Какие произведения на историческую тему созданные лермонтовым вам известны расскажите о них кратко

Обновлено: 07.07.2024

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова . По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью.

Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении " Родина ", написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. " Родина " отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум!

" Родина " - похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости,выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим "Я" поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Странная любовь "странного человека". Такой любви в ту пору не знали. "Странной" она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце.

Тема стихотворения определяется самим названием: " Родина ". Это не Россия в "голубых мундирах", а страна русского народа, отчизна поэта.

Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи:

…И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез…
Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует.

Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, "купленную кровью", за "полный гордого доверия покой", он любит "разливы рек ее, подобные морям", но принимает даже "пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков! ".

Содержанию стихотворения " Родина " соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит

Историческая тема – одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще – разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.
В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов.

истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 года “Атаман”), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри –

не вы!
Смысл лермонтовского обращения к исторической теме – взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, – писал Белинский, – свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, в котором решалась судьба всей страны, в “Песне…” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты русского характера.

Все три героя “Песни…” исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они – сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям “нынешнего племени” очевидно.
С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в “Балладе” 1830 года.
И он упал – и умирает
Кровавой смертью бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
“Смотри, как умирают люди…”
Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело – “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину – три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:
Аи, ребята, пойте – только гусли стройте!
Аи, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
“Песня…” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широка грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка; молвит слово – соловей поет…”, а также характерное для фольклора одушевление природы:
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.
Финал “Песни…” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере “Песни…” мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме- взгляд на прошлое с позицией современности, противопоставлениенастоящего и прошлого.

Обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во- первых, поэт пытается найти и показать читателям- современникам примеры, достойныегордости и подрожанию. Во- вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще - разрабатывается на протяжении всего творческого пути поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.

Поступок купца Колашникова производит столь сильное впечатление именно потому, что его бунт против несправедливости облечен в форму покорности т смирения. В поэме читатель сталкивается с тремя романтиками, Киребеевичем который замахивается на узы брака; и царь; поскольку посылает на свидание с Аленой Дмитреевной. Но Калашников испытывает наиболее яркое переживание, и в конце смиряется со своей судьбой.

Идея сильной личности и значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме - взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Эпоха, когда общественная жизнь замирает, сменяется периодом рефлексии. Можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.

Центральным произв едением Лермонтова, посвя щенным теме истори ческого прошлого Рос сии, является “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Подобно тому как в стихот ворении “Бородино” по эт обращается к те ме войны 18 12 года, одн ого из важн ейших событий рус ской истории, ко гда решалась суд ьба всей стр аны, в “Песн е. ” объектом вним ания Лермонтова стано вится сложное и кров авое время прав ления Ивана Гроз ного, один из наиб олее драматичных моме нтов истории Ру си. Именно в та кие значимые пери оды, по мне нию Лермонтова, откры ваются наиболее сил ьные и важ ные черты русс кого характера. Все три ге роя “Песни. ” исключи тельны. Они явля ются своего ро да высшими проявл ениями царской мо щи, буйного молоде чества и че сти и достои нства. Все они - сил ьные личности, дост ойные внимания, и противопо ставление людям “ныне шнего племени” очев идно.




С художес твенной точки зре ния произведение исключ ительно интересно как обр азец одной из наиб олее удачных в творч естве Лермонтова стили заций под наро дное русское творч ество периода царств ования Ивана Гроз ного. К те ме прошлого Ру си, а име нно ко вре мени татарского наше ствия поэт впе рвые обращается в “Бал ладе” 1831 го да.

И он уп ал - и уми рает

Кровавой смертию бой ца.

Жена реб енка поднимает

Над бле дной головой от ца:

“Смотри, как уми рают люди. ”

Однако с художественой то чки зрения стихот ворение абсолютно не пере дает стиль эп охи ни в рече вом, ни в обра зном отношении. Бол ьше того, произв едение явно ориент ировано на класси ческую западноевропейскую балл аду. Совсем ин ое дело - “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Сюжет ее осн ован на пес нях и пред аниях из сбор ников Кирши Дани лова и П. В. Киреев ского, т. е. им еет фольклорные источ ники. Само постр оение произведения указ ывает на ориентацию на наро дную песню-былину - три час ти, каждая из кот орых заканчивается своеоб разным припевом:

Ай, реб ята, пойте - тол ько гусли стро йте!

Ах, реб ята, пейте - де ло разумейте!

Уж поте шьте вы доб рого боярина

И боя рыню его белол ицую!

Характерны обращ ения: “ Ох ты той еси, ца рь Иван Васил ьевич” или “Гос подин ты мо й, Степан Парамонович”. “Песн я. ” тщательно выпи сана с то чки зрения язы ка: основой его явля ются устойчивые словосо четания: “добрый моло дец”, “ святая правда-м атушка”, “красно солны шко”, “широка гру дь” и про чие, песенные сравн ения:

“Ходит пла вно - как лебед ушка; смотрит сла дко - как голуб ушка; молвит сл ово - сол овей поет. ”, а та кже характерное для фоль клора одушевление прир оды:

Тучки се рые разгоняючи,

Заря ал ая подымается;

Разметала ку дри золотистые,

Умывается сне гами рассыпчатыми.

Финал “Песн и. ” является по трад иции “славой” бояр ину, боярыне и вс ему христианскому нар оду.

Итак, на при мере “Песни. ” мы мо жем утверждать, что обра щение к те мам русской ист ории для Лермо нтова было ва жно по дв ум причинам. Во-пе рвых, поэт пыта ется найти и пока зать читателям-современникам прим еры, достойные подра жания и горд ости. Во-вторых, истори ческое прошлое Рос сии дает Лермо нтову богатый художес твенный материал.

2.2.Тема лю бви в лир ике М. Ю. Лермо нтова

С обра щения к лир ике начался творч еский путь М. Ю. Лермо нтова. Он соз дал лирические произв едения во все пер иоды своей коро ткой жизни. В частн ости, тема лю бви у Лермо нтова сочетается с те мой одиночества.

Тему неразд еленной любви, те му отчужденности и одино чества Лермонтов разв ивает и в св оей зрелой лир ике.

Любить: но ко го же . на вр емя - не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли гляд ишь? – там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничт ожно.

Лирическому ге рою суждено оста ться одиноким и непон ятым, но это ли шь усиливает в нем созн ание своей избран ности, предназначенности для ин ой цели – уме ния творить:

И ст их безумный, ст их прощальный

В аль бом твой бро сил для те бя,

Как сл ед единственный, печал ьный,

Который зд есь оставлю я.

В отл ичие от Пушк ина, который ви дел в лю бви движущую си лу жизни, Лерм онтов показал в св оей поэзии сов сем другое воспр иятие этого чувс тва. Его стихотв орения, относящиеся к дан ному жанру, отлич аются искренностью и глуб иной. Я дум аю, что та кое восприятие поэ том любви во всеъ не озна чает, что он в нее не вер ил. Просто Лерм онтов искал веч ную любовь, ид еал которой по эт и пыт ался отобразить в св оем творчестве.

2.3.Тема по эта и поэ зии М. Ю. Лермо нтова

В лир ике М. Ю. Лермо нтова широкое осве щение нашел воп рос о назна чении поэта и поэ зии в обще стве.

Лермонтов с негодо ванием говорит о те х, кто не см ог предотвратить гиб ель Пушкина.

2.4. Те ма одиночества в творч естве М.Ю.Лермонтова

О, как мне хоч ется смутить весе лость их

И дер зко бросить им в гл аза железный ст их,

Облитый гор ечью и злост ью.

Желанья. что пол ьзы напрасно и ве чно желать.

А го ды проходят — все луч шие годы!

Любить. но ко го же. на вр емя — не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли загля нешь? — там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничто жно.

И жиз нь, как посмо тришь с холо дным вниманьем вокр уг,—

Такая пус тая и глу пая шутка.

За ме сть врагов и кле вету друзей;

За жар ду ши, растраченный в пуст ыне,

За вс е, чем я обм анут в жи зни был.

Выхожу од ин я на дор огу;

Сквозь ту ман кремнистый пу ть блестит;

Ночь ти ха. Пустыня вне млет Богу,

И зве зда с зве здою говорит.

Здесь отче тливы мотивы один окого странничества, душе вной опустошенности, тоскл ивого отчаяния.

Я меж лю дей беспечный стра нник,

Для ми ра и не бес чужой.

Тучки небе сные, вечные стран ники,

Мчитесь вы, бу дто как я же, изгна нники.

На ост рове том ес ть могила,

А в ней импе ратор зарыт.

Лежит на нем кам ень тяжелый,

Чтоб встать он из гр оба не мо г.

Ярким симв олом одиночества в стихот ворении является возд ушный корабль:

Корабль один окий несется,

Несется на вс ех парусах.

Белеет па рус одинокий

В тум ане моря голуб ом.

2.5. Одиночество лирич еского героя.

Во мно гих юношеских сти хах все эти против оречия осознаны в отвлеченно-р омантическом и метафиз ическом свете: так ов, по мы сли поэта, его уд ел, такова предопре деленная свыше рок овая доля, кот орой невозможно избег нуть, ибо она не зав исит от подвл астных герою обстоят ельств. Это еще бо лее увеличивает его стра дания и одиноч ество.

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме- взгляд на прошлое с позицией современности, противопоставлениенастоящего и прошлого.

Обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во- первых, поэт пытается найти и показать читателям- современникам примеры, достойныегордости и подрожанию. Во- вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще - разрабатывается на протяжении всего творческого пути поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.

Поступок купца Колашникова производит столь сильное впечатление именно потому, что его бунт против несправедливости облечен в форму покорности т смирения. В поэме читатель сталкивается с тремя романтиками, Киребеевичем который замахивается на узы брака; и царь; поскольку посылает на свидание с Аленой Дмитреевной. Но Калашников испытывает наиболее яркое переживание, и в конце смиряется со своей судьбой.

Идея сильной личности и значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме - взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Эпоха, когда общественная жизнь замирает, сменяется периодом рефлексии. Можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.

Центральным произв едением Лермонтова, посвя щенным теме истори ческого прошлого Рос сии, является “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Подобно тому как в стихот ворении “Бородино” по эт обращается к те ме войны 18 12 года, одн ого из важн ейших событий рус ской истории, ко гда решалась суд ьба всей стр аны, в “Песн е. ” объектом вним ания Лермонтова стано вится сложное и кров авое время прав ления Ивана Гроз ного, один из наиб олее драматичных моме нтов истории Ру си. Именно в та кие значимые пери оды, по мне нию Лермонтова, откры ваются наиболее сил ьные и важ ные черты русс кого характера. Все три ге роя “Песни. ” исключи тельны. Они явля ются своего ро да высшими проявл ениями царской мо щи, буйного молоде чества и че сти и достои нства. Все они - сил ьные личности, дост ойные внимания, и противопо ставление людям “ныне шнего племени” очев идно.

С художес твенной точки зре ния произведение исключ ительно интересно как обр азец одной из наиб олее удачных в творч естве Лермонтова стили заций под наро дное русское творч ество периода царств ования Ивана Гроз ного. К те ме прошлого Ру си, а име нно ко вре мени татарского наше ствия поэт впе рвые обращается в “Бал ладе” 1831 го да.

И он уп ал - и уми рает

Кровавой смертию бой ца.

Жена реб енка поднимает

Над бле дной головой от ца:

“Смотри, как уми рают люди. ”

Однако с художественой то чки зрения стихот ворение абсолютно не пере дает стиль эп охи ни в рече вом, ни в обра зном отношении. Бол ьше того, произв едение явно ориент ировано на класси ческую западноевропейскую балл аду. Совсем ин ое дело - “ Песня про ца ря Ив ана Васильевича, моло дого опричника и уда лого купца Калашн икова”. Сюжет ее осн ован на пес нях и пред аниях из сбор ников Кирши Дани лова и П. В. Киреев ского, т. е. им еет фольклорные источ ники. Само постр оение произведения указ ывает на ориентацию на наро дную песню-былину - три час ти, каждая из кот орых заканчивается своеоб разным припевом:

Ай, реб ята, пойте - тол ько гусли стро йте!

Ах, реб ята, пейте - де ло разумейте!

Уж поте шьте вы доб рого боярина

И боя рыню его белол ицую!

Характерны обращ ения: “ Ох ты той еси, ца рь Иван Васил ьевич” или “Гос подин ты мо й, Степан Парамонович”. “Песн я. ” тщательно выпи сана с то чки зрения язы ка: основой его явля ются устойчивые словосо четания: “добрый моло дец”, “ святая правда-м атушка”, “красно солны шко”, “широка гру дь” и про чие, песенные сравн ения:

“Ходит пла вно - как лебед ушка; смотрит сла дко - как голуб ушка; молвит сл ово - сол овей поет. ”, а та кже характерное для фоль клора одушевление прир оды:

Тучки се рые разгоняючи,

Заря ал ая подымается;

Разметала ку дри золотистые,

Умывается сне гами рассыпчатыми.

Финал “Песн и. ” является по трад иции “славой” бояр ину, боярыне и вс ему христианскому нар оду.

Итак, на при мере “Песни. ” мы мо жем утверждать, что обра щение к те мам русской ист ории для Лермо нтова было ва жно по дв ум причинам. Во-пе рвых, поэт пыта ется найти и пока зать читателям-современникам прим еры, достойные подра жания и горд ости. Во-вторых, истори ческое прошлое Рос сии дает Лермо нтову богатый художес твенный материал.

2.2.Тема лю бви в лир ике М. Ю. Лермо нтова

С обра щения к лир ике начался творч еский путь М. Ю. Лермо нтова. Он соз дал лирические произв едения во все пер иоды своей коро ткой жизни. В частн ости, тема лю бви у Лермо нтова сочетается с те мой одиночества.

Тему неразд еленной любви, те му отчужденности и одино чества Лермонтов разв ивает и в св оей зрелой лир ике.

Любить: но ко го же . на вр емя - не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли гляд ишь? – там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничт ожно.

Лирическому ге рою суждено оста ться одиноким и непон ятым, но это ли шь усиливает в нем созн ание своей избран ности, предназначенности для ин ой цели – уме ния творить:

И ст их безумный, ст их прощальный

В аль бом твой бро сил для те бя,

Как сл ед единственный, печал ьный,

Который зд есь оставлю я.

В отл ичие от Пушк ина, который ви дел в лю бви движущую си лу жизни, Лерм онтов показал в св оей поэзии сов сем другое воспр иятие этого чувс тва. Его стихотв орения, относящиеся к дан ному жанру, отлич аются искренностью и глуб иной. Я дум аю, что та кое восприятие поэ том любви во всеъ не озна чает, что он в нее не вер ил. Просто Лерм онтов искал веч ную любовь, ид еал которой по эт и пыт ался отобразить в св оем творчестве.

2.3.Тема по эта и поэ зии М. Ю. Лермо нтова

В лир ике М. Ю. Лермо нтова широкое осве щение нашел воп рос о назна чении поэта и поэ зии в обще стве.

Лермонтов с негодо ванием говорит о те х, кто не см ог предотвратить гиб ель Пушкина.

2.4. Те ма одиночества в творч естве М.Ю.Лермонтова

О, как мне хоч ется смутить весе лость их

И дер зко бросить им в гл аза железный ст их,

Облитый гор ечью и злост ью.

Желанья. что пол ьзы напрасно и ве чно желать.

А го ды проходят — все луч шие годы!

Любить. но ко го же. на вр емя — не ст оит труда,

А ве чно любить невоз можно.

В се бя ли загля нешь? — там прош лого нет и сле да:

И радо сть, и му ки, и все там ничто жно.

И жиз нь, как посмо тришь с холо дным вниманьем вокр уг,—

Такая пус тая и глу пая шутка.

За ме сть врагов и кле вету друзей;

За жар ду ши, растраченный в пуст ыне,

За вс е, чем я обм анут в жи зни был.

Выхожу од ин я на дор огу;

Сквозь ту ман кремнистый пу ть блестит;

Ночь ти ха. Пустыня вне млет Богу,

И зве зда с зве здою говорит.

Здесь отче тливы мотивы один окого странничества, душе вной опустошенности, тоскл ивого отчаяния.

Я меж лю дей беспечный стра нник,

Для ми ра и не бес чужой.

Тучки небе сные, вечные стран ники,

Мчитесь вы, бу дто как я же, изгна нники.

На ост рове том ес ть могила,

А в ней импе ратор зарыт.

Лежит на нем кам ень тяжелый,

Чтоб встать он из гр оба не мо г.

Ярким симв олом одиночества в стихот ворении является возд ушный корабль:

Корабль один окий несется,

Несется на вс ех парусах.

Белеет па рус одинокий

В тум ане моря голуб ом.

2.5. Одиночество лирич еского героя.

Во мно гих юношеских сти хах все эти против оречия осознаны в отвлеченно-р омантическом и метафиз ическом свете: так ов, по мы сли поэта, его уд ел, такова предопре деленная свыше рок овая доля, кот орой невозможно избег нуть, ибо она не зав исит от подвл астных герою обстоят ельств. Это еще бо лее увеличивает его стра дания и одиноч ество.

Вспомните , какие произведения на историческую тему , созданные Лермонтовым , вам известны.

Расскажите о них.


Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова .

По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта.

Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов.

Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью.

Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении " Родина ", написанном в 1841 году.

Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе.

Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело.

Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца.

Но одновременно было в этом великом чувстве что - то очень простое, мужицкое :

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма.

" Родина " отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения.

В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания.

И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум!

" Родина " - похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим "Я" поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Странная любовь "странного человека".

Такой любви в ту пору не знали.

"Странной" она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность.

И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце.

Тема стихотворения определяется самим названием : " Родина ".

Это не Россия в "голубых мундирах", а страна русского народа, отчизна поэта.

Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи :

…И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики.

Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует.

Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека.

В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу.

Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что - то : за славу, "купленную кровью", за "полный гордого доверия покой", он любит "разливы рек ее, подобные морям", но принимает даже "пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!

". Содержанию стихотворения " Родина " соответствует размер стиха.

Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написанышестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость.

Читайте также: