Какие советы дает аристотель филиппу и александру кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель настоящего пособия – научить студентов основным навыкам самостоятельной работы с учебником, с документами. Анализируя высказывания великих мыслителей, студенты должны научиться давать им оценку, аргументировать свою точку зрения, видеть, в чем их актуальность.

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. Работа с текстами и документами данного пособия может быть использована не только для лабораторно-практических занятий, но и для уроков семинарского типа

Практическая работа № 1.

Тема: Античная философия

1.Познакомиться с представителями основных направлений в античной философии и их идеями.

2.Освоить понятия: объект, субъект, объективное, субъективное, идеалисты, материалисты, майевтика, эвристический метод, софисты.

3.Совершенствовать умения и навыки работы с документами и с текстом учебника .

  1. Раннегреческая философия: Милетская школа и Пифагор.

Задание№2 : Прочитать текст учебника стр. 54 (со 2 абз. снизу) -55. Ответить на вопросы 5, 7.

3.Сократ и софисты. Задание№3: Прочитать текст учебника стр.59-63. Ответить на вопр.1,2,5,6 на стр.63. 4.Платон и Аристотель о наилучшем устройстве общества.

Задание№4: Прочитать текст учебника стр.67-70. 1). Выпишите положения учений Платона и Аристотеля о наилучшем устройстве общества.

2)Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

- реальны они или утопичны? - гуманны они или антигуманны? – есть ли идеи, которые полезно было бы учесть современным политикам?

Задание5№: Прочитать документы №1-№2 и ответить на вопросы к документам.

Вопросы и задания к документу:

  1. Выделите черты наилучшего, по Аристотелю, устройства государства.
  2. Какой слой населения Аристотель считал опорой государства и почему?
  3. Выразите свое отношение к идеям Аристотеля об устройстве государства.

№2. Из письма Аристотеля к Филиппу:

Из письма Аристотеля к Александру:

Вопросы и задания к документу:

  1. Какие советы дает Аристотель Филиппу и Александру?
  2. Каким хотел бы видеть Аристотель царя? Какие свойства он считает особенно ценными для главы государства?
  3. К какой политике в отношении подданных и покоренных народов он призывает?
  4. В какой форме изложены Аристотелем советы?
  5. Выразите свое отношение к содержанию писем.

Практическая работа № 2.

Тема: Философия эпохи Просвещения(4 часа).

1.Усвоить основные идеи французских просветителей.

2.Совершенствовать умения и навыки работы с документом.

Задание№1 : Прочитать учебник стр.131-133 , ответить на вопросы1-3 на стр137 .

Задание№2 : Прочитать документ и ответить на вопросы.

Вопросы к первоисточнику:

1.О каком отношении Вольтера к вере в Бога свидетельствует этот документ?

2. Не противоречит ли эта позиция автора его непримиримо резким высказываниям в отношении католической церкви?

3. Согласны ли вы с аргументами Вольтера, защищающего веру в Бога?

Задание№3 : Прочитать документ и ответить на вопросы.

Вопросы к первоисточнику:

  1. Что, по мнению Руссо, должно лежать в основе общественного порядка?
  2. В чем видит Руссо цель и значение общественного договора?
  3. Какова должна быть, по мысли Руссо, связь между народом и властью?
  4. Какие права по отношению к власти признает Руссо за народом? Как обосновывает он это право?
  5. Выделите из текста документа строки, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко выражена позиция автора.

Задание№ 4 : Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

Задание№ 5: Проанализируйте следующие высказывания просветителей и сделайте выводы. Нет ли в этих суждениях противоречий? Своё мнение обоснуйте:

Практическая работа № 3.

Тема: Немецкая классическая философия.

1.Усвоить этическое учение И.Канта, законы диалектики, категории Г.Гегеля.

2.Совешенствовать умения и навыки работы с документом.

1. Этическое учение И.Канта (работа с документом).

Задание№1: Прочитать документ и ответить на вопросы.

Вопросы к документу:

2.Диалектика Г.Гегеля ( работа с учебником).

Практическая работа №4

Тема: Социалисты-утописты о справедливом обществе.

Цели:1.Познакомить с идеями социалистов-утопистов о справедливом общественном устройстве.

2.Совершенствовать умения аргументировать свою точку зрения.

3.Совершенствовать умения и навыки работы с документами.

На острове Утопия насчитывалось 54общинных и прекрасных города. Язык, обычаи, учреждения и законы их одних и те же. Все 54 города выстроены по одному и тому же плану; в них те же общественные здания, с некоторыми лишь приспособлениями к нуждам каждой местности… Амаурота – главный город острова; ее центральное положение делает ее лучшим сборным пунктом для представителей страны. Поля каждому городу отведены так, чтобы окружали город не менее чем на 12000 шагов… Среди возделываемых полей встречаются удобные дома… Дома служат помещением рабочих тех групп, которые город в определенные сроки посылает на поля… Ежегодно в город возвращается двадцать земледельцев, завершивших двухлетний срок своей земледельческой службы. Их замещает двадцать новых, срок службы которых начинается с этого времени…

Ко времени наступления жатвы филархи земледельческих семейств извещают городское управление о числе потребных вспомогательных рабочих.

В назначенный день приходят целые толпы косарей и при благоприятной погоде с жатвой управляются иногда за один день…

Улицы и площади городов очень удобны для передвижения и хорошо защищены от ветров. Строения города отличаются изяществом, удобством и чистотой и тянутся сплошными рядами по обеим сторонам улиц, ширина которых достигает тридцати футов. За домами находятся обширные сады, занимающее все пространство между домами. Каждый дом сообщается одной дверью с улицей, а другой с садом. Двери эти открываются при малейшем нажатии руки и дают доступ первому встречному. В этом случае утопийцы исходят из общности и нераздельной собственности, они каждые десять лет меняют дома по жребию…

…Кроме земледелия, от которого, как сказано, никто не имеет права уклоняться, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь ремесло. Одни ткут полотно или шерсть, другие делаются каменщиками или горшечниками, третьи обрабатывают металлы или дерево. Платье у всех обитателей острова одного покроя. Этот покрой неизменный, допускается только различие мужчины от женщин, холостых от женатых…

Благороднейшая и почти исключительная деятельность сифогрантов в постоянном наблюдении, чтобы никто не придавался лени и чтобы все деятельно трудились…

Ты скажешь: шести часов ежедневной работы недостаточно для удовлетворения общественных нужд. Утопия должна быть несчастной страной. А на самом-то деле как раз шесть рабочих часов с избытком удовлетворяют всем потребностям и удовольствиям жизни и дают даже значительный остаток съестных припасов. Ты легко поймешь это, если вспомнишь, сколько у всех прочих наций праздных людей. Прежде всего таковы почти все женщины, составляющие половину населения на земном шаре, а затем и мужчины в тех странах, где все работы падают на долю женщин. Затем огромные массы священников и разных праздношатающихся служителей. Приложим к этому еще всех богатых помещиков, называемых дворянами; присоединим к ним еще целые полчища их прислуги, этих тунеядцев в ливреях, не забудем также и здоровых нищих, скрывающих свою лень под вымышленными недугами. В результате тебе вполне станет ясно, что число людей, доставляющих трудом своим средства к пропитанию человеческого рода оказывается гораздо ничтожнее, чем обыкновенно думают…

…Таким образом, в Утопии все заняты действительно полезными искусствами и ремеслами. Дневной физический труд недолог, но тем не менее его достаточно для общего довольства и избытка…

…Цель социальных учреждений Утопии сводится к тому, что бы прежде всего обеспечить за каждой личностью и обществом полное удовлетворение всех нужд, а затем предоставить гражданам как можно больше свободы, дабы они могли иметь достаточно досуга для развития духовных сил путем изучения наук и искусств. Только в таком всестороннем развитии они видят истинное счастье.

…Утопийцы не запирают своих сокровищ в башнях или других неприступных укрепленных зданиях…из золота и серебра не отливают ни сосудов, ни других каких-либо искусственных изделий…

…Они пьют и едят из глиняной и стеклянной посуды очень причудливой и красивой формы, но крайне ничтожной цены. Золото и серебро предназначены для изделий самого низменного свойства: из него делают даже ночные вазы не только для общественных дворцов, но и для отдельных домов или выковывают, например, цепи и оковы для рабов и отличительные знаки для преступников, потерявших честь. Эти последние носят золотые кольца и серьги, золотые шнурки на шее и обручи на голове. Таким образом, они употребляют те средства, чтобы золото и серебро находились в пренебрежении.

(Предшественники современного социализма

В отрывках из их произведений. Ч.I,Госиздат,1928, с.59-69)

Вопросы к документу

1.Какую цель социальных учреждений Утопии провозглашает Мор? Совпадает ли эта цель с идеалами эпохи Возрождения?

2. Каково отношение Мора к частной собственности? Подтвердите свой ответ стоками документа.

3. Каким образом на острове Утопия организуется труд людей и распределение продуктов? Какой цели служит такая организация?

5.Хотели бы вы быть утопийцами? Свой ответ аргументируйте.

… Он является главой всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение.

При нем состоят три соправителя Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи находится все касающиеся войны и мира: военные должностями, солдаты, ведает снабжением, укреплением, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.
Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения.

«Прежде всего, да будет тебе известно, что мужчины и женщины у них носят почти одинаковую одежду, приспособленную к военному делу, только плащ у женщин ниже колен, а у мужчин доходит только до колен.
И все они обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы, спустя некоторое время, занимаются с ними гимнастикой, бегом, метание диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены. При этом до седьмого года они ходят босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т.д. для выяснения наклонностей каждого.

Ну а что тут скажешь об их судьях?

Как раз я хотел сказать об этом. Все по отдельности под судно старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание – око за око, нос за нос, зуб за зуб и т.д. согласно закону возмездия, если преступление совершено сознательно и с заранее обдуманными намерениями. Если же это случилось во время ссоры и совершенно непредумышленно, то приговор смягчается, но не самим судьей, а тремя правителями, от которых можно аппелировать к … На третий день ответчик может быть или помилован или отпущен, или же приговор вступает в законную силу, причем ответчик примиряется со своими обвинителями и свидетелями, как с врачами своей болезни, обнимая их, целуя и т.д.

(Кампанелла. Город солнца. Изд. Академии наук. М., 1964, с.39-44,47-50,95-96,97-99)

В 4 веке до нашей эры встретились две великие личности современного мира: Александр Македонский (356–323 до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384–322 до н.э.), один из величайших философов всех времен.

В 343/342 г. до н.э., когда Александр был 13-летним, его отец, Филипп II, македонский правитель Македонского царства (359 г. до н.э. по 336 г. до н.э.) призвал Аристотеля к своему двору. Аристотель был наставником, достойным царя, поэтому Филипп нанял его и заплатил приличное вознаграждение.

Тем, кто впервые на канале, предлагаю подписаться и поставить "палец вверх". Вообще, поддержать канал нужно всем!

Место просвещения Александра - Сады Мидаса в деревне Миеза

Пелла (где родился Александр) была не лучшим местом для молодого принца. Высшее образование юного Александра требовало деревенского уединения и согласия, а не нездоровых политических и придворных интриг. Даже влияние Олимпиады, матери Александра, жившей в Пелле, могло негативно повлиять на молодого Александра.

Король Филипп назначил Аристотелю Район нимф в Мьезе, деревне в Древней Македонии, в качестве места обучения.

По словам Плутарха (45–127 гг. н. э.), Греческого биографа и эссеиста, сначала на Александра оказали влияние его более ранние учителя, однако Филипп им не очень доверял.

Аристотель и его разум

Интересы Аристотеля включали логику, физику, теорию поэзии, политику и природу, а также соображения об основах реальности и морали, но он не очень любил математику. Он был учеником великого философа Платона, и учился в школе, в Академии в течение 20 лет. Аристотель был также великим естествоиспытателем и одним из первых известных историков-библиофилов. Гениальный ум учил Александра и, вероятно, некоторых других очень молодых дворян, которые впоследствии стали великими вождями и королями.

Работа наставником дала Аристотелю много новых возможностей. Он мог основать библиотеку в своем лицее в Афинах, и король Филипп переселил место рождения Аристотеля Стагиру), вернув тех из его граждан, которые были порабощены или изгнаны.

Влияние Артистотеля

Сотрудничество длилось три года и оказало несомненное влияние на Александра, молодого наследника престола.

Однако, есть веские основания полагать, что ученик не пошел по пути, который указал ему философ.

Аристотель передал Александру многие из своих идей; однако неясно, как занятия с Аристотелем повлияли на молодой ум Александра. Не сохранилось ни одной книги, писем, бумаг и других произведений, которые были бы результатом учений в Миезе.

Поэтому в начале своего правления Александр следовал учению своего учителя и боролся с гедонизмом.

Интеллектуальные достижения Александра

Александр проявил сильный интерес к медицине и биологии - еще двум любимым предметам Аристотеля. Плутарх говорит, что на протяжении всей своей жизни он «не только увлекался теорией медицины, но и действительно приходил на помощь своим друзьям, когда они болели, и прописывал им определенные методы лечения и режимы.

У Александра было большое научное любопытство и уважение к науке. Когда Александр начал свое азиатское вторжение, он взял с собой зоологов, ботаников и других научных экспертов, которые позже внесли важный для науки материал.

Он читал и обсуждал стихи, особенно Гомера; ему преподавали основы геометрии, астрономии и риторики, а также интересовали философия, медицина и естественные науки.

Политические взгляды молодого царя и воина

Трудно установить, в какой степени философские взгляды Аристотеля сформировали образ мышления молодого Александра. Скорее всего, было очень мало вещей, в которых оба соглашались, сказал философ 20-го века Бертран Рассел.

Политические взгляды Аристотеля основывались на устаревшей в то время концепции греческого города-государства. Идея маленького города-государства не могла понравиться амбициозному принцу, который хотел построить большую централизованную империю. Александру также приходилось скептически относиться к аристотелевскому принципу обращения с не-греками как с рабами, потому что он мечтал об империи, основанной на плодотворном партнерском сотрудничестве между победителями и проигравшими.

Александр Великий не соглашался с Аристотелем по некоторым вопросам

Аристотель верил в разделение людей на греков и варваров. Эти взгляды отражены в его стремлении обрести славу за счет народов, стоящих ниже греков. Рабство было для него чем-то совершенно естественным, а не греки считались не греками. Согласно учению Аристотеля, Александр хотел стать греческим вождем и деспотом варваров. Он презирал афинскую демократию, будучи убежденным в превосходстве своей семьи над всеми другими людьми и народами.

Три года, проведенные с Аристотелем и его учениями, сыграли важную роль в жизни Александра и оставили в нем неизгладимый след. Получив образование, Александр остался один. Эти два выдающихся ума встречались лишь изредка, если вообще встречались.

Понравилась статья? Жду мнения и пожелания в комментариях! Вы же не забыли подписаться?!

фото Аристотель учитель Александра Македонского

Когда Александр Македонский прибывал в подростковом возрасте, его отец Филипп II обратился к известному философу того времени Аристотелю с просьбой стать учителем сына.

Аристотель согласился быть учителем Александра, при одном условии, если Филипп восстановит его родной город Стагира, разрушенный когда-то македонским царём.

Вклад Аристотеля в формировании личности Александра Македонского

В прекрасном и уединенном месте, с богатой растительностью и природными источниками, названным рощей нимф, проходили занятия будущего царя Македонии. Эта деревня на востоке горного хребта Вермион (Βερμίου) называлась Миеза (Μίεζα).

С помощью рассуждений, Аристотель описывал гармонию духовного существования, где ставил мораль, добродетель, справедливость основными качествами человека. Человеческий разум, логика были базой в аристотелевском учении, в поиске вечной истины и в стремлении понять реальность.

За то короткое время (343-340 гг. до н. э), когда великий мыслитель был учителем Александра, он сумел привить ему любовь к философии, искусству, поэзии, которые действовали катализатором в формировании личности молодого человека.

Аристотель рассказывал на занятиях об обязанностях правителей и искусстве управления. Он старался развить способность восприятия разных факторов, анализировать их, а потом принимать решение.

Помимо этого, обогатил молодого правителя научными знаниями на уроках физики, биологии, математики, медицины и географии. Философ готовил будущего правителя, чтобы он стал полноценной личностью.

В благодарность за богатство научных знаний и проявляя большое уважение к учителю, Александр часто повторял: “отцу я обязан жизнью, а учителю - за то, что живу достойной жизнью!”

В 335 году до нашей эры Аристотелю пришлось прекратить занятия с Александром, в связи с тем что отец последнего был убит и молодому царевичу пришлось взять власть в свои руки.


История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками странах классического Востока, бытовал интерес к прошлому и существовали известные формы фиксации главных, знаменательных событий из этого прошлого… Однако в силу большей на Востоке, по сравнению с античностью, скованности социальной и интеллектуальной жизни рамками теократического и деспотического надзора историописание здесь остановилось на подступах к собственно истории. Эпос не приобрел здесь того светского характера, каким у греков отличались уже гомеровские поэмы, автобиографические повествования не обрели вида развернутых мемуаров, а хроники, оставаясь по существу официальными царскими прокламациями, так и не трансформировались в индивидуализированное историописание, нацеленное на научную реконструкцию прошлого, проникнутое оригинальной философской идеей… Иначе обстояло дело с историческими занятиями у древних греков… История древних греков отличалась замечательным своеобразием, сильнейшим образом способствовавшим подъему народной культуры и самосознания – по крайней мере на отрезке времени в две тысячи лет…

Э. Д. Фролов. Факел Прометея

Греческие боги и мифы



Карта Греции


Греческие боги


Младенец Зевс на острове Крит

Есть дорога в выси, на ясном зримая небе; Млечным зовется Путем, своей белизною заметна. То для всевышних богов — дорога под кров Громовержца, В царский Юпитера дом. Красуются справа и слева Атрии знатных богов, с дверями, открытыми настежь. Чернь где придется живет. В передней же части чертога Встали пенаты богов — небожителей, властию славных. Это-то место – когда б в выраженьях был я смелее — Я бы назвал, не боясь, Палатином великого неба.

Какую роль в жизни играли боги и различного рода культы? По мнению греков, судьбой человека руководят боги (Софокл). Греки делили всех богов на небесных или Олимпийских, земных и подземных. Когда боги в их представлении стали все более походить на людей, возникло стремление выстроить для них жилища. Уже в гомеровских поэмах встречаются упоминания богов. Их изображения вначале люди делали из дерева, а затем уже из камня. Простой люд считал, что все боги наделены сверхъестественной силой и в состоянии вершить чудеса. Павсаний рассказывает о чудесах, что свершались статуями Геракла в Эрифрах, Аполлона в Гилах, другими. Одной из самых почитаемых богинь в древности была Геката. Причина ее популярности в том, что в Древней Греции колдовство и ведовство были женскими сферами, а Геката – богиня, царствующая над привидениями и чудовищами. Считалось, что она пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы затем напиться их крови, хотя она не чужда и сострадания. Считалось, что она могла помочь тем, кто потерял близких, найти возлюбленных в подземном царстве Аида (а в некоторых случаях даже вернуть их в реальный мир). Любовь и стремление овладеть чарами магии (и заодно мужчинами) особенно привлекали к ней дам.


Зевс

Плутарх пишет и о силе статуи Артемиды в ахейском городе Пеллене. Считалось, что статуи Артемиды в Спарте излечивают от подагры и кашля. И вообще деяния богов всячески персонифицировали и живописали. Говорили даже, что тела богов в ряде случаев обливались потом, копья в их руках дрожали, менялось выражение лица богов и т.д. На то, что эти чудеса воспринимались всерьез, что в них свято верили, указывает и такое любопытное свидетельство: эфесцы при осаде их города Крезом соединили стены города веревками с храмом Артемиды, чтобы таким вот хитрым способом доверить град защите почитаемой богини. Иногда статуи с целью удержания бога или богини на данном месте приковывали цепями. О разного рода реликвиях и предметах, якобы обладавших чудодейственной силой, тут и говорить не приходится.

Читайте также: