Чем отличается физминутка от динамической паузы в доу

Обновлено: 03.07.2024

Всем известно, что в наше время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями — это нагрузка на детский организм. Дети быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов. Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.

Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки, динамические паузы.

Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Динамические паузы проводятся: во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Двигательные игры разминки могут проводиться в начале, середине или конце непосредственно образовательной деятельности. В начале дня они помогут детям собраться, настроится. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. Их основная задача - позволить сменить ребенку позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие.

• Подвижные игры в качестве динамической паузы с детьми могут использоваться на всех видах занятий - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые совпадают с тематикой образовательной деятельности. Могут проводиться в любой его части и в любое время, по усмотрению воспитателя.

"Ты весна, весна красна"
Весна-красна ты с чем пришла? (руки в стороны)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной.(показываем траву и цветы рукой вниз)
К воде ключевой.
Солнышку улыбнемся.
Домой к мамочке вернемся.

Игра "Найди пару" (участники разбегаются под музыку, после, нужно найти свою пару)

"Весенний букет"
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно загибают пальчики на руке, начиная с большого)
Будем цветы собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Цветок ромашка, цветок василек
(поочередно загибают пальчики на руке)
Цветок анютины глазки, цветок одуванчик (начиная с большого пальца),
Цветы мы соберем
Маме весенний букет отнесем.

Также можно использовать дидактические игры с движениями, которые хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

Текст произносится до начала выполнения упражнений. Изображение круга с точками.
До пяти считаем, гири выжимаем, (И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак, 4-5 раз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки (На доске - круг с точками, взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов, (И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас (И. п. - стоя, ноги слегка расставить;приседания, руки вперед.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты (На доске изображено 5 клеток, взрослый указывает на них, дети прыгают 5 раз.)
На носочки встанем,
Потолок достанем (И. п. - основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх- в стороны, потянуться.)

• В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
В форме любого двигательного действия или задания.
До чего вы можете дотянуться со своего места. До потолка можете? (Тянутся.)
Нет.
Можете ли коснуться чего-то твердого? Коснитесь. (Пол.)
А теперь потрогайте что-нибудь мягкое. (Ковер.) Потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого в вас самих? (Тело – рука, нога, спина и т. д.)
А теперь прикоснитесь к чему-нибудь на себе, что было бы влажным или мокрым. (Нос, губы и т. д.).
А теперь вы можете прикасаться к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к гладкому, к шершавому, холодному… Потрогайте что-нибудь теплое. (Каждый раз можно менять задания).

• В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

Чем отличаются динамические паузы от физминуток?
- прежде всего длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминутокрешаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления.
Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы. При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:
- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;
- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;
- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпаузнеобходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.

Содержанием физминуток и физпауз могут быть не только физические упражнения, а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения и игры, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, малоподвижные игры на различную тематику и др. Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него.

Посредством физминуток и физпаузможно решать различные задачи:
• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
• развитие общей моторики, мимики;
• развитие выразительности и грации движений;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие слухового внимания и слуховой памяти;
• развитие чувства ритма;
• обогащение словарного запаса по лексическим темам;
• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие силы голоса;
• развитие интонационной выразительности речи;
• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;
• координация речи с движением;

Основные требования к выбору упражнений:
• Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей; быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными;
• Упражнения должны быть знакомы детям;
• Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;
• Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;
• Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плечей (рук) в стороны, подниманием головы;
• Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности;

Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, который отличается разнообразием форм физического воспитания. Среди множества таких форм можно выделить физкультурные минутки и физкультурные паузы, использующиеся для снижения умственного утомления и статического перенапряжения.

Физкультурная минутка и физкультурная пауза являются формой активного отдыха и широко применяются в работе с детьми дошкольного возраста, особенно во время малоподвижных, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация, работа со счетным материалом и др.

Организация и проведение физкультурных минуток и физкультурных пауз преследует общие цели:

1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий.

2. Обеспечить кратковременный отдых для снижения нагрузки на органы зрения, слуха.

3. Снять статическое напряжение мышц туловища, особенно спины (профилактика искривления осанки, мышц кисти работающей руки.

Различия проявляются в длительности и содержании. Так, для физкультурной минуты составляется комплекс из 3 – 4 простых упражнений для больших групп мышц: плечевого пояса, рук, туловища, ног. Данные упражнения активизируют дыхание и кровообращение.

В физкультурной паузе количество упражнений в комплексе увеличивается до 5 – 8, кроме того, в паузу можно также включать малоподвижные игры, развлечения. Продолжительность физкультурной паузы несколько дольше 1,5 – 2 минут, характерных для физминутки.

Используемые в процессе активного отдыха упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Хорошо, если содержание физминуток и особенно физкультурных пауз строится на программном материале, т. к. это способствует подготовке нового двигательного действия.

Во-вторых, комплексы упражнений должны еженедельно изменяться частично или полностью, при этом могут использоваться упражнения с пособиями или инвентарем (с флажками, ленточками, листочками, кубиками и др.).

Следующим важным моментом является музыкальное сопровождение. Это может быть бубен, аудиозапись, живая игра на фортепиано. Активный отдых с музыкальным сопровождением неизменно оставляет в памяти детей неизгладимые яркие впечатления. При отсутствии музыкального сопровождения большую роль может сыграть живость, эмоциональность взрослого, выполняющего движения вместе с детьми.

Отдельно следует сказать о важности правильно принятого исходного положения. Здесь также нужно исходить из возраста дошкольников. Для детей младшего возраста наиболее удобное исходное положение – стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно; для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения.

В заключение можно сказать о том, что физкультурные минутки и физкультурные паузы необходимо активно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста для предупреждения умственного и физического переутомления.

Литература

Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011. – 176 с.

Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Для каждого педагога детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями – это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.

Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести динамические паузы, которые включают в себя физкультминутки и физкультурные паузы. О них сегодня и пойдет разговор.

В форме общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
Физкультминутка "Дружно встали"
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо).
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги!
Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Снежинки, снежинки на землю хотят.
А ветер дует все сильней и сильней, (Бег с поворотом вокруг себя).
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом, (Бег к воспитателю и присесть около него на пол)
Снежинки слетелись в большой
Снежный ком.

Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте.)

В форме дидактической игры с движениями. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. Текст произносится до начала выполнения упражнения.
педагоги участвуют в роли детей.
До пяти считаем гири выжимаем. И.п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки подняв стороны, медленно согнуть к плечам, пальцы сжать в кулак, 4-5 раз.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. На доске – круг с точками, воспитатель показывает на них, а дети считают сколько раз надо поднять руки.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы соединены в замок. Поднять руки вверх, наклон вперед-вниз и снова выпрямиться, руки вверх, 5 раз.
Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны вправо и влево.
Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас. И.п. стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс. Приседаем, руки вперед, вернуться в и.п.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Основные требования к проведению физкультминуток:

• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.) . Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

Можно использовать различные имитационные движения: изображения спортсменов (лыжник, гимнаст, боксёр, отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор и т. д., повадки животных (лиса крадётся, заяц прыгает) .

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ

Эти упражнения могут быть использованы: во время физкультурных занятий в ДОУ, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики дома или в детском саду, на коррекционно-развивающих занятиях различных специалистов с детьми, в том числе имеющими тяжелые нарушения в развитии, для развития и дифференциации различных мышечных ощущений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Мы ногами — топ-топ,

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами — чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два —привстали,

Руки кверху все подняли.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Заниматься нам пора! Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Руки на поясе, плечи вверх-вниз.

Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.

Движения выполнять по содержанию текста.

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

И ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии) .

Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .

Ходьба по ровной поверхности.

Присесть на корточки.

Сложить ладони, поднять руки над головой.

Этот пальчик — самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький — мизинчик,

Любит бегать в магазинчик! Показать большой палец правой руки.

Указать друг на друга указательным пальцем правой руки.

Согнуть средний палец.

Сгибаем безымянный палец, как будто он не хочет манной каши.

Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от осталь-ных пальцев.

Упражнение повторить несколько раз. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Упражнения на развитие восприятия ритмов

окружающей жизни и ощущений собственного тела

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

ХОДЬБА ПО ЛИНИИ

Хорошим упражнением для детей, начиная с 2-летнего возраста, является ходьба по линии. Лучше всего нарисовать эллипс (3х4 м) или круг диаметром 3 м.

Начинать ходьбу нужно в медленном темпе, желательно под спокойную музыку. Усложняя упражнение, можно менять музыку на более быструю и изменять темп движения по кругу (убыстряя его до бега). Можно чередовать темп движений, изменяя музыку.

Можно использовать разные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, и т. п.

Можно подражать походке различных животных: попрыгать, как зайчики; пройтись, как косолапые мишки; пробежать на носках, как маленькие мышки; пройтись, топая, как большие слоны, и т. п.

Читайте также: