Какие проблемы в школе являются предметом совместного решения педагогов и учащихся
Обновлено: 02.07.2024
Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами и проблемами. Ведущую роль в организации сотрудничества школы с семьями учащихся играют классные руководители.
Одна из важных задач классного руководителя состоит в том, чтобы устранять и сглаживать противоречия между школьным и семейным воспитанием, способствовать сплочению семьи, взаимопониманию детей и родителей, созданию комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Эта задача наиболее успешно решается в процессе творческого сотрудничества педагога, воспитанников и их родителей, когда в действиях родителей и педагогов чётко прослеживается единство требований, предъявляемых ребёнку.
Эффективность совместной деятельности детей, родителей и педагогов зависит от соблюдения следующих условий:
3) распределение функций, ролей и сфер деятельности участников совместной работы с учётом из желаний и возможностей;
4) создание педагогом условий для выбора участниками различных видов, способов, форм деятельности, своей позиции;
8) чёткая общественно-педагогическая позиция классного руководителя, соотносящаяся с целями обучения и воспитания.
Основные формы сотрудничества педагогов, детей и родителей
1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нём присутствуют только родители учащихся), так и общим, когда в нём участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведётся протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания.
- общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);
- открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);
- праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т.д.);
- турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).
3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, благоустройство и озеленению школьного двора, микрорайона и т.д.
- родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.
Организовать совместную деятельность педагогов, детей и родителей помогает знание и постоянное изучение условий семейного воспитания.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
подготовила соц. Педагог
КГБ ПОУ КЛПТ
Напалкова А.В.
Значимой составляющей педагогического общения являются взаимоотношения педагога и учащихся. Они способствуют не только успешному усвоению знаний детьми, но и их личностному развитию.Исходя из этого, сотрудничество педагога и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в процессе образования, направленную на освоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению. Благодаря взаимопониманию в педагогическом процессе начинают развиваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников.
Важно отметить, что оно принимает различные формы, такие как соучастие, содружество, сотворчество, сопереживание и соуправление. В зависимости от учебной дисциплины и методических требований может меняться подход к сотрудничеству между учителем и учеником. Для того, чтобы сотрудничество состоялось, очень важно наличие положительных эмоций и отношений. Когда ученик заинтересован, то тогда передача опыта и знаний от учителя происходит более плодотворно. Он учиться самостоятельно принимать решения под лояльным руководством опытного наставника.
Форма сотрудничества меняется в зависимости от возрастных категорий учащихся. Например, для дошкольников и учеников младших классов характерна игровая форма обучения, в которой игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах главное — это мотивация обучения. Педагогу важно донести до ученика, что знания необходимы для его развития как полноценной личности, а в будущем как грамотного специалиста. В старших классах в ходе педагогического диалога с учеником важно показать практическую значимость научных законов и правил тонных наук, таких как математика, физика, химия и других.
Следовательно, сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия. Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д.
Г.А. Цукерман известный психолог, который изучал проблемы учебного сотрудничества, выделяет следующие положительные стороны совместной учебной деятельности:
· помогает лучшему освоению изучаемого материала;
· возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
· уходит меньше времени на формирование знаний и умений;
· ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
· усиливается сплоченность класса, так как меняется характер взаимоотношений учеников;
· ученики приобретают важнейшие социальные навыки — ответственность, самоконтроль, тоталитарность;
· учитель получает возможность при делении детей на группы учитывать их взаимные симпатии;
· повышается важность воспитательной работы учителя.
Учебно-педагогическое сотрудничество формируется постепенно. Приходящие в школу дети, не всегда владеют приемами и способами познавательной деятельности. Также не могут самостоятельно организовать коллективную работу, возникают проблемы в общении с учителем. Динамика становления совместной деятельности учителя и учеников рассмотрена В.П. Панюшкиным. Он выделил две фазы становления совместной деятельности учителя и учеников:
1. Фаза приобщения к деятельности включает:
· разделенные между учителем и учащимися действия;
· имитирующие действия учащихся;
· подражательные действия учащихся.
2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:
· саморегулируемые действия учащихся;
· самоорганизуемые действия учащихся;
· самопобуждаемые действия учащихся.
Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом. Относительно студенческого возраста В.П. Панюшкиным предполагается третья фаза — партнерство в совершенствовании освоения деятельности. В этой модели равнопартнерство совместной деятельности студентов и преподавателя является результатом ее развития и становления.
· особенностей коммуникативных возможностей педагога;
· сложившийся характер взаимоотношения педагога и воспитанников;
· творческая индивидуальность педагога;
· особенности ученического коллектива.
Общение представляет собой многосторонние и многофункциональное, характер которого определяет и само взаимодействие. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения, наиболее адекватным оказывается деятельностный, демократический, дружеский стиль общения.
Важное направление усилий педагога — это развитие сотрудничества, сотворчества с учениками. Именно опыт совместного решения проблем, совместные формы активности с воспитателем позволяет ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помочь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Такое сотрудничество положительно сказывается на формировании личностных качеств учащихся, возникающих в искусственно созданной обстановке отношения могут естественно переносится ими во внешний мир.
Понятие совместной деятельности. На психическую активность и работоспособность человека существенно влияет совместная деятельность.
Совместной (коллективной) считается деятельность, при которой:
1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;
2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
В последнее время сложилось мнение, что совместная (коллективная) деятельность нивелирует личность. Однако получены экспериментальные данные, доказывающие возможность развития каждого члена группы, участвующего во взаимодействии, и особенно там, где уровень взаимодействия наиболее высок. Установлено, что среди единомышленников, объединенных даже на короткое время общей деятельностью или обстоятельствами, человек чувствует себя более уверенным, испытывает состояние духовного подъема и собственной значимости.
Основным механизмом воздействия в процессе совместной деятельности является подражание. Ученики подражают только любимому учителю или референтному соученику. Поэтому важно, чтобы среда содержала образцы для подражания и чтобы эти образцы соответствовали возможностям ребенка. При наличии образцов для подражания совместные действия будут средством продуктивной учебной деятельности даже в том случае, если ученик еще не владеет системой познавательных и исполнительных действий, необходимых для данной деятельности.
Сотрудничество как смысл совместной деятельности. Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия. Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Структура сотрудничества в процессе взаимодействия изменяется от совместного, разделенного с учителем, действия к поддержанному действию и далее, к подражанию и к самообучению. Установка на творчество реализуется лишь в том случае, если формы сотрудничества ученика с учителем специально организуются и обеспечиваются изменение, перестройка этих форм в процессе обучения.
Сотрудничество становится продуктивным, если:
- осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
- организовано как активное сотрудничество с учителем и другими учениками;
- в процессе обучения происходит становление механизмов саморегуляции поведения и деятельности учащихся;
- осваиваются умения образования целей.
Большое значение в организации учебной деятельности отводится фронтальной работе класса: при объяснении нового материала, проверке пройденного материала. В этих случаях учитель работает со всем классом, поскольку поставлена общая задача. Процесс усвоения знаний при фронтальных формах работы остается сугубо индивидуальным для каждого ученика, а результаты этого процесса (полученные знания) благодаря самой специфике обучения и существующим формам оценки работы учащегося не формируют отношений ответственной зависимости. Поэтому учебная деятельность не выступает в сознании ученика как совместная, коллективная. По существу, фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, тиражированной по числу учеников в классе, и также не является совместной деятельностью.
Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.
Выделяют два основных вида групповой работы - единую и дифференцированную. В первом случае класс делится на группы, которые выполняют идентичные задания, во втором - каждая группа решает свою собственную, но связанную с общей учебную задачу. Использование группового метода работы не означает отказа от индивидуальной и фронтальной форм работы с классом. Однако их характер качественно меняется.
Так, при групповой организации учебной деятельности можно выделить два основных этапа работы - предшествующий и завершающий. Первый осуществляется до начала собственно групповой деятельности учащихся: педагог формулирует цель урока, инструктирует группы, распределяет задания и разъясняет значение их выполнения для достижения общего результата. На втором этапе - завершающем (контрольном) - группы по очередности отчитываются перед классом и учителем (элемент фронтальной работы). Такие отчеты взаимно обогащают учащихся знаниями, так как в них содержится новая, дополняющая имеющуюся у остальных информация. В этом случае фронтальная работа приобретает черты коллективного взаимодействия, характеризующегося сотрудничеством, взаимной ответственностью, возможностью и необходимостью для каждого с точки зрения общих целей и задач оценить свою собственную работу и работу одноклассников.
Иной в этих условиях становится и индивидуальная работа учащихся. В отличие от традиционной формы она приобретает выраженную коллективистскую направленность, поскольку служит целям совместной деятельности школьников, объединяя индивидуальные усилия каждого отдельного ученика. Коллективная деятельность стимулирует индивидуальную активность, формируя и поддерживая при этом в классе отношения ответственной зависимости.
Организуя совместную деятельность, педагог должен учитывать характер взаимоотношений учащихся, их симпатии и антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Оптимальная величина таких групп - 5-7 человек.
Конфликты в совместной деятельности. Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.
Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.
Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, учителя с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный учитель, переходит в стадию открытого столкновения.
Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.
Однако и такой конфликт не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова сущность педагогического взаимодействия?
2. Какова роль общения в развитии личности?
3. Каковы общие стратегии межличностного взаимодействия?
4. Какие существуют виды отношений педагогов с учащимися? Дайте краткую характеристику каждому виду.
5. Что можно предпринять для улучшения межличностных отношений?
6. Какие феномены педагогического взаимодействия можно рассматривать как позитивные (негативные)?
7. Чем отличается совместная деятельность от взаимодействия?
8. Какую роль играют конфликты в совместной деятельности?
9. Каковы возможные пути развития совместной деятельности?
Литература
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль,1989.
Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений – М., 1988.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д, 1993.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М.,1991.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. -Ростов н/Д, 1995.
Взаимодействие родителей, детей и учителей в школе. Совместная работа родителей и школы.
Я работаю социальным педагогом 13 лет и из своего опыта работы могу сказать , что проблемы взаимодействия родителей и школы существуют, иногда они явно проявляются.
Если говорить о проблемах, то вы можете подумать , что я буду говорить о воспитании детей уже подросткового возраста, когда чаще всего проявляются проблемные ситуации. Совсем нет, речь пойдёт о том, обязательно ли сотрудничать родителям и педагогам , действительно ли это необходимость.?
Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребёнка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Причин этому немало, среди них:
- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;( классный руководитель не звонит, значит в школе делать не чего)
- чрезмерная занятость родителей; ( мне некогда проверять твои уроки, сделай сам)
- нежелание идти на контакт - (боязнь выявить проблемы)
- агрессивное восприятие информации; (мой ребёнок самый , самый , он не мог…)
- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства;( вот когда мы учились, такого не было)
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; (мы сами справимся)
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью.
Из опыта своей работы могу сказать ,что есть родители , которые просто игнорируют школу, боятся идти в школу, бояться услышать не предвиденной и не желательной информации от педагогов. бояться совсем не нужно, надо идти к нам, интересоваться, узнавать, выявлять, вместе решать. Ребёнок увидит, что при помощи совместных усилий: родителей, школы и его самого, он становится личностью, и сам будет стремиться к лучшему.
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и в случае неудачи.
Хочу напомнить всем нам то, что семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Как говорят психологи - ребёнок впитывает в себя до 3 лет столько информации, сколько он не воспримет за всю свою оставшуюся жизнь. Поэтому , если ребёнку не объяснить элементарные правила поведения, что можно и нельзя, то ребёнок в 3 года поставит перед собой цель «Я узнаю сам! Не успеешь оглянуться, а мы уже впервые слышим запах сигарет и делаем вид , что нам наверно показалось, впервые ребёнок во время не пришёл домой и мы об этом скрыли от отца, вместо того, чтоб выяснить всё сразу. Первая драка, первый обман. И мы- родители однажды себе сознаемся, что мы бессильны, и не мы детьми руководим, а дети нами.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать воспитанность ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Взаимодействие родителя и педагогов школы приводит к :
· выявлению и учету интересов, потребностей ребёнка;
· уважительному отношению к каждому участнику взаимодействия, уважению его мнения;
· заинтересованному отношению к судьбе ребенка, проблемам семьи, защите интересов ребенка и семьи, помощи в решении проблем;
· заботе о здоровье ребенка, о его здоровом образе жизни;
· созданию ситуаций проявления взаимного внимания:
· выявлению трудностей, проблем взаимодействия;
· обучению учащихся, родителей и педагогов в совместной деятельности и общении;
· созданию благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
К сведению родителей хочу напомнить, что в школах работают психологи, социальные педагоги. Может быть так , что вы - родители не знаете к кому обратиться в ситуациях, требующих помощи. Хочу предоставить вашему вниманию ( а может просто напомнить) направления и функции социального педагога и психолога, к которым вы можете обратиться с вопросами , касающимися отклонения в поведении и профилактики, проблем в обучении, воспитании и т.д.
Функции социально – психологической службы.
• выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах, и их направленность: работа по предотвращению преступлений и правонарушений среди учащихся;
• предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций среди учащихся школы;
• выявление дезадаптированных детей и их диагностика — изучение условий их жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации;
• профилактическая работа с детьми и их семьями;
• работа с отдельными семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи (это работа с малоимущими, неблагополучными , многодетными семьями)
• установление связей с местными органами администрации, в интересах совместного проведения социально-педагогической работы в школе и школьных коллективах;
• изучение социально-психологических отношений в семье и жилищно бытовых условий .
Читайте также: