Почему линейка называется линейкой школьная

Обновлено: 03.07.2024

С первосентябрьскими линейками всё неоднозначно. Одни педагоги считают, что это хорошая традиция, которую нельзя рушить. Другие думают, что это бесполезная трата времени и мучение для всех. Учитель английского языка в одной подмосковной школе рассказала, за что так не любит школьные линейки.

В этом году день знаний пришёлся на субботу. Все учителя нашей школы понадеялись, что его перенесут на понедельник, но директор сказала, что линейка при любой погоде должна пройти первого сентября. Потому что так положено. Час торжественно постоим — и по домам.

Школьные линейки я не люблю с детства, особенно первостентябрьские — как безжалостное свидетельство об окончании лета. За 20 лет работы отношение стало ещё хуже. Это отличное пособие для пародий на школу: чтобы почувствовать, как сильно она отстаёт от жизни и детей, нужно хотя бы раз сходить на школьную линейку!

Я бы даже сказала, школа с неё и начинается. Сценарий не меняется несколько десятков лет. При хорошей погоде дети с увядающими на глазах букетами томятся в школьном дворике, при плохой — в актовом зале.


Директор, завучи и несколько учителей, все очень нарядные, становятся в ряд на крыльце или на сцене. Рядом с ними приглашённые гости (представители городской или районной администрации, а иногда — ещё и священник) и обязательно первоклассник.

Соня, 14 лет

Всегда сочувствую коллегам, которые оказались на сцене рядом с директором. Эти несчастные женщины уже несколько лет (так исторически сложилось) сопровождают его на всех показушных мероприятиях. Пока они выразительно проговаривают рифмы, дети болтают, рубятся в телефон, смеются. Остальные учителя на быстром старте. Уж очень хочется домой.


Стих первоклассника слегка компенсирует происходящее. Просто потому, что это мило и непредсказуемо. Однажды мальчик забыл слова и расплакался в микрофон. Но взял себя в руки, снова и снова принимался за стихотворение и всё-таки дочитал его до конца. Ему долго аплодировали, а мама, конечно, плакала. Это трогательно.

Егор, 15 лет

После выступления первоклашек всё заканчивается. Детей просят разойтись по классам, чтобы переписать расписание уроков.

Мы не раз предлагали директору изменить формат линеек. Допустим, поменяться местами с учениками. Почему бы им самим не вести линейку? Или вместо неё провести прямой эфир: ученики-корреспонденты берут интервью у администрации школы и родителей, транслируют онлайн, а родители дома смотрят.

Ксения, 16 лет

Я бы с радостью доверила и содержание, и организацию школьных мероприятий детям. Они за полчаса сделают то, с чем администрация не справится за неделю. Особенно если им это интересно.


Лине́йка — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.

Линейки обычно производят из пластика или дерева, реже из металлов.

В геометрии и картографии линейка используется только для проведения прямых линий, измерение расстояния по линейке считается грубым (для более точного измерения расстояние измеряют измерительным циркулем, раствор которого затем прикладывают к линейке).

Угольник

Угольник — линейка в форме прямоугольного треугольника, как правило, с миллиметровой шкалой и с пустотой в форме уменьшенного подобного треугольника внутри.

Наиболее распространены угольники двух видов: с острыми углами по 30 и 60 градусов и равнобедренными с одинаковыми острыми углами по 45 градусов. Угольники используются в черчении для построения некоторых углов без помощи транспортира. При использовании двух угольников можно построить больший набор углов, прикладывая их друг к другу, например, угол в 75 градусов (30+45), 120 градусов (90+30) и т.д. Также угольник можно использовать для построения параллельных прямых или же горизонтальных либо вертикальных линий, прикладывая его катет ко краю листа.

См. также

    — вычислительный прибор — инструмент для точного построения координатной сетки — фигурная линейка — угломерный прибор

Литература

  • Измерительные приборы
  • Чертёжные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Линейка" в других словарях:

ЛИНЕЙКА — 1. ЛИНЕЙКА1, линейки, жен. 1. Прямая черта на бумаге или доске, помогающая писать правильно прямыми строками. Тетрадь в одну линейку, в две линейки. Писать по линейкам. Тетрадь в косую линейку. 2. Прямая планка или брусок для вычерчивания прямых… … Толковый словарь Ушакова

ЛИНЕЙКА — 1. ЛИНЕЙКА1, линейки, жен. 1. Прямая черта на бумаге или доске, помогающая писать правильно прямыми строками. Тетрадь в одну линейку, в две линейки. Писать по линейкам. Тетрадь в косую линейку. 2. Прямая планка или брусок для вычерчивания прямых… … Толковый словарь Ушакова

линейка — ЛИНЕЙКА, и, жен. 1. Прямая черта на бумаге, на какой н. поверхности, помогающая писать прямыми ровными строками. Тетрадь в косую линейку (разлинованная также наискось, сверху вниз). Писать по линейкам. 2. Планка для вычерчивания прямых линий, для … Толковый словарь Ожегова

линейка — 1. ЛИНЕЙКА, и; мн. род. неек, дат. нейкам; ж. 1. Прямая черта на бумаге, доске и т.п., помогающая писать ровными строками, делать нужный наклон букв. Писать по линейкам. Начертить линейки. Бумага, тетрадь в линейку (линованая). 2. Прямая планка… … Энциклопедический словарь

ЛИНЕЙКА — (от лат. linea черта). Прямая узенькая дощечка, употребляемая при проведении линии; черта, черточка, проведенная на бумаге; (военн.) черта или прямая дорожка перед лагерем или фронтом палаток; длинные широкие дрожки с перегородкою посередине и с… … Словарь иностранных слов русского языка

линейка — агрометр, ассюре, ферула, дорожка, граница, планка, экипаж, черта, шеренга, рейсшина, линеечка, проектор, сбор, масштабик, типометр, строй, правило, метр Словарь русских синонимов. линейка сущ., кол во синонимов: 27 • агрометр (1) … Словарь синонимов

ЛИНЕЙКА — (1) инструмент для проведения (черчения) прямых линий; (2) (2); (3) Л. поверочная инструмент для проверки прямолинейности поверхностей деталей станков, машин, машиностроительной продукции и т. д. Длина такой Л. от 80 мм до 1 м мм. Изготовляют Л.… … Большая политехническая энциклопедия

ЛИНЕЙКА — 1) инструмент для проведения прямых линий на плоскости, для производства некоторых пространственных измерений.2) Длинный многоместный открытый экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят боком к направлению движения; служил… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИНЕЙКА 1 — ЛИНЕЙКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЛИНЕЙКА 2 — ЛИНЕЙКА 2, и, ж. (устар.). Многоместный открытый экипаж с боковыми продольными сиденьями. Ехать на линейке. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

линейка — ЛИНЕЙКА, и, ж. Граница, линия границы. Служить на линейке служить в пограничных войсках. Забраться за линейку (или перемахнуть, сигануть, перелететь и т. п. через линейку) уехать за границу … Словарь русского арго

Такой обыкновенный предмет, как линейка, имеется в каждом доме. Совершенно точно, в каждом доме есть хоть какая-нибудь линейка. Даже если в семье нет школьников или инженеров-чертежников. Откуда же она взялась? Из магазина, конечно.


Неужели было время, когда линейки еще не существовало? Как люди без нее обходились? Надо что-то начертить? Где линейка, нет проблем. Что-то измерить — нет проблем тоже. Школьники без нее в школу не ходят, ну, а инженеры-чертежники не расстаются с разнообразными видами линеек до самой пенсии.

Линейка, примерно такая, какой мы ее знаем сегодня, появилась во времена Великой французской революции, во Франции, соответственно. Значит, ей уже более двухсот лет. Однако стоит копнуть еще глубже. При раскопках древнего города Помпеи археологи обнаружили тщательно оструганные дощечки, служившие, видимо, античным архитекторам для выполнения различных чертежей.

Все эти приспособления, конечно же, были не очень удобны. Так кажется сегодня, когда есть удобная линейка любой длины и формы. Но тогда альтернативы не было. Люди пользовались тем, что имели. Чертили себе с помощью железок и досок. Опять же, с чем сравнивать?

Если копнуть не только глубже, но и шире, то не было бы линейки, если бы не придумали метр. В 1789 году во Франции началась революция. Казалось бы, каким боком тут линейка? Но революция послужила неким толчком. Академики получили задание: ввести новую систему мер. В то время во Франции меняли старое на новое вообще во всем и везде. Заменили календарь, названия месяцев, деньги, государственное устройство, наконец. Меры тоже не обошли стороной.

8 мая 1790 года Учредительным Национальным Собранием был принят Декрет о реформе мер.

Собралась комиссия. В ее состав входили П.-С. Лаплас, Ж.-Л. Лагранж (который в составе другой комиссии предложил десятичную систему мер, в том числе и для деления суток), Г. Монж и другие ученые. Комиссия представила проект о принятии в качестве метра одну сорокамиллионную долю длины земного меридиана.

Введение такой единой системы мер во Франции перейдет со временем национальные границы. Метр внедрится во все страны и станет международной меркой.

Но это потом. А сначала такую систему мер официально не приняло Английское Королевское общество. Не хотели напрягаться, видимо. Надо было же еще и точно отмерить. Англичане решили просто наблюдать со стороны, справедливо полагая, что если что-то и получится — примут. И будут пользоваться. А не получится — они и не потеряют ничего, и не опозорятся. Хитро.

Французы в гордом одиночестве приступили к точному измерению длины земного меридиана. Руководили этой работой академики Ж.-Б.-Ж. Деламбр и П.-Ф.-А. Мешен. Замеры проводились в революционное время, что сильно усложняло процесс. Группу даже несколько раз арестовывали, по недоразумению.

Ценой больших усилий работа была закончена. И вот, за новую единицу длины (метр) была принята точно измеренная сорокамиллионная часть географического меридиана (длина которого, как известно, составляет 40000 км), один из которых проходил как раз через Париж. Французские ученые измерили его дугу на участке от Дюнкерка до Барселоны.

Линейки с метрическим делением сначала были в распоряжении только академиков. Позже ими пользовались и студенты. В обычных школах линейки появились в начале XIX века.

А как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну того или иного наименования? Конечно, можно! Этим занимаются ученые-этимологи.


Этимология зародилась в Древней Греции. Это наука о происхождении и истории слов. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы — захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять. Зато результат того стоит. Ведь этимология — наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

2.История происхождения названий школьных предметов

Сегодня я хочу рассказать об истории происхождения названия некоторых школьных предметов.

1. Ежедневные записи научных наблюдений во время экспедиций, исследований и т. п. (Путевой дневник, судовой дневник).
2. Записи событий из личной жизни. (Дневник Коли Комарова).
3. Ученическая тетрадь для записи заданий и выставления оценок.

Карандашию… Это слово пришло к нам из тюрского языка. Раньше оно звучало как каламдас. Так называли заостренный с одного конца камень.

Так что же получается? А ровно то, что к изобретению современной школы и ее атрибутов приложили руку практически все страны, сформировавшие современную человеческую цивилизацию.

Читайте также: