Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данная разработка педагогического совета показывает необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования педагогической деятельности. В ходе педагогического совета разработать модель формирования и совершенства педагогического мастерства. коллектив делится на 4 группы. Эпиграф педсовета "Учитель учится всю жизнь. " Проводится анализ проведенных наблюдений, в котором видно что учителя делятся на тех, кто движется по накатанной и те, кто познает новоепедагогический совет проводится в целях выявления влияния самообразования на педмастерство

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность.

Эта деятельность предполагает :

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Процесс самообразования должен :

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

эстетическое (гуманитарное);

интересы и хобби.

Составляющие процесса самообразования педагога :

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. .

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) :

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога;

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Факторы, препятствующие саморазвитию

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условия.

Индивидуальная тема по самообразованию - адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Направления работы Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой Сроки Форма представления

результата своей работы Где, когда, кем заслушивается Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное - Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

- Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

- Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.

- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

- Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.

- Участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение всего срока реализации ИОМ. • Выступление с докладом на районной научно – практической конференции (2017 – 2018 учебный год).

• Выступление на областной научно – практической конференции со стендовым докладом (2017 – 2018 учебный год).

• Прохождение курсов повышения квалификации при НИПКиПРО (2017 – 2018 учебный год)

• Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

• Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

• Участие в конкурсах профессионального мастерства Рабочие программы 2 класса (второй год обучения) по предметам:

Рабочие программы по Музыке, пению, (танец) для 1-4 классов УУО.

Психолого – педагогическое - Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. В течение всего срока реализации ИОМ.

Методическое - Знакомиться с новыми формами, методами и примами обучения.

- Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве участника ШПМПк.

- Изучать опыт работы лучших дефектологов, учителей через Интернет.

- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

- Создать собственный УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке.

- Совершенствовать структуру самоанализа урока.

- Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний обучающихся.

- Представление опыта работы через открытые уроки на школьном уровне.

- Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

- Подготовка к аттестации на защиту квалификационной категории.

В течение всего срока реализации ИОМ. • Участие в работе педсоветов, конференциях, спецсеминаров, МО учителей начальных классов (2016 – 2021 учебные годы).

• Посещение семинаров, конференций проводимых ТПМПК в Сузунском районе.

• Посещение открытых уроков, РМО (2016 – 2021 учебный год).

• Проведение открытых уроков (2016 – 2021 учебный год).

• Участие в работе ШПМПк (2016 – 2021 учебный год).

• Создание собственного УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке (2016 – 2021 учебный год).

• Защита на первую квалификационную категорию (2018 – 2019 учебный год).

• Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом (2016 – 2021)

Посещение открытых занятий (2016) :

- учителя начальных классов Балагановой Г. М. ,

- учителя - логопеда Чувьюровой Т. Ю.

Информационно – компьютерные технологии - Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

- Совершенствовать навыки работы на компьютере.

- Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

- Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

- Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

- Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя.

- Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

- Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом

- Участие в конкурсах в Интернете.

- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В течение всего срока реализации ИОМ. Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.

Создание персонального сайта на Нетфолио. ру (2017 – 2018 учебный год)

Участие в интернет конкурсах (2016 – 2021 учебный год)

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (2016 – 2021 учебный год).

Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя (2016 – 2021)

Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов (2016 – 2021)

Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом (2016 – 2021)

Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В течение всего срока реализации ИОМ. Соблюдение охранительного режима.

Использование Су – Джок терапии.

Использование Песочной терапии.

Развитие и совершенствование основных видов движений через подвижные игры В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Доклад "Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты".

Подготовила заместитель директора по НМР Данилова Татьяна Витальевна

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня. Есть те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий педагог-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
Мы с вами учимся всю жизнь, сначала школа, затем вуз. Но и теперь не должны прекращать образование т.к. внедрение ФГОС связано с серьёзными изменениями в жизни общества и обусловлены современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию.
Основные критерии профессионализма педагога давно всем известны. Это знание методики и его усовершенствование, знание психологии воспитанников для организации эффективного взаимодействия, знание преподаваемого предмета и постоянный поиск, самосовершенствование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

С переходом на ФГОС приоритетной задачей методической работы является помощь педагогам в повышении качества и эффективности образовательного процесса, создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов,.
Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наш техникум, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, к мероприятию, олимпиаде и др.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто как ведет урок, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят в образовательное учреждение, хотят определить его к сильному педагогу. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);
  • психологическое (Работать над своим имиджем, уметь сам и учить общению, владеть искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное); Чувство прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки! Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?
  • историческое; (Должен знать историю своего техникума, республики, страны…)
  • политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)
  • информационно-коммуникативные технологии;(электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания по учебной практике ) Что умеем мы. Как далеко отстали.
  • охрана здоровья; ( Научить детей забоится о своем здоровье -наша забота. Мы должны быть не только учителями, но и врачами.)
  • интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакго интереса – не интресен)

В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер - классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.Все это может реализоваться через различные виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала;
  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования педагога отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; как его измерить, диагностировать; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.
Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса и повышения имиджа.

Система работы по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Именно с этой целью было проведено анкетирование. На анализе их результатов мы сейчас и остановимся.

Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью - это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Способность учителя к саморазвитию" (диаграмма 4) актуальное саморазвитие отмечено у 12 % педагогов. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникает из потребностей самого педагога воспитывать, передавать знания другим, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т.е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий "Управление эмоциональным состоянием педагогов". Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов педагогов, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов
Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам микроисследований, проведенных, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. К сожалению, в ходе диагностики, выявлено у 70% педагогов способность к самообразованию и саморазвитию ниже среднего. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

  • неудовлетворенность заработной платой (80 %);
  • условия для полноценного досуга, отдыха (60%);
  • условия для продолжения образования, повышения квалификации (50%);
  • условия, которые создает администрация для самообразования и самореализации педагогов (50%);
  • уровень и качество медицинского обслуживания в учреждении (40%);
  • уровень организации методической работы (30%).
  • бытовые условия (20%);
  • наличие необходимой психолого-педагогической, методической литературы (20%); нравственно-психологический климат в коллективе (10%);

Чтобы самообразование стало продуктивным влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление педагога к саморазвитию минимизировать мы не в силах.

Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие педагога.
К этим факторам можно отнести следующие:

  • Интерес к работе;
  • Возрастающая ответственность за результаты труда;
  • Пример коллег;
  • Новизна деятельности;
  • Обучение на курсах;
  • Пример и влияние администрации;
  • Организация методической работы;
  • Возможность получения признания в коллективе.

Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. В техникуме разработать рейтинговую систему оценки деятельности педагогов. В конце года провести оценку результативности профессиональной деятельности всех категорий педагогов . При этом у нас нет такого критерия как "Результативность самообразовательной деятельности". Поэтому есть необходимость внести изменения в оценочные листы, включив в него именно этот критерий "Результативность самообразовательной деятельности".

Презентация на тему: " Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей." — Транскрипт:

1 Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность 2012/2013 учебный год

3 ЦЕЛЬ: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей Задачи: Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования педагогического мастерства учителя Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога Проанализировать рост профессиональных компетенций учителей школы на основе самообразования Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов.

6 Учитель 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

9 САМООБРАЗОВАНИЕ - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

11 Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания) психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) правовое эстетическое (гуманитарное) историческое иностранные языки политическое информационно-коммуникативные технологии охрана здоровья интересы и хобби

13 Составляющие процесса самообразования Изучать и внедрятьИзучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. ПосещатьПосещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. проводитьПериодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. СовершенствоватьСовершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. интересоватьсяСистематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

14 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. систематический просмотр определённых телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

15 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; ведение здорового образа жизни, занятия спор­том, физическими упражнениями

16 реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. овладение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта как фактора изменения образовательной ситуации. развивается способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов), возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. возможность исследовательской, поисковой деятельности. готовностью к педагогическому творчеству. осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

17 повышение качества преподавания предмета разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям создание комплектов педагогических разработок проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

18 единой методической темы школы; актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов; педагогического стажа; уровня профессиональной компетентности педагога; Тема самообразования определяется, исходя из исходя из :

19 Определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.

Читайте также: