Какие таблицы бывают в школе

Обновлено: 05.07.2024

Важнейшей задачей современной школы является формирование у учащихся умений самостоятельно применять и приобретать знания. Но как это сделать? Каждый учитель ищет свой путь разрешения этой проблемы. Я вижу её решение в использовании на уроках различных приёмов систематизации и обобщения знаний.

Их регулярное применение позволяет сформировать у учащихся умения устанавливать логические связи между понятиями, тем самым развивает логическое мышление, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся.

Применяя различные приёмы систематизации и обобщения знаний, учитель может разнообразить работу на уроке, тем самым поддерживать интерес к изучаемому предмету. Кроме того, эти приёмы носят общепредметный характер, следовательно, их применение способствует развитию общеучебных навыков: работа с текстом, проведение структурного анализа материала, составление планов, конспектов, установление связей и отношений между понятиями и представление их в наглядной форме в виде схем, таблиц, логических цепочек рассуждений. Математика как никакая другая наука позволяет в полной мере сформировать эти навыки. Таким образом, учитель с одной стороны формирует прочные знания по предмету, с другой - поддерживает интерес к учению в целом.

Особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Формирование навыка работы с таблицами необходимо начинать как можно раньше: на первом этапе - это заполнение предложенных таблиц, в дальнейшем - их самостоятельное составление.

  • Выделить объекты.
  • Выделить свойства объектов.
  • Объекты и их свойства разнести по столбцам и строкам.
  • Заполнить составленную таблицу.

Однако все таблицы должны отвечать определённым требованиям: лаконичность и наглядность. По характеру материала таблицы можно разделить на систематизирующие и сравнения. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или других понятий одного вида (Приложение 1). В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия (Приложение 2).

Как использовать таблицу? На этот вопрос каждый учитель может сам найти ответ. Всё зависит от цели, которую ставит педагог на уроке: актуализации знаний, проверка ранее изученного материала или его закрепление, обобщение и систематизация. Рассмотрим пример использования одной таблицы (Приложение 3).

Таблица может служить средством соотнесения конкретных изучаемых вопросов с содержанием всего раздела, осознания структуры изучаемой темы целиком. Анализируя содержание таблицы, ученик может оценивать вес каждого изучаемого вопроса, более чётко представить процесс изучения раздела целиком.

Ученики могут заполнить таблицу непосредственно по мере изучения нового материала: таблица может служить итогом объяснения учителя, самостоятельного изучения материала, результатом семинарского занятия или практикума.

Для проверки уровня усвоения знаний можно предложить заполнить всю таблицу или некоторые её части по памяти.

При обобщении и систематизации знаний таблица может служить средством подведения итогов изучения темы. Повторяя основной пройденный материал, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя могут заполнить предложенную таблицу, либо могут сами составить таблицу по изученной теме.

Кроме того, таблица может быть частью опорного конспекта и служить опорой для самостоятельного изучения темы и расширения знаний.

  • неформального усвоения темы;
  • прочности знаний;
  • осознанной работы с учебной литературой;
  • самостоятельной ликвидации пробелов в своих знаниях или расширять и углублять их.

Приведу примеры таблиц, которые я использую в своей работе по теме "Многогранники" в 10 классе. Это даст возможность составить более полное представление об использовании таблиц в обучении (Приложение 4).

Таблицы 1, 2, 3, 5 удобно заполнять в ходе проведения практических работ. Для их проведения потребуются наборы геометрических тел: различные виды призм, пирамид. В этом случае таблица может служить результатом исследовательской работы. Применяя такие формы обучения, есть реальная возможность изучить большой объём теоретического материала за более короткое время и больше времени отвести на решение задач.

Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать активный процесс обучения, самостоятельную учебную деятельность учащихся. Таб­лица - один из самых наиболее употребительных и важных, дос­тупных видов учебного оборудования. Таблицы могут выполнять не только обучающую функцию, но и функцию контроля.

ВложениеРазмер
met.raz_.tabl_._2012.docx 122.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Таблица – как одно из средств

ГБОУ НПО ПУ №62 Ростовской области

Тарасенко Валентина Петровна

  1. Вступление 3
  2. Виды таблиц 4-5.
  3. Заключение 6
  4. Приложение 1 7-8 .
  5. Приложение 2 9.
  6. Приложение 3 10.
  7. Приложение 4 11.
  8. Литература 12.

Одной из главных целей изучения любого общеобразовател ь ного предмета - качество знаний, умений применять полученные знания на практике. Для достижения этой цели в арсенале каждого преподавателя кроме образовательных технологий имеются различные формы визуальных средств обучения. Не смотря на то, что в практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных материалов, я считаю, забывать о наглядных пособиях не стоит.

Одним их видов н а глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать активный процесс обучения, самостоятельную учебную деятельность учащихся. Та б лица - один из самых наиболее употребительных и важных, до с тупных видов учебного оборудования. Таблицы могут выполнять не только обучающую функцию, но и функцию контроля. С о ставляя таблицу по той или иной теме, преподаватель выделяет обяз а тельные результаты обучения, что помогает ему держать в поле зрения опорные умения, знания. Настенные таблицы - ва ж ное средство преодоления забывания старого материала, так как на них зафиксирован необходимый материал. Таблицы с изобр а жением пространственных фигур не только облегчают понимание и усвоение учащимися рассуждений и выводов преподавателя, но, что особенно важно, они вызывают у учащихся простра н ственное представление изучаемых соотношений и придают им конкретную геометрическую форму. В такой форме материал з а поминается прочнее и с большей пользой. Верный чертеж пом о гает найти правильной решение задачи. Особенно велико знач е ние изображений пространственных фигур в воспитании простра н ственного воображения у учащихся, в выработке у них более то н кого, более развитого пространственного мышления, столь нео б ходимого в условиях современной сложной техники.

Используемые мною таблицы я условно разделяю на нескол ь ко групп:

1) рабочие (смотри приложение1) - включают материал для всевозможных заданий. К рабочим таблицам учащиеся обращаются по инициативе преп о давателя, отвечая на поставленные с их помощью вопросы. Так и ми таблицами являются "Опорные сигналы". Это схема, с пом о щью букв, знаков в которой закодирован материал нескольких параграфов, составляющий особый блок изучаемой темы.

Опо р ный сигнал - это наглядный каркас объяснений, который позв о ляет длительно поддерживать в памяти нужный объем информ а ции. При использовании цветных фломастеров для оформления опорных сигналов получается красочная картина, которая навсегда остается в памяти.

Даже беглого взгляда на опорные сигналы д о статочно, чтобы убедиться, насколько легче с их помощью систематизировать материал и обеспечить его запоминание. Прилагаются опорные сигналы по темам:

2) Справочные таблицы (см. приложение 2) - включают материал для самосто я тельной работы, в том числе тот, который учащиеся должны з а помнить.

Применение справочных таблиц способствует лучшему усвоению темы, учит работать со справочным материалом. Спр а вочными таблицами учащиеся должны уметь пользоваться сами. Таблица "Решение квадратных уравнений" — предназначена для разъяснения смысла задания "Решить уравнение".

Приведенные примеры позволяют иллюстрировать основные случаи решения уравнений 2 степени и дают возможность научить учащихся решать по образцу.

3) Некоторые таблицы являются и рабочими и справочными (смотри приложение 3) одновременно. Рассмотрим таблицу с изображением стереометр и ческих фигур "Многогранники". Эта таблица предназначена не только для иллюстративных целей, но и рассчитана на практ и ческую работу с ней, т.е. позволяет разобрать ряд теоретических вопросов.

Рабочая часть позволяет преподавателю выяснить зн а ние учащимися элементов данных фигур, видов многогранников, а справочная часть помогает правильно изображать и обозначать данные фигуры.

4) В геометрии широко используются чертежи (смотри приложение 4) . Многим учащимся он облегчает усвоение условия задачи. Чертеж способствует аналитико-синтетической деятельности учащегося при решении з а дач.

Аналитико-синтетическая деятельность по восприятию че р тежа называется "геометрической зоркостью". Важную роль в ра з витии "геометрической зоркости" призвано сыграть обучение уч а щихся приемам рассматривания чертежа. Таблицы я использую как один из способов задания графического алгоритма.

Значение этих таблиц состоит в том, что построения, составляющие их решение, способствуют развитию пространственных представлений и воображения учащихся. Многие учащиеся испытывают затруднения при выполнении чертежа многогранников, двухгранного угла и т.д.

Для таких учащихся и составлены таблицы с постро е нием многогранников "Призма", "Пирамида". Алгоритм реш е ния задачи на построение многогранников состоит из последов а тельного выполнения основных этапов построения.

Говоря о применении таблиц как средстве обучения, надо иметь в виду следующее: место таблиц, особенности их использования должны быть подчинены общей цели, которая преследуется из у чением данного раздела, решением данного вида задачи и упра ж нений и т.д. Таблицы должны дополнять систему методических приемов, разработанных преподавателем.

1. Информационные таблицы

Примеры заданий

1 класс

На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу



Укажите верные утверждения, составленные по таблице.

  • Крыжовника больше, чем малины.
  • Черники меньше, чем крыжовника.
  • Малины столько же, сколько черники.
  • Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.

2 класс

(Из проверочных работ)

В таблице указано расписание движения поездов

Запиши ответ на вопросы.

  1. Какой номер поезда Москва — Анапа?
  2. В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
  3. В какой город поезд отправляется раньше всех?

3 класс

Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?

4 класс

Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.



  1. Какое растение имеет: а) самые длинные корни; б) самые короткие корни?
  2. Расставь растения в порядке уменьшения длины корней.
  3. На сколько сантиметров корни пшеницы длиннее, чем корни льна?
  4. На сколько сантиметров корни гороха короче, чем корни ржи?

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

2. Справочные таблицы

Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.

Люди используют таблицы, даже не замечая этого, начиная с азбуки и заканчивая целыми сборниками данных со свойствами или константами. Потому что при помощи прямоугольной формы удобно оформлять однотипные данные. Умение правильно рисовать обычную таблицу, знание ее типов и особенностей, позволяют сделать работу с данными намного проще.

План урока:

Таблицы вокруг нас

Давайте вместе вспомним, какие таблицы мы используем каждый день. Это расписание уроков, распорядок дня, меню, график движения транспорта, календарь и не только.

Посмотрите на этот пример.

Можно заметить, что у этого черно-белого примера четко видна структура. Простые таблицы состоят из нескольких столбцов и строк с одноуровневыми заголовками.

Пример цветного оформления:

Это пример без видимых границ столбцов или строк. Но структура все равно видна.

Несмотря на различие, цветные или черно-белые варианты, с границами и без, они все обладают подобной структурой. Это перпендикулярное пересечение столбцов и строк с образование ячеек – минимального структурного элемента, в котором и находятся данные.

Что же находится в ячейках? В них расположена определенная информация об учебе, движении транспорта, меню или справочные данные.

Таблицы, виды и особенности

Итак, таблица – форма представления информации.

Структура таблицы – ее составляющие элементы. Вертикальные элементы таблицы называются столбцами, горизонтальные строки – строками. На пересечении строк и столбцов находится ячейки, где хранятся данные. Чаще всего первый столбец и первая строка содержат наименования/заголовки.

Такой способ подачи информации очень удобен, он позволяет собрать однотипные объекты, систематизировать, все это очень компактно, легко воспринимается визуально. Ячейки могут содержать любые данные, текст, числа, даты или изображения.

В такой структурированной форме хранится разнотипная справочная информация, различные плотности, растворимости, размеры, таблицы больших простых чисел, данные по строительству или здоровью человека. Справочники, энциклопедии, ведомости, сметы, прайсы, меню, договора и множество других документов – везде есть информация, которой удобно и просто пользоваться именно в таком структурированном виде.

Чтобы оценить удобство таблиц, сравнительно с текстом, напишем расписание уроков на 1 день по-разному.

Пример простой таблицы:

В этот день 4 урока. Первый урок – русский язык, второй – литературное чтение, третий – математика, и последний, четвертый урок – музыка.

Хотя оба варианта несут одну и ту же информацию, пользоваться первым вариантом гораздо удобнее, быстрее. Если бы расписание уроков было в дневниках сплошным текстом, то каждый раз приходилось бы тратить намного больше времени, чтобы узнать, какие уроки будут идти.

А если данных много, они сложные, то без табличной модели их очень трудно использовать:

Преимущества табличной формы информации:

  • наглядность;
  • компактность;
  • обозримость.

Объекты, представленные таблично, имеют общие свойства, но не обязательно все, для систематизации достаточно одного общего параметра.

Основные правила оформления таблиц

Чтобы табличная форма хранения информации была компактна и удобна, следует соблюдать такие правила:

Классификация

Условно таблицы делят:

  • по структуре (простые, сложные);
  • по отношению объектов (О) и их свойств (С) на ОС, ООМ (много) и ОСО.

Таблицы типа ОС описывают свойства одного объекта или группы, но каждый отдельно, а не как класса. Различные свойств (дата рождения, физиологические параметры) связаны с конкретным учеником, каждый из которых является объектом одной группы.

В таблицах вида ОО идет описание свойств нескольких объектов (ученик-предмет).

Таблицы вида ООМ содержат данные, которые касаются нескольких разных объектов, которые связаны общими свойствами. Объектом являются и ученики и предметы, а их общими свойствами – оценки по семестрам и за год.

Тип ОСО содержит пары объектов и их свойства. В последнем примере описана сложная зависимость предмет/учитель-оценка-ученик.

В классическом представлении количество строк будет зависеть от объема объектов, а столбцов – от множества свойств.

Создание таблиц в редакторе Excel

Один из самых простых и быстрых способов создать таблицу – оформить в редакторе Exсel. Документ состоит из 3 страниц, представляющих собой сетку из 1026 ячеек, каждую из которых можно менять любым способом: делать уже/шире, выше/ниже, менять тип данных, вид границы, заливку и многое другое.

Изменение структуры таблиц делается очень просто:

  • при помощи шаблонов;
  • инструментов панели инструментов;
  • с помощью мышки, растягивая строки/столбцы, правой клавишей выбирая форматирование ячеек.

Одним из главных преимуществ документов Экселя является возможность выполнять с данными в столбцах/строках любые манипуляции. В электронной таблице эксель можно реализовать любые правила оформления текста (цвет, размер, тип шрифта, цвет, толщина и тип границ, всевозможная заливка, текстура). Информацию можно сортировать, скрывать, отображать. Таблицу даже можно транспонировать, то есть повернуть из горизонтальной ориентации на вертикальную или наоборот.

Создание таблиц в текстовом редакторе Word

Так как сплошной текст трудно воспринимается, выглядит некрасиво, материал лучше сочетать с таблицами, рисунками, диаграммами. Поэтому, в текстовом редакторе Ворд есть специальные инструменты, позволяющие быстро сделать таблицу, а потом просто заполнить ее нужной информацией.

Чтобы из текста в Word сделать таблицу, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Текс должен быть оформлен следующим образом: каждая строка текста заканчивается Enter. Это означает, что в таблице тоже будет переход на новую строку. Но можно выбрать и другой разделитель, просто описанный вариант наиболее часто используемый.
  2. Выделить нужный текст:
  1. Далее выбрать нужные параметры: количество столбцов/строк, характеристики размеров ячеек и тип разделителя:

Программа сама предложит структуру таблицы, исходя из выделенного фрагмента, но ее можно менять так, как нужно:

  1. Полученный блок привести к желаемому виду – скопировать информацию в ячейки, подогнать ее размеры, изменить шрифт, границы, заливку.

или самостоятельно выбрать размер, курсором наводя на нужно количество строк/столбцов:

Чтобы легко преобразовывать текст, следует четко понимать, что является объектами, а что свойствами.

Делаем простую таблицу из 5 строк (4 объекта – время года, плюс строка заголовка) и 2 столбцов (1 – объекты, 2 – свойства). Если свойств много, можно каждое написать в отдельной ячейке или все вместе, перечнем, в одной.

Если есть возможность, то данные в таблице лучше сортировать. Например, в примере времена года отсортированы по порядку.

Информацию в строках сортируют по возрастанию или уменьшению, по алфавиту, дате, другим критериям.

Таблицы для решения логических задач

Когда условие задачи содержит множество логических взаимосвязей, то легко запутаться и потерять важное звено для выстраивания конечной логической цепочки. Таблица помогает решать подобные головоломки быстро и наглядно.

Пример логической задачи

Самым быстрым и удобным является решение логических задач с помощью таблицы. Для данного примера удобно, чтобы каждая строка была определенным учеником, а столбец – номером класса. Вычеркивая неподходящие условия, мы получим на финише только те ячейки, которые соответствуют условию задачи.

Согласно данным по первому туру Саша не может быть 6-классником, Катя – 7-классницей, а Наташа 9-классницей. Ставим на пересечении имен и классов −. Исходя из того, что они играли парами, Саша также не ходит в 7, 9 классы, Катя – 6, 9, а Наташа – 6 и 7. Добавим −.

В третьем и четвертом турах из-за болезни 9-классника Петя и Руслан не играли. Ставим в этой ячейке −.

Так как победили Саша и Катя, и они не 10-классники. Ставим − в столбце со значением 10 напротив имен Кати и Саши.

А теперь, методом исключения, определим, кто в каком классе учится, ведь на соревнованиях было по 1 человеку от каждого класса. Сначала поставим + в тех строках, где пустыми остались по 1 ячейке, далее – в этом столбце, если представитель от этого класса уже найден.

Таким образом, таблицы позволяют компактно размещать большой блок однотипной информации, систематизировать данные, собрать справочные величины, константы, решать логическую задачу и многое другое.

Читайте также: