Какие события русской истории отразились в судьбе дворянского рода тургеневых кратко

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №7 имени А.С. Пушкина”.

(По роману И.С. Тургенева “Дворянское гнездо”)

Выполнил ученик 11 б класса

Проверила Сорокина Л.И.

3. Герои “Дворянского гнезда”……..………………………….…….. 10

Михалевич и Лаврецкий ……………………………………………….. 13

Лиза и Фёдор, музыка и ее роль в раскрытии их отношений…………………………………………………………………… 15

Послание Лаврецкого потомкам ……..………….…………………… 17

“Почему же такой грустный аккорд в финале романа?”. 19

Момент жизненного перелома Тургенева…………………………. 20

4. Анализ творчества Тургенева в 1850-е годы …………………. 22

Прежде чем обратиться к тексту “Дворянского гнезда”, подумаем над тем, почему Тургенев решил написать это произведение. Мысленно перенесёмся в далёкий от нас 1858 год, ставший столь судьбоносным для писателя.

— Вы преувеличиваете опасность консервативной партии, Иван Сергеевич. Бояться их не следует, — отвечал Некрасов.

— Этот юноша — находка для журнала. Его пригласил к сотрудничеству Чернышевский. Это Николай Александрович Добролюбов, молодой человек, выходец из духовного сословия. Я уверен, что знакомство с ним доставит тебе истинное удовольствие, — торопливо и увлеченно говорил Некрасов.

— Я буду рад с ним познакомиться. Но вот что меня настораживает, Николай Алексеевич: не принимает ли наш журнал слишком однобокий и суховатый характер? Я уважаю Чернышевского за его начитанность и ум, за твердость убеждений. Но как далеко ему до Белинского, который учил своими статьями понимать настоящее искусство, воспитывал в современниках взыскательный эстетический вкус! Мы растеряли в последнее время все это. Во Флоренции я встретился с Аполлоном-Григорьевым и, как мальчишка, проводил с ним в беседах и спорах целые ночи. Он; конечно, впадает в славянофильские крайности, и это его беда. Но какая энергия, какой темперамент! И, главное, какой эстетический вкус, чутье, благородство, готовность к самопожертвованию во имя высокого идеала. Он живо напомнил мне покойного Белинского. Почему бы нам не привлечь его к сотрудничеству в журнале? Его статьи уравновесили бы критический отдел, внесли бы живость и эстетический блеск. Они служили бы прекрасным дополнением к умным, но суховатым работам Чернышевского. Право, подумайте, Некрасов. Ведь вам писал Боткин? Подумайте. А по возвращении моем из Спасского осенью мы всё обстоятельно обсудим. Вопрос настолько важен, что спешка может лишь повредить. Нам нужно сейчас объединиться в борьбе с общим врагом, который, увы, коварен и многолик. В Париже я был на обеде у нашего посланника Киселева. Присутствовали там все русские, кроме одного. Это был француз Геккерен. Да, да! тот самый Дантес! Убийца нашего Пушкина. Он — любимчик Луи Наполеона, этого новоявленного французского цезаря. Но каково презрение нашего сановника к русской культуре и русскому народу! Вот оно, лицо нашей придворной аристократии, окружающей государя, вот подлинные наши враги, Некрасов.

Потом было трехдневное свидание с Марией Николаевной Толстой в Ясной Поляне, всколыхнувшее старые, угасшие мечты о счастье.

А потом он вместе с А. А. Фетом поехал в свое имение Топки — поохотиться, а заодно, по мысли Тургенева, решить на месте крестьянский вопрос.

Естественно, что он этим не ограничился, а пошел дальше: стал решать проблемы крестьян у себя в усадьбе Фет вспоминал позднее, что заброшенная усадьба Лаврецкого Васильевское точно соответствовала тургеневским Топкам.

Фет приводит один из образцов разговора дядюшки-управляющего с мужиками той же деревни Топки:

А вот герои "Дворянского гнезда" сдержанны и немногословны. Их внутренняя жизнь протекает не менее напряженно, и работа мысли совершается неустанно в поисках истины - только почти без слов. Они всматриваются, вслушиваются, вдумываются в жизнь, окружающую их и свою собственную, с желанием понять ее.

Михалевич и Лаврецкий

доброжелательности к людям; она требовательна к

себе, в трудные минуты жизни способна к

Многие из этих черт характера сближают Лизу с

пушкинской Татьяной, что неоднократно отмечала

современная Тургеневу критика. Еще больше сближает

ее с любимицей великого поэта тот факт, что она

воспитывалась под влиянием своей няни, Агафьи,

ибо у девушки не было душевной близости ни с

родителями, ни с француженкой-гувернанткой.

История Агафьи, дважды за свою жизнь отмеченной барским вниманием, дважды перенесшей опалу и смирившейся перед судьбой, могла бы составить целую повесть. Автор ввел историю Агафьи по совету критика Анненкова - иначе, по мнению последнего, был непонятен конец романа, уход Лизы в монастырь. Тургенев показал, как под влиянием сурового аскетизма Агафьи и своеобразной поэзии ее речей сформировался строгий душевный мир Лизы. Религиозное смирение Агафьи воспитало в Лизе начало всепрощения, покорности судьбе и самоотречения от счастья. Да, Лиза воспитана в религиозных традициях, однако ее привлекают не религиозные догмы, а проповедь справедливости, любви к людям, готовность пострадать за других, принять на себя чужую вину, пойти, если это потребуется, на жертвы.

Что самое интересное, самому Тургеневу по натуре ничто не было более чуждо, чем религиозное самоотречение, отказ от людских радостей. Тургеневу была присуща способность наслаждаться жизнью в самых разных ее проявлениях. Он тонко чувствует прекрасное, испытывает радость и от естественной красоты природы, и от изысканных созданий искусства. Но более всего умел он ощутить и передать красоту человеческой личности, пусть не близкой ему, но цельной и совершенной. И поэтому такой нежностью овеян образ Лизы. Вот почему Лиза – одна из тех героинь русской литературы, которым легче отказаться от личного счастья, чем причинить страдания другому человеку. Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа. Естественное и нравственное в человеке часто находится в антагонистическом столкновении. Нравственный подвиг - в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу. Эти слова являются ключом к образу Лизы Калитиной.

Возвратившись из-за границы после разрыва с женой, Лаврецкий утратил было веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Умудренный своим печальным жизненным опытом, он внушает ей, что личное счастье превыше всего, что жизнь без счастья становится серой,

тусклой, невыносимой. Он убеждает Лизу искать

личного счастья и сожалеет о том, что для него эта

возможность уже утрачена.

Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и

видя, что их взаимопонимание с каждым днем

растет, Лаврецкий начинает мечтать о

возможности личного счастья и для себя самого.

Внезапное известие о смерти Варвары Павловны

всколыхнуло его, окрылило надеждой на

возможность перемены жизни.

Тургенев не прослеживает в деталях возникновение духовной близости между Лизой и Лаврецким. Но он находит другие средства передачи быстро растущего и крепнущего чувства. История взаимоотношений Лизы и Лаврецкого раскрывается в их диалогах и с помощью тонких психологических наблюдений и намеков автора.

Лиза и Фёдор, музыка и ее роль в раскрытии их отношений

Важную роль в поэтизации этих взаимоотношений и взаимоотношений других людей выполняет музыка Лемма.

Старик Лемм недаром по национальности немец, в этом кроется отсылка к немецкой романтической культуре. Лемм — состарившийся романтик, его судьба воспроизводит вехи пути романтического героя, однако оправа, в которую она помещена, — невесёлая русская действительность точно бы выворачивает всё наизнанку. Одинокий странник, невольный изгнанник, всю жизнь мечтающий о возвращении на родину, попав в неромантическое пространство “ненавистной” России, превращается в неудачника и горемыку. Единственная нить, связывающая его с миром возвышенного, — музыка. Музыка становится и почвой для сближения Лемма с Лаврецким. Лаврецкий проявляет интерес к Лемму, его творчеству, и Лемм раскрывается перед ним, как бы оркеструя душевную жизнь Лаврецкого, переводя её на язык музыки. Всё, что происходит с Лаврецким, Лемму понятно, так как и сам он тайно влюблён в Лизу. Лемм сочиняет для Лизы кантату, пишет романс о “любви и звёздах” и, наконец, создаёт вдохновенную композицию, которую играет Лаврецкому в ночь его свидания с Лизой.

“Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного:

сладкая, страстная мелодия с первого звука

охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась

вдохновением, счастьем, красотою, она росла и

таяла; она касалась всего, что есть на земле

дорогого, тайного, святого. ” Звуки новой

музыки Лемма дышат любовью — Лемма к Лизе,

Лаврецкого к Лизе, Лизы к Лаврецкому, всех ко

всем. Под ее аккомпанемент раскрываются

лучшие движения души Лаврецкого; на фоне

музыки происходят поэтические объяснения

героев. Как это не парадоксально, Лемм, будучи по

национальности немец, был более русским, нежели

жена Федора Лаврецкого. Только благодаря этому ему и удалось написать такую чудесную музыку, шедшую из глубин его нестареющей души.

Для Варвары Павловны музыка – это легкая игра, необходимое средство обольщения и самовыражения для артистической натуры. Тургенев намеренно использует красноречивые и однозначные характеристики игры и пения героини: “удивительная виртуозка”; “бойко пробежала пальцами по клавишам”; “мастерски сыграла блестящий и трудный этюд Герца. У ней было много силы и проворства”; “внезапно заиграла шумный штраусовский вальс в самой середине вальса она вдруг перешла в грустный мотив… Она сообразила, что веселая музыка нейдет к ее положению”. “Голос у Варвары Павловны утратил свежесть, но она владела им очень ловко”. Она “кокетливо ”сказала” французскую ариетку”.

С не меньшей иронией охарактеризован отношением к музыке “дилетант” (по определению Лемма) Паншин. Еще в 4-й главе автор пишет о “бурном аккомпанементе” Паншина самому себе при исполнении им собственного

романса, о том, как во время пения он вздыхал,

опускал глаза и понижал голос, желая

продемонстрировать, как тяжело ему

переносить безответное чувство любви к Лизе.

Рядом с Варварой Павловной важно показать

себя истинным артистом, и он “сперва робел и

слегка фальшивил, потом вошел в азарт, и если

пел не безукоризненно, то шевелил плечами,

покачивал всем туловищем и поднимал по

временам руку как настоящий певец”.

Но вернемся к Лаврецкому. Блеснувшая для

него надежда была призрачной: известие о

смерти жены оказалось ложным. И жизнь со

своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии Лаврецкого. Приезд жены поставил героя перед дилеммой: счастье с Лизой или долг по отношению к жене и ребенку.

Послание Лаврецкого потомкам

Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа жертвует им и склоняется перед долгом.

“Почему же такой грустный аккорд в финале романа?”

Почему же такой грустный аккорд в финале романа?

Момент жизненного перелома Тургенева

Образ тишины связан со смирением героя перед народной жизнью и народной правдой. Тишина для него — результат самоотречения, отказа от всяческих эгоистических помышлений. В этом видится близость Тургенева славянофилам, для которых тишина – это “внутренняя тишина духа”, “высшая духовная красота”, ”внутренняя нравственная деятельность”.

Полина Виардо. Акварель художника П. Соколова. 1843 г.

В решительный момент Лаврецкий опять и опять "принимался глядеть в свою жизнь". Наступило время личной ответственности, ответственности за одного себя, время жизни, не укоренённой в традиции и истории собственного рода, время, когда нужно “делать дело”. Лаврецкий в сорок пять лет почувствовал себя глубоким стариком не только из-за того, что в XIX веке были другие представления о возрасте, но и потому, что Лаврецкие должны навсегда уйти с исторической сцены. Поэзией созерцания жизни веет от "Дворянского гнезда". Безусловно, на тональности этого тургеневского романа сказались личные настроения Тургенева 1856-1858 годов. Обдумывание романа у Тургенева совпало с моментом жизненного перелома, с душевным кризисом. Тургеневу тогда было около сорока лет. Но известно, что ощущение старения пришло к нему очень рано, и вот он уже говорит, что "не только первая и вторая - третья молодость прошла". У него грустное сознание, что жизнь не сложилась, что поздно рассчитывать на счастье для себя, что "пора цветения" миновала. Вдали от любимой женщины - Полины Виардо - нет счастья, но и существование около ее семьи, по его выражению, - "на краешке чужого гнезда", на чужбине - тягостно. Собственное трагическое восприятие любви Тургеневым сказалось и в "Дворянском гнезде". К этому присоединяются раздумья о писательской судьбе. Тургенев корит себя за неразумную трату времени, недостаточный профессионализм. Отсюда и авторская ирония по отношению к дилетантству Паншина в романе - этому предшествовала полоса сурового осуждения Тургеневым самого себя. Вопросы, волновавшие Тургенева в 1856-1858 годах, предопределили круг проблем, поставленных в романе, но там они проявляются, естественно, в другом преломлении.

Действие романа “Дворянское гнездо” происходит в 1842 году, в эпилоге — в 1850-м. Лишённый корней, прошлого, тем более родового имения герой Достоевского ещё не вошёл в русскую действительность и литературу. С чуткостью большого художника Тургенев в “Дворянском гнезде” предугадал его появление. Ещё можно добавить, что роман принес Тургеневу популярность в самых широких кругах читателей. По словам Анненкова, "молодые писатели, начинающие карьеру, один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали его приговора. ". Сам Тургенев вспоминал двадцать лет спустя после романа: "Дворянское гнездо" имело самый большой успех, который когда-либо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимание публики".

И. С. Тургенев. Фотография С. Левицкого. 1880 г

Анализ творчества Тургенева в 1850-е годы

Духовную автономию русской личности отличает парадоксальное сочетание двух начал: беспредельной внутренней свободы и какой-то имманентной со-циальности всех стремлений и свойств свободного человека. В сравнении с европейским вариантом парадоксально и другое: соединение в одном человеке взаимоисключающих правд, каждая из которых не может быть отброшена. Наконец, на европейском фоне едва ли не аномалией выглядит предельная напряженность этого противоречия, его катастрофичность для человека. Последнее прямо определяется бескомпромиссным максимализмом запросов русской личности, ее всезахватывающей устремленностью к абсолюту. А в конце концов все возвращается к началу — к беспрецедентной инициативе отдельной личности, дерзнувшей заместить собой общество в целом и взять на себя его функцию установления универсальных жизненных норм.

Современное состояние России ведет к появлению такой личности с логической неизбежностью. Для Тургенева очевидно, что все "хоровые" силы русского общества неспособны взять на себя инициативу его целенаправленного преобразования. Так создается ситуация, в которой эта функция переходит к отдельной личности, потому что, кроме нее, эту функцию просто некому на себя взять. А личность, со своей стороны, объективно нуждается в такой именно роли. Сама природа личности, требующая высшего оправдания ее краткого и неповторимого существования, вынуждает ее вновь и вновь пытаться внести в общественную жизнь идеальные критерии и цели. Коль скоро общество не выдвигает необходимого личности идеала, она вынуждена выдвинуть его сама - выдвинуть и утвердить как абсолютную, общезначимую ценность. Титанизм русской личности предстает у Тургенева своеобразным следствием "варварского" состояния России, результатом отсутствия в ней нормальных условий "гражданского развития".

Результат его усилий — гармоническая закругленность структуры романа, по существу противостоящая неразрешенности раскрытых здесь социальных и нравственных коллизий. Поэтическая гармония несет в себе своеобразное разрешение этих коллизий, разрешение художественное, но вместе с тем способное вывести к определенной жизненной позиции. Относительная автономность двух систем — одна из предпосылок такого результата. Но, может быть, важнее дополнителъность этих систем, отношения взаимного корректирования, возникающие между ними.

1. Лебедев Ю.В. “Биография писателя. Иван Сергеевич Тургенев” М., Просвещение, 1989 г.

2. Маркова В.М. “Человек в романах Тургенева” Л., Издательство Ленинградского университета, 1975 г.

3. Пустовойт П.Г. “Иван Сергеевич Тургенев – художник слова” М., Издательство Московского университета, 1980 г.

4. Ермолаева Н.Л. “Роман И.С.Тургенева “Дворянское гнездо” жур. ”Литература в школе” № 1, 2006 г.

Один другой человек отвечал примерно так же:
Бородинское сражение,
Декабристское восстание,
Полтавское сражение,
Поход Ермака.

нельзя думать только о себе.Когда у тебя идет все по маслу,может это не твоя заслуга.Мальчик сделал хороший поступок спасая курицу,но обстоятельства развратили его.Он понял ошибку слишком поздно,впрочем как и мы порой.

1. Отдых в детском лагере
2. Подарок Фили
3. Филя гордится своим отцом
4. Письмо отца под подушкой мамы
5. Встреча с Колей - сыном отца Тани
6. Встреча с отцом
7. У Тани и Коли борьба за внимание отца
8. Писатель в городе
9. Все Танины мысли заняты о Коле
10. Буран
11. Спасение Коли
12. Каникулы
13. Школа, слухи
14. Разговор с матерью о жизни
15. Встреча с Филькой
16. Предательство Фильки
17. Объяснение Коли в любви к Тане
18. Прощание с Филькой

Алексей - сын родовитого помещика И. П. Берестова. Влюблён в Лизу.

Елизавета - девушка 17 лет, дочь помещика-англомана Г. И. Муромского. Влюблена в Алексея

Анастасия - горничная Лизы (Влюблена в Алексея)

И. П. Берестов - Родовитый помещик. Отец Алексея, сосед Г.И.Муромского (с которым они враждуют)

Г. И. Муромский - Помещик-англоман. Отец Елизаветы, Сосед И. П. Берестова (с которым они враждуют)

В 7:57 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "ЕГЭ (школьный)". Ваш вопрос звучал следующим образом: Какие события русской истории отразились в судьбе дворянского рода Тургеневых?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Сидорова Радослава Авксентьевна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 60 704 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.


2018 году во всём мире отмечается 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (09.11.1818 — 03.09.1883), классика русской литературы второй половины XIX века.

24 октября 2017 года на 39-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Организации Объединённых Наций в Париже было принято решение о включении в 2018 году юбилея И.С. Тургенева в Список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих значение для всего человечества.

И.С. Тургенев — первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили известные современники в России, Западной Европе, Америке.

20181109202928.jpg

Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире. К сожалению, в России ни 150-летие А.М. Горького (28.03.1868 —18.06.1936), ни 200-летие И.С. Тургенева, в отличие от предстоящего в декабре 100-летия А.И. Солженицына, так широко не освещается и не отмечается.

В 2018 году были и другие памятные даты, касающиеся знаменитых русских (советских) писателей и поэтов, такие как 110-летие Н.Н. Носова (23.11.1908 — 26.07.1976), 195-летие А.Н. Островского (12.04.1823 —14.06.1886),110-летие И.А. Ефремова (22.04.1908 — 05.10.1972), 125-летие В.В. Маяковского (19.07.1893 —14.04.1930), 100-летие В.Д. Дудинцева (29.07.1918 — 22.07.1998) и другие, которые не стали общественным достоянием, и которые, согласитесь, не заслуживают ни исторического забвения, ни невнимания властей.

Мы продолжаем цикл статей о «Жизни замечательных людей (ЖЗЛ) и эта — об Иване Сергеевиче Тургеневе.

200-летие со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 году — это событие международного масштаба. Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским.

Родные места являлись для Тургенева богатейшим источником, откуда он черпал обильный материал для своего творчества. Тесной связью с ними отмечен весь жизненный и творческий путь писателя. В его творениях мы ищем и находим ответы на многие вопросы бытия.

Краткая биография. Начало жизненного пути

«Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь — тяжёлый труд.

Отречение, отречение постоянное — вот её тайный смысл, её разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем лучше, тем дальше уйдёшь.



Иван Тургенев в возрасте 12 лет. Неизвестный художник. 1830. Государственный литературный музей

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) в Орле. По отцу (Сергей Николаевич, 1793 —1834) принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с XV века. По матери (Варвара Петровна, 1788 —1850) — к роду Лутовиновых, восходящему к XVII веку.



Спасское-Лутовиново. Художник Николай Бодаревский

Детство будущего писателя прошло в имении и усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии.

Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя Варвара Петровна происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. В 1830 году отец уходит из семьи и умирает в 1834 году, оставляя троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея.

Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и нечуждой литературным интересам. На наставников для сыновей она не скупилась.

Тернистый путь в творчество


Виссарион Белинский

Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял стихи с конца 1830-х годов, а в 1843 году опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу.

В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, яркие национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека

Именно в разработке этой темы критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что всё творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче — поиску своего решения социальной темы в литературе.

В 1845 — 1846 годах Тургенев всё ещё не был уверен в своём писательском призвании и даже

В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы самоуправства помещиков.

Активное творчество И.С. Тургенева

Последующее десятилетие отмечено высокой активностью творчества Тургенева: начиная с середины 1850-х годов из-под его пера выходят четыре романа и две повести. Всплеск писательской активности Тургенева, безусловно, связан с политическими событиями в России — его произведения того времени были непосредственным откликом на них, а в некоторых случаях даже опережали сами события, точно выражая дух времени.

Политические и общественные взгляды писателя

Тургенев считал себя либералом-постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада.

Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремился встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Он отталкивался от любых завершённых и самодовольных систем.


Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:

Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.

Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.

Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.

Трагическая любовь Ивана Тургенева


Художник Богомолов так писал о их взаимоотношениях :

Не случайно упоминает людей, осуждавших Полину, из-за которой русский писатель большую часть своей жизни провёл вне Родины. Эти разговоры, ставшие особенно громкими в момент смерти писателя, заставили Полину, гордую волевую женщину, женщину, произнести:

Читайте также: