Чему способствует правильно организованная учебно методическая работа в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В докладе освещаются особенности организации методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на примере опыта работы ШМО учителей 1 ступени образования МОУ «СОШ № 30 « г. Сыктывкара, построенной через создание системы непрерывного профессионального образования; раскрываются направления методической работы, а также эффективные формы работы. Текст доклада дополнен мультимедийной презентацией.

ВложениеРазмер
osobennosti_metodicheskoy_raboty.zip 513.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации методической работы в условиях реализации

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Переход общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует научно-методического сопровождения.

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС - обеспечение профессиональной готовности педагогических к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Критерии готовности методической службы нашей школы к введению ФГОС:

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов;
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Важная роль для введения ФГОС в практику школы принадлежит ШМО.

Направления методической работы:

1. Внедрение требований ФГОС в практику ОУ:

  • анализ нормативных, научных и методических источников; выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам;
  • детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;
  • оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.

2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС:

  • анализ практики решения педагогических задач;
  • выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;
  • анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике; создание методических рекомендаций по их преодолению.

3. Текущая методическая помощь:

  • консультирование педагогов с целью помощи им в выборе литературы для решения педагогических задач;
  • анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;
  • разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий.

В нашей школе, как и во всех школах Российской Федерации, переход на ФГОС НОО осуществляется поэтапно и должен завершиться в 2014-2015 учебном году.

В соответствии с этим планом перехода в школе осуществляется подготовка педагогов к работе по новым Стандартам, в частности, организуется их обучение на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

В целях непрырывного профессионального образования организовано корпоративное (внутришкольное) повышение квалификации педагогических работников.

Корпоративное повышение квалификации позволяет создать единое информационное поле по проблеме ФГОС ОО и способствует постепенному повышению мотивации педагогического коллектива для работы по новым Стандартам.

При подготовке кадров к реализации Стандартов (в том числе к использованию новых эффективных образовательных технологий) были выбраны целесообразные содержание и формы деятельности.

Профессиональная готовность педагогического коллектива к осуществлению инновационной деятельности из трех компонентов:

  • мотивационная готовность педагогических работников к освоению нового (наличие профессиональных мотивов);
  • когнитивная готовность педагогических работников (наличие необходимых знаний);
  • технологическая готовность педагогических работников (наличие необходимых для этого умений).

Очевидно, что профессиональная готовность педагогических работников к внедрению инноваций достигается тогда, когда будут сформированы мотивационный, когнитивный и технологический компоненты готовности.

Для формирования когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов, необходимой для освоения ими новых эффективных в условиях ФГОС НОО образовательных технологий, целесообразными являются следующие формы:

- научно-методические и научно-практические конференции;

Для формирования технологического компонента профессиональной готовности педагогов , необходимой для организации проектной деятельности младших школьников, целесообразными являются следующие формы:

- творческие лаборатории и пр.

Введение ФГОС стало новым стимулом к стремлению к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию.

Обобщение опыта работы

2010-2011 учебный год На уровне района

Муниципальная ярмарка педагогических идей

На уровне города

На уровне республики

2011-2011 учебный год На уровне района

Муниципальная ярмарка педагогических идей

На уровне республики

2012-2013 учебный год На уровне района

На уровне города

На уровне республики

Межрегиональная практическая конференция по ОРКиСЭ

2013-2014 учебный год На уровне района

Муниципальная ярмарка педагогических идей

На уровне республики

В заключение, необходимо отметить, что педагоги будут в наибольшей степени мотивированы на решение задач, возникающих в условиях перехода на новые Стандарты, в том случае, если им понятно, что нужно делать (содержание деятельности), как это делать (методики технологии, методы, приемы), выдерживаются разумные темпы и сроки инновационной деятельности и оказывается квалифицированное научно-методическое сопровождение этой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в условиях реализации ФГОС в 4-м классе

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его .


Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн.


Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"

В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения.

Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС НОО


Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчеств.


Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая работа– это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

1 группа функций — формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности.

— обогащение знаний педагогов;

— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

— развитие мотивов творческой деятельности;

— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

— развитие современного стиля педагогического мышления;

— развитие педагогической техники;

— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры:

· Профессионально-нравственную культуру и культуру общения

· Методологическую и исследовательскую культуру

Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

3.Читательские и зрительские конференции.

4.Школа передового опыта группы наставников.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

Направленность работы методического объединения

— изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

— ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

— изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

— углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

— опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

— изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

— изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

— информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

— изучение состояния знаний, умений, навыков;

— внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в современных условиях модернизации образования может включать новую для преподавателей информацию:

прежде всего, в конкретных образовательных областях

  • о новых направлениях в развитии современной педагогики и психологии

например, личностно-ориентированном обучении и воспитании, гуманизации и демократизации в образовательной деятельности

обновлении структуры и содержания общего образования,

результатах введения ФГОС,

об использовании современных, информационных, технологий в образовании

Содержание методической работы

в современных условиях модернизации образования может включать новую для преподавателей информацию:

образовательной деятельности: программах, учебниках, методических, дидактических материалах, современных технических аудио-видео средствах обучения

  • о научно-методическом, учебно-методическом обеспечении
  • о современных проблемах воспитания

методах их решения

инструкциях по проблемам развития образования

Содержание методической работы

в современных условиях модернизации образования может включать новую для преподавателей информацию:

учебно-воспитательного процесса в ОУ, выявленных наиболее сложных для практики проблемах

  • о результатах образовательной деятельности,

ОУ, региона, России, имеющих стабильные высокие результаты в обучении и воспитании студентов

  • результаты диагностики информационных профессиональных потребностей преподавателей
  • методическая тема, над которой работает педагогический коллектив
  • основы исследовательской, экспериментальной работы
  • проблемы, решение которых вызывает наибольшие трудности в практической деятельности

Принципы, цели и функции методической деятельности учителя начальных классов

  • Принцип системности, включающий организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов и средств профессионального развития педагогов, адекватных их образовательным потребностям и запросам развивающейся образовательной системы
  • Принцип сетевого взаимодействия, где элементы сети представляют собой образовательные среды ресурсы, активное использование которых, позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования
  • Принцип личностно-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;
  • Принцип диверсификации, предполагающий многообразие, вариативность методов, форм и содержания развития профессиональной компетентности;
  • Принцип открытости и доступности, предполагающий добровольность участия и свободу выбора индивидуальной образовательной программы педагога.

методическая деятельность

науки и передового

Методическая деятельность является одним из важных компонентов системы непрерывного педагогического образования познавательные функции Организационные, содержательные, деятельностные основы методической работы с педагогами образовательных учреждений выполняют культурологические функции компенсаторные функции адаптационные функции

Методическая деятельность является одним из важных компонентов системы непрерывного педагогического образования

Организационные, содержательные, деятельностные основы методической работы с педагогами образовательных учреждений выполняют

Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Обновление содержания образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей свободы, добра, справедливости и других.

Мы считаем, что решению вышеозначенных задач способствует работа методических объединений.

Актуальность работы. Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Исходя из этого тема нашей работы “Организация работы методического объединения учителей начальных классов”.

Объект: Методическое объединение учителей начальных классов.

Предмет: Организация деятельности методического объединения.

Цель: Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.

  • обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся;
  • постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
  • проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
  • выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
  • создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива.

Гипотеза: Если правильно организовать учебно-методическую работу можно добиться повышения качества образования.

Работа руководителя методических объединений строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый год, плана проведения общешкольных мероприятий, планов учебно- воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:

  • проведение заседаний МО
  • выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО
  • знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО
  • подготовка и проведение предметных недель
  • подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.
  • проведение интеллектуальных марафонам
  • подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам МО
  • посещение учебных и кружковых занятий по предметам МО.

В современном образовании приоритетными стали проблемы творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.

Тема нашего МО “Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс” .

  1. Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
  2. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
  3. Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.
  4. Для достижения этих целей учителя начальных классов ставили перед собой задачи:
  5. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
  6. Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.
  7. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.
  8. Создать условия для творчества во всех видах деятельности.
  9. Систематизировать экологическую направленность учебно-воспитательного процесса.
  10. Возобновить работу кустового методобъединения.

В качестве методологической основы темы методическое объединение опирается на труды великого русского физиолога Павлова И.П., виднейшего советского психолога Эльконина Д.Б., автора ТРИЗ Альтшуллер Г.С., педагога-новатора Волкова И.П. и других. По утверждению Селевко Г.К., доктора педнаук: “Творчество – понятие условное, может выражаться ыв создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта)…

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии”.

  • введение в учебный план образовательных компонентов “Окружающий мир”, ОБЖ, “Информатика в играх и задачах”;
  • наряду с традиционными формами обучения использование новых педагогических технологий;
  • совершенствование внеурочной, кружковой работы, способствующей развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся;
  • укрепление взаимодействия семьи – школы - социальных учреждений.

Ориентирами педагогической деятельности учителей начальных классов являются модель выпускника начальной школы, разработанный самим коллективом, и модели личности учителя и руководителя, разработанные Аввакумовым Н.И.

Воспитательно-образовательную работу у нас ведут – 14 учителей начальных классов

1 организатор ОДД “Кэнчээри”

  1. Работа по преемственности дошкольного, начального и основного образования
  2. Внеурочная воспитательная работа
  3. МО
  4. Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй
  5. Работа с родителями
  6. Повышение профессионализма

Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень на курсах.

Учителя работают по разным программам “Обновление традиционная система “Школа-2100”, Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова.

Организовано взаимопосещение уроков учителей. На заседаниях, семинарах учителя выступают с отчетами, делятся с опытом своей работы.

Учителя обобщают опыт своей работы и распространяют на улусных, региональных и республиканских педчтениях, выступают научно-практических конференциях.

Одним из средств повышения педагогического мастерства учителя являются ВШК. Функция ВШК – оказание учителю конкретной и своевременной методической помощи, содействие росту его пед.мастерства.

Контроль за процессом формирования программных знаний, умений, навыков учащихся, как правило, осуществляется в форме административных контрольных работ и в форме проверки техники чтения, посещения уроков. По их результатам составляется справка, где фиксируется снижение (повышения) уровня, анализируется допущенные детьми ошибки.

Ведется мониторинг результатов контроля ЗУН и чтения.

Схемы анализа контрольных работ по чтению.

  • Число проверенных учащихся
  • Понимают прочитанное
  • Читают по буквам
  • Читают по слогам
  • Читают по слогам и целыми словами
  • Читают целыми словами
  • Без ошибок
  • Пропуск, замена, искажение букв, слогов
  • Постановка ударения
  • Ошибки в окончании слов
  • Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого
  • Соблюдение пауз, диктуемых знаками препинания в предложении

В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села.

Соц.учреждения села не могут не влиять на воспитание и образование детей.

Наше объединение работает в тесном контакте с социальными учреждениями села.

Соц.учреждения села не могут не влиять на воспитание и образование детей.

Воспитание и обучение осуществляются с учетом национальных и социально-экономических особенностей, специфики окружающей природной, социальной и производственной среды: При этом обеспечивается преемственность, воспитания и обучения детей в учебной деятельности и дополнительном образовании, тесное взаимодействие школы с социокультурными и производственными объектами социума, в том числе с семьями учащихся, общественными органами, культурными учреждениями, местной властью.

Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй (Схема)

С целью совершенствования целостной системы воспитания, направленной на формирование человека, деятельность МО строится по такой форме: (Схема)

Самореализация, развития индивидуальности ребенка формируется в кружках, студиях.Учителя работают в тесном контакте со школьными психологами, ведется психолого-педагогическое наблюдение, коррекционная работа.

В течении ряда последних лет педколлектив проводит работу по приобщению

младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности.

Формирование исследовательских умений, навыков учащихся 1-4 классов.

В этом учебном году создано научное общество учащихся начальных классов “Росток”, целью которого является объединение всех любознательных и организация их деятельности.

Ведется работа по предметам с целью развития индивидуальной способности учащихся. Ежегодно наши учащиеся участвуют и занимают призовые места в кустовых, улусных олимпиадах, участвуют в Мустакимовской олимпиаде по математике, во Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок”, в Международном математическом конкурсе “Кенгуру”.

Для учащихся начальных классов действует детская организация “Кэнчээри” с целью создания условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков самостоятельной и коллективной деятельности, привитие любви и уважения к родителям, окружающим людям, формирование и развитие нравственной личности.

Школьная библиотека – это структурное подразделение школы, организующее библиотечное обслуживание учащихся и учителей.

Основные направления работы: Работа с учащимися, с учителями, с родителями.

Методическое объединение участвует в ежегодном школьном конкурсе методобъединений.

В 2004 году МО начальных классов участвовало в улусном конкурсе работников образования “Серебряный глобус” и стала лауреатом.

Учитель- объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.

Методическое объединение – помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идут активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника- помогает сформировать личность.

Читайте также: