Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оценка глобальных проблем современности, которые поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Угроза термоядерного пожара, экологическая катастрофа, кризис человеческой духовности.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2012
Размер файла 30,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Человечество находится на рубеже XX-XXI веков. Но рубеж веков совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

ОЦЕНКА ГЛОБАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ КОНЦА ВЕКА

глобальный проблема экологический катастрофа

Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без “раздумий” в масштабе человечества” нельзя продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике н политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики н экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней -- все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА -- НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не в сроках: все сведущие люди, осознавшие жесткость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим.

Мощь человека обернулась против него самого. В этом суть экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более, опасен и трагичен, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов рядовых людей.

И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека.

Океан химических веществ, в который погрузилась наша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике -- все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА -- КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более -- завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть.

Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символов и призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна идея -- социалистическая, другая -- научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности.

Обе эти идеи сейчас -- в руинах. И та, и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая -- экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-социологических идей.

Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся.

ПЕРСПКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Несмотря на угрозы, есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды, перспективы, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и предотвращения вселенской угрозы человечеству.

ПЕРВАЯ ПРЕДПОСЫЛКА -- РАЗВЕРТЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ), БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Важно подчеркнуть, что именно она создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.

ВТОРАЯ ПРЕДПОСЫЛКА -- УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕШАННОЙ РЫНОЧНОЙ И СОЦИАЛЬНО ЗАЩИЩЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНВЕРГЕНТНОГО ТИПА КАК ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определились. И это послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

ТРЕТЬЯ ПРЕДПОСЫЛКА -- СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕНАСИЛИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА -- ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (ОЙКУМЕНИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ как в религиозном, так и в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать этот процесс нередки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся найти точки соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще слабы, робки, неуверенные, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей.

ШЕСТАЯ ПРЕДПОСЫЛКА (последняя по счету, но не по значимости) -- НАМЕЧАЮЩИЕСЯ ПРОРЫВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОИСКА. Иногда даже говорят, что мы -- в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Речь идет о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающей внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность. Завершая обозрение предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин сухо-рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надеждам не суждено будет осуществиться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы.

Подобные документы

Проблемы соотношения культуры и цивилизации. Культура как источник будущих конфликтов. Внутренние коллизии — неизбежный спутник развития явлений культуры. Будущее по Хантингтону: основные гипотезы. Социальная роль культуры и культурная катастрофа XX века.

реферат [73,9 K], добавлен 04.01.2012

Кризис цивилизации и его последствия. Устойчивое развитие. Кризис и обратные связи. Конфликт культуры. Пути примирения. Экология культуры. Воссозданная панорама противоречивого взаимодействия современной цивилизации и культуры требует смыслового синтеза.

реферат [31,7 K], добавлен 14.08.2004

Причины и основные этапы двух революций ХХ века: технологической и социальной. Будущее цивилизации: поиск новых ценностей и стратегий деятельности. Футуризм как новое направление в искусстве, пропагандирующее разрушение форм и условностей в нем.

реферат [34,4 K], добавлен 17.12.2013

Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

курсовая работа [26,5 K], добавлен 24.10.2009

Религиозный кризис человечества. Ильин о христианской культуре, светской безрелигиозной государственности. Булгаков о христианском социализме, суть булгаковской концепции трех социализмов. Проблема возрождения христианской духовности в современной России.

За свою историю человечество многое сделало для того, чтобы вырваться из зависимости от природных условий его бытия, чтобы общество стало собственным свободным делом каждого индивида, чтобы достичь общезначимых идеалов гуманизма. Вместе с тем история человеческой цивилизации, и особенно ее современный этап, показывает, что движение по пути социального прогресса идет совсем не просто, что на этом пути человечество столкнулось с серьезнейшими проблемами комплексного характера, которые, если их не решить в достаточно короткие сроки, могут привести к необратимым последствиям.

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, ее атмосферы и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом жизни которого было бы созидание.

Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера.

Выводы авторов сводились к тому, что при сохранении существующей тенденции и темпов развития экономики и роста народонаселения человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе, которая предрекалась к концу XXI века. Учитывая это обстоятельство, их рекомендации были категоричны: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

Понятно, что эти предложения оказались нереальными, они послужили основанием для возникновения антинаучных и антигуманных идей, уводящих далеко от путей преодоления кризисных явлений.




Среди глобальных проблем, связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей среды.

Таким образом, глобальные проблемы затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности; оказывают существенное влияние на решение частных проблем, стоящих перед тем или иным государством или обществом; что они могут быть разрешены не силами одного или нескольких государств, а только объединенными усилиями всех стран.

На передний план, начиная с 70-х гг. XX в., выдвинуласьгруппа социально-экологических проблем, получивших широкое признание, поисковую и нормативную разработку в связи с деятельностью известного Римского клуба, которым руководил итальянский экономист и общественный деятель А. Печчеи. Особую важность приобрели такие социально-экологические проблемы, как: предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей человека среды обитания: земли, воды и воздуха; спасение от разрушения озонового слоя атмосферы, предохраняющего все живое на Земле от губительных космических излучений; деградация живой (фауна, флора) и неживой (неорганической) природы; прогрессирующее исчерпание естественного потенциала планеты (водных, земельных и др. ресурсов); утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся производственных и бытовых отходов, в том числе радиоактивных.

Международное сообщество стремится воспрепятствовать разрушению окружающей среды. Под эгидой ООН и её учреждений действует ряд исследовательских учреждений в данной области, разрабатываются и начинают осуществляться программы, цель которых – предотвращение экологической катастрофы.

Во второй половине XX в. одним из наиболее значимых параметров цивилизации становится экологическая культура. Началом проявления экологической культуры можно считать оптимизацию взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов. Это предполагает, что человечество – равноправность двух систем – природной и искусственной, взаимодействующих друг с другом. Экологическая культура применительно к процессам взаимодействия человечества и природы, предполагает реализацию новых принципов жизнедеятельности людей в их природной среде обитания: использование ее природных богатств (природопользование); охрану природы как естественной среды обитания человека и разумное регулирование природных процессов, в первую очередь их восстановление, сохранение и улучшение.

Социально-культурные процессы современности и, в особенности, неконтролируемое техногенное вмешательство человека в биосферные процессы со всей очевидностью показали, что необходимо совместное природное и искусственное развитие планеты на основе коэволюции.Академик Н. Моисеевподчеркивает, что коэволюция означает целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества и ее разрушение эквивалентно гибели цивилизации.

На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась группа социально-демографических проблем. Она обусловлена беспрецедентным ростом мирового народонаселения за счет развивающихся стран. Острота этой проблемы состоит в том, что непропорционально высокий рост населения Земли по отношению к экономическому развитию является одной из причин массовых бедствий, голода, нерешенности социальных вопросов (неграмотность, отсутствие нормального жилья и медицинской помощи, массовая безработица и др.) в этой зоне мира. Речь идет об общечеловеческой проблеме, тем более что уже сейчас население развивающихся стран составляет значительное большинство населения планеты.

С возникновения цивилизации удвоение численности народонаселения происходило за 2500 лет; в условиях античной эпохи (Древняя Греция и Древний Рим) население удваивалось в течение 1 тыс. лет. Эволюция демографического процесса привела к тому, что в первой трети XIX в. народонаселение Земли впервые достигло миллиардной численности. Таким образом, для достижения данной отметки человечеству потребовались многие десятки веков. Но через одно столетие, к 1930 г. людей насчитывалось уже свыше 2 млрд. В послевоенный период темп удвоения жителей планеты сократился до 37 лет и их количество к середине 90-х гг. составило 5,7 млрд, а летом 2000 г. – 6 млрд. На первую половину XXI в. демографы прогнозируют разные варианты динамики народонаселения. Есть данные ООН, согласно которым, его рост замедлится, но к 2050 г. численность людей может составить 10-12,5 млрд чел.

Глобальные проблемы можно решить только при условии, что новый миропорядок будет основываться на следующих исходных принципах, составляющих суть современной культуры мышления: признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям; отказ от войны и насильственных революций как средства для решения спорных вопросов, неустанный поиск во всех случаях политических путей разрешения конфликтов и проблем; признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу; понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. Правомерно заключить, что культурная эволюция человека и мировая солидарность человечества представляются как единственное средство спасения жизни планеты и выживания человека, его цивилизации, радикального духовного обновления всего человечества.

Что такое цивилизация?[49]

Л.Н. Толстой: “Нет сомнения в том, что никогда не было в истории подобного матерьяльного успеха, т.е. овладения силами природы, как тот, который достигнут в XIX веке. Но нет сомнения и в том, что никогда в истории не было примера такой безнравственной жизни, свободной от каких-либо сдерживающих животные стремления человека сил, как та, которою живет, все больше и больше оскотиниваясь, наше христианское человечество. Успех матерьяльный, до которого достигли люди XIX века, действительно велик; но успех этот куплен и покупается таким пренебрежением к самым элементарным требованиям нравственности, до которого еще никогда не доходило человечество даже во времена Чингис-хана, Атиллы или Нерона”.

Все это так, но все разговоры о закате (Шпенглер, Вебер) или тупике (Адорно) цивилизации обычно разбиваются о время, ибо нет на нем такой точки, когда солнце навсегда уходит за горизонт. Да, культуры закатываются, народы приходят и уходят, но жизнь продолжается. Да, за всё приходится расплачиваться – за удобства тоже, но не следует нагнетать страхи: человечество всегда до сих пор находило выход и не следует думать, что оно стало дурнее в наши дни.

Не отказываться от цивилизации – преодолевать ее безрассудства! .

За свою историю человечество многое сделало для того, чтобы вырваться из зависимости от природных условий его бытия, чтобы общество стало собственным свободным делом каждого индивида, чтобы достичь общезначимых идеалов гуманизма. Вместе с тем история человеческой цивилизации, и особенно ее современный этап, показывает, что движение по пути социального прогресса идет совсем не просто, что на этом пути человечество столкнулось с серьезнейшими проблемами комплексного характера, которые, если их не решить в достаточно короткие сроки, могут привести к необратимым последствиям.

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, ее атмосферы и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом жизни которого было бы созидание.

Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера.

Выводы авторов сводились к тому, что при сохранении существующей тенденции и темпов развития экономики и роста народонаселения человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе, которая предрекалась к концу XXI века. Учитывая это обстоятельство, их рекомендации были категоричны: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства.

Понятно, что эти предложения оказались нереальными, они послужили основанием для возникновения антинаучных и антигуманных идей, уводящих далеко от путей преодоления кризисных явлений.

Среди глобальных проблем, связанных с судьбами культуры, но остающихся как бы на втором плане в их еще не закрытом списке, некоторые ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей среды.

Таким образом, глобальные проблемы затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности; оказывают существенное влияние на решение частных проблем, стоящих перед тем или иным государством или обществом; что они могут быть разрешены не силами одного или нескольких государств, а только объединенными усилиями всех стран.

На передний план, начиная с 70-х гг. XX в., выдвинуласьгруппа социально-экологических проблем, получивших широкое признание, поисковую и нормативную разработку в связи с деятельностью известного Римского клуба, которым руководил итальянский экономист и общественный деятель А. Печчеи. Особую важность приобрели такие социально-экологические проблемы, как: предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей человека среды обитания: земли, воды и воздуха; спасение от разрушения озонового слоя атмосферы, предохраняющего все живое на Земле от губительных космических излучений; деградация живой (фауна, флора) и неживой (неорганической) природы; прогрессирующее исчерпание естественного потенциала планеты (водных, земельных и др. ресурсов); утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся производственных и бытовых отходов, в том числе радиоактивных.

Международное сообщество стремится воспрепятствовать разрушению окружающей среды. Под эгидой ООН и её учреждений действует ряд исследовательских учреждений в данной области, разрабатываются и начинают осуществляться программы, цель которых – предотвращение экологической катастрофы.

Во второй половине XX в. одним из наиболее значимых параметров цивилизации становится экологическая культура. Началом проявления экологической культуры можно считать оптимизацию взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов. Это предполагает, что человечество – равноправность двух систем – природной и искусственной, взаимодействующих друг с другом. Экологическая культура применительно к процессам взаимодействия человечества и природы, предполагает реализацию новых принципов жизнедеятельности людей в их природной среде обитания: использование ее природных богатств (природопользование); охрану природы как естественной среды обитания человека и разумное регулирование природных процессов, в первую очередь их восстановление, сохранение и улучшение.

Социально-культурные процессы современности и, в особенности, неконтролируемое техногенное вмешательство человека в биосферные процессы со всей очевидностью показали, что необходимо совместное природное и искусственное развитие планеты на основе коэволюции.Академик Н. Моисеевподчеркивает, что коэволюция означает целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества и ее разрушение эквивалентно гибели цивилизации.

На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась группа социально-демографических проблем. Она обусловлена беспрецедентным ростом мирового народонаселения за счет развивающихся стран. Острота этой проблемы состоит в том, что непропорционально высокий рост населения Земли по отношению к экономическому развитию является одной из причин массовых бедствий, голода, нерешенности социальных вопросов (неграмотность, отсутствие нормального жилья и медицинской помощи, массовая безработица и др.) в этой зоне мира. Речь идет об общечеловеческой проблеме, тем более что уже сейчас население развивающихся стран составляет значительное большинство населения планеты.

С возникновения цивилизации удвоение численности народонаселения происходило за 2500 лет; в условиях античной эпохи (Древняя Греция и Древний Рим) население удваивалось в течение 1 тыс. лет. Эволюция демографического процесса привела к тому, что в первой трети XIX в. народонаселение Земли впервые достигло миллиардной численности. Таким образом, для достижения данной отметки человечеству потребовались многие десятки веков. Но через одно столетие, к 1930 г. людей насчитывалось уже свыше 2 млрд. В послевоенный период темп удвоения жителей планеты сократился до 37 лет и их количество к середине 90-х гг. составило 5,7 млрд, а летом 2000 г. – 6 млрд. На первую половину XXI в. демографы прогнозируют разные варианты динамики народонаселения. Есть данные ООН, согласно которым, его рост замедлится, но к 2050 г. численность людей может составить 10-12,5 млрд чел.

Глобальные проблемы можно решить только при условии, что новый миропорядок будет основываться на следующих исходных принципах, составляющих суть современной культуры мышления: признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям; отказ от войны и насильственных революций как средства для решения спорных вопросов, неустанный поиск во всех случаях политических путей разрешения конфликтов и проблем; признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу; понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей. Правомерно заключить, что культурная эволюция человека и мировая солидарность человечества представляются как единственное средство спасения жизни планеты и выживания человека, его цивилизации, радикального духовного обновления всего человечества.

Что такое цивилизация?[49]

Л.Н. Толстой: “Нет сомнения в том, что никогда не было в истории подобного матерьяльного успеха, т.е. овладения силами природы, как тот, который достигнут в XIX веке. Но нет сомнения и в том, что никогда в истории не было примера такой безнравственной жизни, свободной от каких-либо сдерживающих животные стремления человека сил, как та, которою живет, все больше и больше оскотиниваясь, наше христианское человечество. Успех матерьяльный, до которого достигли люди XIX века, действительно велик; но успех этот куплен и покупается таким пренебрежением к самым элементарным требованиям нравственности, до которого еще никогда не доходило человечество даже во времена Чингис-хана, Атиллы или Нерона”.

Все это так, но все разговоры о закате (Шпенглер, Вебер) или тупике (Адорно) цивилизации обычно разбиваются о время, ибо нет на нем такой точки, когда солнце навсегда уходит за горизонт. Да, культуры закатываются, народы приходят и уходят, но жизнь продолжается. Да, за всё приходится расплачиваться – за удобства тоже, но не следует нагнетать страхи: человечество всегда до сих пор находило выход и не следует думать, что оно стало дурнее в наши дни.

Не отказываться от цивилизации – преодолевать ее безрассудства! .

Глобальные проблемы человечества — это такие неразрешимые на сегодняшний день вопросы, которые затрагивают как человеческое общество, так и природу.

Причём будущее всех людей и наши достижения в науке, технике, праве, морали напрямую зависят от разрешения этих глобальных проблем.

Примеры глобальных проблем человечества

Так, какие же именно проблемы относятся к глобальным? Вот их список:

  1. Загрязнение атмосферы Земли и, как следствие, изменение климата.
  2. Ядерная энергия и её отходы, угроза применения ядерного оружия.
  3. Недостаток водных ресурсов, отсутствие доступа к чистой воде.
  4. Борьба за территорию и ресурсы Мирового океана.
  5. Проблема старения населения.
  6. Проблемы, связанные с пищей.
  7. Попрание прав человека.
  8. Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа.
  9. Проблема перенаселения в одних странах и недостатка населения в других (демографический кризис).
  10. Проблема гендерного неравноправия, дискриминация (ситуация, когда женщины не имеют равных прав с мужчинами и одинаковых с ними возможностей или не имеют прав вообще).
  11. Бедность и социальное неравенство. Проблема слишком большого разрыва между богатыми и бедными слоями населения.
  12. Проблема отсутствия демократии и гражданских прав.
  13. Проблема здравоохранения. Нехватка или отсутствие вакцин, необходимых питательных веществ, недостаточные меры по охране здоровья матерей и детей.
  14. Проблема защиты персональных данных человека.
  15. Терроризм.
  16. Вооружённые конфликты, угроза начала военных действий.
  17. Проблема вынужденной миграции и беженцев.
  18. Проблема наименее развитых стран (чересчур замедленное развитие одних стран по сравнению с преуспевающими другими).
  19. Проблема наличия колоний.

Три вида глобальных проблем современности

Глобальные проблемы, которые стоят сейчас перед человечеством, можно разделить на три вида.

Проблемы, связанные с экологией

Например, загрязнение атмосферы, изменение климата, борьба за водные ресурсы, отсутствие доступа к чистой воде.

Это приводит к неурожаям и голоду, повышению уровня моря и затоплению некоторых регионов, чрезмерному парниковому эффекту и глобальному потеплению.

Борьба за ресурсы выражается в том, что некоторые страны стали претендовать на свободу открытого моря.

Рыбацкие корабли выходят за пределы морской территории своей страны и рыбачат в нейтральных водах. Что приводит к истреблению рыбы и других морских тварей и загрязнению океана.

А у каждого второго человека из пяти нет возможности дома помыть руки с мылом (по данным Организации Объединённых Наций (ООН)).

Проблемы, связанные с уровнем жизни и проблемами в одном обществе

Сюда можно отнести старение населения, проблемы с пищей, нарушение прав человека, гендерное неравноправие и дискриминацию.

По данным ООН, в 2018 году количество людей старше 65 лет впервые в истории превысило количество детей младше 5 лет во всём мире.

Проблема с пищей включает обе стороны: в одних странах жители голодают, в то время как в других проблема — это ожирение.

В мире не все люди имеют равные права на жизнь, личную свободу, свободу слова и пр. Зачастую религия, национальность, пол, раса и т. д. имеют значение при предоставлении людям этих прав.

Проблемы, связанные с взаимоотношениями людей и стран

К этим проблемам относятся, например, вынужденная миграция и колонизация.

Колонизация — это ситуация, при которой страны являются свободными только на бумаге. А де-факто они зависимы от других стран в экономическом, политическом и иных планах.

Как результат, мы видим большой разрыв между развитыми и наименее развитыми странами. Последние не могут самостоятельно принимать решения, которые будут на пользу их гражданам.

Из-за военных конфликтов, попрания прав человека, геноцида или природных катастроф и экологических проблем многие люди ищут убежища в других странах.

Нередки случаи, когда в других странах нет подходящих условий для принятия и адаптации вынужденных мигрантов.

Это приводит к тому, что им отказывают в гражданстве или возможности трудоустройства. Беженцам и мигрантам может не хватать уверенности в будущем, чувства защищённости и равных с иными гражданами прав и свобод.

Каковы же пути разрешения глобальных проблем человечества?

Глобальные проблемы, с которыми борются люди, могут различаться в зависимости от страны.

Несмотря на это, многие учёные полагают, что развитие человечества зависит от преуспевания всех стран в мире. А значит, бороться с этими проблемами нужно сообща.

Создание международных организаций

Поэтому были созданы такие организации, как ООН, ЮНЕСКО, Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения и др.

В их задачи входит объединение сил всех стран в борьбе с глобальными проблемами всего человечества.

Подписание соглашений между странами, проведение конференций

Страны объединяют свои усилия и соглашаются вместе противостоять мировым проблемам.

Так, например, для разрешения экологической проблемы многие страны подписали договора, которые призваны не допустить экологическую катастрофу в мире. Например:

  • Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 года;
  • Киотский протокол 1995 года;
  • Парижское соглашение 2016 года.

Россия является участницей всех трёх соглашений.

Страны также подписывают соглашения и участвуют в конференциях, цель которых уменьшить риск применения ядерного оружия и войны:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
  • Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) 2010 года;
  • Договоры о зонах, свободных от ядерного оружия (договор Раротонга, Бангкокский договор);
  • Конференция ООН по разоружению.

Среди конвенций, которые призваны бороться с дискриминацией и геноцидом:

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год).

Объявление международных дней

ООН объявляет о международных днях, которые посвящены той или иной проблеме. Делается это в знак солидарности и для того, чтобы обратить внимание людей на эту проблему. Например:

  • Международный день борьбы за ликвидацию нищеты (17 октября);
  • Международный день мигранта (18 декабря);
  • Международный день образования (24 января);
  • Всемирный день социальной справедливости (20 февраля);
  • Международный день мирного сосуществования (16 мая);
  • Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря).

Использование новейших технологий

Технологии создаются с целью уменьшения воздействия на окружающую среду, предотвращения изменения климата и уменьшения чрезмерного парникового эффекта.

В частности, речь идёт о развитии безотходного производства, использовании возобновляемых источников энергии.

Или переходе на электрокары (машины, которые работают на электричестве) вместо использования бензинового двигателя.

Повышение уровня осведомлённости и образованности человечества

Речь идёт о пояснении людям таких понятий, как гуманизм, равноправие, толерантность и т. д.

Карта

С 31 октября мир наблюдает за международной конференцией COP26 (Конференция сторон) в Глазго, Великобритания. На ней лидеры государств обсуждают климатический кризис, перерастающий в катастрофу, и пути его решения. Однако изменения климата не единственная глобальная проблема современности. Рассмотрим, какие еще вопросы влияют на жизнь всего человечества.

Климатические изменения и глобальное потепление

Согласно докладу ООН, деятельность человека — главный фактор, повышающий среднюю температуру на Земле. Из-за промышленного роста, вырубки лесов, добычи ископаемых, автомобильных выхлопов в воздух попадает все большее количество парниковых газов, которые разрушают озоновый слой и приводят к глобальному потеплению.

Глобальное потепление

Глобальное потепление: Pixabay

Какие глобальные проблемы связаны с климатическими изменениями? Даже незначительное повышение средней температуры на Земле, согласно ООН, может привести к катастрофе:

  • Тающие ледники повышают уровень Мирового океана, затапливаются прибрежные территории. Многие города, находящиеся на вечной мерзлоте, могут оказаться отрезанными от мира.
  • Часть территорий становятся засушливыми, непригодными для сельского хозяйства, а в некоторых случаях и для жизни. Это приведет к сокращению флоры и фауны.
  • Учащаются природные катаклизмы.

Если нынешняя тенденция сохранится, к 2100 году на планете может не остаться земель, пригодных для возделывания. Все живое окажется под угрозой вымирания.

Чтобы избежать катастрофических последствий, в 2015 году было принято Парижское соглашение. Его цель — сократить количество выбросов во всем мире и не допустить повышения температуры на 2 °C к концу ХХI века. Конференция COP26 — это возможность подытожить промежуточные результаты через шесть лет после Парижского соглашения.

Завод

Парниковые газы: Unsplash

Пандемия COVID-19

Быстро распространяющийся вирус SARS-CoV-2 в 2020 году стал вызовом для всех стран без исключения. Почему COVID-19 оказался глобальной проблемой человечества? Пандемия обнажила недостатки государственных систем здравоохранения: они оказались не готовыми ни бороться с возникшей эпидемией, ни оказывать жизненно важную медицинскую помощь. Как следствие — переполненные больницы и миллионы смертей.

Главной задачей, связанной с преодолением пандемии, была разработка эффективной вакцины против нового вируса. Теперь каждое государство должно обеспечить:

  • доступ всех граждан к вакцинам и средствам защиты;
  • доступ к необходимой медицинской помощи;
  • доверие общественности к мерам по борьбе с заболеванием, в том числе к вакцине.

Пока хоть кто-то находится в зоне риска, борьба с пандемией COVID-19 не закончится. Поэтому указанные меры должны охватывать самые уязвимые категории населения и самые отдаленные районы.

Люди в медицинских масках

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.

Люди в Гонконге

Рост населения: Unsplash

Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Угроза термоядерной войны и терроризм

Согласно опросу ЮНЕСКО, простые граждане видят глобальную проблему в мировых конфликтах, насилии и дискриминации. Несмотря на развитие общества, военные конфликты продолжаются в разных уголках мира по сей день. Глобально человечество обеспокоено потенциальной угрозой термоядерной войны.

Почему в мире встала проблема ядерного конфликта? Насколько ядерное оружие опасно для человечества, стало понятно еще после Второй мировой войны. С того времени на планете произошло около 60 конфликтов, и каждый из них мог перерасти в ядерный.

По состоянию на 2021 год в мире есть около 30 стран, обладающих таким оружием. Их совместного потенциала хватит, чтобы 30 раз уничтожить все живое на Земле.

Руины в Нагасаки

Руины в Нагасаки: Unsplash

Использование 100 ракет может привести к так называемой ядерной осени. Температура на планете упадет на 2–4 °C, большинство территорий станут непригодными для сельского хозяйства, участятся природные катаклизмы. Несколько сотен ракет могут спровоцировать ядерную зиму, и климат на всей Земле станет похожим на арктический.

Как избежать такого исхода? Государства ведут переговоры о снижении уровня ядерных потенциалов. Оружие постепенно уничтожается. Кроме этого, необходим тщательный контроль над разработкой, испытанием и торговлей оружия.

Загрязнение окружающей среды и Мирового океана

Чем опасно загрязнение окружающей среды? Исследование 2015 года показало, что по этой причине в мире погибли около 9 млн человек. Это значит, что каждая шестая преждевременная смерть вызвана грязным воздухом, водой или почвой.

Воздух, наполненный химикатами и вредоносными газами, влияет не только на легкие, но и провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нарушает когнитивные функции.

Более того, ядовитые отходы промышленных предприятий, попадая в воду и почву, лишают места для жизни многих живых существ. Из-за проблем с экологией целые виды растений и животных бесследно исчезают или значительно сокращают свою популяцию. Флора и фауна меняется до неузнаваемости, что в свою очередь влияет и на обеспечение ресурсами человечества.

Мусор в океане

Загрязнение Мирового океана: Unsplash

Чтобы сократить загрязнения, необходимы кардинальные и сплоченные меры:

  • переработка отходов;
  • уменьшение потребления пластика и химии;
  • переход на экологические источники энергии;
  • создание охраняемых территорий.

Глобальные проблемы современности требуют решительных действий уже сейчас. Их последствий не сможет избежать ни одна страна и ни один человек. Поэтому даже простым гражданам нужно принимать меры на своем уровне, в частности, бережно относиться к окружающей среде и влиять на политику государств посредством выборов.

Читайте также: