Какие тенденции преобладали в искусстве тоталитарных государств кратко

Обновлено: 07.07.2024

Экспозиция включает два основных раздела, отражающих двуличие времени: образцы официального соцреалистического искусства и произведения мастеров, занимавшихся формальными поисками. Особое место отведено лагерной графике репрессированных художников.

В Советском Союзе, где единственным заказчиком произведений искусства выступало государство, художники, занимавшиеся формальными поисками, не получали официального признания, не могли свободно показывать свои работы. Многие из них были репрессированы и отбывали срок в лагерях (М. Соколов, В. Юстицкий, Ю. Юркун, Н. Лекаренко), некоторые — расстреляны (А. Древин). В 1939 году в лагере написан полный трагизма автопортрет В. Юстицкого. Глубокий, пронзительный взгляд художника передает несгибаемую силу духа, создавая монументальный образ человека, противостоящего системе. Работы М. Соколова, выполненные в ГУЛАГе, — крошечные пейзажи, написанные спичкой, обмакнутой в чернила и разведенный зубной порошок, — показывают, какого предела минимализма мог достичь художник, решивший не участвовать в построении пропагандистской машины власти. Избранный путь позволил ему прожить свою собственную, а не навязанную извне жизнь.

Тоталитаризм – означает всеобщий контроль. Государство пытается контролировать все сферы жизни, залазит даже в постель. Не удивительно, что искусство становится одним из первых объектов всеобщего контроля. Роль искусства в управлении обществом прекрасно понимали и Ленин и Сталин, но именно при последнем тоталитарное искусство расцветает пышным цветом. В предыдущие эпохи государству еще никогда не удавалось так подчинить себе буквально все сферы жизни.

Советский Союз, гитлеровская Германия были тоталитарными государствами с господствующей идеологией. В таких государствах все сферы жизни подчиняются господствующей идеи.




Нельзя сказать, что до этого государство не использовало искусство для своих целей. Еще во времена Древнего Египта мы видим прославления фараонов, отображение их подвигов в произведениях изобразительного искусства. Но никогда раньше государство не контролировало искусство полностью. До этого не додумались даже фараоны и древнеримские императоры.

Наибольший расцвет искусства тоталитаризма приходится на период правления самых кровавых диктаторов в истории человечества, Сталина и Гитлера. Это тридцатые годы прошлого века. Ветвь тоталитарного искусства, которая зародилась в СССР, получила название социалистический реализм.




В чем главное различие между соцреализмом и другими методами искусства. Произведения искусства могут быть наполнены идеологией, но здесь само искусство отходит на второй план. Практически любое его произведение становится оружием идеологии. Это касается не только живописи, вспомните фильмы той эпохи.




Он отмечал, что тоталитарное государство формирует сходные модели управления. Как пример он приводит две, казалось бы, враждебные идеологии, коммунизм и фашизм, которые при этом создали очень похожие по наполнению стили тоталитарной культуры.

Соцреализм прямолинейно, не завуалировано использует пропагандистскую машину. Его главная задача – создать светлый образ, увести общество от суровой действительности в светлую сказочную страну, создать позитивное настроение, вдохновить на новые подвиги. Вспомните фильмы той времени, какое они создают радужное, приподнятое настроение.




Главной темой соцреализма является вождь. Художники старались отобразить в портретах правителей той эпохи идеальные качества героев. Нужно признаться, что им это удавалось. Вспомните портреты Ленина, его добрый, проницательный взгляд или величественные изображения Сталина, глядя на которые понимаешь, вот он – герой.

Второй по значимости ипостасью после вождя являлся герой, человек, совершивший подвиг во благо советской отчизны, по этой причине являющиеся примером для подражания.

Существовало несколько типичных сцен отображения вождей:

  • вождь - вдохновитель – героический образ, вдохновляющий на победы;
  • вождь - человек – иногда вождь отображался в простых житейских сценах, особенно были востребованы сюжеты, на которых вождь изображался среди детей. Такой сюжет является беспроигрышным, это может подтвердить любой рекламист.



Несмотря на свою пропагандистскую направленность, большинство картин соцреализма являются настоящими произведениями искусства, а некоторые даже шедеврами.

Используя их в интерьере, удастся создать особый стиль, уводящий в детство, наполненный уверенностью в светлом, радостном будущем.


Подлинное искусство свободно, гений подвластен только своему дару, истинное творчество не поместить ни в какие рамки… Всё это – прописные истины. Но есть и другие, например: советское общество было более творческим и плодотворным, чем современное. В тоталитарное время рождались гении и по-настоящему свободные произведения искусства. Вопреки или благодаря? И почему сегодня при относительной свободе такой дефицит творчества? Далее слово предоставляется эксперту.

Из какого сора


Фёдор Решетников. Опять двойка. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отсутствие больших серьёзных тем, конечно, связано с внешним тоталитаризмом, но далеко не только с ним. Корни глубже. Эту проблему хочется потрогать немного, снять с неё не только банальность, но и псевдо-остроту, которая порождает бурные страсти, а в результате только уводит от разговоров и об искусстве, и о тоталитаризме.

Гении рождаются в любую эпоху, даже в самую деспотичную. Но можно ли сказать, что одно с другим прямо связано? Нет. В благополучные относительно эпохи они тоже рождаются – например, в Италии эпохи Ренессанса.

Искусство свободно. Оно имеет корни непонятно где. А гении, как и искусство, рождаются непонятно от чего.


Александр Копировский – искусствовед, кандидат педагогических наук, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института

Сквозь асфальт

Для того чтобы уйти от ига, не обязательны протестные сюжеты, лозунги. Как известно, антисоветский – это зачастую тоже советский, только с обратным знаком. Художник должен видеть глубже.

Ещё надо помнить, что любой художник может быть человеком не очень хорошим, сильно ошибаться, грешить. Он сам может даже иметь тоталитарное сознание в какой-то период. Но если это его постоянное состояние, он ничего не создаст: тоталитаризм в сознании обязательно ищет себе проявления, и это противоречит искусству.

По жизни художник может быть слабым, но внутри у него есть какая-то штука, которая больше его самого, и согнуть, сломать её без его собственной воли на это нельзя. Вот из чего творчество растёт. И поэтому оно прорастёт сквозь любой асфальт.


Фото: pixabay

Хрупкое вещество

Да, многим кажется, что при социализме было лучше. И это не отрегулируешь, не скажешь: ну что вы, с ума сошли? Нужно бы просто показать, явить что-то лучшее. Но оно не является.

Почему? С одной стороны, страна ещё не отошла от шока: количество пролитой крови в XX веке, причём не только в войнах, но и между ними, превышает всё, что было до этого. На такой почве что может родиться? С другой стороны, наступила новая эпоха, новый тоталитаризм, при котором расцветает потребительство. И это страшный удар по искусству.

Сегодня мы задыхаемся без настоящего искусства. Но не надо ждать следующей эпохи, надо что-то делать сейчас.

Искусство не может сделать человека и общество свободным. Прежде нужно искусство сделать свободным, а для этого общество должно стать свободным.

Да и зачем сидеть в углу? Наоборот: выйди, не бойся, противостань всему нетворческому, нехудожественному. Пусть больше будет живых кругов, кружков, сфер, площадок, на которых можно поговорить открыто, не боясь разномыслия (бояться нужно безмыслия!), но и не провоцируя конфликт, – тогда может что-то родиться.

Любой человек – носитель дара творчества, кто-то – больше, кто-то – меньше. Но творческое зерно всё равно сидит в нём, потому что он сам – творение Божье, Его образ, а в потенции – Его подобие.


Фото: pixabay

Время мира

На площадке мы ограничимся только одним периодом – советским, но проявления тоталитаризма есть везде. И не обязательно только в носителях власти – в отношениях внутри даже очень тёплого сообщества могут быть тоталитарные тенденции, да и каждый человек в себе может усмотреть их проявления.

Может ли вообще искусство быть в тоталитарном обществе? Ведь искусство предполагает некое творческое прозрение, которому тоталитаризм, очевидно, ставит по меньшей мере преграды, а то и глухую стенку. Но нередко общество, которое устроено по тоталитарному принципу, вдруг оказывается довольно приличным по отношению к среднему человеку, вполне устраивает этого среднего человека: хлеб есть, колбаса есть. И искусство есть. Но какое оно?

Книга третья. Драма патриотизма в России. 1825 - 1914




Вести Нацбеста: Moskow Never Sleeps, или Сушите вёсла, мы едем в Подмосковие!



Э. Гурвич. Про дерзкие параллели, про судьбу Сноба, ну, и про нас, эмигрантов

Читайте также: