Какие течения существовали в западноевропейской литературе xix в кратко
Обновлено: 05.07.2024
XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789–1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.
XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796–1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815–1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).
Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811–1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830–1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).
Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.
Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.
В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.
ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.
Литература
- Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
- Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
- Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
- Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
- Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.
Развитие литературы и искусства в Западной Европе в ХIХ веке проходило под знаком борьбы и последовательной смены трех основных направлений:
1) классицизма (направление в литературе и искусстве Западной Европы ХVII-ХVIII веков, характерной особенностью которого является подражание античным - древнегреческим и древнеримским - формам.)
2) романтизма (идейное и художественное течение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв., характерными чертами которого являлись индивидуализм, идеализация прошлого (главным образом, средневековья), мистицизм. Для романтизма характерны неприятие современной ему действительности, критика капиталистических порядков, попрание прав личности, ограниченность духовной культуры и быта. Разоблачение уродства и прозаичности буржуазного миропорядка было неразрывно связано у романтиков с поисками новых идеалов, которые имели иллюзорный, утопический характер.
Самими выдающимися представителями романтизма в литературе были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876).
В изобразительном искусстве художниками-романтиками являлись Гойя (предвосхитил романтизм) – Испания; Д. Тернер (фантастические пейзажи) и Констебл – Англия; Т. Жерико, Э. Делакруа О. Домье – во Франции.
Музыку романтизм выдвигал на первое место среди видов искусства за ее способность глубоко и непосредственно раскрывать человеческие переживания. Романтизм повысил роль лирических жанровв музыке (романс, инструментальная миниатюра). Композиторы- романтики - это Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман, молодой Вагнер (германия); во Франции – Берлиоз; в Италии – Паганини, Россини, Беллини; в Венгрии – Лист; в Польше – Шопен и т. д.
В театре романтизм создал новую школу игры, основанную на воображении, чувстве, утвердил новый тип героя – сильной личности, живущей мечтой о справедливости и свободе, ввел в спектакль живую эмоциональную речь, стремительный жест, потребовал исторической и бытовой оправданности декораций, костюмов, массовых сцен.
Реализм – (от лат. realis- вещественный) – такое направление в литературе и искусстве, которое заключается в правдивом отражении реальной действительности, ее глубокого существенного содержания.
Своего расцвета реализм достиг в ХIХ веке. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в системе видов искусств – литература начинает занимать ведущее место, а ее главным жанром становится роман.
Нельзя не упомянуть также других выдающихся деятелейфранцузской литературы – Стендаля (1783-1842), П. Мериме (1803-1870), Г. де Мопассана (1850-1893), братьев Гонкур, поэта Бодлера и многих других.
В изобразительном искусстве завоевания реализма ХIХ века связаны с Курбе, Коро, Милле, Манэ, Ренуаром, Дега.
В музыкальном творчестве достижения реализма ХIХ века представлены Гуно, Бизе, Берлиозом (Франция), в итальянской музыке всемирную славу завоевал Верди.
Таким образом, западноевропейская культура ХIХ века внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и оказала огромное влияние на украинскую культуру.
ЛЕКЦИЯ
Тема: КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
ПЛАН
Развитие литературы и искусства в Западной Европе в ХIХ веке проходило под знаком борьбы и последовательной смены трех основных направлений:
1) классицизма (направление в литературе и искусстве Западной Европы ХVII-ХVIII веков, характерной особенностью которого является подражание античным - древнегреческим и древнеримским - формам.)
2) романтизма (идейное и художественное течение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв., характерными чертами которого являлись индивидуализм, идеализация прошлого (главным образом, средневековья), мистицизм. Для романтизма характерны неприятие современной ему действительности, критика капиталистических порядков, попрание прав личности, ограниченность духовной культуры и быта. Разоблачение уродства и прозаичности буржуазного миропорядка было неразрывно связано у романтиков с поисками новых идеалов, которые имели иллюзорный, утопический характер.
Самими выдающимися представителями романтизма в литературе были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876).
В изобразительном искусстве художниками-романтиками являлись Гойя (предвосхитил романтизм) – Испания; Д. Тернер (фантастические пейзажи) и Констебл – Англия; Т. Жерико, Э. Делакруа О. Домье – во Франции.
Музыку романтизм выдвигал на первое место среди видов искусства за ее способность глубоко и непосредственно раскрывать человеческие переживания. Романтизм повысил роль лирических жанровв музыке (романс, инструментальная миниатюра). Композиторы- романтики - это Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман, молодой Вагнер (германия); во Франции – Берлиоз; в Италии – Паганини, Россини, Беллини; в Венгрии – Лист; в Польше – Шопен и т. д.
В театре романтизм создал новую школу игры, основанную на воображении, чувстве, утвердил новый тип героя – сильной личности, живущей мечтой о справедливости и свободе, ввел в спектакль живую эмоциональную речь, стремительный жест, потребовал исторической и бытовой оправданности декораций, костюмов, массовых сцен.
Реализм – (от лат. realis- вещественный) – такое направление в литературе и искусстве, которое заключается в правдивом отражении реальной действительности, ее глубокого существенного содержания.
Своего расцвета реализм достиг в ХIХ веке. Характерной особенностью этой эпохи стало то, что в системе видов искусств – литература начинает занимать ведущее место, а ее главным жанром становится роман.
Нельзя не упомянуть также других выдающихся деятелейфранцузской литературы – Стендаля (1783-1842), П. Мериме (1803-1870), Г. де Мопассана (1850-1893), братьев Гонкур, поэта Бодлера и многих других.
В изобразительном искусстве завоевания реализма ХIХ века связаны с Курбе, Коро, Милле, Манэ, Ренуаром, Дега.
В музыкальном творчестве достижения реализма ХIХ века представлены Гуно, Бизе, Берлиозом (Франция), в итальянской музыке всемирную славу завоевал Верди.
Таким образом, западноевропейская культура ХIХ века внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и оказала огромное влияние на украинскую культуру.
ХIХ век – важнейший период в становлении творческого романтизма, реализма. Ключевым толчком к освоению новых направленностей для талантливых живописцев, литераторов стала Великая Французская революция. Она стартовала в 1789 году. В истории событие причисляют к наиболее масштабным буржуазным восстаниям, коснувшимся различных стран мира.
Люди столкнулись с серьезными политическими, экономическими потрясениями. Половина европейской карты подверглась переделу. В формировании исторического хода событий лидирующие позиции занимала Франция.
Держава активно развивалась в социальном, политическом, культурном плане. Передовое место в сфере урбанизации, индустриализации принадлежало Англии. Британская империя полностью охватила мировой рынок. Каждый художник 19 века создавал определенный образ красоты, счастья, господства.
В центре внимания – реалистичные, романтичные произведения. Картина приобретала новый смысл, делая человека основой творчества. Музыка наполнялась чувственными мотивами, композиции показывали противопоставление людей окружающему миру.
Зарубежная литература первой половины 19 века – романтизм
Зарубежное искусство 19 века базируется на постулатах реалистичности, романтики. Французский импрессионист Дега в своих картинах максимально четко передает настроения современного общества. Это сопоставление красивой жизни, трудных будней и тяжелого труда. От его работ веяло романтичной реалистичностью, естественностью.
Романтика появилась в девяностых годах 18 столетия. Это творческое направление, сопровождающее формирование капиталистического общества, развал феодального строя, кризис, неопределенность. Обзор зарубежной литературы 19 века указывает на некоторые особенности творчества:
- Спор с рациональными взглядами. Писатели опровергают простоту жизни, позиционируя ее как нечто сложное, недоступное логике, разуму;
- Преобладание эмоционального взгляда. Главное в существовании человека – его эмоции, чувства. Они должны руководить действиями, поступками;
- Первые проявления идеализма, материализма, просветительства. Для идеалистов свойственно максимально приукрашивать весь мир, добавлять ярких красок, чувственности. Материализм иногда переплетается с романтизмом, мистикой;
- Мистическая литература 19 века в Европе. Направление занимало особую позицию в творческом мире. Произведение, картина наполнялись потусторонними, сверхъестественными мотивами. Обсуждались предсказания, гадания, влияние мистики на повседневную жизнь;
- Раздвоение миров. Характерно для романтизма. Писатель описывает сразу два мира. Один может являться жестоким, непонятным герою. Другой мир – желаемая реальность, существующая в голове персонажа;
- Элементы фатализма. В 19 веке впервые было представлено творчество со стороны фаталистического, мистического отношения к понятию судьбы, жизни, предопределения.
Зарубежная литература 19 века – кратко о реализме
Крупнейшее стилистическое направление в творчестве девятнадцатого века – реализм. Творцы отражали человеческую жизнь максимально прагматично, реалистично. Особенности зарубежной литературы 19 века в реалистичном стиле:
- Прямая передача реальности;
- Отсутствие искажения;
- Стремление к передаче точного видения жизни;
- Целостность отражения собственного взгляда.
Элементы реализма можно найти в фольклорных произведениях Средневековья, в работах древних творцов. XIX век выделил направление как форму целостного отношения к миру. Она передавалась художниками, поэтами, музыкантами.
Деятели культуры 19 века в Европе – искусство, литература
Среди выдающихся культурных деятелей 19 века зарубежное искусство выделяет:
●Сентиментализм − Во второй половине XVIII в. в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность). Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления. Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце.
●Романтизм − направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических).
●Реализм − Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них.
Читайте также: