Какие растения запрещены на собственной территории школы

Обновлено: 06.07.2024

Правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, растения создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение, придают помещению своеобразный колорит и комфорт. И жилая комната, и школьный кабинет или офис выглядят менее уютными и привлекательными без декоративных комнатных растений. Однако, далеко не все комнатные растения можно использовать при озеленении детских образовательных учреждений. При подборе растений для озеленения школы следует учитывать их безопасность. В классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах и столовой не должно быть ядовитых растений, таких как олеандр, аспарагус, кодиеум, молочай, диффенбахия, алоказия, гиппеаструм, адениум, алламанда, кливия, коринокапрус, дипладения, ятрофа, пахиподиум, бровалия, брунфельзия, каладиум, калатея. Нельзя использовать виды растений с колючками, шипами и ягодообразными яркими плодами: агава мексиканская, кактусы, паслен, аглаонема. Категорически противопоказаны все виды и сорта лилий, цикламен. Использование указанных комнатных растений в озеленении детских образовательных и дошкольных учреждениях нежелательно во избежание неприятных последствий при контакте с ними.

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1445111965.doc (Опасные комнатные растения)

В школах часто можно увидеть комнатные растения, как живые украшения интерьера. Они придают школьным кабинетам уют. Также от присутствия цветов в классах воздух становится чище, в нем уменьшается количество вредных микроорганизмов и дети меньше подвержены разным болезням, но это относится к полезным растениям. Также есть представители зелёного мира, которые из-за своего внутреннего состава вредны и их не рекомендуется выращивать в школе.

Цветы, которым не место в школьных кабинетах ваших детей

Растения с ядовитым соком

Цветы, которым не место в школьных кабинетах ваших детей

К ним относятся:

  • диффенбахия;
  • монстера;
  • молочай;
  • полисциас;
  • кротон;
  • цикламен и другие.

Они способны вызвать поражения слизистых и кожных покровов, так как их сок ядовит. Попадание сока стеблей диффенбахии в рот и горло приведет к сильному жжению в пищеводе. Также могут появиться боли в животе, расстройство пищеварения, рвота, сильная жажда. Симптомы начинают проявлять себя примерно через 8 часов после попадания яда в организм. Монстера — красивый декоративный цветок, сок которого ядовитый и попав на слизистые оболочки, вызывает сильное отравление, опасен летальным исходом.

Млечный сок, содержащийся в растении молочай способен вызвать ожог. Полисциас напоминает маленькое декоративное дерево с округлыми листьями. Все части цветка ядовиты, при попадании на кожу его сока появляется раздражение. Содержащиеся в листьях цикламена и цветках токсичные вещества могут вызывать у человека тошноту, боль в голове и расстройство пищеварения. Кротон — представитель семейства молочайных. Отличается большими листьями с интересной расцветкой. Если отломить лист, то появится ядовитый млечный сок. При попадании его на кожу вызывает раздражение.

Растения с шипами и иглами

Цветы, которым не место в школьных кабинетах ваших детей

Колючие растения могут стать причиной болевых ощущений и ран, если к ним прикоснуться, поэтому их не рекомендуется выращивать в школьных классах. К таким растениям относятся:

  • кактус;
  • полисциас;
  • алоэ (колючие виды).

Колючки кактусов могут стать серьезным поражающим цветком для учащихся, особенно младших классов. Полисциас относится к семейству аралиевых. Есть также такие, у которых листва с колючими краями. Листья алоэ имеют по краям листьев зубцы колючки. Их много, по размерам они небольшие, в длину достигают всего несколько миллиметров, но не смотря на маленькие размеры эти зубцы колючие.

Растения с сильным запахом

Цветы, которым не место в школьных кабинетах ваших детей

К ним относятся ароматные растения, которые сильно пахнут и выделяют эфирные масла и могут вызывать сильные головные боли, приступы астмы у детей:

  • олеандр;
  • адениум;
  • строфантус.

Олеандр является ядовитым, и при контакте с ним нужно быть осторожнее. У него ядовитые млечный сок и семена. В период цветения цветок издает сильный удушливый запах. Большое количество душистых эфиров может спровоцировать затрудненное дыхание, головную боль, учащенное сердцебиение. Размещать данный цветок в школах противопоказано. Адениумы, имеющие яркие, необычайно красивые цветы. Но он ядовит и опасен. Африканские племена до сих пор используют его яд, чтобы отравлять им наконечники стрел. Даже при любом контакте с адениумом на коже появляются ожоги. О нахождении его в детском коллективе не может быть и речи. Строфантус — ароматный декоративный цветок, его запах напоминает аромат роз. У него ядовиты стручки и семена. Запрещен к выращиванию в школьных учреждениях.

Растения, вызывающие аллергию

Цветы, которым не место в школьных кабинетах ваших детей

Душистые растения способны стать источником не только приятного аромата, но и сильнейших аллергических реакций. К ним относятся:

  • герань,
  • пеларгония,
  • эухарис,
  • кринум и другие.

К герани нужно относиться с осторожностью. Она не является ядовитой, но выделяет сильный запах и эфирные масла, которые могут вызвать у детей появление разных аллергических реакций. Вызвать аллергию может любой из видов герани. Пеларгония — наиболее распространенный этого вид растения. Эухарис и кринум относятся к семейству Амариллисовых. Эфирные масла этих цветов содержат вещества, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Правильно подобранные комнатные растения являются украшением классных помещений и помогают созданию здоровой рабочей атмосферы. Они требуют тщательного изучения их полезных и опасных особенностей.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Требования к школьной территории - RSS

Требования к школьной территории

Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25-30% площади территории, свободной от застройки.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.

На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. Однако при организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Для выполнения программы по физической культуре допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи школы и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха учеников, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м. от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м. со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией школы контейнерных площадках жилой застройки.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается.

При наличии в общеобразовательной организации дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

Уровни шума на территории школы не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.


Еще в первой половине ХХ в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны резко снижать количество вредных микроорганизмов (патогенов) в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях.

Но необходимо помнить, что только малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное влияние на организм, а большие – выступают в роли ингибиторов и отрицательно влияют на здоровье и самочувствие человека. Не стоит забывать и о том, что большое число растений (монстера, различные ви-ды фикусов, драцены, каланхое, хлорофитум, различные виды бромелиевых и орхидей) могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют.

Привлечение учащихся к озеленению школы

Работа учащихся по озеленению школы даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепит связи биологических наук с практикой, межпредметные связи; послужит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они научатся понимать и ценить прекрасное.

Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для ребят имеет труд в коллективе, общее для всех дело.

Растения, рекомендуемые для озеленения школьных помещений

Адиантум, или венерин волос (Adiantum capillus-veneris L.), сем. Птерисовые (Pteridaceae). Родина – тропики Евразии и Южной Африки. Фитонцидное растение.

Алоэ древовидное (Aloe arborescens Mill.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Южная Африка. Листовой суккулент, лекарственное растение. Проявляет активное фитонцидное действие в отношении Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Candida albicans.

Бегония борщевиколистная (Begonia herackleifolia Cham. et Schlecht), сем. Бегониевые (Be-goniaceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, плесневых грибов.

Вриезия блестящая (Vriesea splendens Lem.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Гибискус китайский (Hibiscus rosa-sinensis L.), сем. Мальвовые (Malvaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, C. albicans.

Гузмания язычковая (Guzmania linqulata Mez.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Зебрина висячая (Zebrina pendula Schnizl.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.

Каланхоэ перистое (Kalanchoe pinnata (Lam) Pers.), сем. Толстянковые (Crassulaceae). Родина – остров Мадагаскар. Суккулентное фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina. Снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Кардамон обыкновенный (Elettaria cardamomum L.), сем. Имбирные (Zingiberaceae). Родина – Индия. Фитонцидное пряно-ароматическое растение.

Колеус гибридный (Coleus х hybridus Voss.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina.

Кофе аравийский (Coffea arabica L.), сем. Мареновые (Rubiaceae). Родина – Северная Африка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.

Лавр благородный (Laurus nobilis L.), сем. Лавровые (Lauraceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно активно в отношении St. aureus, Streptococcus pneumoniae, E. coli, C. albicans, St. haemophilus.

Мирт обыкновенный (Myrtus communis L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Южная Европа. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, C. albicans, туберкулезной палочки. Обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.

Монстера деликатесная (Monstera deliciosa Liebm.), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.

Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.), сем. Кипарисовые (Cupressaceae). Роди-на – Средиземноморье. Хвойное фитонцидное растение.

Муррайя экзотическая (Murraya exotica L.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.

Нефролепис возвышенный (Nephroleis exaltata L.), сем. Даваллиевые (Davalliaceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Красивое растение, хорошо подходит для озеленения классов, холлов, зимнего сада.

Офиопогон японский (Ophiopogon japonicus Ker-Cawl.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Япония. Фитонцидное растение.

Пеперомия туполистная (Peperomia obtusifolia Dietr.), сем. Перцевые (Piperaceae). Родина – Южная Америка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.

Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis L.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное эфиромасличное и пряно-ароматическое растение.

Сансевиерия трехполосная (Sansevieria trifasciata Prain.), сем. Агавовые (Agavaceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение.

Спатифиллюм обильноцветущий (Spathiphyllum floribundum), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение.

Традесканция белоцветковая (Tradescantia albiflora Kuntt.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Бразилия. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.

Трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunai), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Япония. Наиболее распространена веерная пальма, применяется для озеленения холлов и зимних садов.

Фикус Бенджамина (Ficus benjamina L.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Фитонцидное растение, снижает концентрацию формальдегида в воздухе.

Фикус лировидный (Ficus lyrata Warb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Фикус каучуконосный (Ficus elastica Roxb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Фикус Биннендика (Ficus binnendijkii Miq.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индонезия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Финик пальчатый, или пальма финиковая (Phoenix dactylifera L.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Северная Африка. Красивое растение, которое легко вырастить самостоятельно из семени.

Хамедорея изящная (Chamaedorea elegans Mart.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Мексика. Красивая некрупная пальма, хорошо подходит для озеленения холлов и классов.

Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum Bak.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.

Циперус очерёднолистный (Cyperus altrnifolus L.), сем. Осоковые (Cyperaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение.

Лимон (Citrus limon Burm.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.

Шеффлера восьмилисточковая (Shefflera octophylla Harms.), сем. Аралиевые (Araliaceae). Родина – Китай. Фитонцидное растение.

Эухарис крупноцветковый (Eucharis grandiflora Planch.), сем. Амариллисовые (Amaryllidaceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli.

Эвкалипт лимонный (Eucalyptus citriodora L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Австралия. Фитонцидное эфиромасличное растение.

Растения, не рекомендуемые для озеленения школьных помещений

Говоря об озеленении школьных помещений, необходимо помнить, что существует много ядовитых и опасных комнатных растений. Ядовитый сок может вызывать воспаление и сильные отеки кожи и слизистых оболочек, аллергические дерматиты и стоматиты. В период цветения некоторые растения могут вызывать сильную головную боль, психологический дискомфорт. Споры папоротников, пыльца и мелкие семена также могут вызывать аллергические реакции. Ядовитыми могут оказаться плоды, а колючки кактусов и представителей рода Юкка могут вызвать не только раздражение, но и сильное воспаление кожи.

Аглаонема переменчивая (Aglaonema comutatum Schott.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение, особенно опасны плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление, нарушение сердечного ритма, повреждение центральной нервной системы.

Аглаонема

Алоказия крупнокорневая (Alocasia macrorhiza Schott.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовиты плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.

Алоказия

Алоказия

Диффенбахия пятнистая (Dieffenbachia maculate G. Don.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение. Особенно семена и жгучий сок. Вызывают воспаление слизистой, нарушение сердечного ритма, паралич, повреждение кожи и роговицы глаза.

Диффенбахия

Диффенбахия

Аморфофаллюс коньяк (Amorphophallus kojac C. Koch.), сем. Ароидные (Araceae).
Ядовито всё растение. При контакте с соком возникает воспаление слизистых оболочек, нарушение сердечного ритма, паралич, контактный дерматит. Неприятный запах при цветении может вызвать сильную головную боль.

Олеандр обыкновенный (Nerium oleander L.), сем. Кутровые (Apocynaceae).
Ядовиты все части растения. Вызывают сильнейшее отравление, сопровождающееся рвотой, судорогами, остановкой дыхания, нарушением сердечного ритма. При контакте с соком – воспаление кожи.

Кротон пестрый (Codieum variegatum Blime.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Млечный сок содержит ядовитую смолу. Вызывает рвоту, понос, контактный дерматит.

Кротон пестрый

Кротон пестрый

Педилантус (Pedilanthus tithymaloides Poit.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос.

Молочай прекраснейший, или пуансеттия (Euphorbia pulcherrima Klotzsch.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и повреждение почек.

Пуансеттия

Пуансеттия

Молочай блестящий (Euphorbia splendens Bojer.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и нарушение работы почек.

Молочай блестящий

Молочай блестящий

Ятрофа подагрическая (Jatropha podagrica L.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae).
Ядовито всё растение. При отравлении – рвота, понос, коллапс.

Ятрофа

Ятрофа

Приемы озеленения в закрытых помещениях

Приступая к озеленению помещений в школе, следует тщательно подбирать растения по видовому составу, размерам и фитонцидным свойствам. В первую очередь определяются функциональные задачи помещения, его размеры и экспозиция окон. Так, в холлах, актовом зале или зале для конференций можно использовать крупные кадочные растения и настенные композиции из ампельных и прямостоячих растений. Не рекомендуется размещать много растений на подоконниках: они препятствуют свободному прохождению солнечного света в класс, а горячий и сухой воздух от батарей в зимнее время года может стать губительным для растений. Лучше разместить растения на специальных подставках, которые должны быть устойчивыми или прочно крепиться к стене. Крупномерные растения ставятся непосредственно на пол, на невысокие подставочки на ножках или колесиках. При размещении растений надо учитывать легкую доступность для ухода за ними.

Поверхность почвы в горшках, особенно с крупными растениями, необходимо засыпать керамзитом или высаживать почвопокровные растения. Это предотвратит попадание в воздух из почвы различных микроорганизмов.

При составлении композиций из различных групп растений в первую очередь учитывают их биологические особенности (требования к влажности, освещенности, температуре, почве), а также декоративные признаки (окраска и форма листьев, характер и скорость роста). Совершенно не обязательно высаживать все растения в одну емкость, лучше ставить их рядом в отдельных горшках, так удобнее будет при необходимости заменить то или иное растение.

Зимний сад в школе

Создание интересного, грамотно спланированного зимнего сада дело достаточно трудное. Зато для школы он может стать не только гордостью, но и помощником в процессе образования и воспитания учащихся. Здесь можно проводить уроки, занятия кружка юных натуралистов, исследовательскую работу.

Как же правильно организовать зимний сад? С чего начать? В первую очередь надо подобрать помещение. Оно должно быть достаточно просторным (площадью не менее 20 м 2 и 4–4,5 м высотой), с хорошим естественным освещением (это снизит расходы на дополнительное осветительное оборудование). Обязательны системы отопления и вентиляции. При этом воздушное отопление не рекомендуется использовать в зимнем саду, т.к. воздух становится очень сухим. А при плохой вентиляции помещений растения быстрее и чаще поражаются инфекционными заболеваниями. Окна зимнего сада должны быть южного и юго-восточного направления.

После выбора помещения необходимо приобрести оборудование для поддержания в саду в течение круглого года постоянных условий для содержания растений. Это – увлажнители воздуха, прибор для измерения влажности, приборы искусственного освещения, устройства для полива и опрыскивания.

Поскольку в зимнем саду, как правило, содержат тропические растения, то влажность воздуха необходимо поддерживать в пределах 60–75% летом и 55–70% зимой. Освещенность должна составлять от 1000 до 5000 люкс.

Размещая растения в зимнем саду, можно создавать самые различные композиции, дополняя их декоративными элементами. И здесь открываются широкие перспективы для творчества детей и взрослых.

Читайте также: