Смена видов деятельности в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Смена видов деятельности учащихся на уроке

Смена видов деятельности учащихся на уроке

Подготовила: Борисова С.В., учитель русского языка и литературы

Смена видов деятельности - это прием, который заключается в

целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Согласно нормам СанПиН (2

4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса: 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5 - 11 классах - 10-15 минут.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения

Непрерывная длительность (мин.) не более

Непрерывная длительность (мин.) не более

Непрерывная длительность (мин.) не более

Непрерывная длительность (мин.) не более

Непрерывная длительность (мин.) не более

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К

Уровни гигиенической рациональности урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Число видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15-20 минут

Число видов преподавания

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 минут

Наличие эмоциональных разрядок (число)

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К

Уровни гигиенической рациональности урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35-37 минут

Менее чем через 30 минут

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и

Рассказ учителя, лекция. Лекция с презентацией (задействован зрительный и слуховой канал). Опрос по цепочке. Проговаривание правил хором вслух. Воспроизведение материала (выполнение упражнений) по образцу. Словарная работа (толкование слов, составление словарных статей, этимологический комментарий и т.д.). Работа по карточкам. Анализ текста. Составление характеристики героя. Чтение (выразительное, наизусть). Пересказ.

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и

Конструктор урока

Урок литературы в 7 классе

Примерный план урока литературы с чередованием видов деятельности учащихся.

Этап урока

Литературная разминка. Учащиеся вспоминают названия рассказов Чехова, изученных ранее, с помощью кроссворда (фронтальная работа, создание ситуации занимательности).

Проверка д.з. Актуализация знаний.

Проверка д.з. Актуализация знаний.

Слово о писателе. Фронтальная беседа, чтение подготовленных дома вопросов по статье, фактов биографии.

Повторение литературных терминов. Фронтальная беседа чередуется с показом слайдов.

Постановка цели и задач

Формулирование цели урока. Устные высказывания, запись темы в тетрадь.

Анализ произведения: актуализация знаний; изучение нового; первичное закрепление.

Вспоминаем прочитанное. Кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”. Частичный пересказ по вопросам учителя. Чтение по ролям. Устные ответы по теории литературы. Рассказ учителя о художественной детали (новый термин) с демонстрацией слайдов. Запись в тетрадь. Анализ художественных средств, использованных в рассказе. Групповая работа (каждая группа работает с одним худ. средством, затем устно рассказывает классу).

Контроль усвоения знаний и коррекция

Формулирование выводов. (Какие приемы использует Чехов для создания комического эффекта? Какой порок высмеивает?) Устная работа. Создание текста. Самостоятельный письменный ответ. 3 уровня задания.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития.

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

· формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

· изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Виды деятельности младшего школьника:

· Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

· Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

2.2. Задачи достижения запланированных образовательных результатов

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

- сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

- научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

- научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

- полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

- научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

- приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования

- Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

- Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

- Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

- побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

- организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

- осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

- Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –

- Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.

- Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.

- Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.)

- Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

- Учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

- · получали опыт выхода за пределы выученного;

- · переживали такой опыт как ценность;

- · стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

- · проявляли инициативу в новых ситуациях;

· действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах). Личностныепланируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:

· формирование основ гражданской идентичности;

· начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

· адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

· выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения, своим поступкам и поведению других людей.

Регулятивные учебные действия предполагают: Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное младшему школьнику выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения.

В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации – это

- проявление умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам)познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). -обращение к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе

-формирование информационных умений, позволяющих ученику ориентироваться в учебном или художественном тексте. Коммуникативные умения дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Смысл этого умения заключается в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения заданий повышенного уровня сложности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные перемены предназначены для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, подготовиться к другому уроку (но не рекомендуется повторять материал, готовясь к уроку).

Во время перемены дети отдыхают от умственной деятельности. С физиологической точки зрения перемены предназначены для того, чтобы снять переутомление. Дети утомляются при длительной неподвижности, ограничении двигательной активности, неинтересной работе. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И.М.Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному, но и поднимают её на прядок выше этого уровня. Чередование умственной работы с физической способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

В настоящее время различные мобильные устройства, гаджеты всё больше вырабатывают сидячий образ жизни современного школьника. Вместо того чтобы отдохнуть на перемене от умственной деятельности, ребята снова садятся за парты и снова напрягают ум и зрение.

Кроме того, известно, что больше всего травм школьники получают во время перемен в коридорах, рекреациях, на лестницах. Вот почему организация перемен сегодня становится одной из актуальных проблем современной школы.

- снижение травматизма в начальном звене;

- восстановление работоспособности учащихся на уроке;

- приобщение школьников среднего звена к общественно-полезному труду.

Именно внеклассная деятельность может стать прекрасным средством мотивации учащихся к приобщению совместного решения проблем школы. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетенции, так как она служит повышению активности учащихся, даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учениками, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание, ориентирует деятельность учащихся на успех.

Цели: - привлечение школьников среднего звена к активному участию в жизни школы;

- создание условий для перевода ученика в позицию активного члена гражданского общества, способного разработать проекты преобразования общества и реализовать данные проекты.

Задачи:- развитие у школьников чувства потребности участия в общественно-полезной деятельности;

Презентация: Смена видов деятельности на уроке

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Смена видов деятельности на уроке

Смена видов деятельности учащихся на уроке

Подготовила: Борисова С.В., учитель русского языка и литературы


Слайд 2

Смена видов деятельности - это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.


Слайд 3

Согласно нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), на современном уроке обязательно должны соблюдаться следующие требования по организации учебного процесса: 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. 10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5 - 11 классах - 10-15 минут.


Слайд 4

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках


Слайд 5

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока(по Н.К. Смирнову)


Слайд 6


Слайд 7

Некоторые виды деятельности и формы работы на уроках русского языка и литературы

Рассказ учителя, лекция. Лекция с презентацией (задействован зрительный и слуховой канал). Опрос по цепочке. Проговаривание правил хором вслух. Воспроизведение материала (выполнение упражнений) по образцу. Словарная работа (толкование слов, составление словарных статей, этимологический комментарий и т.д.). Работа по карточкам. Анализ текста. Составление характеристики героя. Чтение (выразительное, наизусть). Пересказ.


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Примерный план урока литературы с чередованием видов деятельности учащихся.


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Похожие презентации

Презентация: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Презентация: Здоровьесберегающие принципы организации современного урока

Презентация: Здоровьесберегающая среда на уроках русского языка и литературы

Презентация: Требования СанПин к процессу обучения

Презентация: Разработка программы обучения

Презентация: Виды уроков технологии

Презентация: Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Презентация: Образовательная среда как условие сохранения здоровья школьников с ОВЗ

Презентация: педагогический проект ЗОТ

Презентация: Особенности проведения урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий

Вставьте данный скрипт на свой сайт.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Читайте также: