Какие пути она выбирает в борьбе за свое счастье гроза кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Екатерина Смоленская, лектор по литературе

Основано на реальных событиях?

Существовала даже версия, будто пьеса написана на основе реального случая. В 1859 г., когда она была написана, молодая жительница Костромы бросилась в Волгу, не вынеся страданий: дома над ней издевалась свекровь, слабый муж не мог заступиться, и в довершение всего женщина вступила во внебрачные отношения.

Темное царство

Время в Калинове будто застыло . Из-за развития общества в XIX веке динамика жизни растет, и жителям больших городов время кажется быстротечнее. Но в селениях, не затронутых прогрессом, все происходит так же, как и века назад. В Калинове люди по-прежнему живут по позднесредневековым нормам и правилам.

Почетные граждане

Кулигин не похож на других калиновцев. Он человек прогресса, мечтающий о создании вечного двигателя , который в Калинове, застывшем на месте, просто необходим. Прототипами этого образа стали знаменитые в XIX веке механики-самоучки из мещан. Искренняя вера в торжество знания духовно сближает Кулигина с самыми передовыми учеными времени, подчеркивая, что статус и место рождения не так важны, как образ мысли.

Из-за трагического финала пьесы главную героиню Катерину часто представляют слабой. Однако она гораздо более решительна, чем кажется на первый взгляд.

Ради любви Катерина решается на измену, несмотря на страх, а когда-то, еще ребенком, она даже чуть не сбежала из дома на лодке. Порой ей даже удается защитить себя перед свекровью Кабанихой.

В омут с головой

В темном царстве долг оказывается важнее чувств. Катерину выдают замуж не по любви, однако она не в силах противиться тому, что чувствует к Борису. Предвидя непоправимое, она даже умоляет мужа не уезжать из дома, но Тихон не слушает ее, и все заканчивается изменой.

Несколько дней счастья оборачиваются катастрофой: развод для Катерины невозможен, бежать ей некуда. Бориса за содеянное его дядя Дикой отсылает прочь из Калинова. Хотя Тихон любит Катерину и готов простить ее, Кабаниха вынуждает сына побить неверную супругу: он снова поступает не в соответствии с чувствами, а так, как принято в Калинове.

Как вы думаете, могла ли Катерина остаться с Борисом? Или у нее не было шанса на счастье?

Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер.

Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой и красотой. В противовес ей показана Кабаниха с дочерью Варварой – ее свекровь и золовка.

Марфа Игнатьевна была женщиной

деспотичной и лицемерной. Под маской добродетельности, набожности и высоких моральных устоев она скрывала желание управлять окружающими ее людьми. Она регулярно придиралась к детям, к невестке, постоянно вымещала на них свою злость и была недовольна ими.

О любви Кабаниха вспоминала только тогда, когда ей нужно было чего-то добиться. Варвара давно привыкла к жизни под гнетом матери. Она предпочитала врать и притворяться, нежели рассказывать ей о своей личной жизни.

Катерина не могла понять и принять такой уклад, так как сама выросла в любящей и дружной семье.

О стремлении к вольной жизни в Катерине говорит

ее мечтательность. Она часто задумывается над тем, отчего люди не умеют летать. Будучи натурой романтичной, героиня всеми силами стремится вырваться из этого рабского заточения. К мужу Тихону она никаких чувств не испытывает, так как он бесхарактерный и трусливый человек.

Несмотря на то, что он искренне любит Катерину, заступиться за нее и защитить от грозной матери выше его моральных сил. Он покорно принимает порядки “темного царства” и беспрекословно исполняет все капризы матери. В этом смысле он даже хуже Варвары, которая тайком встречается с конторщиком Дикого.

Катерину же такое положение дел не устраивает. Молчать, притворяться и обманывать не в ее характере. Поэтому, когда она полюбила Бориса, она не стала этого скрывать от домочадцев. Борис был племянником Дикого и приехал в Калинов из столицы для получения своей части бабушкиного наследства.

Местные жители и подневольные купца сразу его предупреждают, что их барин самодур и вряд ли поделиться с ним каким-либо наследством. Однако молодой человек уверен, если стараться угождать дяде, тот смилостивиться и отдаст то, что ему полагается. Катерине он понравился, в первую очередь, за воспитанность, образованность, умение себя преподносить в обществе.

К сожалению, этот герой тоже оказался слабовольным и бесхарактерным человеком. Боясь перечить дяде, он оставил Катерину, а она, оставшись наедине со своими муками совести, бросилась в Волгу и утопилась. Фактически, в смерти она видела единственный выход, так как не могла далее жить в этом “темном царстве”.

При жизни побороть мир самодуров ей не удалось, но своей смертью она выразила откровенный протест и ненависть к гнетущим порядкам. Ей удалось пошатнуть патриархальные нравы Кабанихи и Дикого, таким образом, открыв путь для новых порядков.

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

Решимость Катерины, сила ее характера вызывают уважение. Уход из жизни – это единственный вид протеста, который могла избрать молодая женщина. Ненавидя деспотизм, Катерина не захотела жить на коленях. В этом поступке и сказалась огромная воля ее характера.

Вариант 2

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Борьба за свои права

В современном обществе ценятся напористость, умение постоять за себя, не дать себя в обиду. Это порождает проблемы, поскольку, отстаивая свои права, люди гораздо реже вспоминают о правах других и, тем более, о евангельской заповеди любить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39).

Увлекаясь стремлением никому не уступать, мы рискуем превратиться в общество агрессивных, злых, не умеющих сдерживать себя людей, готовых любыми способами доказывать свою правоту, привыкших добиваться своего давлением, манипулированием, криком, грубой силой. Хорошо ли в таком обществе будет нам самим? Ответ очевиден. И важно понимать, что такое общество, такую проблему мы можем создать себе сами, выбирая неправильную цель для борьбы.

Взрослым важно самим понимать: прежде чем настаивать на своем праве, нужно задуматься, а действительно ли это — наше право, и в какой форме будет правильнее о нем заявлять. Не так уж редко человек, думая, что защищает себя, на самом деле несправедливо поступает с другими людьми, попирает их права и нарушает свои обязанности по отношению к ним.

В агрессивном обществе, где каждый помнит только о себе и своих правах, хорошо не будет никому. Помня об этом, надо, не требуя уступок от других, самим усвоить правило: собственные обиды не дают права обижать других людей. И важно помогать понять это детям, объяснить им, что жизнь по евангельским законам требует от нас намного большего мужества и работы над собой, чем защита своего самолюбия. А потому напористость, неуступчивость — это проявление малодушия, незрелости личности.

Единственное право, которое пригодится человеку в вечности — это право быть чадом Божиим, дарованное нам Христом Спасителем (ср. Ин. 1, 12). Это право нам и надо отстаивать в противостоянии собственным дурным привычкам и страстям, а не растрачивать свою жизнь на борьбу с окружающими людьми.

Популярные сегодня темы

Мечты в жизни человека имеют огромное значение, ведь они определяют его дорогу в жизни, указывая, в каком направлении нужно идти. Один из главнейших вопросов, почему у одних людей сбываются мечты

Уверенность в себе – это основа побед в любом деле. Если ты уверен в своих силах, то это уже половина успеха. Уверенность – это особая сила, обитающая внутри тебя, эта сила даст тебе второе дыхание, даже если есть ощущение, что ты не справишься.

Сочинение на тему: Душевная трагедия Катерины.

Со стороны может показаться, что в жизни главной героини есть все, что ей нужно: она не имеет материальных проблем, замужем за мужчиной, который ее любит, живет в уважаемой в городе семье. Никто и не догадывается, насколько несчастлива Катерина. Она задыхается под постоянным контролем и неприязнью, источаемой властной и недалекой свекровью. Она страдает от того, что отдана в жены слабому и нелюбимому мужчине, который не вызывает у нее никаких чувств, кроме жалости.

Шанс на спасение Катерина находит в любви к Борису. Она борется со своими чувствами, понимая, что измена законному мужу – грех. И все же сердце берет верх над разумом: главная героиня выбирает любовь. И именно это, казалось бы, светлое чувство, подталкивает ее к обрыву. Прилюдно признавшись в запретной любви к другому мужчине, она приближает свою кончину. Окружающие не простили Кате такой смелости, пересуды насмешки, давление преследовали ее повсюду. Любимый не может защитить от всего этого, проявляя слабость. Добавьте к этому душевные муки по поводу греховности собственного поступка, и становится понятно, почему главная героиня выбирает для себя такой трагичный финал.

В те времена положение женщины в семье усугублялось еще и тем, что она считалась обузой для мужа. Недаром люди говорили: «Жена-то ведь не лапоть, с ноги

захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно.

Однако кажущаяся наивность Катерины становится столь же многозначительной, как важна народная сказка во всем разнообразии ее персонажей. В детской беззащитности Катерины Добролюбов увидел горькую беззащитность угнетенного народа, наивного, честного, трудолюбивого, лишь безмерностью страданий вынужденного к бунту.

В мироощущении героини Островского гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, и христианская культура. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц в небесной вышине и порхание бабочек с цветка на цветок.

Речь героини плавная, певучая, близкая к устному сказу, поэтически приподнятая. Язык ее чист, чужд грубости Кабанихи и Дикого. Он прозрачен, как прозрачна ее душа, как чужда Катерина смрадному миру базара, торгов, купли-продажи.

Трагизм Катерины заключается в столкновении двух равновеликих и равнозаконных побуждений: если она победит естественное влечение сердца и в глазах людского суда останется чистой, то прощай счастье и радость жизни. Но последуй героиня велению своей души – и она преступница в собственных глазах, жертва собственной совести.

Катерине некому отдать сжигающее ее чувство – еще и в этом заключается ее трагедия. С какой мукой силится она оживить Тихона! Правдивая и чистая, она бросается к нему на шею, тщетно борясь за него – робкого, злым миром придавленного. Добролюбов заметил, что Катерина вышла замуж за Бориса от безысходности. Однако все же есть что-то, к чему влеклось истомившееся сердце героини. Я думаю, это искра человеческого в ее возлюбленном. Тут женщина кинулась в омут иллюзорной любви, как потом кинется в Волгу.

Для Катерины проснувшееся чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Однако в мертвом мире Дикого и Кабанихи нет и не может быть подлинной любви, и Катерина никогда не найдет здесь человека, достойного ее светлого чувства.

Драматизм пьесы

 Цензоры увидели в Кабанихе прообраз царя

Произведение Островского поразило современников драматизмом судьбы главной героини. Ее восприняли как обличение купеческой безнравственности и произвола, господствующих в России. Неосознанный протест главной героини против самодурства и общественного деспотизма привел к добровольному уходу из жизни. Гибель женщины — вызов обществу, в этом заключается драматизм пьесы.

Интересно, был ли иной выход у Катерины, ведь она слишком молода, чтобы расставаться с жизнью. Если рассмотреть пути разрешения конфликтной ситуации, можно прийти к выводу, что у молодой Кабановой была возможность остаться в живых.

Выбор Катерины

Катерина влюбилась в Бориса

Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.

Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.

Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:

Роковой поступок героини

Жизнь с Тихоном

Рассуждая о том, был ли иной путь у Катерины, в сочинении можно ответить положительно. Дорог было несколько, но единственным выходом для себя героиня видела самоубийство. Это решение не является слабостью ее характера, наоборот, подчеркивает ее решительность, силу духа.

Творческое эссе для школьников

В девичестве Екатерина не знала печали и обид. Родители воспитали ее свободной и гармоничной личностью. Замужество не по любви круто изменило жизнь девушки. Она попала в дом к Кабановым, где на нее оказывали влияние:

Тихон супруг героини

  1. Кабаниха. Зажиточная купчиха, вдова, полноправная хозяйка в доме. Больше всего ценит принятые порядки, живет по обычаям домостроя. Держит в страхе сына и дочь, обижает невестку. Приятельница и кума купца Дикого.
  2. Тихон. Супруг героини находится под влиянием матери и нередко обижает безответную молодую женщину.
  3. Варвара. Дочь Кабанихи считает, что выжить в материнском доме можно только путем обмана. Умная и хитрая девушка помогает Катерине устроить свидание с Тихоном — племянником купца Дикого.

Связь на стороне стала отдушиной для Екатерины.

Отчаянно ища защитника в лице мужа, она сталкивалась с его безвольностью и беспрекословным подчинением матери. Вот почему отношения с Борисом стали для нее уходом от серости, безысходности, однообразия будней. Однако слабовольный мужчина не хочет брать ответственность за судьбу героини, чем только подталкивает ее к пропасти.

Смерть — единственный выход Катерины

После того как в доме узнали об измене, у Катерины осталось мало путей для отступления. Борис уехал из Калинова, не решившись взять девушку с собой. Наследство оказалось для него важнее чести и достоинства возлюбленной. К родителям вернуться она не могла, поскольку навлекла бы позор на семью. К тому же Кабановы имели полное право вернуть ее в свой дом. То же ждало и в монастыре — забвение или возврат в дом супруга. Развод было получить сложно. Тихон готов был простить жену, но только не Кабаниха.

Мог ли быть у главной героини другой выход? Если бы к моменту событий у нее были дети, она смогла бы найти силы и жить ради них. Предательство человека, которому она доверяла, а также безысходность привели к трагическому, но закономерному финалу. Смерть — единственный выход, который заставил встрепенуться даже ее безликого мужа. Однако таким, как Кабаниха, все равно. Вероятно, в доме появится новая невестка, которую грубая купчиха начнет неистово терроризировать.

Читайте также: