Какие суффиксы являются формообразующими кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж- ок , рам- оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

суффикс –ть ( -ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде- ть , нес- ти

суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита- л , дума- л .

Суффиксы –ть ( -ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания : пойд(ем)- те, поед(ем)- те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю) сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания :

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

словоизменение — это образование форм одного и того же c лова.

словообразование — это образование новых слов.

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес -ник , школь -ник , уче -ник , троеч -ник , спут -ник , курорт -ник , льгот -ник , суббот -ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель- ск (ий), деревен- ск (ий), мор -ск (ой), москов- ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, — от — . — ок — ( гриб-ник, крас- от (а), друж- ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот- ск (ий) ) — для образования только прилагательных; — ыва -,- ива — ( обдум- ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;

от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;

от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч- к (а) — доч- еньк (а), дом — дом- ик ;

увеличительное значение: рука — руч- ищ (а) ;

суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон- ёнок , ут- ёнок ;

для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи- тель , трактор- ист , москв- ич , сибир- як , академ- ик , груз- ин , кавказ- ец и т.д;

для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав- щиц (а), мастер- иц (а), фельдшер- иц (а), осет-ин- к (а), машин-ист- к (а), писатель- ниц (а) и т.д

выражение отношения к лицу : хитр юг а, жад юг а, мал явк а, коз явк а, лен тяй , слюн тяй .

Суффиксы (и приставки ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс — от — — существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс — ск — — прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ / й’ / а] , эмиграция — эмигр[/ацы й’ /а], двое — дв[/о й’/э ], лисьего [л’ис’/ й’ /ива], лисьей [л’ис’/ й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) корень стар -, окончание -ый ;

Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар- ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар- ин- н(ый) .

Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-

Вывод: стар- ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

рыба — рыб к а
ключ — ключ ик
замок — замоч ек
друг — друж ок
рука- руч еньк а
лиса- лис оньк а
Ваня – Ван ечк а
игла – игол очк а
дед – дед ушк а
поле — пол юшк о

Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок

лес — лес ник
возить — воз чик
барабан — барабан щик
учить — учи тель
учить — учитель ниц а
радист — радист к а

Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий

скала — скал ист ый
город — город ск ой
горох — горох ов ый
шаль — шал ев ый
лето — лет н ий

звук – звуч а ть
рана –ран и ть
белый – бел е ть
зима – зим ова ть
кольцо — кольц ева ть
укачать — укач ива ть
открыть -откр ыва ть

учить — учить ся — учу сь
лечить — лечить ся — лечу сь

чита ть
нес ти

Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.

читаю – чита л ;
говорю — говори л

Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова — чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Суффиксы могут выполнять две функции — использоваться для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений (формообразующие суффиксы в основу не входят).

К формообразующим морфемам относятся:
-все окончания: школ-а, ид-у, красив-ый;
-некоторые суффиксы (см. перечень ниже в табл.);
-приставка наи-, участвующая (вместе с суффиксами) в образовании форм превосходной, реже сравнительной степени прилагательных и наречий: наи-лучший, наи-меньший, наи-высший, наи-сложнейший, наи-более, наи-менее;
-постфикс -те 2-го лица множественного числа повелительного наклонения глаголов: хоти-те, возьми-те, думай-те (в некоторых учебниках его относят к окончаниям).
Формообразующие морфемы в основу слова не входят.

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ (словоизменительные) СУФФИКСЫ

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия, а также в некоторых существительных мн.ч.

  1. степеней сравнения прилагательных и наречий на -о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш-, -айш- сильн-ее; дорож-е; тонь-ше; глуб-же; покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высоч-айш-ий – высоч-айш-е
  2. прошедшего времени глаголов -л- и нулевой дела-л; помог-Ø
  3. неопределённой формы глагола -ть, -ти лежа-ть; пас-ти
  4. повелительн. наклонения глаг. -и, Ø пиш-и; скаж-и; думай-Ø; исправь-Ø
  5. действительных причастий -ущ-, -ющ, -ащ- -ящ-, -вш-, -ш- нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вш-ий, рос-ш-ий
  6. страдательных причастий -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, смеша-нн-ый, увид-енн-ый, стёр-т-ый
  7. деепричастий -а-, -я-, -учи-,-ючи-, -в, -вши-, -ши- слыш-а, сдава-я-сь, буд-учи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ
  8. мн.ч. существительных -ес-, -ер-, -ен-, -й-
  • неб-ес-а, чуд-ес-а, тел-ес-а, слов-ес-а;
  • мат-ер-и, доч-ер-и; врем-ен-а, им-ен-а;
  • лист — [л’ис’т’-й’-а]; сын – сын-ов-[-й’-а]

Формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

В русском языке есть суффиксы субъективной оценки, которые образуют не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только эмоционально-экспрессивной окраской.

Суффиксы существительных: еньк-(дороженька), -оньк-(березонька), -онк-(книжонка), —енк-(лошаденка), -ц-(зеркальце), -ашк-(старикашка), -ин-(домина), -ищ-(голосище), -ец(братец, морозец), -ик(билетик, букетик), -чик(моторчик, карманчик), -ок(дружок, снежок), -иц-(водица, лужица), -к-(головка, ночка), -инк-(пылинка, росинка), -очк-(звездочка, мордочка), -ушк-(дедушка), -юшк-(волюшко), -ышк-(солнышко), —ишк-(домишко), -очек(листочек), -ечко(семечко), —ушек(воробушек), -ышек(колышек).
Суффиксы прилагательных: -еньк-(добренький), -оньк-(легонький), —ехоньк- (смирнехонький), -оханьк- (горькоханький), -ешеньк- (скорешенький), -ошеньк- (легошенький)
Суффиксы наречий: —онько (легонько), -енько (давненько), -енечко (хорошенечко), -онечко (тихонечко) и др.

Для образования грамматических форм слов используются представленные ниже типы морфем.

  • 1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на
  • -о: -ее/-ей, -е, -ейш, -айш, -ше (смел-ее, чащ-е, тонь-ше, нов-ейш-ий, кратч-айш-ий, быстр-ей); [1]
  • 2. Глагольные суффиксы инфинитива: -тъ/-ти (игра-тъ, ид-ти). Считаем вполне обоснованной точку зрения А. Г. Балакай, согласно которой аффиксы инфинитива -тъ/-ти следует относить к формообразующим суффиксам на том основании, что: 1) они встречаются в неизменяемых словоформах типа учи-тъ, нес-mu и 2) не выражают синтаксических отношений между словами в предложении.

В глагольных словоформах типа лечь, сечь имеется нулевой суффикс: лечъ-0, поскольку нулевые формообразующие суффиксы, как и окончания, выделяются не только на фоне парадигмы грамматических форм одного и того же слова (как, например, суффикс прошедшего времени высох-0-? (ер.: высох-л-а, высох-л-и), — с неизменяемой формой инфинитива такую операцию проделать невозможно), но и на фоне сопоставления данной словоформы с формами других слов, обладающих тождественными грамматическими значениями. Так, если в слове петь -ть является формантом инфинитива, значит, в инфинитиве печь есть нулевой формант. Основанием для такого вывода служит тождество грамматических значений слов петь и печь (Балакай, 1990, с. 83).

На практике мы можем столкнуться и с другим взглядом, который тоже нашел отражение в некоторых школьных учебниках (см., например, учебник для 3 класса авторского коллектива, работающего под руководством Р. Н. Бунеева), а именно в словоформах типа лечь, сечь предлагается выделять суффикс инфинитива -чь, накладывающийся на корень. Такой подход обосновывается следующим соображением: грамматический суффикс инфинитива -ти kt перед i > ч), в результате конечный согласный [ч] одновременно принадлежит и корню, и суффиксу. Иными словами, наблюдается наложение (или аппликация, диффузия) морфов. Если же придерживаться исключительно синхронного анализа, возникает вопрос: что составляет основу в слове печь, если в основу не входят формообразующие показатели, каким является суффикс инфинитива? Если выделить основу пе-, то часть корня не войдет в основу. В этой связи в словах типа печь, сечь и подобных видится обоснованным выделение нулевого формообразующего показателя инфинитива.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

  • стол ов ый
  • крас от а
  • указ к а

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Суффикс — это мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после кор­ня или после дру­го­го суф­фик­са и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или их форм.

Суффикс это

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

  • дом → дом ик ;
  • тра­ва → трав ян ой;
  • соло­вей → соловь ин ый;
  • груст­ный → грустн о .

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

  • мысль → мысл ишк а;
  • снег → снеж ок ;
  • рыба → рыб ешк а;
  • чело­век → чело­веч ищ е.

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
-к-Придают сло­вам уменьшительное
или лас­ка­тель­ное значение
туча - тучка
-ик-дождь - дождик
-ок-ветер - ветерок
-ичк-вода - водичка
-ник-Указывает на профессию
или зани­ма­е­мую должность
печь - печник
-щик-бетон - бетонщик
-тель-учить - учитель
-ист-связь - связист
-арь-воро­та - вратарь
-есть-Обозначает свой­ство
или качество
све­жий - свежесть
-от-пря­мой - прямота
-изн-белый - белизна
-ищ-Называет местопожар - пожарище

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

  • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
  • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

Слова с двумя суффиксами

Понаблюдаем:

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду занятий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Суффиксы частей речи

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфинитива:

  • мур­лы­ка ть — мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

    Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

    • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
    • весе­ло — весел ее ;
    • чисто — чищ е .

    Как найти суффикс в слове?

    Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

    Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

    Как найти суффикс в слове

    Образец рассуждений

    1. котёнк а , котёнк у

    2. кот , кот ик, кот ище

    Видеоурок

    Морфологический способы словообразования (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову):

    1. Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе (город- при-город)

    А) Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения приставки (спокойно-не-спокойно)

    Б) Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения суффикса

    В) Суффиксально-преффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса (окно-под-окон-ник -)

    2. Сложение (овощехранилище, сбербанк, ВВЦ-аббревиатура)

    3. Усечение основы – усечение производящей основы (заместитель-зам.)

    4. Обратное словообразование – более сложной структуры к более простой (доярка – дояр)

    1. Лексико-семантический - появление новых слов на основе уже имеющихся (бригадир –воинское звание, - руководитель трудового коллектива)

    2. Морфолого-семантический – появление новых слов путем перехода из одной части речи в другую (столовыя –ложка, - помещение)

    3. Лексико-синтаксический –появление новых слов в результате сращения сочетаний (тотчас –тот, час)

    Основное средство формообразования – окончание родина – родины)
    Используется суффикс (стоять – стоял, стоя).

    Супплетивизм (изменение основы (идти- шел).и В формообразовании возможно чередование в корне слова (собирать-собрать).

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1.Что такое морфема?

    2. Дайте определения основных видов морфем.

    3. Как определить состав слова.

    1. Что такое словообразование?

    2. Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования.

    3. Что такое формообразование?

    4. Чем формообразование отличается от словообразования?

    5. Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

    Морфология и орфография.

    Краткое изложение теоретических вопросов

    Безударные гласные, которые можно проверить ударением
    столы — сто́л
    молодой — мо́лодость, моло́денький

    Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)
    корова, король, облако, болото

    И — ы после ц
    в корнях ци — и

    Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах
    Слова-исключения: цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: "цыц".
    в суффиксах и окончаниях — цы — ы
    лисицын, курицын; улицы

    Гласные после шипящих
    1) жи, ши — и
    ча, ща — а
    чу, щу — у
    Жизнь, чаща, чудо …
    2) После шипящих — ё:
    Чёрный, жёлтый, шёлк, чёрточка …
    Слова-исключения: о шов, шорох, капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.




    Чередующиеся е — и, о — а в корне слова
    1) бер — бирâ-
    тер — тирâ-
    дер — дирâ-
    пер — пирâ-
    мер — мирâ-
    стел — стилâ-
    блест — блистâ-
    жег — жигâ-
    дерёт — сдирâет
    стелить — застилâет
    умер — умирâть
    блестит — блистâет

    Слова-исключения: сочетâние, сочетâющийся, словосочетâние
    2) Кос — касâ-
    лож — лагâ-
    коснуться — касâться
    изложение — излагâть
    Слово-исключение: полог
    3) Рос — о
    раст — ращ — а
    вырос, вырасти, выращенный
    Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль
    4) Мок — мак
    вымокнуть под дождём,
    макать в жидкость

    5) Ровн — равн
    ровный — равный
    (гладкий — одинаковый)
    выровнять — уравнение
    Слово-исключение: равнина
    6) гор — га́р
    зага́р, горит
    7) зор — зар
    заря, зори, зарево.

    Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й
    1. Столб — столбы
    жёлудь — жёлуди.
    2. Глазки — глазницы
    сказка — сказочка.
    3. Здравствуй — здравие
    местность — место.

    Непроверяемые согласные (словарные слова)

    И О после шипящих

    Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.

    Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.

    Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо́нок, зайчо́нок, мышо́нок, медвежо́нок, кружо́к, волчо́к и звоночек; (прил.) ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый и бежевый; (нареч.) горячо́, свежо́, хорошо́ и пахуче.

    Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) обожжённый, заворожённый.

    Слово-исключение: ещё.

    Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо́м, свечо́й, врачо́м и сторожем, дачей; (прил.) большо́го и хорошего.

    Однако: (глаг.) стережёт, жжёт, печёт.

    Гласные и конечные согласные в приставках (кроме приставок пре-при, на з-с) пишутся одинаково, независимо от произношения (подрисовать, подписать).

    Приставки на з-с пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с(бесчестье, вздохнуть).

    Приставка при- указывает на: 1) пространственную близость, приближение, присоединение (приморский, пристегнуть, прислонить); 2) действие, совершающееся в направлении субъекта, его интересов (приманить, присвоить); 3) действие, направленное сверху вниз (примять, прижать);4) полноту, исчерпанность действия, доведение действия до конечной цели (приручить, приневолить); 5) совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок (призатихнуть, приоткрыть, прилечь); 6) действие, сопутствующее какому-либо другому(присвистывать, пританцовывать).

    Приставка пре-1) в глаголах обозначает действие, достигающее предельной степени или превосходящее какую-либо меру (превозносить, преувеличивать); 2) обозначает то же, что и пере- (прервать, преградить); 3) в прилагательных и наречиях указывает на высшую степень качества (преспокойный, премилый).

    Употребление Ъ и Ь
    Основные правила
    Буква Ъпишется :
    1. На стыке приставки и корня, при этом приставка должна оканчиваться на согласный, а корень начинаться с е,ё,ю,я (сверхъясный, межъярусный, изъездить);

    перед е, ю, я в словах с иноязычными приставками (аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) (адъютант, инъюнктив, интеръекция, панъевропейский, трансъевропейский).
    2. В середине слова (не после пристаки) Ъпишется только в заимствованных словах: фельдъегерь, а также перед е,ё,ю,я в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъярдовый, трехъязычный.
    Буква Ьпишется:
    1) в середине слова (не после приставок) перед е,ё,ю,я,и: пьеса,компьютер, птичьи, бурьян, интервью), перед немногими заимствованными словами ( медальон, шампиньон);

    2) между двумя мягкими согласными : возьми, банька;
    мягкий знак не пишется в сочетаниях нн, нч, нщ, рщ, чк, чн, щн (обезьянничать, янчить, парча, наборщик).

    Суффиксы Формы слов
    -е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) простая сравнительная степень прилагательных и наречий
    - ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) простая превосходная степень сравнения прилагательных
    -л (чита-л) прошедшее время глагола
    -и(пиш-и) повелительное наклонение глагола
    -ть/-ти(писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) неопределенная форма глаголов (инфинитив)
    -ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) действительные причастия страдательные причастия
    -а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши(удержа-в, удержа-вши, принес-ши) деепричастие

    Морфологический способы словообразования (образование новых слов путем присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову):

    1. Аффиксация – образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе (город- при-город)

    А) Префиксальный (новое слово образуется путем присоединения приставки (спокойно-не-спокойно)

    Б) Суффиксальный (новое слово образуется путем присоединения суффикса

    В) Суффиксально-преффиксальный (одновременное присоединение приставки и суффикса (окно-под-окон-ник -)

    2. Сложение (овощехранилище, сбербанк, ВВЦ-аббревиатура)

    3. Усечение основы – усечение производящей основы (заместитель-зам.)

    4. Обратное словообразование – более сложной структуры к более простой (доярка – дояр)

    1. Лексико-семантический - появление новых слов на основе уже имеющихся (бригадир –воинское звание, - руководитель трудового коллектива)

    2. Морфолого-семантический – появление новых слов путем перехода из одной части речи в другую (столовыя –ложка, - помещение)

    3. Лексико-синтаксический –появление новых слов в результате сращения сочетаний (тотчас –тот, час)

    Основное средство формообразования – окончание родина – родины)
    Используется суффикс (стоять – стоял, стоя).

    Супплетивизм (изменение основы (идти- шел).и В формообразовании возможно чередование в корне слова (собирать-собрать).

    Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

    1.Что такое морфема?

    2. Дайте определения основных видов морфем.

    3. Как определить состав слова.

    1. Что такое словообразование?

    2. Укажите основные морфологические и неморфологические способы словообразования.

    3. Что такое формообразование?

    4. Чем формообразование отличается от словообразования?

    5. Список рекомендуемой литературы и нормативных актов

    Морфология и орфография.

    Краткое изложение теоретических вопросов

    Безударные гласные, которые можно проверить ударением
    столы — сто́л
    молодой — мо́лодость, моло́денький

    Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)
    корова, король, облако, болото

    И — ы после ц
    в корнях ци — и

    Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах
    Слова-исключения: цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: "цыц".
    в суффиксах и окончаниях — цы — ы
    лисицын, курицын; улицы

    Гласные после шипящих
    1) жи, ши — и
    ча, ща — а
    чу, щу — у
    Жизнь, чаща, чудо …
    2) После шипящих — ё:
    Чёрный, жёлтый, шёлк, чёрточка …
    Слова-исключения: о шов, шорох, капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.

    Чередующиеся е — и, о — а в корне слова
    1) бер — бирâ-
    тер — тирâ-
    дер — дирâ-
    пер — пирâ-
    мер — мирâ-
    стел — стилâ-
    блест — блистâ-
    жег — жигâ-
    дерёт — сдирâет
    стелить — застилâет
    умер — умирâть
    блестит — блистâет

    Слова-исключения: сочетâние, сочетâющийся, словосочетâние
    2) Кос — касâ-
    лож — лагâ-
    коснуться — касâться
    изложение — излагâть
    Слово-исключение: полог
    3) Рос — о
    раст — ращ — а
    вырос, вырасти, выращенный
    Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль
    4) Мок — мак
    вымокнуть под дождём,
    макать в жидкость

    5) Ровн — равн
    ровный — равный
    (гладкий — одинаковый)
    выровнять — уравнение
    Слово-исключение: равнина
    6) гор — га́р
    зага́р, горит
    7) зор — зар
    заря, зори, зарево.

    Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й
    1. Столб — столбы
    жёлудь — жёлуди.
    2. Глазки — глазницы
    сказка — сказочка.
    3. Здравствуй — здравие
    местность — место.

    Непроверяемые согласные (словарные слова)

    И О после шипящих

    Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.

    Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.

    Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо́нок, зайчо́нок, мышо́нок, медвежо́нок, кружо́к, волчо́к и звоночек; (прил.) ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый и бежевый; (нареч.) горячо́, свежо́, хорошо́ и пахуче.

    Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) обожжённый, заворожённый.

    Слово-исключение: ещё.

    Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо́м, свечо́й, врачо́м и сторожем, дачей; (прил.) большо́го и хорошего.

    Однако: (глаг.) стережёт, жжёт, печёт.

    Гласные и конечные согласные в приставках (кроме приставок пре-при, на з-с) пишутся одинаково, независимо от произношения (подрисовать, подписать).

    Приставки на з-с пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с(бесчестье, вздохнуть).

    Приставка при- указывает на: 1) пространственную близость, приближение, присоединение (приморский, пристегнуть, прислонить); 2) действие, совершающееся в направлении субъекта, его интересов (приманить, присвоить); 3) действие, направленное сверху вниз (примять, прижать);4) полноту, исчерпанность действия, доведение действия до конечной цели (приручить, приневолить); 5) совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок (призатихнуть, приоткрыть, прилечь); 6) действие, сопутствующее какому-либо другому(присвистывать, пританцовывать).

    Приставка пре-1) в глаголах обозначает действие, достигающее предельной степени или превосходящее какую-либо меру (превозносить, преувеличивать); 2) обозначает то же, что и пере- (прервать, преградить); 3) в прилагательных и наречиях указывает на высшую степень качества (преспокойный, премилый).

    Употребление Ъ и Ь
    Основные правила
    Буква Ъпишется :
    1. На стыке приставки и корня, при этом приставка должна оканчиваться на согласный, а корень начинаться с е,ё,ю,я (сверхъясный, межъярусный, изъездить);

    перед е, ю, я в словах с иноязычными приставками (аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) (адъютант, инъюнктив, интеръекция, панъевропейский, трансъевропейский).
    2. В середине слова (не после пристаки) Ъпишется только в заимствованных словах: фельдъегерь, а также перед е,ё,ю,я в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъярдовый, трехъязычный.
    Буква Ьпишется:
    1) в середине слова (не после приставок) перед е,ё,ю,я,и: пьеса,компьютер, птичьи, бурьян, интервью), перед немногими заимствованными словами ( медальон, шампиньон);

    2) между двумя мягкими согласными : возьми, банька;
    мягкий знак не пишется в сочетаниях нн, нч, нщ, рщ, чк, чн, щн (обезьянничать, янчить, парча, наборщик).

    Читайте также: