Какие течения существовали в западноевропейской литературе xix в кратко

Обновлено: 05.07.2024

XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789–1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796–1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815–1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811–1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830–1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Литература

  1. Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
  2. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
  5. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Развитие литературы и искусства в Западной Европе в ХIХ веке проходило под знаком борьбы и последовательной смены трех основных направлений:

1) классицизма (направление в литературе и искусстве Западной Европы ХVII-ХVIII веков, характерной особенностью которого является подражание античным - древнегреческим и древнеримским - формам.)

2) романтизма (идейное и художественное течение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв., характерными чертами которого являлись индивидуализм, идеализация прошлого (главным образом, средневековья), мистицизм. Для романтизма характерны неприятие современной ему действительности, критика капиталистических порядков, попрание прав личности, ограниченность духовной культуры и быта. Разоблачение уродства и прозаичности буржуазного миропорядка было неразрывно связано у романтиков с поисками новых идеалов, которые имели иллюзорный, утопический характер.

Самими выдающимися представителями романтизма в литературе были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876).

В изобразительном искусстве художниками-романтиками являлись Гойя (предвосхитил романтизм) – Испания; Д. Тернер (фантастические пейзажи) и Констебл – Англия; Т. Жерико, Э. Делакруа О. Домье – во Франции.

Музыку романтизм выдвигал на первое место среди видов искусства за ее способность глубоко и непосредственно раскрывать человеческие переживания. Романтизм повысил роль лирических жанровв музыке (романс, инструментальная миниатюра). Композиторы- романтики - это Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман, молодой Вагнер (германия); во Франции – Берлиоз; в Италии – Паганини, Россини, Беллини; в Венгрии – Лист; в Польше – Шопен и т. д.

В театре романтизм создал новую школу игры, основанную на воображении, чувстве, утвердил новый тип героя – сильной личности, живущей мечтой о справедливости и свободе, ввел в спектакль живую эмоциональную речь, стремительный жест, потребовал исторической и бытовой оправданности декораций, костюмов, массовых сцен.

Реализм – (от лат. realis- вещественный) – такое направление в литературе и искусстве, которое заключается в правдивом отражении реальной действительности, ее глубокого существенного содержания.

Своего расцвета реализм достиг в ХIХ веке. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в системе видов искусств – литература начинает занимать ведущее место, а ее главным жанром становится роман.

Нельзя не упомянуть также других выдающихся деятелейфранцузской литературы – Стендаля (1783-1842), П. Мериме (1803-1870), Г. де Мопассана (1850-1893), братьев Гонкур, поэта Бодлера и многих других.

В изобразительном искусстве завоевания реализма ХIХ века связаны с Курбе, Коро, Милле, Манэ, Ренуаром, Дега.

В музыкальном творчестве достижения реализма ХIХ века представлены Гуно, Бизе, Берлиозом (Франция), в итальянской музыке всемирную славу завоевал Верди.

Таким образом, западноевропейская культура ХIХ века внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и оказала огромное влияние на украинскую культуру.




ЛЕКЦИЯ

Тема: КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

ПЛАН

Развитие литературы и искусства в Западной Европе в ХIХ веке проходило под знаком борьбы и последовательной смены трех основных направлений:

1) классицизма (направление в литературе и искусстве Западной Европы ХVII-ХVIII веков, характерной особенностью которого является подражание античным - древнегреческим и древнеримским - формам.)

2) романтизма (идейное и художественное течение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв., характерными чертами которого являлись индивидуализм, идеализация прошлого (главным образом, средневековья), мистицизм. Для романтизма характерны неприятие современной ему действительности, критика капиталистических порядков, попрание прав личности, ограниченность духовной культуры и быта. Разоблачение уродства и прозаичности буржуазного миропорядка было неразрывно связано у романтиков с поисками новых идеалов, которые имели иллюзорный, утопический характер.

Самими выдающимися представителями романтизма в литературе были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876).

В изобразительном искусстве художниками-романтиками являлись Гойя (предвосхитил романтизм) – Испания; Д. Тернер (фантастические пейзажи) и Констебл – Англия; Т. Жерико, Э. Делакруа О. Домье – во Франции.

Музыку романтизм выдвигал на первое место среди видов искусства за ее способность глубоко и непосредственно раскрывать человеческие переживания. Романтизм повысил роль лирических жанровв музыке (романс, инструментальная миниатюра). Композиторы- романтики - это Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман, молодой Вагнер (германия); во Франции – Берлиоз; в Италии – Паганини, Россини, Беллини; в Венгрии – Лист; в Польше – Шопен и т. д.

В театре романтизм создал новую школу игры, основанную на воображении, чувстве, утвердил новый тип героя – сильной личности, живущей мечтой о справедливости и свободе, ввел в спектакль живую эмоциональную речь, стремительный жест, потребовал исторической и бытовой оправданности декораций, костюмов, массовых сцен.

Реализм – (от лат. realis- вещественный) – такое направление в литературе и искусстве, которое заключается в правдивом отражении реальной действительности, ее глубокого существенного содержания.

Своего расцвета реализм достиг в ХIХ веке. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в системе видов искусств – литература начинает занимать ведущее место, а ее главным жанром становится роман.

Нельзя не упомянуть также других выдающихся деятелейфранцузской литературы – Стендаля (1783-1842), П. Мериме (1803-1870), Г. де Мопассана (1850-1893), братьев Гонкур, поэта Бодлера и многих других.

В изобразительном искусстве завоевания реализма ХIХ века связаны с Курбе, Коро, Милле, Манэ, Ренуаром, Дега.

В музыкальном творчестве достижения реализма ХIХ века представлены Гуно, Бизе, Берлиозом (Франция), в итальянской музыке всемирную славу завоевал Верди.

Таким образом, западноевропейская культура ХIХ века внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и оказала огромное влияние на украинскую культуру.

ХIХ век – важнейший период в становлении творческого романтизма, реализма. Ключевым толчком к освоению новых направленностей для талантливых живописцев, литераторов стала Великая Французская революция. Она стартовала в 1789 году. В истории событие причисляют к наиболее масштабным буржуазным восстаниям, коснувшимся различных стран мира.

Люди столкнулись с серьезными политическими, экономическими потрясениями. Половина европейской карты подверглась переделу. В формировании исторического хода событий лидирующие позиции занимала Франция.

Держава активно развивалась в социальном, политическом, культурном плане. Передовое место в сфере урбанизации, индустриализации принадлежало Англии. Британская империя полностью охватила мировой рынок. Каждый художник 19 века создавал определенный образ красоты, счастья, господства.

В центре внимания – реалистичные, романтичные произведения. Картина приобретала новый смысл, делая человека основой творчества. Музыка наполнялась чувственными мотивами, композиции показывали противопоставление людей окружающему миру.

Зарубежная литература первой половины 19 века – романтизм

Зарубежное искусство 19 века базируется на постулатах реалистичности, романтики. Французский импрессионист Дега в своих картинах максимально четко передает настроения современного общества. Это сопоставление красивой жизни, трудных будней и тяжелого труда. От его работ веяло романтичной реалистичностью, естественностью.

Зарубежная литература первой половины 19 века

Романтика появилась в девяностых годах 18 столетия. Это творческое направление, сопровождающее формирование капиталистического общества, развал феодального строя, кризис, неопределенность. Обзор зарубежной литературы 19 века указывает на некоторые особенности творчества:

  • Спор с рациональными взглядами. Писатели опровергают простоту жизни, позиционируя ее как нечто сложное, недоступное логике, разуму;
  • Преобладание эмоционального взгляда. Главное в существовании человека – его эмоции, чувства. Они должны руководить действиями, поступками;
  • Первые проявления идеализма, материализма, просветительства. Для идеалистов свойственно максимально приукрашивать весь мир, добавлять ярких красок, чувственности. Материализм иногда переплетается с романтизмом, мистикой;
  • Мистическая литература 19 века в Европе. Направление занимало особую позицию в творческом мире. Произведение, картина наполнялись потусторонними, сверхъестественными мотивами. Обсуждались предсказания, гадания, влияние мистики на повседневную жизнь;
  • Раздвоение миров. Характерно для романтизма. Писатель описывает сразу два мира. Один может являться жестоким, непонятным герою. Другой мир – желаемая реальность, существующая в голове персонажа;
  • Элементы фатализма. В 19 веке впервые было представлено творчество со стороны фаталистического, мистического отношения к понятию судьбы, жизни, предопределения.

Зарубежная литература 19 века – кратко о реализме

Крупнейшее стилистическое направление в творчестве девятнадцатого века – реализм. Творцы отражали человеческую жизнь максимально прагматично, реалистично. Особенности зарубежной литературы 19 века в реалистичном стиле:

  • Прямая передача реальности;
  • Отсутствие искажения;
  • Стремление к передаче точного видения жизни;
  • Целостность отражения собственного взгляда.

Элементы реализма можно найти в фольклорных произведениях Средневековья, в работах древних творцов. XIX век выделил направление как форму целостного отношения к миру. Она передавалась художниками, поэтами, музыкантами.

Деятели культуры 19 века в Европе – искусство, литература

Среди выдающихся культурных деятелей 19 века зарубежное искусство выделяет:

●Сентиментализм − Во второй половине XVIII в. в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность). Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления. Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце.

●Романтизм − направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических).

●Реализм − Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них.

Читайте также: