Какие социальные порядки обличает фонвизин в комедии бригадир и недоросль кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Некоторое время Денис Иванович жил во Франции, чтобы переложить их положительные черты на устав России и искоренить аморальные принципы. Фонвизин остроумен и рассудителен. Он понимал, что сколько бы указов против коррупции не выходило, чиновники всегда смогут найти путь ко взяточничеству и лихоимству. Тем не менее, за несколько лет до выхода пьесы, в 1762 вышел указ об удержании чиновников от коррупции. Тема жадных коррупционеров стала актуальной в России. Фонвизин же, глядя наперед, предсказал эту проблему в дальнейшем будущем. Поэтому темы и идеи его произведений понятны нашим современникам.

Произведение Фонвизина полностью соответствует всем стандартам классицизма: Статичность во времени. Комедия проходит в течение суток, роль времени не влияет на ход событий. Отсутствие подробных характеристик персонажей. Все задействованные лица – лишь роли под масками, прописанными автором.

Тема, идея и проблематика

Композиция

Завязка сюжета начинается с объявления о женитьбе Ивана и Софьи. И хотя кажется, что композиция будет завязана на этом, сюжет разбивается на отдельные моменты любовных интрижек между всеми героями.

Конфликт

Для классической комедии характерен конфликт с внешней стороны: противостояние добра и порочности. Добролюбов (уже его фамилия говорит о многом) противостоит взяточничеству судебной системы во имя любви, ведь только за хорошее состояние отец Софьи разрешит ей с Добролюбовым обручиться. В итоге он добивается своего, а порочные люди уходят под маской стыда и посрамленности.

Система героев и образов

Герои карикатурные и гиперболичные. Сюжет строит не пороки вокруг героев, а героев на основе пороков, создавая комичные и реалистичные образы. Их греховность зашкаливает и выходит со страниц. Галломан Иванушка почитатель всего французского. Советник – коррупционер, а жена разгульна и не обременена обстоятельствами.

Бригадир – отставной военный, ненавидящий свою семью. Он до сих пор в мыслях на войне, а его жена и сын должны жить согласно уставу. Бригадир засматривается на жену советника, хотя та предпочитает его не замечать. Бригадирша – наивная и глупая дурочка из деревни. Такая женщина, тип которых высмеивает жена советника. Она не притворяется и не носит маску перед обществом лицемеров. Однако готова отдать свою родину за копейку. Советник – наиболее высмеиваемый персонаж. Его показная набожность обрывается после грехов, которые не замолить ни утром, ни ночью. Он засматривается на жену бригадира, но та слишком глупа, чтобы понять его церковнослоавянскую речь.

Жена советника – скучающая женщина. Мечтает уехать в Париж и развлекаться с многочисленными мужчинами, так как считает, что жить с одним мужем всю жизнь – это скучно, это удел деревенских женщин. Именно поэтому она влюбляется в юнца, жениха своей дочери. Софья и Добролюбов автором не прописаны, потому что это не любовная драма, а комедия-фарс, целью которой является сатирическое высмеивание.

Выводы

Фонвизин поднимает самую главную проблему – о воспитании дворянских детей. Однако, как выяснилось позже, Екатерина 2 не поддержит дворянство, а встанет на сторону советников и бригадиров, высмеянных писателями. И начнется новая эпоха: борьба с самодержавием императрицы.

Автором комедии Недоросль является Фонвизин Дмитрий Иванович. Комедия состоит из пяти действий, которые происходят в деревне Простаковых. Герои комедии – это Простаков, его жена, их сын Митрофан, недоросль. А так же – брат Простаковой, Скотинин; семипорист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман; Стародум, его племянница Софья; Милон. Первое действие начинается с момента, где портной примеряет на Митрофана узкий для него кафтан. Простакова ругает портного, вместе с ним и мужа – подкаблучника. На сцене появляется Скотинин, говорящий о своем желании жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях много свиней. Вдруг приходит письмо от Стародума, который оставляет свое наследство Софье. В голове Простаковой возникает план – женить сына на разбогатевшей Софье. Во-втором действии на сцене появляется офицер Милон, возлюбленный Софьи. Софья жалуется ему на плохое обращение в доме Простаковых. Скотинин вдруг узнает о новом сопернике – Митрофане, начинается потасовка, их едва успевают разнять. Приходит учителя Митрофана - Цыфиркин и Кутейкин, Вральман. Их фамилии говорят за них. Выясняется, что мать обучает сына лишь потому, что это сейчас модно. В третьем действии в деревню приезжает Стародум. Он хочет выдать Софью за известного ему молодого человека, но все же интересуется мнением самой Софьи. Окружающие наперебой начинают убеждать Софью в выгодности для ее брака – то с Митрофаном, то со Скотининым. Простакова начинает расхваливать сына, заставляет его как-нибудь блеснуть знаниями, но он на все отвечает: Не хочу учиться, хочу жениться. В четвертом действии происходит беседа Стародума и Софьи о женитьбе. Выясняется, что Милон и есть тот самый молодой человек, которого рекомендовали Стародуму. Узнав, что и Софье он нравится, Стародум благословляет Софью и собирается с ней уезжать в Москву. На сцене снова появляются Скотинин, Митрофанушка, но Софья им отказывает. Это бездушно злит госпожу Простакову, ведь ее планы рушатся на глазах. В пятом действии Софью пытаются силой повести в церковь, но Милон освобождает свою невесту. Приходит письмо от наместника, в котором указывается, что у Простаковых отнимается имущество за бесчеловечие. Скотинин исчезает, выясняется, что Вральман – бывший кучер Стародума, а не преподаватель. Простакова восклицает, что ее последняя радость – сын, но Митрофан отталкивает ее. Митрофана решают определить на службу. Простакова в отчаянии кричит, что теперь осталось и без сына, и без власти. Так заканчивается комедия Недоросль.

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.
Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.
Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы, — это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка.
Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды! ” — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.
Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.
Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы — бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. -

Эзопов язык (по имени др.-гр. баснописца Эзопа) – речь , манера изложения, основанная на иносказании, намёках и других подобных приёмах , намеренно маскирующих мысль, идею автора.

Общая характеристика комедии классицизма

Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее были люди нравственно неполноценные. Ущербность их, противоречие с нормой, идеалом раскрывались в комедии с помощью смеха.

Цель комедий, по классицизму – просвещать, осмеивая недостатки. Недостатки – психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако из этого не следует вывод о том, что комедия классицизма была лишена общественного содержания, что она направлялась против таких недостатков, которые имели частный характер. Комедия призвана была утверждать высокий нравственный идеал, но делала она это путем осмеяния пороков, которые снижали общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.).

Она явилась и самой значительной комедией этого времени. Данная комедия еще основана на оптимизме молодого Фонвизина, который верил императрице, в ее реформы и в нее саму, поэтому основной идеей комедии является мысль о том, что нельзя мириться с духовным упадком тех, кто обладает властью, нужно менять положение дел. Власть может и обязана воздействовать на них ради блага государства.

Проблематика и система персонажей комедии отражают это. Возникают параллели между определенным персонажем и проблемой – так создается образ целого сословия, которое автор сатирически обличает:

- ханжество и беззаконие (Советник);

- беззаконие и жестокость (Бригадир);

- галломания (Иван и Советница);

- жестокость, самодурство и невежество (Бригадирша);

- добродетельная просвещенность (Софья и Добролюбов).

Всех персонажей можно разделить на положительных и отрицательных. Традиционно наказанием отрицательных персонажей завершается сюжет: всё возвращается на исходные позиции. В комедии использован традиционный любовный сюжет. За комическими эффектами этой смешной любви, в которую втянуты все герои, скрываются социальные проблемы.

Бригадир с женой и сыном проездом из Петербурга заезжает в поместье Советника, на дочери которого, Софье, он хотел бы женить своего Иванушку. Но невеста любит другого, а Иванушка увлекается молодой мачехой Софьи. Влюбленными оказываются и остальные персонажи.

В такой же непринужденной, свободной манере идет разговор между ними, по ходу которого намечается день свадьбы. Герои обмениваются суждениями по ряду вопросов: о воспитании и образовании, судопроизводстве, национальной культуре, родном языке. Суждения героев не выходили за обычный круг их представлений.

И тем не менее Иванушки и Советницы в изображении Фонвизина куда опаснее и страшнее, нежели Советники и Бригадиры. Последние всю жизнь, в меру своих способностей, служили государству: один – в военной, другой – в статской службе.

Служба их была бы более полезна отечеству, если бы они были людьми образованными.

Фонвизин высмеивает в комедии солдафонство, грубость и жестокость одного и ханжество и взяточничество другого. Внутренний облик этих персонажей, по Фонвизину, не отвечает идеалу дворянина.

Но и дети, воспитывавшиеся в иных условиях, не стали образованнее отцов. В отличие от родителей, они сочли себя свободными от выполнения своего долга, предались

Образ Ивана

Художественные особенности

Автор утвердил положение, по которому в основе комического лежат языковые средства.

Реалистические тенденции ярче всего проявились в образе Бригадирши. В женском образе Акулины Тимофеевны не только отрицательный персонаж, в нем появляются типические черты (речь идет о массовом явлении в народной жизни).

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

Ответ

+

ответ:окей я кнчн всё понимаю ноокей я отвечу братуха от души

2) НЕЧЕГО КОМАНДОВАТЬ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ

3) ботоны афигительные

Ответ

+

Прежде всего хочется отметить такие "язвы на теле общества",как-мещанство,невежество,бескультурие,нежелание служить своей Отчизне,думается мне.

Ответ

+

Ответ

+

Другие вопросы по Литературе

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Выполнить ,рассказ зайчьи лапы: растолкуйте последние слова рассказа: "тогда я понял всё" что хотел сказать ваня? (это не обязательно,но можете рассказать что нибудь): опиши случай.

Краткая биография Д.И. Фонвизина


Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Детство и юность Фонвизина

Несмотря на то, что все предки Дениса Фонвизина были военными, будущий писатель с детства предпочитал гражданскую стезю. В 1755 году он поступил в дворянское отделение университетской гимназии. За успехи в учебе он был награжден серебряной и двумя золотыми медалями, произведен в воинский чин. В 1760 году лучшие ученики гимназии были направлены в Санкт-Петербург для беседы с куратором университета И.И. Шуваловым. Будучи в столице, юноша познакомился с Ломоносовым и руководителем русского театра Сумароковым. Здесь он впервые в своей жизни увидел первую театральную постановку.

Литературное и публицистическое творчество Фонвизина

После окончания университета Фонвизин поступил на службу переводчиком в иностранную коллегию, но после перевода Вольтера был приглашен в кабинет-министр Елагина.

Фонвизин читает

Фонвизин читает "Бригадира "

Женитьба и дальнейшая жизнь Фонвизина

Женился Фонвизин в 1774 году на дочери богатого купца Роговкина, бывшей к тому времени вдовой штык-юнкера Хлопова.

В 1777—1778 гг. супруги совершили заграничное путешествие, побывали во Франции. Через 6 лет они познакомились с Германией. В 1784 году состоялась третья поездка за рубеж, на этот раз Фонвизины посетили Италию.

В 1785 году у Фонвизина произошел первый инсульт. К тому времени он уже вернулся в Россию. Но врачи отправили его на лечение в Карлсбад.

Почувствовав улучшение, писатель вернулся домой и занялся работой над собственным сатирическим журналом. Однако этому изданию не суждено было увидеть свет из-за запрета Екатерины II. Издавать собрание сочинений Фонвизина она тоже не разрешила.

Постановка

Постановка "Недоросля "

У каждого из персонажей пьесы свои представления о том, что хорошо, а что плохо.

Порочность большинства героев, кроме Софьи, Добролюбова и бригадирши, подчеркивает их готовность к измене. Иванушка и советница признаются друг другу в чувствах и в готовности вступить в связь, уехать вместе в Париж. Бригадир положил глаз на советницу, а советник – на бригадиршу.

В результате все интрижки раскрываются. Добролюбову же удается выиграть дело благодаря вмешательству высших чинов, заставивших судий действовать справедливо. В результате он становится обладателем 2000 душ (то есть богатым). Благодаря этому советник с радостью соглашается отдать за него дочь.

Порок наказан, добродетель вознаграждена. Одновременно утверждена вера в справедливость высшей власти.

Иллюстрация к комедии Фонвизина

София, напротив, стремится к знаниям. Она читает, обсуждает прочитанное, рассуждает. Ее возлюбленный Милон тоже показан неглупым и воспитанным человеком. Оба они почитают старших, поступают сдержанно и благородно.

В финале произведения добро торжествует, и каждый получает то, что заслуживает. Орудием возмездия служит Правдин – человек, прибывший в имение Простаковых для проверки ее обращения с крестьянами. В итоге даже учителя Митрофанушки получают справедливый расчет.

Читайте также: