Что такое фугетта кратко
Обновлено: 05.07.2024
Среди сочинений И. С. Баха, однако, есть произведения под таким наименованием, нисколько почти не уступающие фугам как по величине, так и по форме:
По-видимому, тут играет роль, помимо уже сказанного, еще и общий характер самой темы, более неприхотливой, грациозной, а иногда и шутливой, как, например, эта фугетта,
в которой предвосхищается будущее
Scherzo и Scherzando,
в духе которых она написана. Фугетта
имеет в средней части
уже подлинную тематическую разработку, где излагаемая в
обратном движении тема (вступающая по квинтовому
последовательно во всех
звучит в последнем
проведении в качестве
от доминанты (D 7 )
в новом освещении, остро и задорно.
В дальнейшем проводятся в непрерывном потоке имитаций лишь фрагменты темы; собственно, ее вторая половина, как в прямом, так и в обратном движении. Лишь в конце пьесы в двух крайних голосах проводится тема полностью, причем юба раза — в качестве вождей. Завершается фугетта кадансом в миксолидийском ладу:
Другая фугетта восхитительна по своей грациозной форме;
в многообразных комбинациях.
Объяснение такой и с к л ю ч и т е л ь н о с т и проведения второй темы лежит в ее характере: она является логическим завершением или дополнением только что прозвучавшей главной темы и как-то предвосхищает третью тему. Поэтому
Что такое фуга, история фуги
Полифония. Это особый вид многоголосного изложения музыки, который можно назвать ансамблем мелодий, возник еще во времена глубокой древности и прошёл длинный путь исторического развития. Данный способ выражения музыкальных идей так пришёлся по вкусу композиторам, что они, для разностороннего раскрытия содержания своих творений и более яркого воплощения художественных образов, непрерывно старались его развивать. В результате постоянных изысканий возникали новые техники и формы, применяемые для написания контрапунктических сочинений. На сегодняшний день высшим достижением полифонического искусства по праву считается фуга.
Историю фуги и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое фуга?
- Фуга – это полифоническое (многоголосное) музыкальное произведение, изложенное в имитационной фактуре по строго установленным правилам.
- Фуга – это особо развитая полифоническая форма, основанная на последовательном повторении (имитации) в разных мелодически самостоятельных голосах, заданной композитором музыкальной темы.
- Фуга – это контрапунктическая композиционная техника, в которой заданная автором музыкальная тема, переходя из одного голоса в другой, определяет дальнейшее развитие произведения.
Элементы, составляющие фугу
- Тема. Это главный стержень фуги: её развитие и обогащение в разных голосах является основной мыслью представленной полифонической композиции. Тема, в фуге именуемая вождём, сочиняется композитором по определённым строгим правилам. Во-первых, тему надлежит начинать со звука, который наиболее характеризует тональность произведения, то есть с тоники или доминанты и изначально обязательно проводить в главной тональности. Во-вторых, она должна быть предельно краткой, мелодически яркой и с чётким ритмическим рисунком, а по диапазону не превышать одной октавы.
- Спутник или тональный ответ. Так называется проведение темы в доминантовой или субдоминантовой тональности. Он начинает звучать во втором голосе после начального проведения темы в основной тональности.
- Противосложение. Это контрапункт, который исполняется первым голосом, когда во втором звучит тональный ответ, называемый спутником. Противосложение по ритму должно отличаться от темы, чтобы придать музыке определённую рельефность.
- Интермедия. Небольшое промежуточное связующее двухголосное предложение, звучащее в первом и втором голосе после спутника перед темой - вождём, которая должна прозвучать в третьем голосе. Помимо этого интермедии могут звучать не только внутри части, но и между основными разделами фуги. Строение интермедий по большей части секвентное, основанное на интонациях главной темы.
- Постлюдия. Заключительное четырёхголосное предложение, звучащее после спутника – тонального ответа в четвёртом голосе.
- Стретта. Так называют сжатую имитацию, которая обычно пишется в форме канона на тему фуги. Стретта не является в фуге обязательным элементом, а если появляется, то в разработочной или репризной части. Она сочиняется на разное количество голосов и любые интервалы.
- Кодетта. Короткая связка между темой-вождём и спутником - тональным ответом.
Строение фуги
Структура фуги обычно включает в себя три части: экспозицию, разработку - развитие и репризу - заключение. Реже встречаются двухчастные композиции, в которой вторая часть является как разработочной, так и заключительной.
- Экспозиция начинается с темы – вождя, затем после её окончания в другом голосе вступает спутник – тональный ответ. Далее в третьем голосе вновь звучит тема, а за ней в четвёртом голосе – ответ. В четырёхголосной фуге экспозиция является завершённой, когда во всех голосах были проведены и темы, и ответы.
- Разработка. Этот раздел в своём построении весьма свободен, так как не имеет структурных закономерностей. Он тоже начинается с проведения темы, однако, не в главной тональности, а в тональности первой и иногда второй степени родства. В разработке находят широкое применение интермедии, стретты, а также различные приёмы полифонической техники, например такое преобразование темы, как увеличение, уменьшение и обращение.
- Реприза. В этой части происходит возвращение в главную тональность. Раздел, который по своим размерам значительно меньше первой части, тоже начинается с проведения темы в главной тональности. Она звучит в основной тональности во всех голосах, но иногда появляется в тональности субдоминанты или доминанты и весьма часто в форме канонической стретты. Тематическое развитие в репризе приводит к кульминации всей композиции. Завершается заключительный раздел и соответственно вся фуга тоническим органным пунктом, символизирующим устой основной тональности.
Разновидности фуги
Фуги бывают двух-, трёх-, четырёх - и пятиголосные. Самые распространённые виды – это трёх - и четырёхголосные фуги. Двух - и пятиголосные композиции данного жанра встречаются весьма редко. Помимо этого фуги различаются по количеству использованных в композиции музыкальных тем. Если автор включил в произведение две темы, то фуга называется двойной, три темы – тройной, четыре темы – четверной. Весьма часто в композиторской практике встречаются сокращённые варианты фуги – это фугато и фугетта.
Фугато не является самостоятельной формой и не обладает завершённостью, а потому, как правило, включается в более крупные произведения. Хороший пример тому Третья симфония Бетховена, Шестая симфония Чайковского и Первая симфония Танеева. Фугато не отличается особой строгостью построения и обычно ограничивается экспозиционным разделом.
Фугетта – это маленькая фуга, которая строится по принципу большой фуги, но по содержанию и изложению музыкального материала сложностью не отличается.
История
История фуги берёт своё начало во времена Высокого Средневековья. Уже в ту пору в различных музыкальных композициях использовался приём, когда один мотив имитационно повторялся от разных звуков несколько раз. Композиторы той эпохи в своих сочинениях постоянно экспериментировали с новыми формами, и их стремление разнообразно продемонстрировать тему склоняло их в сторону полифонического изложения музыкального материала.
В эпоху барокко фуги писали фактически все музыкальные сочинители и как демонстрацию композиционного мастерства вставляли их в произведения всевозможных жанров, начиная от оратории и заканчивая клавирными сонатами. Тем не менее, полного совершенства и завершённый вид жанр достиг в произведениях Георга Фридриха Генделя и, несомненно, в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха . Подытожив накопленный опыт своих предшественников, Бах сочинял фуги, ставшие своеобразным эталоном, на который опирались все последующие поколения композиторов.
В наступившей после классицизма эпохе романтизма интерес к музыке Баха и Генделя проявился вновь. В связи с этим фугальное письмо стало понемногу возрождаться. Немногочисленные, но замечательные примеры встречаются у Шуберта , Шумана, Мендельсона , Листа, Верди , Берлиоза и даже великого оперного реформатора Вагнера. К примеру, Феликс Мендельсон, изучая музыку Баха, так вдохновился, что сочинил ряд фуг не только для фортепиано, но и органа.
Революционный XX век вернул фуге популярность и должное уважение. В начале столетия в России этому способствовала замечательная теоретическая работа выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева , а в Германии творчество композитора и органиста Макса Регера. Контрапунктическую композиционную технику для реализации новейших идей талантливо использовали Николай Мясковский, Белла Барток, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке , Борис Тищенко. При этом необходимо отметить, что циклы фуг подобно баховским из ХТК создали Пауль Хиндемит, Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин.
Интересные факты
Фуга. Эта форма впитала всё самое лучшее, что было разработано в полифонической музыке. К сожалению, сегодня фугу не часто можно услышать на концертных площадках, однако она, помогая активно развивать творческое мышление, является важным участником учебного процесса, как у исполнителей, так и начинающих композиторов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фуга
Фугетта (итальянское fughetta, уменьшительное от fuga) – небольшая фуга, главным образом для фортепиано или органа, сравнительно простая по содержанию и композиционным приемам (преобладают несложные имитации, развивающий и завершающий разделы обычно ограничиваются одним-двумя проведениями темы). Встречаются фугетты как самостоятельные произведения (в том числе как органные хоральные обработки). В форме фугетты может быть написана одна из вариаций; изредка фугетта является частью цикла. Иногда фугетте предшествует прелюдия, фантазия. Некоторые композиторы объединяли фугетты в сборники.
Ссылки по теме:
Фуга (от латинского fuga - бег, бегство.
Случайные ссылки:
Блок жилой - автономная часть блокирова.
Неокладной - Не облагаемый налогами.
Первый встречный - случайный человек. В.
Подчревье (hypogastrium, PNA; regio hyp.
A prima facie (лат.) - на первый взгляд.
Беппи. Героиня пьес Франца Ксавера Крец.
Капитул (позднелат. capitulum). 1. Кафе.
Посул - 1) Обещание. 2) Взятка.
Токофобия - боязнь родов.
Читайте также:
- Герцен кто виноват анализ кратко
- Как снять психическую напряженность которая проявляется в виде повышенной агрессивности кратко
- Чем отличается видеокарта от процессора кратко
- Какие типы носителей тока существуют в полупроводниках кратко
- Какой герой понравился больше всего и почему барышня крестьянка кратко и понятно