Какие средства реализуют авторский замысел кратко

Обновлено: 27.06.2024

Цель писателя — понять и воспроизвести действительность в ее напряженных конфликтах.

Замысел — первообраз будущего произведения, в нем находятся истоки главных элементов содержания, конфликта, структуры образа.

Единичное, частное, наблюдаемое автором в жизни, в книге, проходя через сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, становится обобщением действительности.

В процессе создания произведения от замысла до его окончательной реализации осуществляется и субъективное открытие смыслов, и создание такой картины реальности, в которой присутствуют общезначимые сведения о наличной действительности каждого человека, организованные в соответствии с концепцией автора.

Движение от замысла к художественному воплощению включает в себя муки творчества, сомнения и противоречия. Многие художники слова оставили красноречивые свидетельства о тайнах творчества.

Трудно выстроить условную схему создания литературного творения, так как каждый писатель уникален, однако при этом обнаруживаются показательные тенденции. В начале работы писатель стоит перед проблемой выбора формы произведения, решает, писать ли от первого лица, то есть предпочесть субъективную манеру изложения, или от третьего, сохранив иллюзию объективности и предоставив фактам говорить самим за себя. Писатель может обратиться к современности, к прошлому или будущему. Формы осмысления конфликтов разнообразны — сатира, философское осмысление, патетика, описание.

Потом возникает проблема организации материала. Литературная традиция предлагает множество вариантов: можно в изложении фактов следовать естественному (фабульному) ходу событий, иногда целесообразно начать с финала, со смерти главного героя, и изучать его жизнь до самого рождения.

Цель писателя — понять и отразить действительность или эмоции через мысли и действия героя.

Замысел — первичный образ будущего творения, наброски содержания, возможных конфликтов, черт героев. Одни писатели берут темы своих произведений из житейского опыта, рассказов людей, другие переосмысливают классические сюжеты. Импульсом к созданию текста может быть мельчайшая деталь, переживание, чья-то биография или кусочек подсмотренной жизни.

Виды авторского замысла

Частное в книге становится обобщением действительности. В процессе написания от замысла до реализации происходит субъективное открытие смыслов и перестройка реальности в соответствии с концепцией автора. Литературное произведение неотделимо от личности писателя и выражает его отношение к обществу.

Как формируется авторский замысел? Стадии воплощения авторского замысла

Нет общей схемы создания литературного произведения, каждый писатель и каждая история уникальны. Однако, некоторые тенденции прослеживаются у многих авторах.

  • Автору нужно выбрать форму произведения, манеру изложения: от первого или третьего лица, субъективно или абстрагируясь от действа.
  • Писатель решает вопрос о времени и месте повествования.
  • Выбирает формы осмысления конфликтов – ирония, философское осмысление, патетика.
  • Композиция также играет значимую роль: логический, фабульный ход событий может уступить перевернутой структуре, от развязки к событиям, приведшим к финалу.
  • Непосредственно при написании автор выбирает жанр, стиль, художественные средства.

Даже у талантливых авторов бывают кризисы, замедляющие творческий процесс. Тогда они ощущают пределы своих возможностей, неспособность выразить все свои мысли и эмоции, осознание безграничности темы. Здесь не обходится без кропотливой работы.

Художественный вымысел. Фантастика

Художественный вымысел – часть любого художественно произведения. Даже в рамках реализма, стараясь изобразить поступки героев на фоне исторических событий, автор оставляет за собой право на выдумку и допущения. У автора нет цели намеренно исказить действительность, но вывести на первый план самое основное.

Фантастика – изображение неправдоподобных существ, предметов и явлений, не совпадающих с действительностью, часто присутствует нарушение естественных форм, закономерностей.

В предыдущей статье я вам рассказывала о том, что такое подтекст, зачем он нужен и почему с ним произведение лучше, чем без него. Если кто-то статью не читал, то ссылка на неё будет внизу, чтобы не отвлекались. А сегодня я познакомлю вас с теми средствами, с помощью которых можно донести подтекст до читателя и сделать это не только понятно, но и красиво.

Художественные детали

Это самое простое и доступное средство, не требующее особых знаний и усилий, разве что толику воображения. Детали, детальки, нюансы необычайно важны в тексте. Вот вы описываете прохожего и отмечаете его усталый вид, загорелое лицо и запылившиеся сапоги. Ясно, что человек долго пробыл в дороге, он, скорее всего, путешественник или наёмник. Или в описании простой служанки мелькнула деталь – золотой браслет с изумрудом. Значит, не такая уж это простая служанка.

Такие детали могут создавать многослойные подтексты, превращаться в увлекательные загадки для читателя или нести особый смысл. Например, случайно оброненная в разговоре персонажей фраза с профессиональным термином может указывать на занятие героя, так же как и некоторые характерные жесты. Допустим, привычка отставного военного ходить, прижав руку к бедру, словно придерживая несуществующую шпагу. Примеры с пузырьком, который прятала Бетти, и масонским перстнем из предыдущей статьи, наверное, помните.

Кстати, придумывать такие детальки в процессе работы над текстом не менее увлекательно, чем разгадывать замысел автора.

Пейзаж

В художественном произведении это не просто описание природы, автор способен заложить в пейзаж за окном множество смыслов и подтекстов. Особенно хорошо передаются с помощью картин природы различные эмоциональные состояния. Так, описание весеннего сада в лучах утреннего солнца может создать радостное настроение и гармонировать с общей атмосферой этого эпизода. А может, наоборот, вызвать диссонанс и ещё больше усилить впечатление от трагичности сцены.

Мрачное предгрозовое небо прекрасно подходит для саспенса (см. ссылку), для нагнетания тревожной атмосферы безотчётного страха.

То есть любая деталь, в том числе пейзаж за окном поезда, например, должен работать на замысел автора, а не просто украшать текст и увеличивать количество знаков.

Авторская литература — литературные произведения, создание которых можно приписать конкретному человеку или группе людей.

Художественный замысел — авторское предвидение будущего произведения в целом.

Фантастика — метод, позволяющий автору допустить невозможное, избавиться от границ реальности или расширить их.

Когда литература обособилась и стала самостоятельным видом искусства, она обрела автора — того самого конкретного человека, благодаря которому мы получили то или иное творческое произведение. Автор мог создавать тексты, в которых выражал свою позицию, своё отношение к жизни, используя при этом те художественные средства, которые подходят именно ему.

Замысел и воплощение

Любое литературное произведение начинается с идеи, возникшей у автора. Эта идея может иметь форму как внезапного озарения, так и сложного умозаключения. Именно она и называется художественным замыслом.

Но замысел — это ещё не литература. Чтобы идея стала произведением, автор пишет, наполняя изначальную схему необходимыми персонажами, ситуациями, обстоятельствами. Именно так происходит воплощение творческого замысла.

Нужно сказать, что творческий замысел может остаться невоплощённым: у любого писателя гораздо больше замыслов, чем книг. И, конечно же, в процесс создания литературного произведения замысел может меняться.

Пример

Художественный вымысел и его роль

Чтобы замысел обрёл воплощение, писателю необходимо обратиться к вымыслу. Строго говоря, вымысел — это все события, персонажи и обстановка в литературном произведении. Даже если речь идёт об историческом романе, все действующие лица которого носят имена реальных персонажей, это всё равно продукт художественного вымысла: автор отражает, как лично он видит ту или иную историческую ситуацию.

До XVII в. русская литература имела преимущественно религиозный характер, и вымысел в ней считался греховным. Однако литература без вымысла очень ограничена в средствах. Поэтому расцвет русской литературы начался в эпоху романтизма (конец XVIII — начало XIX в.), когда вымысел приветствовался.

Фантастика в фольклоре и в литературе

Когда мы говорим о фантастике сегодня, то сразу представляем себе соответствующий жанр в литературе и кино. Такая фантастика сразу связывается в нашем сознании с визитами пришельцев, сверхвозможностями героев, монстрами и волшебниками.

Пример

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое авторский замысел?

Ответ. Первоначальная идея создания художественного произведения.

Ответ. При создании художественного образа всегда применяется вымысел. Образ, созданный поэтом, соотносится с реальным историческим персонажем — царём Иваном Грозным, но не совпадает с ним.

Художественное произведение – результат воплощения авторского замысла.

Объяснения и примеры

Когда литература обособилась и стала самостоятельным видом искусства, она обрела автора — того самого конкретного человека, благодаря которому мы получили то или иное творческое произведение. Автор мог создавать тексты, в которых выражал свою позицию, своё отношение к жизни, используя при этом те художественные средства, которые подходят именно ему.

Авторский замысел

Любое литературное произведение начинается с идеи, возникшей у автора. Эта идея может иметь форму как внезапного озарения, так и сложного умозаключения. Именно она и называется художественным замыслом.

Но замысел — это ещё не литература. Чтобы идея стала произведением, автор пишет, наполняя изначальную схему необходимыми персонажами, ситуациями, обстоятельствами. Именно так происходит воплощение творческого замысла.

Нужно сказать, что творческий замысел может остаться невоплощённым: у любого писателя гораздо больше замыслов, чем книг. И, конечно же, в процесс создания литературного произведения замысел может меняться.

Пример

Границы между художественным вымыслом и достоверностью условны: их трудно провести в жанре мемуаров и биографий. Мера художественного вымысла зависит от жанраличности писателя, его творческих методов, литературного направления.


Художественное произведение – результат воплощения авторского замысла.

Объяснения и примеры

Когда литература обособилась и стала самостоятельным видом искусства, она обрела автора — того самого конкретного человека, благодаря которому мы получили то или иное творческое произведение. Автор мог создавать тексты, в которых выражал свою позицию, своё отношение к жизни, используя при этом те художественные средства, которые подходят именно ему.

Авторский замысел

Любое литературное произведение начинается с идеи, возникшей у автора. Эта идея может иметь форму как внезапного озарения, так и сложного умозаключения. Именно она и называется художественным замыслом.

Но замысел — это ещё не литература. Чтобы идея стала произведением, автор пишет, наполняя изначальную схему необходимыми персонажами, ситуациями, обстоятельствами. Именно так происходит воплощение творческого замысла.

Нужно сказать, что творческий замысел может остаться невоплощённым: у любого писателя гораздо больше замыслов, чем книг. И, конечно же, в процесс создания литературного произведения замысел может меняться.




Пример

Границы между художественным вымыслом и достоверностью условны: их трудно провести в жанре мемуаров и биографий. Мера художественного вымысла зависит от жанраличности писателя, его творческих методов, литературного направления.

Читайте также: