Какие технологии дифференцированного обучения и воспитания существуют в школе

Обновлено: 04.07.2024

Дифференцированное обучение — что из себя представляет

Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.

Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Учащиеся группируются по выделенным признакам, и учитель применяет различные формы и методы в каждой группе. Отбор методов, форм и средств работы должен быть эффективен для учащихся всех групп. Учитель выбирает наиболее востребованные технологии обучения, ориентированные на личность учащегося.

Цель обучения: создать оптимальные условия и благоприятную обстановку для того, чтобы выявить задатки и развить имеющиеся интересы и способности учащихся.

Для этого необходимо определить для каждого учащегося целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы на уроке и материал для домашнего задания и контроля, принимая во внимание уровень подготовки, развитие мышления и познавательный интерес к предмету. Исходя из диагностики и анализа учитель ставит конкретные задачи для достижения эффективного результата.

Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:

  1. Учет индивидуально-типологических особенностей личности: интересов, психофизиологических особенностей, профессиональной ориентации, способностей, уровня обученности. Неразвитые способности учитываются и развиваются до необходимого уровня.
  2. Деление на группы. При разделении на группы учитель учитывает уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности. Группирование может быть четким и нечетким. При нечетком делении учащиеся имеют возможность свободно перемещаться из группы в группу.
  3. Различное построение процесса обучения в выделенных группах. Обучение должно быть адаптировано к особенностям и уровню различных групп. Обучение должно постоянно подвергаться изменениям. Это необходимо для мотивации учащихся.

Дифференциация в обучении является частью общей дидактической системы и обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.

Особенности дифференцированного подхода, плюсы и минусы

Актуальность дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание обучения для учащихся разного уровня развития. Это особенно важно в условиях современной школы и классно-урочной системы.

Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:

  1. Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анкеты, тестирование, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
  2. Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
  3. Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
  4. Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
  5. На этапе проверки и оценки знаний определяется уровень усвоения материала каждого учащегося. После этого учащийся может покинуть группу и присоединиться к другой.

К плюсам такого подхода можно отнести:

  • создание образа познавательных возможностей учащегося;
  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • вариативность учебного материала для групп с разным уровнем развития;
  • вариативность учебно-познавательной деятельности;
  • ориентирование на адаптацию и развитие ученика;
  • обучение в индивидуальном темпе;
  • поддержание и повышение мотивации;
  • повышение мотивации сильных учащихся, которые могут осваивать материал на более глубоком уровне;
  • создание ситуации успеха для слабых учеников;
  • избегание ситуации неуспеха;
  • создание максимально комфортного учебного процесса.

К недостаткам такого подхода относят:

  • длительность этапа изучения индивидуальных особенностей;
  • необходимость работать совместно в группе может не нравиться некоторым ученикам;
  • отсутствие элемента соревнования может замедлять развитие учащихся;
  • слабые ученики не могут получить помощь от более сильных;
  • возникновение эгоистического комплекса и чувства превосходства у сильных учащихся;
  • снижение уровня самооценки у слабых учащихся;
  • сложность в применении функций подхода на каждом этапе урока в условиях классно-урочной системы;
  • деление на группы часто считается негуманным, учащиеся могут чувствовать себя ущемленными;
  • диагностика при делении может быть ошибочна и распределение ребенка в группу может быть неверным.

Плюсы дифференцированного подхода относят к педагогической сфере, а минусы касаются социальной сферы.

Несмотря на недостатки, дифференцированный подход имеет больше положительных отзывов со стороны учителей, учащихся и их родителей.

При этом нужно быть предельно аккуратным при оценке способностей и возможностей ребенка. Разделение может быть нечетким, и состав групп может периодически меняться. Правильно и целесообразно построенный процесс обучения приносит положительные и качественные результаты образования.

Виды дифференцированного обучения, с какой целью используются

Дифференцированное обучение имеет разные формы организации, используются различные средства и методы, применяется на разных уровнях обучения. Обычно выделяют два вида дифференциации:

  • внутренняя или дифференциация без стабильных групп;
  • внешняя или дифференциация со стабильными группами.

Концепция внешней дифференциации основана на исходных познавательных интересах учащихся, их образовательных потребностях и способностях к определенному виду деятельности. Дифференциация может проходить на основании самоопределения, рекомендаций и психологической диагностики.

Цель внешней дифференциации: создание особых групп, классов, школ для развития интересов, способностей ребенка для дальнейшей профессиональной деятельности. Предполагается использование особых программ и учебников.

При таком типе разделение возможно в нескольких формах:

Пример: школьные классы, возрастные параллели.

Пример: мужские и женские классы, школы, команды.

Пример: гуманитарные, математические классы, школы.

Пример: школы для одаренных детей, школа олимпийского резерва.

Пример: физкультурные группы, школы для детей с ослабленным слухом, зрением.

По организационному принципу при внешней дифференциации выделяют следующие формы:

Пример: гимназии, лицеи, коррекционные школы.

Пример: профильные классы.

Пример: факультативы, разновозрастные сборные.

Внутренняя дифференциация также называется внутриклассной. Разделение происходит в одном коллективе по уровню интеллектуального развития с учетом индивидуальных характеристик и возрастных особенностей.

Цель внутренней дифференциации: создать и в дальнейшем поддерживать и развивать оптимальные и благоприятные условия для учащегося, развивать его потенциальные способности и индивидуальности, содействовать учебному прогрессу каждого учащегося, предупредить отставание и неуспеваемость. Обучение ведут в обычных группах, по одним программам и учебникам.

Внутреннее разделение основано на следующих принципах:

  • неодинаковое усвоение учащимися информации;
  • усвоение информации некоторыми учениками может быть неэффективным;
  • своевременное выявление причин неэффективного усвоения;
  • дальнейшее разделение учащихся по выявленным причинам отставания, которые являются основанием для дифференциации.

Внутренняя дифференциация может осуществляться по следующим признакам:

  • по возрастным возможностям;
  • по степени обученности;
  • по характеру познавательной деятельности;
  • по характеру нейропсихологических особенностей.

Внутренняя дифференциация основывается на одном из следующих принципов:

  • дифференцированная форма предполагает применение форм и методов обучения, индивидуальных для каждого, но приводящих к одинаковому уровню овладения программой;
  • уровневая дифференциация предполагает обучение по одной программе, но учащиеся имеют возможность осваивать программу на разных уровнях (не ниже обязательных требований).

Ведущие формы работы при внутренней дифференциации: групповая и индивидуальная. Выделение групп часто гибкое и подвижное с применением интегративных методов.

Особый вид разделения – это отдельная дифференциальная группа. Дифференциальная группа может иметь формы разделения:

  • по целям обучения;
  • по содержанию обучения;
  • по методам и технологиям;
  • по уровню обучения;
  • по темпу обучения.

При любом виде и форме дифференцированного обучения необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности детей и возрастную ступень. Разделение может происходить на разных этапах: поступление в школу, переход в среднюю и старшую школу. В чистом виде определенный вид или форма встречается редко.

Основные трудности для учителя и ученика

Технологии, методы и формы работы при дифференцированном обучении имеют не только достоинства, но и недостатки. Учитель и обучающиеся могут сталкиваться с проблемами и трудностями.

Трудности для учащихся:

  • снижение самооценки у слабых учеников;
  • сложности в развитии коммуникативных компетенций при частой работе в группах;
  • при переходе из группы в группу могут возникнуть проблемы в сфере психологии, учащийся вынужден выстраивать новые взаимоотношения в коллективе;
  • при длительном нахождении в одной группе может появиться чувство исключительности;
  • учащийся может быть не согласен со своим определением в группу, испытывать чувство несправедливости, соответственно снижается мотивация.

Трудности для учителя:

  • необходимость постоянной диагностики способностей учащихся;
  • необходимость тщательного и подробного изучения теории, чтобы избежать ошибок и достичь оптимального результата;
  • отсутствие дидактического материала;
  • требуется много времени на разработку разноуровневых заданий;
  • невозможность применять подход на всех этапах учебного процесса в условиях классно-урочной системы (например, объяснение нового материала происходит для всех учащихся);
  • проблемы с выбором оптимальной формы для применения.

Вывод:

дифференцированный подход — один из эффективных способов организации учебного процесса в современной школе с учетом индивидуальных особенностей детей.

Он обеспечивает усвоение стандартной программы всеми учащимися, при этом сильные учащиеся имеют возможность развивать свои познавательные способности. Качественная диагностика и постоянный мониторинг результатов помогают избегать проблем и трудностей. Процесс обучения приближен к потребностям, возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов :

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации :

- по уровню развития памяти

- по уровню умственного развития

- по темпам работы

- по уровню самостоятельности в процессе познания

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения :

- создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

- формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

- при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет :

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии :

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Технология дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных учеников.

• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

• Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

• Отсутствие дидактических материалов.

• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

• составление алгоритма действий,

• анализ опорной схемы,

• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

• Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

• Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

• Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология дифференцированного обучения и воспитания.

Обезличенность сродни насилию:

то и другое разрушает человека,

делает его несчастным,

мешает быть успешным.

Мировоззренческой базой объективного подхода является отношение к человеку как объекту, чем вызвано и упрощенное отношение к самой дифференциации: отождествление сущности дифференциации с ее следствием (деление детей на группы сильных и слабых). При этом деление на группы приобретает уродливый характер:

негуманный (деление детей на сильных и слабых, что способствует формированию у них серьезных, глубоких комплексов: комплекса элитарности как проявления завышенной самооценки и комплекса неполноценности как следствия заниженной самооценки);

поверхностный (причины отставания, слабого усвоения учащимися, воспитанниками информации не исследуются, а выводы делаются только по факту отставания);

противоестественный (разделение детей на два вида – сильный и слабых – слишком примитивная, упрощенная классификация, поскольку в реальности в чистом виде нет ни тех, ни других). С диалектической точки зрения, в каждом человеке есть и плюсы, и минусы одновременно.

Мировоззренческой основой субъектного подхода к дифференциации является отношение к человеку как субъекту. Субъектный подход основывается на понимании сущности дифференцированного обучения и воспитания, которая должна состоять в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности :

Могли эффективно усваивать на уроке или занятии учебную информацию.

Смогли грамотно, с наименьшим количеством ошибок, осуществить профессиональное самоопределение.

В связи, с чем можно выделить два вида дифференциации:

1. Внешняя дифференциация (профилизация).

2. Внутренняя дифференциация.

В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации – создать условия для осознанного профессионального самоопределения. Согласно существующим документам внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа:

- профильное обучение (10/11 классы).

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебн6ой информации в течение урока.

Внутренняя дифференциация основывается на ряде методологических положений:

неодинаковость усвоения информации - это естественное явление, поскольку все дети разные;

усвоение информации бывает эффективным и неэффективным;

необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации;

неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся, воспитанников;

дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные или слабые), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия);

причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации;

деление на группы – это следствие дифференциации по причинам отставания.

Качество усвоения детьми учебного материала и результативность обучения напрямую зависят от того, учитывает ли педагог психологические, психофизиологические особенности учащихся, воспитанников при подготовке и проведении урока. И как следствие, варьирует ли средства подачи материала, чтобы его в равной мере хорошо воспринимали самые разные дети, дает ли разноуровневые домашние задания, оказывает ли индивидуальную помощь детям в процессе самостоятельной работы, отслеживает ли реакции учащихся на выдаваемую информацию и своевременно ли откликается на ту или иную реакцию и т.д.

Дифференцированный подход к детям без отклонений должен представлять собой следующую последовательность действий:

- педагог изучает психологические и психофизиологические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования;

- педагог мысленно объединяет учащихся по определенным основаниям (например, по психосоматическим типам, каналам восприятия, уровням понимания);

- педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке или занятии с учетом выявленных оснований дифференциации.

Важно подчеркнуть, что субъективный подход к дифференциации радикально изменяет направленность педагогического процесса: уроки или занятия проводит уже не только ради выполнения программы и собственной самореализации, а главным образом, для и ради учащихся, воспитанников. Создаются условия для более глубокого понимания учебного материала, устанавливаются конструктивные отношения между педагогом и детьми, актуализируется развивающая, здоровьесберегающая направленность педагогического процесса.

Технология дифференцированного обучения эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:

с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания (изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к развитию);

с технологией проблемного обучения и воспитания (проблемный урок может быть по-настоящему результативен, если он разрабатывается на конкретный класс, а для этого педагогу необходимо знать особенности класса);

с технологией рефлексивного обучения (для каждого класса продумываются свои виды, формы и приемы рефлексии);

с технологией эффективной речевой деятельности (для убеждения, увлечения, побуждения учащихся должны использоваться разнообразные словесные формулы, так как все дети разные).


Виды домашних заданий в условиях дифференциации

Обязательный минимум (по силам любому ученику).

Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).

Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой).

Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.

Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.


Особое домашнее задание

В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вызов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д

Литература по теме:

Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.

Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.

Дифференциация

Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием. Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.

Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

Что такое дифференцированный подход?

Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

Что такое дифференцированное обучение?

Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.

При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.

По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:

  • значимость типологических и индивидуальных особенностей для обучения;
  • выявление и учет особенностей в общеобразовательном заведении;
  • распределение среди детей.

Основываясь на этом, должны быть исключены:

  • особенности функционирования внутренних органов;
  • конституционные особенности личности;
  • состояние здоровья;
  • задатки способностей при отсутствии необходимой аппаратуры для их выявления;
  • особенности нервной системы;
  • половые различия и возраст;
  • темпераменты;
  • дефекты физического здоровья.

Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:

  • интересов;
  • психофизиологических особенностей;
  • профессиональных ориентаций;
  • религиозных принадлежностей;
  • способностей;
  • этнокультурных особенностей;
  • обученности.

Виды дифференциации

На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.

Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.

Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:

Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.

Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.

В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:

Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.

Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.

Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.

Читайте также: