что мораль играет огромную роль в жизни общества: она регулирует поведение человека в обществе, формирует личность, является ориентиром для самосовершенствования человека и обеспечивает сплочённость общества в различных обстоятельствах.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мораль"

Писатель Алан Александр Милн говорил устами своего персонажа медвежонка Винни-Пуха говорил.


Кроме этого у Винни-Пуха существовал целый ряд правил, которым он старался следовать: ходить в гости по утрам, не уходить из гостей сразу, как только наелся. Переходить дорогу на любой сигнал светофора, но в толпе. Сохранять ‎терпение во время разговора, если собеседник тебя не слушает (быть может, у него в этот момент в ухо просто попал кусочек меха) и много других.


Конечно, не все эти правила идеальны и безупречны.

А могут ли существовать правила на все случаи жизни?

Наверно, вы уже слышали про такое понятие – мораль. Но, скорее всего, вы не задумывались, что это такое и почему она играет такую важную роль в жизни общества. Итак, что же это? Мораль – одна из тех категорий, которые регулируют отношения людей. Представления людей о плохом и хорошем, добре и зле, правильном и неправильном составляют основу морали.


Можно говорить о том, что понятия морали и нравственности тесно связаны между собой. Да, можно, иногда нравственность называют синонимом морали.

Чем же мораль отличается от нравственности?

Во-первых, многие учёные считают, что мораль это и есть нравственность. Что эти понятия равны и похожи по своему значению в той роли, которую они играют в жизни общества.

Во-вторых, принято считать, что мораль – это набор определенных ценностей и норм, закреплённых в обществе, а нравственность – это механизм их реализации в нашей повседневной жизни человека.

В-третьих, мораль — это правила поведения, которые приняты в обществе, а нравственность — это нормы поведения, которые определяет для себя конкретный человек.



Русский писатель Лев Николаевич Толстой писал:


Существует много понятий морали. Если их обобщить, мы можем говорить о том, что, мораль – это форма регулирования поведения человека в обществе, основанная на соблюдении определённых норм и правил, нарушать которые нежелательно.

Например, многие люди знают, что врать – это плохо, но делают это постоянно.

Мораль изучается особой наукой, которая называет этика.

Как появилась мораль?


Согласно, религиозной точки зрения мораль была подарена людям Богом, через своих пророков, которые увидели Божественные откровения и донесли их людям. Например, в Исламе пророк Мухаммад изложил божественное откровение в Коране, а в христианстве пророк Моисей получил от Бога для людей 10 заповедей. Таким образом, сторонники этой точки зрения относят мораль к божественным началам.

Согласно природной точки зрения, моральные нормы являются естественными и появились самостоятельно в ходе эволюции человека, то есть чем больше человек развивался и познавал окружающий мир, тем больше появлялось правил, которых он должен был придерживаться.

Согласно социальной точки зрения, мораль возникла в процессе развития общества, для удовлетворения его нужд. То есть чем больше общество развивалось, тем больше оно придумывало различных норм, которыми можно было управлять отдельными людьми.

Опираясь на эти точки зрения, можно говорить о том, что мораль развивалась следующим образом.


С обычаями и традициями мы уже знакомы. Что же такое табу?

Табу – это религиозный запрет, налагаемый на действие человека.

Например, у первобытных людей нельзя было плохо относится к божествам, жрецам, старейшинам и вождям своего племени. За это первобытный человек мог быть строго наказан.

Постепенно такие запреты стали восприниматься как что должное и обыденное и переросли в традиции и обычаи, на основе которых и сформировались соответствующие моральные ценности и нормы.

Моральные ценности – это требования, которые предъявляет общество к поведению человека.

Моральные нормы – это образцы поведения, которые соответствуют моральным ценностям.

Следует понимать, что эти требования для каждого общества индивидуальны.

Например, при встрече христианского миссионера с одним из представителей одного из африканских племён произошёл такой диалог.


Как мы видим, данная норма поведения является, приемлемой в африканском племени, но не приемлема для нашего общества.

Признаками морали являются:

Всеобщность. В этом случае мораль оказывает влияние на все общество в целом.

Добровольность. Люди придерживаются норм морали добровольно, несмотря на то, что общество регламентирует определённые нормы и правила.

Принято выделять следующие категории морали:

Добро – это хорошие качества, которых придерживается человек или общество.

Долг – это сознательная необходимость человека придерживаться моральных норм.

Стыд – осознание человеком того, что он поступил неправильно.

Милосердие – это сострадание к людям.

Совесть – оценка человеком своих поступков, если они не были идеальными.

Честь – это внутреннее достоинство человека.

Исходя из этих особенностей, можно сформулировать следующие функции морали.


Оценочная. Данная функция проявляется в оценке поступков человека с точки зрения морали. Например, общество поощряет хорошие поступки и осуждает плохие.

Регулятивная. В данном случае мораль регулирует нормы поведения, принятые в обществе. Например, за определенные поступки наступает ответственность человека перед обществом, в том числе и юридическая.

Контролирующая. При помощи норм морали осуществляется контроль за поведением человека в обществе. Например, человека могут осудить за то, что он нецензурно выражается.

Интегрирующая. Мораль объединяет все нормы поведения людей в обществе. Например, правила приличия и этикет.

Воспитательная. С помощью морали происходит воспитание человека и его знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами. Например, первые моральные нормы прививаются нам родителями, которые объясняют, что хорошо, а что плохо. Что можно делать, а что нельзя.

Познавательная. Данная функция позволяет узнавать и оценивать, человеческие качества. Например, с точки зрения морали мы можем оценивать хороший человек или плохой.

Также принято различать светскую и религиозную мораль.

Светская мораль – отражает потребности человека в обществе, в основе которых лежит опыт прошлых поколений. Данный опыт будет являться отражением традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль – это правила поведения, которые сложились под воздействием религии. Например ислама или христианства.

К морали близки такие категории как духовность, альтруизм и гуманизм.

Духовность – это обращённость человека к высшим ценностям, то есть стремление приблизить свою жизнь к идеалу.


Альтруизм – это бескорыстные действия, направленные на благо другого человека.


Гуманизм – это представление о человеке, как высшей ценности общества. Ведь как говорит народная мудрость, насилие – закон для животных, а гуманизм – закон для людей.


Мораль играет огромную роль в жизни общества: она регулирует поведение человека в обществе, формирует личность, является ориентиром для самосовершенствования человека и обеспечивает сплочённость общества в различных обстоятельствах.

Мораль

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Определение: что такое мораль

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Стрекоза и муравей

Мораль это.

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

    Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;

Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

Нормы морали

Посадка дерева

С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

К основным нормам относятся:

Функции морали

Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

Функции морали

Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

  1. оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
  2. регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
  3. воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;
  4. функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
  5. функция интеграцииосуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.

Воспитание моральных качеств

Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Разбитая ваза

Как это происходит:

  1. через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  2. нравоучения (лекции и наставления);
  3. литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
  4. добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  5. формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Конечно, ещё с детства мы узнаём слово мораль из басен дедушки Крылова. А в школе учителя закрепляют это понятие в головах учеников.

С одной стороны, вроде всё идёт правильно в этом направлении. Только вот непонятно, отчего тогда взрослые люди не соблюдают устоявшиеся моральные каноны, если им вбивали с малых лет, что мораль главенствует в жизни и нельзя нарушать её, так как тем самым затронешь не только личное право других людей на нормальное существование, но и нанесёшь государству моральный урон, ударив по престижу. Допустим, пьяные туристы ведут себя неподобающим образом заграницей. О них пишут в газетах, показывают по телевизору и судят, как о всём народе по их поведению.

С другой стороны, если не работают моральные правила, так как хотелось бы, значит в этом кроется какая-то другая причина, не подпадающая под озвученные в статье функции? Так в чём же дело и кто виноват.

Думаю, нужно не только спрашивать с учителей в школе за моральное воспитание своих подопечных, но и с родителей. Достаточно ввести в уголовный кодекс соответствующие статьи. А именно, нужно сажать за решётку на несколько лет матерей или отцов, чьи дети совершают аморальные поступки. Только тогда проблема соблюдения моральных норм в обществе будет решена.

Мораль — это то, чего в нынешние времена очень не хватает, многие люди начисто лишены морали.

И что самое интересно — начисто лишенные морали очень любят ее навязывать другим. И это не только к людям относится — к странам тоже.

Лишенный любой морали Запад указывает странам-жертвам (с высокой моралью), как им нужно жить, что почитать, что отрицать, что делать, чтобы угодить Западу. Если не слушают — насождают все это силой, хитрость, подлостью.

Читайте также: