Цивилизация великой степи в эпоху ранних кочевников план урока

Обновлено: 30.06.2024

Эпоха энеолита охватывает III –II тыс. до н.э. именно в эту эпоху энеолита Степь стала зоной распространения скотоводства. Началось оно с одомашнивания лошади, которое связывают с ботайско-терсекской археологической культурой, сложившейся в Северном Казахстане. Эта культура была переходной? скотоводство в ней еще не доминировало над охотой.

Бегазы-Дандыбаевская культура – первая в истории человечества культура коневодов, которая существовала в 3700-3100 гг. до н.э. Конина и кумыс являлись основной пищей ботайцев. Они не знали еще медных орудий, но располагали совершенными каменными и костяными орудиями.

Материал взят из сайта refa.kz

Бота́йская культура — археологическая культура энеолита , существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана ( Акмолинская область ). Названа по селу Ботай . Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык , Терсаккан , Тобол , Тургай , Убаган , Чаглинка . В 1980 году у села Никольское в ( Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Виктора HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1"Зайберта нашла Ботайское городище.

Основными материалами были камень, кость и глина . Основные занятия коневодство, щхота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из колыбельного молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад.

С ботайской культурой связывали начало одомашивание лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. По данным палеогенетиков лошади являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию.

Финский лингвист А.Прапола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами .

«Ошибается тот, кто считает, что Казахстан находился вдали от столбовой дороги истории…


Религия

Ремесла

На протяжении тысячелетий мифология, религия, быт, ремесла, обычаи и традиции казахов подчинялись ритму Великой кочевой цивилизации. Одним из выдающихся ее изобретений является юрта — походное жилище степняков. Ее легкая универсальная конструкция — настоящее чудо инженерной мысли. Юрта — отражение космогонических представлений кочевников, где шанырак — это солнце, которое катится по небу, сменяя день и ночь. Купол юрты — небо, разделенное уыками, купольными жердями, на части света. Кереге, раздвижные решетчатые стены, — дольний человеческий мир. Юрта у казахов строго ориентирована по сторонам света, причем с входом на восточную сторону. Украшением юрты служат декоративные ленты — бау, соединяющие деревянные и войлочные части юрты. Ремесла казахов также тесно взаимосвязаны с кочевым хозяйством. Скотоводство служило основным поставщиком сырья — кожи, шерсти, рогов крупного рогатого скота. Активное развитие скотоводства послужило толчком к развитию таких традиционных казахских ремесел, как валяние войлока, выделка и теснение кожи, резьба по кости.


Войлок — прочный, практичный, универсальный материал, из которого степные мастера создавали настоящие шедевры прикладного творчества. Остов юрты накрывался богато орнаментированным войлоком, согревающим в зимнюю стужу и дающим прохладу в летний зной, а полы устилались кошмами — киизом, текеметом, сырмаком, сырдаком и тускиизом. Из войлока изготавливалась домашняя утварь, одежда, головные уборы, обувь. Виртуозно владели своим ремеслом казахские кожевенники, которые изготавливали из кожи не только одежду, обувь, конскую сбрую и ремни, но и посуду — саба, суйретпе, мес, торсык, конек. Ювелирное искусство степных мастеровзергеров занимает особое место в национальной культуре. В отличие от других видов казахских ремесел, которые были больше домаш- ним промыслом, оно было профессиональным мастерством. Его истоки восходят к эпохе бронзы, когда, как показывают данные археологии, на территории Казахстана разрабатывались месторождения меди, олова, золота и других драгоценных и цветных металлов. Именно тогда возник скифский звериный стиль, пленяющий художественной выразительностью, филигранным мастерством, неповторимой пластикой и отточенностью форм. Золотые изделия в зверином стиле из Иссыкского могильника, Чиликтинских и Бесшатырских курганов, полихромные золотые украшения усуней из Каргалинского клада, золотые изделия гуннского периода из могильников близ озера Боровое — это настоя- щие шедевры ювелирного искусства. Казахское ювелирное искусство впитало в себя древние самобытные традиции и испытало влияние культур сопредельных народов. Изделия народных мастеров-зергеров окружали казахов повсюду. Седла, конские сбруи, мужские и женские пояса богато инкрустировались серебром. Особенно пленителен мир казахских женских серебряных украшений. Изготовленные с филигранным мастерством серьги, билезик (браслеты), шолпы, шашбау (украшения для волос), жузик (перстни), сакина (кольца), алка (нагрудные украшения) являются квинтэссенцией эстетических представлений кочевников.

Фольклор

Обряды и обычаи казахов взаимосвязаны с жизненными циклами природы, рода, общины, человека. Наурыз — праздник пробуждения созидательных сил природы — занимал особое место в жизни казахов и знаменовал собой начало календарного года — 21-22 марта. Это, пожалуй, один из древнейших праздников на Земле, имеющий пятитысячелетнюю традицию и известный многим народам Передней и Центральной Азии. На Наурыз традиционно изготавливалось наурыз-коже, в который входило семь ингредиентов, символизирующих семь элементов жизни. Обряды сопровождали жизнь казахов от ее начала до самой смерти. Таковы шилдехана — праздник в честь рожде- ния младенца, тусау кесу — разрезание пут ребенку, делающему свои первые шаги.


Музыка

Литература


Археология

Архитектура

В средние века на благодатной земле Южного Казахстана и Жетысу расцвела богатая городская культура. В немалой степени этому способствовало то, что здесь, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций, веками проходила оживленная сеть торговых путей, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы — Великий шелковый путь. Такие города, как Испиджаб (современное село Сайрам), Отырар, Тараз, Баласагун, Сыганак, являлись не только центрами торговли, но также административными, научными и культурными центрами средневековья. По меркам того времени эти города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализацию и отопление. Обычным для быта крупных городов были водопроводы, представляв- шие собой подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Средневековые города имели сходную планировку: в центре размещалась цитадель, где располагалась ре- зиденция правителя. Цитадель окружал шахристан, где проживала знать, купцы и землевладельцы, служители культа и военные. В торгово-ремесленных предместьях, рабадах, жило основное население города. Говоря о вкладе цивилизации Великой степи в сокровищницу мировой архитектуры, прежде всего следует упомянуть о куполе. Именно кочевники, соорудившие юрту и бревенчатые курганы древности, раскрыли принципы построения купольных сооружений и шатровой архитектуры. Эти секреты великий завоеватель, царь гуннов Аттила увез с собой в Европу, где они легли в основу хри- стианской храмовой архитектуры. Среди сохранившихся до нашего времени сооружений средневековья особое восхищение вызывают мавзолеи и мазары: мавзолеи Бабаджи-Хатун (Х-ХI вв.), Айша-Биби (ХI- ХII вв.) близ Тараза; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулимберды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Карахана (XII-XIII вв.) в Таразе и др. Их оригинальная архитектурная композиция и изящество декоративного убранства свидетельствуют о высоком строительном мастерстве степных зодчих. Мавзолей Айша-Биби — настоящая жемчужина архитектурно-строительного и декоративного искусства, в котором проявились удивительная гармония и единство архитектурных моти- вов, конструкции здания и орнаментального декора.


Государственность

Содействие воспитанию патриотизма, интереса к истории кочевых народов Евразии путем изучения вооружения кочевников.

1. Содействовать достижению предметных результатов, направленных на формирование у учащихся умений:

  • работать с исторической информацией как текстовой, так и графической;
  • анализировать и синтезировать историческую информацию;
  • делать выводы на основе полученной исторической информации.

2. Содействовать достижению метапредметных результатов, направленных на формирование у учащихся умений:

  • вести диалог и сотрудничать в процессе выполнения;
  • познавательных заданий и поиска решения поставленных проблем;
  • проводить рефлексию своей деятельности.

3. Содействовать достижению личностных результатов, направленных на формирование у учащихся:

  • познавательной мотивации к изучению истории;
  • стремление к сознательному обучению и самообучению.

Возраст учащихся/целевая группа

Учащиеся 10-11 классов

Учащиеся в начале урока получают конверт, в котором находятся рисунки и сопроводительная записка, в которой утверждается, что изображенные на рисунках тяжеловооруженные воины вовсе не западноевропейские рыцари. В связи с чем учащимся предлагают проверить правильность этого утверждения, изучив вооружение древних и средневековых кочевников евразийских степей (саков, гуннов, тюрков, монголов).

Основное задание/основная идея

В результате квеста учащиеся должны ознакомиться с вооружением древних и средневековых кочевников. Продуктом должна стать презентация (компьютерная, постер, макет) вооружения саков, гуннов, тюрков.

Сюжет и продвижение по нему

Команды изучают представленный исторический материал, при желании (что приветствуется) могут использовать свои источники информации (Интернет, библиотеки). На основе полученных сведений готовят презентацию, в той форме, которую выберут сама.

Приводится в конце работы

Рассмотрите иллюстрации. Вы будете очень удивлены, узнав, что на них изображены вовсе не европейские рыцари, ставшие одним из символов средневековья. Вы когда-нибудь задумались, как и откуда появились рыцари в сверкающих латах и на защищенных броней могучих лошадях?




Может показаться, что тяжеловооруженная кавалерия - это чисто западноевропейское явление. Однако многие черты рыцарства Западной Европы уходят своими корнями в восточные страны. Так и полностью защищенные доспехами конные воины появились впервые на Востоке, и западноевропейские средневековые рыцари имели предшественников в лице катафрактариев Древнего Мира.

Появление катафрактариев подтверждают археологические находки на территории расположения дахов и массагетов. В 50-х гг. XX века Хорезмская экспедиция С.П.Толстова при раскопках городища Чирик-Рабат (верховья Жана-Дарьи) обнаружила в погребении IV века до нашей эры пластинчатый доспех.

Можно ли считать все вышесказанное правдой? Были ли тяжеловооруженные воины в евразийских степях в эпоху европейских рыцарей? Давайте попробуем это выяснить и совершим путешествие в мир древних и средневековых кочевников Евразии. Мы познакомимся с вооружением саков (скифов), гуннов, тюрков и монголов и узнаем, были ли тяжеловооруженные воины у этих племен, каким было их защитное вооружение и можно ли считать, что вооружение, которое мы привыкли считать рыцарским, появилось на Востоке, а именно в евразийских степях и смежных с ними регионах.
Для этого нам необходимо восстановить (реконструировать) облик тяжеловооруженных всадников, чтобы на заключительном этапе работы мы могли сравнить их с западноевропейскими рыцарями.
Вам необходимо разделиться на четыре команды и получить конверты с заданиями.

Советы участника веб-квеста Вооружение кочевников Великой степи:

Задания для команд

1 команда: Саки

На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного сакского воина.

2. Команда: Гунны

На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного гуннского воина.

3 команда: Тюрки

На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного тюркского воина.

4 команда: Монголы

На основе изученных материалов вы должны наиболее полно представить вооружение тяжеловооруженного монгольского воина.

Критерии оценивания работы:

Критерии оценивания

Дескриптор

Баллы

- Большая часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме. Собранная информация не анализируется и не оценивается

Полнота раскрытия темы

- тема не раскрыта

Изложение аспектов темы

- аспекты темы не изложены

Логика изложения информации

- логика изложения материала отсутствует

Самостоятельная работа группы

Планирование работы группы

- работа группы не спланирована

Распределение ролей в группе

- несколько членов группы отвечают за работу всей команды

Степень самостоятельности работы группы

- несамостоятельная работа группы

Объем и глубина знаний по теме

- Докладчики обнаруживают полное не владение материалом

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

- Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

Деловые и волевые качества докладчика

- Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен
- Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность
- Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

10 класс История Казахстана КТП

Особенности родоплеменной структуры казахов

10.2.2.3-объяснять особенности родоплеменной структуры казахов на основе данных устной историологии (шежіре, генеалогические предания);

10.2.2.4-объяснять ф ункциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов;

10.2.2.5 -объяснять консолидирующую роль родоплеменной организации казахов

Особенности социальной стратификации традиционного казахского общества

10.2.2.7-объяснять ф ункцио-нальную роль социальных институтов традиционного казахского общества

Этносоциальная организация традиционного казахского общества

3 четверть ( 20 ч.)

История государства и развитие общественно-политической мысли

Ранние государства на территории Казахстана

Политическая организация ранних государств на территории Казахстана

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.1.3 -характеризовать особенности политического устройства ранних государств на территории Казахстана

И мперии кочевников Великой степи

Тюркская империя - классический образец государственности кочевников. Преемники Тюркской империи

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.2.1 -исследовать процесс развития тюркских государств на основе изучения источников, выявляя преемственность форм государственного устройства;

10.3.2.2 -характеризовать геополитическую активность тюркских государств раннего и развитого средневековья;

10.3.2.3 -оценивать роль Тюркской империи в формировании и развитии тюркского мира

Империя Чингисхана и ее наследники

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.2.4 -исследовать процесс развития улусной системы на территории Казахстана, выявляя преемственность форм государственного устройства;

10.3.2.5 -характеризовать геополитическую активность государств XIII-XV веков, выявляя степень их влияния на ход исторических процессов в Евразии

Казахское ханство – первое национальное государство в Центральной Азии

Ак Орда - основа Казахского ханства

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.3.1 -устанавливать историческую преемственность Ак Орды и Казахского ханства

Казахское ханство: политические институты государства

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.3.2 -обосновывать образование Казахского ханства как закономерный результат исторических процессов на территории Казахстана;

10.3.3.3 -исследовать особенности политических институтов Казахского ханства, выявляя преемственность форм государственного устройства

Путь к независимости и возрождение национальной государственности

Борьба казахского народа за восстановление государственного суверенитета

10.3.4.1 -устанавливать причинно-следственные связи утраты государственного суверенитета Казахстана;

10.3.4.2 -исследовать борьбу казахского народа за восстановление государственного суверенитета;

10.3.4.3 -исследовать историю восстановления государственного суверенитета в форме Алашской и Туркестанской (Кокандской) автономий

Советская форма казахской государственности

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.4.5 -анализировать достижения и противоречия общественно-политического развития Казахстана в советский период

Возрождение национальной государственности

10.3.1.2 -объяснять исторические этапы формирования государственности на территории Казахстана;

10.3.4.6 -определять роль Первого Президента

Н.А. Назарбаева в возрождении национальной государственности;

10.3.4.7 -исследовать содержание государственных стратегий и программ, прогнозируя перспективы развития Республики Казахстан

Эволюция казахской государственности

4 четверть (16 ч.)

образования и науки

Традиционная культура казахского народа - наследие степной цивилизации

Материальная культура и прикладное искусство казахского народа

10.4.1.2 -определять важнейшие достижения материальной культуры казахского народа - анализировать преемственность историко-этнографических процессов на территории Казахстана

Традиционное мировоззрение казахов

10.4.1.4 -объяснять духовные и нравственные ценности казахского народа на основе исследований обычаев и традиций

Памятники истории и культуры

10.4.1.5 -исследовать известные памятники истории и культуры степной цивилизации;

10.4.1.6 -классифицировать памятники истории и культуры, учитывая их типологические особенности

Литературное и музыкальное наследие казахского народа

10.4.1.7 -определять значение устного народного творчества в культурном наследии казахского народа;

10.4.1.8 -выявлять важнейшие достижения казахской литературы, отражающие духовно-нравственные ценности народа;

10.4.1.9 -определять истоки и особенности традиционной музыкальной культуры на основе фольклора и трудов исследователей

Культура Казахстана в советский период

Достижения и противоречия в области культуры советского периода

10.4.2.1 -определять новые направления и жанры в области культуры Казахстана в советский период;

10.4.2.2- анализировать достижения и противоречия, обобщая особенности развития культуры советского периода;

Культура в период национального возрождения

Развитие культуры на современном этапе

10.4.3.1 - характеризовать новые направления и жанры в области культуры Республики Казахстан;

10.4.3.2 -объяснять процесс

интеграции в международное культурное пространство;

10.4.3.3 -обобщать знания о национальной культуре;

Читайте также: