Как осуществляется взаимодействие двух регуляторных систем кратко

Обновлено: 06.07.2024

Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма. А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система , связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.

Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему .

Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

Системы регуляции процессов

Регуляторные системы, при которых поведение организуется и контролируется, не действуют независимо друг от друга. Большая часть действий контролируется одновременно двумя или более источниками влияния. Более того, разные регуляторные системы тесно зависят друг от друга в достижении и сохранении их силы, способной воздействовать на поведение. В порядке установления и сохранения эффективности предсказывающих стимулов, одни и те же действия должны приводить к разным последствиям в различных обстоятельствах. Если бы при переходе улицы на красный или зеленый свет существовала одинаковая вероятность быть сбитым машиной, то пешеходы перестали бы обращать внимание на сигналы светофора и для обеспечения своей безопасности при пересечении оживленных перекрестков в таких городах, как Нью-Йорк, стали бы пользоваться другими источниками информации. Мы уже обращали внимание на то, как эффективность вербальных и других социальных воздействий отрицается ошибочными подкрепляющими практиками и восстанавливается при гарантии, что предсказанные последствия произойдут, потому что действия соответствуют обстоятельствам.

Приведенные ранее примеры показывают, как предшествующие детерминанты поведения зависят от их корреляции с ответными последствиями. Стимулы и когнитивные явления, в свою очередь, могут изменить воздействие превалирующих условий подкрепления. Угрожающие сигналы иногда приобретают такой сильный контроль над защитным поведением, что человек начинает избегать подкрепляющих случайных встреч с пугающими его людьми, местами или вещами. Когда первичная угроза исчезает, самозащитное поведение остается изолированным из-за постоянного избегания существующих условий подкрепления. Через процедуры, поощряющие испытание реальности, поведенческий контакт с окружением может быть окончательно восстановлен (Bandura, 1976a).

Даже когда объект чьей-либо антипатии или страха не полностью устранен, чрезмерно провоцируемые стимулы активизируют защитное поведение, которое создает условия, неблагоприятные для дальнейшего существования таких стимулов. Мы могли бы снова сослаться на страничку советов в газете, чтобы показать, как антиципирующие реакции могут реально повлиять на чьи-то поступки:

Я буквально измучился с блондинками. Каждый раз, когда я знакомлюсь с девушкой блондинкой, она оказывается вымогательницей и авантюристкой. Я много раз видел по телевизору, что у всех авантюристок обязательно бывают белокурые волосы. Последняя блондинка, за которой я ухаживал, при каждой встрече просила меня покупать ей пластинку. Она меня просто разорила этими пластинками. Следует ли мне теперь отказаться от знакомств с блондинками?

Измучившийся с блондинками.

Дорогой читатель, измучившийся с блондинками!

Многие обладательницы белокурых и золотоволосых головок имеют к тому же и золотые сердца.

В известной мере недоверие автора письма к блондинкам приводит к его поведению, которое провоцирует их недружелюбные ответные действия, предсказанное значение белокурых волос, неоднократно укоренившееся, в свою очередь, побуждает антиципирующие отвержения с реципрокными негативными последствиями. Как процесс предшествующего контроля, так и процесс последующего контроля взаимно поддерживают друг друга. Непрерывный анализ интерактивности людей, которые постоянно оказываются вовлеченными в межличностные проблемы, показывает, что антиципации формируют реальность в самоподкрепляемом образе (Toch, 1969).

Способ, которым убеждения могут усилить, исказить или свести на нет влияние подкрепляющих последствий, уже рассматривался нами ранее и не нуждается в дальнейшей иллюстрации. Однако когнитивные явления не происходят спонтанно и не действуют в качестве автономных причин поведения. Их сущность, валентность и распространение определяются стимулами и подкрепляющими влияниями. Следовательно, никакой анализ когнитивного контроля поведения не будет полным без точного определения того, что регулирует основные процессы познания.

Например, когнитивно обоснованное эмоциональное научение не может произойти, если мысли, служащие источниками возбуждения, не приобретут активизирующего потенциала. Исследования Миллера (1957) и Грозе (1952) показали, что мысли могут стать возбуждающими при обобщении экспериментальных ассоциаций с открытыми реакциями. Мысли, соответствующие высказываниям, повлекшим за собой наказание, порождают физиологическое возбуждение, в то время как мысли, представляющие ненаказуемую вербализацию, не вызвали эмоциональных реакций. Однако, если болезненные переживания оказываются достаточно сильными, они могут стать до такой степени аверсивными, что беспокоящие мысли сами себя затормаживают (Ericksen & Kuethe, 1956; Marksg & Gelder, 1967).

Мысли отчасти управляются внешними стимулами. Таким образом, знания, полученные в больнице, заметно отличаются от знания, полученного в ночном клубе. Простой стимул, имеющий отношение к прошлому опыту, может вызвать в человеке фантазии по поводу давно прошедших событий. При этом поток беспокоящих мыслей может быть прерван путем переключения внимания на другие важные предметы, которые вызовут замещающую когнитивную активность. Эта форма самоконтроля, при которой вызванное мышлением возбуждение ослабляется за счет погружения в захватывающее чтение, просмотр телепередач, профессиональную деятельность или хобби, а также в другие привлекательные мероприятия, широко применяется для восстановления душевного равновесия.

Правила и принципы, которыми руководствуются люди, не возникают из вакуума. Когда правила, определяющие допустимое поведение недостаточно разработаны, они выводятся из информации, которую содержат в себе наблюдаемые или пережитые ответные последствия. Предварительные гипотезы, которые продуцируют реакции, приводящие к благоприятным результатам, сохраняются; частично корректные гипотезы последовательно улучшаются на основе дифференцированной реакции обратной связи до тех пор, пока не станут правильными; и ошибочные гипотезы, выдвигаемые ошибочным исполнением, отбрасываются. Наряду со справедливостью утверждения, что имплицитные правила определяют поведение, верно и то, что правила сами частично отделяются от опытной обратной связи.

Одна из трудностей использования полученных результатов для определения влияния на мышление состоит в том, что приобретаемые знания не поддаются внешнему наблюдению. В процессе, рассмотренном выше, мышление модифицируется косвенно через свои корректирующиеся результаты. Это срабатывает хорошо, когда действия, вызванные мыслями, порождают естественные последствия. Идеи о том, как хорошо добраться до какого-то места, будут сохранены в памяти, если окажутся верными, но быстро будут отброшены, если они заведут не туда, куда нужно. Когда последствия социально опосредованы сильнее, нежели это естественно для поведения, то поведение может иметь разные результаты в зависимости от предпочтений других. Как результат, люди часто говорят и делают публично то, во что они не верят. Таким образом, восприимчивость убеждений к изменению через последствия, им противонаправленные, варьируются в зависимости от того, насколько убеждения естественно или социально функциональны.

Регуляция познания не ограничивается только косвенными ответными последствиями. Мысли получают наглядное воплощение, когда человек делает то, что он думает и могут получать непосредственное воздействие за счет самоподкрепления. Растущее признание человеческих самореактивных способностей вызвало увеличение числа работ, посвященных исследованию того, как процессы мышления изменяются через случайные самоуправляемые последствия (Mahoney, 1974). В этом процессе конструктивные линии мышления усиливаются через осуществление самовознаграждения, обусловенного их появлением, а вереницы мыслей, которые субъективно вредны или поведенчески разрушительны, как-то: самоуничижение, приступы ярости, мучительные размышления, навязчивые состояния и галлюцинации редуцируются непредвиденным самонаказанием или же неправомерно сохраняются при вознаграждении альтернативной когнитивной активности.

Мыслительные процессы поддаются изменению как через моделирующие воздействия, так и с помощью самопродуцируемых или поведенческих последствий мышления. Когнитивная деятельность нелегко поддается изменению с помощью поведенческого моделирования, когда скрытые компоненты мыслительных процессов не могут быть адекватно выражены только лишь бихевиоральными стимулами. Эта проблема может быть легко разрешена с помощью моделей, в которых мыслительные процессы высказываются вслух по мере того, как они задействуются в разрешающей проблему активности. Скрытые компоненты мышления представляются в открытом виде. Дебус (1976) удачно обобщил длительные улучшения в когнитивных навыках, полученные с помощью моделирования мыслительных процессов в соединении с действующими стратегиями.

Другие подходы к модификации когнитивного контроля были разработаны в программах, созданных для лечения психических отклонений, вызванных ошибочными типами мышления. Многие человеческие затруднения и дистрессы уходят корнями в проблемы мышления. Люди периодически испытывают аверсивное возбуждение с помощью тревожных раздражающих размышлений; они ослабляют свое исполнение самосомнениями, самодепривацией и другими саморазрушающими мыслями; они действуют вне осмысления или на основании ошибочных суждений о том, что привело их к таким затруднениям.

Майхенбаум (1974) разработал самоинструктирующие процедуры как средства модификации когнитивных детерминант. Принцип сосредоточения на самоинструкции был основан на рационально-эмотивной терапии Эллиса (1962) и на результатах анализа интернализации вербального самоконтроля Лурии (1961). Согласно Эллису, психические расстройства возникают из иррациональных мыслей, которые выражаются в негативных внутренних диалогах. Лечение состоит в оспаривании иррациональных убеждений и предписании поведения, которое отрицает их. При этом предполагается, что проникновение в иррациональность чьих-то убеждений исключает негативные самоутверждения и посредством этого редуцирует внутренний дистресс и некоторые вызывающие беспокойство типы поведения. Находки контролируемых изучений наводят на мысль, что попытки модифицировать принятие ошибочных идей только с помощью рационального анализа и когнитивного реконструктурирова-ния достигнутого, в лучшем случае, приводят к слабым неустойчивым исправлениям поведения (Mahoney, 1974). Если клиническое применение этого подхода обеспечивает лучшие результаты, они, вероятно, достигаются в большей степени благодаря корректирующим указаниям вести себя отлично от увещеваний хорошо подумать. Улучшения в поведенческом функционировании вызывают когнитивные изменения (Bandura, 1976a).

Вторым источником самоинструктирующего подхода, получающего большую эмпирическую поддержку, является последовательное развитие вербального самоконтроля, предложенного Лурия. С его точки зрения, детское поведение на начальной стадии управляется словесными указаниями других; позднее дети регулируют свои действия с помощью открытых самоинструкций и, в конце концов, с помощью внутренних самоинструкций.

Процедура, разработанная Майхенбаумом, действует в той же последовательности. Модели демонстрируют соответствующие формы поведения, при этом размышляя вслух о стратегии того или иного действия. Моделируемая вербализация включает в себя анализ требований задачи, символический пересказ плана действия, самоинструктирующие руководства к исполнению, воспроизведение самоутверждений для нейтрализации саморасслабляющего мышления и вербальное самовознаграждение за достижения. После воздействия поведенческого и самоинструктирующего моделирования участники сеанса инструктируются относительно выполнения соответствующей активности. Затем они выполняют задания, отдавая себе приказания сначала вслух, затем про себя, и, наконец, мысленно. Результаты многочисленных экспериментов позволили выяснить, что самоуправляемое моделирование совместно с переходом от открытого к закрытому символическому повторению, улучшает когнитивное и поведенческое функционирование.

Из-за сложных взаимозависимостей предшествующих событий, последующих результатов и когнитивных регуляторных систем, резкие разграничения, обычно проводимые между бихевиоральными и когнитивными процессами более полемичны, нежели реальны. В теоретической психологии стало привычным делом создавать целые объяснительные схемы вокруг самой регуляторной системы, пренебрегая при этом другими влиятельными факторами и процессами. Некоторые ученые пытались сосредоточиться на предшествующем контроле, вырабатываемом главным образом через ассоциацию окружающих событий; другие сконцентрировали усилия в основном на регуляции поведения с помощью внешнего подкрепления; третьи оказывали предпочтение когнитивным детерминантам и в значительной мере ограничивали свои исследования когнитивными процессами. Стойкая преданность изучению отдельных процессов поощряла интенсивные исследования частных функций, однако при независимом рассмотрении они не обеспечивали полного понимания человеческого поведения.

ПРЕРЫВАНИЯ СИСТЕМ

ПРЕРЫВАНИЯ СИСТЕМ Другой очень мощный метод перестройки бессознательной стратегии человека заключается в интерпретации болезненной стратегии его ориентации на успешную стратегию. Например, при обсуждении каких-либо положительных переживаний человек на долю секунды

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ После того, как меня представили и я собрал некоторую информацию о его любимом занятии (любит слушать музыку) и некоторых областях, в которых он чувствует себя компетентным (одной из них была работа по дереву), я был готов к работе. Я спросил его, не

Глава 3 Теории систем

Глава 3 Теории систем К 30-м годам XX века в организменной биологии, гештальт-психологии и экологии были сформулированы ключевые критерии системного мышления. Во всех этих областях изучение живых систем — организмов, частей организмов и сообществ организмов — привело

Прерывания систем.

Прерывания систем. Другой очень мощный метод перестройки бессознательной стратегии человека заключается в интерпретации болезненной стратегии его ориентации на успешную стратегию. Например, при обсуждении каких-либо положительных переживаний человек на долю секунды

Использование систем.

Использование систем. После того, как меня представили и я собрал некоторую информацию о его любимом занятии (любит слушать музыку) и некоторых областях, в которых он чувствует себя компетентным (одной из них была работа по дереву), я был готов к работе. Я спросил его, не

12.3. Взаимодействие четырех систем

12.3. Взаимодействие четырех систем В процессе познания каждый из нас вовлекается в непрерывный контакт с реальностью, отбор которой, следуя принципу собственной эффективности, осуществляет ЦНС. Она воспринимает не все, а лишь тематически ей предрасположенное, то есть

Анализ систем

Анализ систем Как только вы столкнулись с какой-то системой, нужно посмотреть, что она сейчас делает. Как она устроена. Если вы пытаетесь действовать, как говорится, топорно, результат внутри системы получается совершенно не тот, который вы планировали.Есть

Эволюция живых систем

Эволюция живых систем Теперь нам необходимо выяснить, что такое жизнь и какие системы можно считать живыми системами. Для этого рассмотрим подробнее развитие свойства отражения.Для того чтобы распознать ситуацию нападения и выжить, животное должно сначала получить и

Реорганизация систем

Реорганизация систем Вскоре после того, как ураган “Сэнди” опустошил целые районы Нью-Йорка, я разговаривал с Джонатаном Ф. П. Роузом, основателем движения по планированию экологического общества, который тогда писал книгу о городах как системах[283]. Роуз сказал

Теория семейных систем

Теория семейных систем Эволюция моих собственных теоретических взглядов началась лет за десять до того, как я приступил к исследованиям семьи. Без ответа оставалось много вопросов, касавшихся общепринятых объяснений эмоциональных заболеваний. Усилия по поиску


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА – НЕРВНОЙ И ЭНДОКРИННОЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимодействие организма с внешней и внутренней средами обеспечивается при помощи механизмов межклеточной коммуникации, представленной нервной и эндокринной системами. Нервной системе свойственно программирование быстрых процессов, эндокринной - более медленных.

Нервная и эндокринная системы, как регуляторные, накладываются друг на друга и перекрываются. Нервная система играет интегрирующую роль в регуляции многих эндокринных функций. Например, адреналин вырабатывается постганглионарными клетками мозгового слоя надпочечников, а вазопрессин, накапливающийся в задней доле гипофиза, синтезируется в гипоталамусе. В то же время многие нейромедиаторы (катехоламины, ацетилхолин, дофамин) сходны с гормонами по способам синтеза, высвобождения, транспорта и по механизму действия. Так, катехоламины в одних тканях играют роль нейромедиаторов, в других - гормонов, а отдельные метаболиты стероидных гормонов коры надпочечников моделируют функцию рецепторов гамма-аминомасляной кислоты в головном мозге.

Большинство эндокринных желёз развивается из эпителиальной ткани. Исключением являются тестостеронпродуцирующие клетки яичек и эстрогенпродуцирующие клетки фолликулов яичников, имеющие соединительнотканное происхождение. Кроме того, нейросекреторные клетки гипоталамуса дифференцируются из клеток нервной ткани. В эмбриогенезе ряд типов эндокринных клеток возникает из ганглиозной пластинки (нервной ткани), что также подтверждает тесную связь нервной и эндокринной систем. При патологических состояниях в эмбриогенезе клетки нервного гребня могут мигрировать в любой орган. Этим объясняется синдром эктопической продукции гормонов (например секреция паратиреоидного гормона и адренокортикотропного гормона злокачественными клетками при раке лёгкого) либо синдром множественной эндокринной неоплазии, когда в одной ткани вырабатывается несколько гормонов.

Функции, поддерживающие целостность организма. Организм человека — это одна из сложнейших биологических систем, которая существует на основе взаимодействия с внешней средой, обмениваясь с ним веществом, энергией и информацией. Эта система состоит из систем различных уровней структурной организации: клеток, тканей, органов, систем органов. Каждый из уровней имеет свою структуру и выполняет определенную функцию. Все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя целостный организм.

Организм человека является открытой системой. В процессе питания человек получает из окружающей среды органические и неорганические вещества и использует их для своей жизнедеятельности. Непереваренные остатки и конечные продукты обмена веществ выделяются в окружающую среду. Обмен веществ и энергии с окружающей средой является необходимым условием существования организма человека.

Мир, в котором живет человек, оказывает постоянное влияние на его организм. Приспособление организма к условиям окружающей среды возможно благодаря постоянному поступлению в мозг человека информации об изменениях внешней и внутренней среды. Эта информация воспринимается, передается в кору головного мозга, анализируется сенсорными системами.

Обмен веществ, энергии и информации проявляется в процессах питания, дыхания, выделения и ответных реакциях на воздействие факторов внешней среды. Охарактеризуйте взаимосвязь этих процессов. Кроме обмена веществ, энергии и информации, человеку присущи общие свойства живых систем. Назовите эти свойства. Почему их называют общими?

Согласованность деятельности регуляторных систем в поддержании гомеостаза. Как известно, важным свойством организма является саморегуляция — способность поддерживать относительное постоянство химического состава и протекания физиологических процессов — гомеостаз. Саморегуляция обеспечивается деятельностью нервной, эндокринной и иммунной регуляторных систем, действующих взаимосвязанно и взаимосогласованно (ил. 162).

Так, на функционирование нервной системы оказывают влияние гормоны, продукты обмена и различные химические вещества, поступающие с током крови. С другой стороны, образование большинства веществ и выделение их в кровь постоянно контролирует нервная система.

Ил. 162. Способы поддержания гомеостаза

Гуморальные механизмы регуляции функций организма человека обеспечиваются химическими взаимодействиями между клетками, в частности влиянием гормонов или продуктов обмена веществ через жидкости внутренней среды. Вспомните особенности гуморальной регуляции.

Иммунная система человека осуществляет поддержание антигенного гомеостаза, то есть обеспечивает организму способность отвечать на действие генетически чужеродных антигенов клеточными и гуморальными реакциями. Вспомните сущность этих иммунных реакций.

Нервные механизмы в организме человека обеспечиваются сложным взаимодействием различных рефлексов, основой которых является возникновение и распространение нервного импульса. Нервная регуляция функций считается высшим этапом развития приспособления организма к изменчивым условиям среды. Вспомните особенности нервной регуляции функций.

Взаимодействие регуляторных систем. Из предыдущих тем вы знаете, что регуляция деятельности всех органов и систем организма обеспечивается нейрогуморальными воздействиями (см. табл. 11).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

Гастрин активизирует двигательную активность желудка и кишечника. Секретин, адреналин, норадреналин тормозят двигательную активность желудка и кишечника, повышают секрецию пищеварительных соков

Пищевой центр — в продолговатом мозге. Центр голода и насыщения — в гипоталамусе. Симпатическая нервная система (НС) уменьшает выделение пищеварительных соков желудка и кишечника, тормозит их двигательную активность. Парасимпатическая НС увеличивает выделение пищеварительных соков, стимулирует двигательную активность желудка и кишечника

Рост концентрации углекислого газа в крови активирует нервные окончания сосудов и нейроны дыхательного центра, вызывая учащение дыхания

Дыхательный центр в продолговатом мозге координирует работу дыхательных мышц. Симпатическая НС расширяет бронхи, легкие, увеличивает частоту дыхательных движений. Парасимпатическая НС сужает бронхи, легкие, уменьшает частоту дыхательных движений

Адреналин, норадреналин, тироксин, ионы Са 2+ усиливают сокращения и тонус сердечной мышцы, сужают сосуды внутренних органов, расширяют сосуды сердца и мозга. Ацетилхолин, ионы К + уменьшают частоту и силу сердечных сокращений, расширяют сосуды скелетных мышц и сердца

Сосудодвигательный центр — в продолговатом мозге. Симпатическая НС повышает частоту и силу сердечных сокращений, сужает стенки большинства артерий, расширяет сосуды сердца и мозга. Парасимпатическая НС замедляет работу сердца, расширяет сосуды слюнных и поджелудочной желез, языка, половых органов

Антидиуретический гормон (вазопрессин) повышает всасывание воды в почках, сохраняя воду в организме. Кортикостероиды регулируют выведение почками ионов К + и Na +

Центр жажды в гипоталамусе контролирует содержание солей во внутренней среде. Симпатическая НС тормозит фильтрацию первичной мочи в клубочках. Парасимпатическая НС увеличивает всасывание глюкозы

Тропные гормоны гипофиза стимулируют процессы энергетического обмена и теплообразования. Меланотропин обусловливает потемнение кожи под действием света, мелатонин (гормон эпифиза) — ее осветление

Опора и движение

Соматотропин стимулирует синтез белков, вызывает рост хрящей и костей. Кальцитонин (гормон щитовидной железы) способствует усвоению Кальция костями. Паратгормон снижает уровень Кальция в костях

Соматическая НС руководит рефлекторными движениями. Мозжечок координирует движения и регулирует равновесие. Двигательная зона коры большого мозга обусловливает произвольные движения. Симпатическая НС повышает работоспособность мышц, воздействуя на обмен веществ и энергии в них

Половые гормоны стимулируют половое созревание, развитие вторичных половых признаков, образование гамет; обеспечивают формирование полового поведения, оплодотворение, развитие зародыша, протекание беременности. Окситоцин стимулирует роды. Мелатонин тормозит половое созревание

НС регулирует деятельность половых желез и половых органов. В гипоталамусе расположен центр удовольствия. Кора больших полушарий контролирует центры половых функций, находящиеся в спинном мозге. Подкорковые структуры головного мозга управляют половым поведением

Как вам известно, важнейшими центрами координации функций нервной и эндокринной систем является гипоталамус (часть промежуточного мозга) и гипофиз (железа внутренней секреции). Вспомните, как связаны между собой гипофиз и гипоталамус.

Аксоны нервных клеток гипоталамуса заканчиваются в задней доле гипофиза, направляя в нее свои нейрогормоны. Таким образом, гипофиз выделяет в кровь гормоны, образованные гипоталамусом. Другие же клетки гипоталамуса под влиянием импульсов, поступающих к нему из других отделов нервной системы, выделяют гормоны непосредственно в кровь. По сосудам гормоны гипоталамуса поступают в переднюю долю гипофиза. Она в ответ вырабатывает собственные гормоны. Вспомните, какое значение имеют гормоны гипофиза для регуляции функций организма.

Морфологическое и функциональное взаимодействие структур головного мозга образовали так называемую нейроэндокринную систему (ил. 163). Она контролирует выделение в кровь гормонов большинством желез внутренней секреции. Гипофиз выполняет свои функции под контролем гипоталамуса. Активность же клеток гипоталамуса стимулируют гормоны гипофиза, других желез внутренней секреции и импульсы от различных отделов нервной системы.

Ил. 163. Нейроэндокринная система человека

Взаимодействие регуляторных систем рассмотрим на процессах, происходящих в организме во время стресса. На состояние кровеносных сосудов, как известно, влияет гормон надпочечных желез — адреналин. Его выделение часто стимулирует действие на нервную систему неожиданных раздражителей — стрессорных факторов (ил. 164).

Последовательность процессов при этом следующая: сначала возбуждается симпатический отдел вегетативной нервной системы, мобилизующий ресурсы организма на преодоление действия стрессорного фактора. Например, осуществляется образование и поступление антител к пораженному участку, выделение гормонов надпочечных желез и др. На этом этапе интегрирующую роль играет кровеносная система. Далее, в зависимости от силы и продолжительности действия раздражителя, либо происходит стабилизация нормального состояния, либо наступают патологические изменения строения и функций органов и развивается болезнь.

Ил. 164. Механизм стрессорные реакции

Стрессорная реакция охватывает нервными импульсами кору головного мозга, распространяется на гипоталамус, от него — на гипофиз и надпочечники. Гормоны этих желез влияют на большинство органов. При сильных и длительных раздражениях снижается активность иммунной системы, нарушается антигенный гомеостаз. Это указывает на интегрирующую функцию нервной, эндокринной и иммунной систем в обеспечении целостности организма человека.

В течение изучения биологии человека мы обращали внимание на пути предотвращения тех или иных заболеваний. Все они в целом осуществляют профилактику стресса, поскольку оберегают организм от вредных воздействий окружающей среды и способствуют его укреплению. Чтобы беречь здоровье, смолоду важно научиться сознательному подходу к удовлетворению своих потребностей, безопасному поведению, самовоспитанию.

Целостность организма. Взаимодействие регуляторных системы организма

1. Как обеспечивается целостность организма человека? 2. Охарактеризуйте механизмы гуморальной и нервной регуляции функций организма. 3. В чем заключаются преимущества гуморальной или нервной регуляторных систем? Какова целесообразность их существования? 4. Как взаимодействуют регуляторные системы? 5. Какова роль взаимодействия регуляторных систем в процессе адаптации организма к изменениям условий окружающей среды? 6. Учитывая особенности нервной и гуморальной регуляции, обоснуйте значение каждой из них для определенной системы органов. 7. Обоснуйте интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем. 8. На основе изученных ранее тем и сведений таблицы 11 дайте подробную характеристику нейрогуморальной регуляции одной из систем органов организма человека (по выбору).

Читайте также: