Какие процессы и события 18 века оказали влияние на развитие культуры этого периода ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Классицизм сформировался во второй четверти XVIII столетия благодаря установлению абсолютной монархии, связанной в основном с правительством Екатерины II.

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков. Его появление связано с проникновением идей Просвещения в русском обществе.

Романтизм появился в конце XVIII века. В России данное направление впервые появляется в творчестве В.А.Жуковского. Русский романтизм можно разделить на две части. Восстание декабристов послужило сильному развитию данного направления.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

культура россии 18 века

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

 культура россии в 18 веке кратко

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

культура россии в первой половине 18 века

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

 история культуры россии 18 века

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

культура россии во второй половине 18 века

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

 развитие культуры 18 века в россии

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

 культура россии 18 19 века

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Реформы Петра I и их общекультурное значение. Рубеж XVII – XVIII вв. является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений ее особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. В результате преобразований завершилось оформление абсолютной монархии, так как централизация государственного управления, бюрократизация, регулярная армия, включение церкви в государственные структуры – неотъемлемые признаки абсолютизма.

На рубеже 17 и 18 веков в России началось Новое время. В странах Европы этот исторический переход растягивался на столетия, в России занял менее века.

Периоды развития

Больше всего для развития культуры сделали два правителя: Петр I и Екатерина II. Поэтому условно 18 век можно разделить на два периода:

  • первая четверть века — становление новой культуры;
  • вторая половина века — ее развитие и расцвет.

В начале века развивались наука и образование, появились периодические издания, светские развлечения, такие как балы и театры, светская литература. К середине 18 века образованное общество состояло почти исключительно из дворянства, прежде всего петербургского и московского, а также небольшого количества разночинцев. Крестьяне еще очень долго не читали газет и не ходили в театры.

Разночинцы - это представители незнатных сословий, получившие образование, но не дослужившиеся до дворянского звания; интеллигенция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Екатерина II продолжала курс на европеизацию страны. В России усилились самодержавие и крепостное право, но в те же десятилетия была проведена колоссальная работа по увеличению общего уровня образования, развитию науки и культуры. Идеи о свободе и равенстве и вера в необходимость сохранения сословных различий в сознании самых просвещенных деятелей русской культуры были неразрывно связаны между собой. Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством, но все они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков.

Влияние культуры 18 века на развитие российского государства

По приказу Петра I столица была переведена в Санкт-Петербург, выстроенный по европейскому образцу. Именно выход к Балтийскому морю, а затем и к Черному, укрепил и расширил связи России с европейскими государствами. Значительно снизилось влияние церкви, образование стало светским, развивалась наука.

Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желала, чтобы ее народ жил по справедливым законам. В самом начале своего правления она утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости. Крепостное право в России до 1762 года существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикрепленный к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине 18 века из-за неясностей в российском законодательстве все более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Указы, изданные императрицей позднее, закрепили это, фактически превратив крестьян в рабов. Императрица предлагала членам российского Вольного экономического общества обсуждать положение крестьян, надеясь убедить их в аморальности узаконенного рабовладения. Также она запретила свободным людям становиться крепостными, а для освоения новых земель правительство выкупало крестьян и делало их свободными горожанами.

Особенности культуры

Длительная изоляция

Из-за длительной изоляции люди не доверяли ничему иностранному, поэтому многие нововведения в петровскую эпоху только раздражали русских, оскорбляли их веру и казались странными. Потребовалось время, чтобы основная масса населения привыкла к новшествам.

Передовые деятели российского Просвещения резко критиковали отвратительные проявления крепостничества и паразитизм помещиков, разоблачали их бесчеловечность и произвол, ратовали за повышение образовательного и морального уровня дворянства. Но все же крепостное право было незыблемым фундаментом представлений об обществе и справедливости. По мнению просветителей, каждое сословие должно было осознать свое предназначение и место в государстве, тогда исчезли бы и социальные конфликты.

Влияние православной церкви

Церковь конфликтовала с Петром I, давала резко негативную оценку его нововведениям. Внутри самой церкви еще продолжались конфликты по поводу раскола. Феофан Прокопович, сподвижник Петра, оратор и проповедник, занялся религиозной деятельностью во взрослом возрасте, перешел в православие после монашества в Польше и обучения богословию в Риме, так что по своему происхождению и воспитанию был ближе к западноевропейскому подходу к религии. Многие священники не разделяли его взглядов.

Завершая начатую еще Иваном III борьбу за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство в 1764 году провело секуляризацию церковных земель, в результате которой около 2 миллионов крестьянских душ, прежде принадлежавших церкви, перешли в ведение особого государственного учреждения — Коллегии экономии. Петровские и екатерининские реформы достигли своей цели: отныне Русская Православная церковь не могла проявлять ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах. Это стало одной из причин быстрого падения ее авторитета не только среди образованной части общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с официальным православием и обращались в приверженцев различного рода религиозных движений, не принадлежавших к господствующей церкви, в первую очередь — старообрядчества. Екатерина II проявляла известную веротерпимость, в ее царствование староверов можно было встретить в любом уголке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы, прежде всего из Польши, образовывали общины. Идеология старообрядчества не способствовала принятию европейских нововведений.

В то время как Просвещение в Европе имело светский характер, философия в сознании русского человека была неразрывно связана с верой. Русские просветители протестовали против суеверий, позволяли себе критиковать священнослужителей, но в целом оставались на позиции деизма и оставались истинными христианами.

Переход на путь общеевропейского развития

В 18 веке Россия встала на путь общеевропейского развития. В первую очередь это выразилось в принятии материалистического мировоззрения. Появились наука и светское образование в прикладных сферах. Вслед за этими нововведениями русские люди стали знакомиться со светским искусством: живописью и музыкой. Быт и традиции также стали постепенно меняться.

Приобщение к европейской культуре

Общественное признание

Новые устои жизни

Гражданское образование

При Петре I русские люди отправлялись в Европу за государственный счет обучаться различным специальностям, наукам, ремеслам, организации производства, коммерции. В свою очередь тысячи иностранцев — от аптекарей и садовников до инженеров-оружейников и мастеров шлюзного дела — были наняты на русскую службу.

В 1701 году открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. В 1715 году ее сменила Морская академия, в 1711 году в Москве появилась инженерная школа. Также появились артиллерийская, медицинские школы. Для детей мастеровых и матросов открылась русская школа.

При правлении Екатерины II в России появилась система общего начального образования. В губернских городах открыли главные, а в уездных — малые народные училища, куда принимали всех, кроме крепостных крестьян. Но потребности растущего хозяйства и европеизированный уклад жизни вынуждали помещиков готовить грамотных специалистов и из крестьян: приказчиков, музыкантов, садовников.

Приобщение к духовному наследию Европы

Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 году. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время, играя в карты, шахматы, танцуя западноевропейские танцы.

В 1702 году Петром I была приглашена немецкая театральная труппа и открыт общедоступный театр, просуществовавший четыре года. Императора не устроило, что спектакли носили исключительно развлекательный характер, не патриотический. Тем не менее начало театрам в России уже было положено, и в 1723 году вышел указ о постройке театрального здания на реке Мойке. Во второй четверти 18 века ученики художников, обучавшиеся за границей за счет государственных средств, стали возвращаться в Россию и обучать талантливых молодых людей на родине.

Общая оценка развития культуры 18 века

Музыка

Музыка, до 18 века бывшая в основном народным искусством, обрела большое значение: в России появились собственные оперные театры, композиторы и исполнители. Императрица Анна Иоанновна впервые пригласила в Россию итальянскую оперную труппу, либретто перевели на русский язык, и в 1736 году состоялось первое представление. Нередко на оперных певцов переучивались певчие Придворной капеллы, до этого исполнявшие церковные песнопения.

Просвещение

Были созданы первые в России музеи. Для царской Кунсткамеры, открытой в 1719 году, привозили из разных уголков страны и выписывали из-за границы разные диковины. Начала работать первая общественная библиотека, где можно было ознакомиться с книгами, изданными как в России, так и за границей, а также получить их на дом.
Екатерина II основала Эрмитаж, при ее жизни он оставался частным собранием, но мода коллекционировать и демонстрировать гостям произведения искусства распространилась, среди образованных людей стало считаться приличным разбираться в искусстве. В частности, для Воспитательного дома наряду с книгами закупали картины и скульптуры.

Наука

В 1718 году, вскоре после избрания Петра I членом Парижской Академии наук, начинается разработка проекта создания в России подобного научного центра — Академии наук. Она была учреждена в 1725 году, уже после смерти великого реформатора.

Архитектура

Не придавая большого значения представительности своих дворцов в самом Петербурге, Петр I все внимание сосредоточивал на устройстве великолепных, не уступающих Версалю, загородных резиденций в Стрельне и знаменитом Петродворце. Дворцовые комплексы с каскадами фонтанов, садами и парками спроектировали и отстроили лучшие архитекторы — И.Ф. Браунштейн, М.Г. Земцов, Ж.Б.А. Леблон, Б.К. Растрелли.

В первой половине 18 века архитекторы совмещали особенности древнерусской архитектуры и стиля барокко, примером этого могут служить соборы, возведенные Б.К. Растрелли. Русский неоклассицизм второй половины 18 века обычно называют просто классицизмом. Один из первых образцов этого стиля — здание Академии художеств.

Изобразительное искусство

Читайте также: