Какие признаки науки называют ученые кратко поясните значение сущность каждого признака

Обновлено: 05.07.2024

Человека разумного, мыслящего (homo sapiens) всегда интересует результат его деятельности (бытовой, профессиональной, политической и т.д.). Анализируя этот результат, он испытывает страх или радость, удовлетворение или неудовлетворение. В любом случае у человека возникает необходимость объяснить, почему именно такой результат. Процедуру объяснения процесса получения результата и факторов, сопутствующих ему, с определенной долей условности можно назвать исследовательской деятельностьючеловека.

Другими словами, на протяжении своего развития человек наряду с различными видами деятельности, обеспечивающими ему физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное здоровье, постоянно занимается исследовательской деятельностью. Ибо стремление к познанию, к исследованию заложено в человеке природой и проявляется с раннего возраста, проходит через всю его жизнь, помогая ему осваивать окружающий мир и находить свое место в нем.

Пятилетний ребенок, строя дом из кубиков, анализирует, почему кубики распадаются, и при каких условиях они будут твердо держаться. Школьник или студент, решая учебную задачу, учится делать суждения о фактах и явлениях. Астроном, наблюдая ночное небо, открывает новые звезды. Химик, соединяя различные вещества в пробирке, наблюдает, вычисляет, анализирует и, наконец, открывает новый процесс или вещество. Врач, прежде чем лечить, диагностирует пациента. Ученый обобщает, систематизирует накопленные знания. Как видно из примеров, исследовательская деятельность человека может быть организована либо на эмпирическом, либо на научном уровнях.

Многие люди по мере накапливания жизненного опыта начинают верить в свою непогрешимость. Это нередко приводит к тому, что человека перестают занимать и интересовать окружающие его явления. Он перестает принимать другие способы изучения и познания себя, других, живой природы и т.д. Переоценка правильности своих суждений для любого человека образует множество проблем, ведет к снижению его интеллектуального потенциала и нередко к деградации, в лучшем случае – к закреплению определенных стереотипов мышления, поведения.

Таким образом, исследовательская деятельность человека нужна ему не только для объяснения тех или иных явлений окружающей действительности, но и для выбора конструктивных способов взаимодействия с самим собой, с другими, с природой, с продуктами человеческой деятельности.

Азы исследовательской деятельности постигаются в школьные годы в процессе обучения, а также в специально организованной научной деятельности учащихся – членов НОУ, которая в последние годы широко распространилась в массовой школе и учреждениях профессионального образования.

Студентов колледжей и вузов приобщают к самостоятельной творческой деятельности, формируя у них умения и навыки ведения учебно-исследовательской работы. За период обучения каждому студенту приходится выполнять различные творческие и научные работы, в том числе – доклады, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные и т.д. Причем все виды работы отличаются друг от друга степенью трудности и объемом. Одни работы предполагают лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных источников, другие являются результатом исследовательской деятельности, третьи представляют собой результат творческого решения объективной проблемы.

В профессиональной деятельности многих специалистов исследовательская деятельность имеет непреходящее значение.

Исследования в профессиональной деятельности инженеров. инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер нефтяной и газовой промышленности

Например, Инженер-технолог по добыче нефти и газа — это специалист, который разрабатывает требования и документы для систем добычи углеводородов и способов их подъема на поверхность, занимается созданием моделей эксплуатационных скважин и регламентной технологической документации для оптимизации добычи и повышения коэффициента эксплуатации всех систем добычного комплекса, совершенствует систему разработки через комплексную систему геолого-технических мероприятий, является ответственным за концептуальные стандарты и технологические требования при заканчивании, освоении и эксплуатации скважин, подготавливает программу работ, направленных на увеличение добычи нефти, таких как: капитальные ремонты скважин, внутрискважинные работы, ГРП, кислотные обработки.




Исследовательские умения необходимы и руководителям различных учреждений. Эффективное управление зависит от того, умеет ли руководитель научными методами получать, анализировать и использовать информацию для принятия управленческих решений.

В каждом виде деятельности (учебной, профессиональной, управленческой и т.д.) научные исследования имеют свою специфику.

Понятие науки. Основные характеристики научного знания

Отдельные авторы, определяя понятие науки, сосредотачивают свое внимание на различных сторонах данного понятия. Например, по утверждению американского исследователя А. Исаака, наука – это социальная активность, охватывающая нескольких или многих ученых, анализирующих и подвергающих друг друга проверке и критике с целью продуцирования более достоверного знания. Сформулированное А. Исааком определение науки указывает на такие ее стороны как эмпиричность, проверяемость, а также фиксирует в ней деятельностную природу. В целом же наука рассматривается им как социальный институт.

Определяя деятельностную природу науки, следует иметь в виду, что в отличие от других видов человеческой деятельности, результат которых априорно известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания и выступает как сила, постоянно развивающая другие виды деятельности.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Считается, что философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Но и философию, и науку объединяет стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.

Наука как общественная форма сознания коренным образом отличается от таких форм, как мифология и религия, в основе которых лежит вера в сверхъестественные начала.

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов.

Под особым образом познавательной деятельности понимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний.

Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.

Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов

первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы);

второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания);

третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности);

четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения);

Лекция 1. Наука и научные исследования

1. Понятие науки

2. Основные характеристики научного знания.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Основные черты современной науки

2. История развития науки (для группы

3. Развитие научных исследований в России

4. Развитие научных исследований за рубежом.

5. Организация науки в РФ. Ученые степени и ученые звания

Введение:

Человека разумного, мыслящего (homo sapiens) всегда интересует результат его деятельности (бытовой, профессиональной, политической и т.д.). Анализируя этот результат, он испытывает страх или радость, удовлетворение или неудовлетворение. В любом случае у человека возникает необходимость объяснить, почему именно такой результат. Процедуру объяснения процесса получения результата и факторов, сопутствующих ему, с определенной долей условности можно назвать исследовательской деятельностьючеловека.

Другими словами, на протяжении своего развития человек наряду с различными видами деятельности, обеспечивающими ему физическое, физиологическое, психическое, социальное и духовное здоровье, постоянно занимается исследовательской деятельностью. Ибо стремление к познанию, к исследованию заложено в человеке природой и проявляется с раннего возраста, проходит через всю его жизнь, помогая ему осваивать окружающий мир и находить свое место в нем.

Пятилетний ребенок, строя дом из кубиков, анализирует, почему кубики распадаются, и при каких условиях они будут твердо держаться. Школьник или студент, решая учебную задачу, учится делать суждения о фактах и явлениях. Астроном, наблюдая ночное небо, открывает новые звезды. Химик, соединяя различные вещества в пробирке, наблюдает, вычисляет, анализирует и, наконец, открывает новый процесс или вещество. Врач, прежде чем лечить, диагностирует пациента. Ученый обобщает, систематизирует накопленные знания. Как видно из примеров, исследовательская деятельность человека может быть организована либо на эмпирическом, либо на научном уровнях.

Многие люди по мере накапливания жизненного опыта начинают верить в свою непогрешимость. Это нередко приводит к тому, что человека перестают занимать и интересовать окружающие его явления. Он перестает принимать другие способы изучения и познания себя, других, живой природы и т.д. Переоценка правильности своих суждений для любого человека образует множество проблем, ведет к снижению его интеллектуального потенциала и нередко к деградации, в лучшем случае – к закреплению определенных стереотипов мышления, поведения.

Таким образом, исследовательская деятельность человека нужна ему не только для объяснения тех или иных явлений окружающей действительности, но и для выбора конструктивных способов взаимодействия с самим собой, с другими, с природой, с продуктами человеческой деятельности.

Азы исследовательской деятельности постигаются в школьные годы в процессе обучения, а также в специально организованной научной деятельности учащихся – членов НОУ, которая в последние годы широко распространилась в массовой школе и учреждениях профессионального образования.

Студентов колледжей и вузов приобщают к самостоятельной творческой деятельности, формируя у них умения и навыки ведения учебно-исследовательской работы. За период обучения каждому студенту приходится выполнять различные творческие и научные работы, в том числе – доклады, рефераты, контрольные, курсовые, дипломные и т.д. Причем все виды работы отличаются друг от друга степенью трудности и объемом. Одни работы предполагают лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных источников, другие являются результатом исследовательской деятельности, третьи представляют собой результат творческого решения объективной проблемы.

В профессиональной деятельности многих специалистов исследовательская деятельность имеет непреходящее значение.

Исследования в профессиональной деятельности инженеров. инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер нефтяной и газовой промышленности

Например, Инженер-технолог по добыче нефти и газа — это специалист, который разрабатывает требования и документы для систем добычи углеводородов и способов их подъема на поверхность, занимается созданием моделей эксплуатационных скважин и регламентной технологической документации для оптимизации добычи и повышения коэффициента эксплуатации всех систем добычного комплекса, совершенствует систему разработки через комплексную систему геолого-технических мероприятий, является ответственным за концептуальные стандарты и технологические требования при заканчивании, освоении и эксплуатации скважин, подготавливает программу работ, направленных на увеличение добычи нефти, таких как: капитальные ремонты скважин, внутрискважинные работы, ГРП, кислотные обработки.

Исследовательские умения необходимы и руководителям различных учреждений. Эффективное управление зависит от того, умеет ли руководитель научными методами получать, анализировать и использовать информацию для принятия управленческих решений.

В каждом виде деятельности (учебной, профессиональной, управленческой и т.д.) научные исследования имеют свою специфику.

Понятие науки. Основные характеристики научного знания

Отдельные авторы, определяя понятие науки, сосредотачивают свое внимание на различных сторонах данного понятия. Например, по утверждению американского исследователя А. Исаака, наука – это социальная активность, охватывающая нескольких или многих ученых, анализирующих и подвергающих друг друга проверке и критике с целью продуцирования более достоверного знания. Сформулированное А. Исааком определение науки указывает на такие ее стороны как эмпиричность, проверяемость, а также фиксирует в ней деятельностную природу. В целом же наука рассматривается им как социальный институт.

Определяя деятельностную природу науки, следует иметь в виду, что в отличие от других видов человеческой деятельности, результат которых априорно известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания и выступает как сила, постоянно развивающая другие виды деятельности.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания. Считается, что философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Но и философию, и науку объединяет стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.

Наука как общественная форма сознания коренным образом отличается от таких форм, как мифология и религия, в основе которых лежит вера в сверхъестественные начала.

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее результатов.

Под особым образом познавательной деятельности понимается методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука применяется также и для обозначения отдельной области знаний.

Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу результатов. Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.

Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов

первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы);

второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания);

третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности);

четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения);

Любой социум, начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом, имеет общественное сознание. Формами его выступают опыт, мораль, религия и прочее. Но, несомненно, одной из самых главных форм является наука. Именно она формирует в обществе новые знания.

Что такое наука

Наука – это не что иное, как сложнейшее духовное образование, основанное на ряде основных аспектов. Понятие, признаки науки и ее аспекты определяют всю сущность научного знания. Исходя из основных аспектов, наука рассматривается как:

  1. Система знаний. Иными словами, как процесс по получению новых знаний. Данный аспект предполагает изучение с помощью эпистемологии – учении о познании науки. Основой служат субъект и объект познания. Научное познание имеет результат в виде объективного знания о мире. Объективное оно, потому что не зависит от состояния субъекта.
  2. Особый вид мировоззрения. Фактически это продукт, вызванный духовностью человеческой жизнедеятельности, воплощающей творческое развитие. С этой точки зрения науку относят к числу таких важных созданных человеком продуктов как религия, искусство, право, философия и др. Когда наука развивается, вместе с ней претерпевают изменения и другие области культуры. Данная закономерность действует и в обратном направлении.
  3. Социальный институт. В данном случае речь идет об общественной жизни, в которой наука воспринимается как сеть самых разных связанных между собой учреждений. Примером таких учреждений служат вузы, библиотеки, академии и прочие. Они занимаются решением задач определенного уровня и выполняют соответствующие своему положению функции. Таким образом, наука – это четко структурированная организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества.

признаки науки

Отличительные особенности науки

Для того чтобы определить отличительные признаки науки, необходимо прежде всего вникнуть в сущность такого понятия, как критерии научности. В основном они рассматриваются в теории познания. Их изучение прежде всего основывается на стремлении определить гносеологическую сторону научного знания, наделенную уникальной спецификой в сравнении с другими продуктами познания. Еще античные ученые задумались над нахождением существенных особенностей научности посредством соотношения знания с такими формами, как мнения, догадки, предположения и др. В процессе развития ученые вывели общие признаки науки, которые помогли более глубоко понять термин. Исследования позволили выделить семь основных.

  • Первым признаком науки является целостность и системность научных знаний, что является несомненным отличием от обыденного сознания.
  • Второй - открытость, или, иными словами, неполнота научного знания, то есть его уточняемость и дополняемость в процессе появления новых фактов.
  • Третий - включает в себя стремление объяснить положения, используя факты и логически непротиворечивый способ.
  • Критичность по отношению к знаниям является четвертым признаком науки.
  • Пятый – это возможность воспроизводить научное знание при соответствующих условиях в абсолютно любом месте и вне зависимости от времени.
  • Шестой и седьмой признаки науки – отсутствие зависимости научных знаний от личных особенностей ученого и наличие своего языка, аппаратуры, метода соответственно.

по каким признакам классифицируются науки

Общая классификация всех наук

Отвечая на вопрос, по каким признакам классифицируются науки, Б. М. Кедров вывел общее определение. По его мнению, все науки можно разделить на четыре класса. Первый класс - это философские науки, которые включают в себя диалектику и логику. Ко второму он отнес математические науки, в числе которых математика и математическая логика. Третий - самый обширный, так как включает в себя сразу технические и естественные науки, в списке которых:

  • механика;
  • астрономия;
  • астрофизика;
  • физика (химическая и физическая);
  • химия;
  • геохимия;
  • география;
  • геология;
  • биохимия;
  • физиология;
  • биология;
  • антропология.

И завершающим классом по Кедрову являются социальные науки, которые подразделяются на три подкатегории:

  1. История, этнография, археология.
  2. Политическая экономия, искусствоведение, юридические науки и история искусств.
  3. Языкознание, педагогические науки и психология.

Признаки современной науки классифицируют по самым разным основаниям. Самым распространенным является предмет и метод познания, на основании которых выделены науки о природе (естествознание), обществе (обществознание) и мышлении (логика). Технические науки выделяются в отдельную категорию. Безусловно, каждую из представленных групп наук можно дополнительно расчленить на подгруппы.

Классификация наук в разные исторические периоды

Впервые к вопросу разделения наук на классы еще во времена античности обратился Аристотель. Он выделил три крупные группы: практическую, теоретическую и творческую. Римский энциклопедист Марк Воррон определил классификацию как перечень обобщающих наук: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура и медицина. Классификация мусульманских арабских ученых была самой простой и понятной. Они выделяли два класса наук – арабские и иностранные. К первым относятся ораторское искусство и поэтика, ко вторым - математика, медицина и астрономия. В Средние века ученые также стремились выдвинуть свой вариант разделения. Гуго Сен-Виктория, по своему видению, выделил четыре самостоятельные группы наук:

  1. Теоретические – физика и математика.
  2. Практические.
  3. Механические – охота, сельское хозяйство, медицина, навигация, театр.
  4. Логические – грамматика и риторика.

В свою очередь Р. Бэкон ввел классификацию, основанную на познавательных способностях. В первую группу входит история, описывающая факты, во вторую - теоретические науки, в третью - искусство, поэзия и литература в самом широком понимание. Роджэн Бэкон считал, что классифицировать науки необходимо по четырем направлениям. Отдельно должны стоять логика, грамматика, этика, метафизика, в самостоятельные единицы - выделяться математика, а также натурфилософия. Математика, по его мнению, является самой главной наукой о природе.

по каким признакам классифицируются науки о животных

Классификация наук о животных

Говоря о том, по каким признакам классифицируются науки о животных, выделяется один важный признак – принадлежность к определенному виду. Классификатор разделяет животных на позвоночных и беспозвоночных. Позвоночных изучают пять базовых наук: орнитология (птицы), териология (млекопитающие), батрахология (земноводные), герпетология (пресмыкающиеся), ихтиология (рыбы). Бывают случаи, когда отдельно выделяется наука, изучающая приматов, но в большинстве случаев ее включают в териологию, так как по своей природе приматы являются млекопитающими. Беспозвоночных также можно разделить в зависимости от того, по каким признакам классифицируются науки о животных. Простейшие организмы изучает протозоология, членистоногих – артроподлогия, все о моллюсках знает малакология, а энтомология может рассказать обо всех особенностях жизни насекомых. Но есть и наука, объединяющее все эти направления - зоология, которая изучает всех животных.

отличительные признаки науки

Семиотика как одна из важнейших наук

Любую болезнь легче всего вылечить на начальной стадии. Для того чтобы выявить ее своевременно, необходимо тщательно отслеживать появляющиеся симптомы. Семиотика, как наука о признаках и проявлениях болезни, глубоко занимается этим вопросом. Она относится к практической медицине, которая, используя методы врачебного исследования, изучает симптомы заболеваний. Наука о признаках болезни подразделяется на общую и частную. Общая включает в себя описательную характеристику и полную классификацию всех симптомов, а также методы и механизмы их появления силами закономерностей роста патологий. Примером таких симптомов служит воспаление, дистрофия, дегенерация и прочие. Общая семиотика также имеет свои симптоматические разновидности по диагностической значимости:

  • патологические;
  • компенсаторные (отражают органически и функциональные изменения в субстратах);
  • патогномоничные;
  • общие.

По времени появления симптомы подразделяются на ранние и поздние. В свою очередь, частная семиотика занимается описанием признаков и симптомов отдельных видов заболеваний. Любая медицинская дисциплина начинает клиническое исследование с изучения семиотики частного вида. Также существует семиотика, основыванная на наследственных патологиях. В рамках данного научного направления исследуются наследственные болезни, их симптомы и патологии.

признаки современной науки

На страже порядка

Юридической наукой называют систему знаний о государстве и праве, закономерностях их возникновения, развития и работы. Признаки юридической науки подразделяются на три категории. В соответствии с первой данную науку называют общественной прикладного характера. В рамках данной особенности она должна изучать потребности жизни общества, юридическую практику и образование, а также обеспечивать работников данной сферы актуальной информацией для издания новых законов.

Третьим принципом существования юридической науки является ее способность воплощать в себе достоинства мыслительных наук. Основано данное утверждение на том факте, что юриспруденция занимается исследованием вопросов отражения объективной действительности в правовых аспектах, возникающих в процессе формирования и реализации на практике новых законов. Именно поэтому криминалистика, как одна из дисциплин юридической науки, направлена на познание специфических особенностей мышления человека и применение специально полученных знаний в процессе расследования.

наука о признаках и проявлениях болезни

Кто изучает прошлое

Всем известно, что, не зная прошлого, невозможно построить будущее. Каждый человек в обязательном порядке узнает, чем жил его город, страна и весь мир в разные времена. Доносить информацию о прошлом берет на себя известная всем наука история. Именно она изучает источники, которые сохранились от предыдущих периодов жизни человечества, на основании которых устанавливает последовательность происходящих событий. Фактически основные признаки науки и ее исторический метод заключаются в следовании нормам и правилам по работе с первоисточниками, а также иными свидетельствами, обнаруженными в процессе исследовательской работы и постановке выводов, позволяющих написать корректный исторический труд. Впервые данные методы были применены на практике Фукидидом. Именно работа в соответствии с историческими методами позволила вычленить исторические периоды: первобытность, древний мир, Средние века, новое и затем новейшее время. Существуют десятки исторических дисциплин, функционирование которых позволяет не только узнавать прошлое, но и структурировать его и доносить до людей. К основным относятся:

  • археология – наука о поиске и изучении вещественных источников прошлого;
  • генеалогия – наука о родственных взаимосвязях людей;
  • хронология – наука о временной последовательности исторических событий.

признаком науки является

По следам Жюля Верна

Популяризацией науки называют не что иное, как распространение среди широкого круга людей научных знаний в доступном для понимания формате. Основной задачей ученых-популяризаторов является переработка специализированных данных с научного языка на язык слушателя, не имеющего отношения к науке. Также они должны из сухих научных знаний создать интересное повествование, которое пробудит желание погрузиться в ее изучение.

Одним из основных методов популяризации науки считается научная фантастика. Огромную роль в развитии данного направления сыграл многими любимый Жюль Верн. Важно понимать, что чем больше вкладывается в популяризацию науки, тем больше вероятность прихода молодежи в данную сферу. Ученые всячески стараются сохранить свои труды и достижения и приобщить к ним молодое поколение. Но есть и лица в истории, которые считают, что научные знания должны быть доступны только людям, стоящим у руля, так как они, в отличие от всей массы, точно знают, как ими пользоваться. Данное мнение разделял Тихо Браге. Людвиг Фадеев, академик РАН, считает, что популяризировать научные знания, конечно, нужно (например, каждый налогоплательщик должен понимать, для чего существует налогообложение). Но есть моменты, которые абсолютно точно переработать нельзя, и поэтому информация о кварках, струнах, полях Янга-Миллса доходит до людей с небольшой долей обмана.

Науки XXI века

Появление новых научных областей, прежде всего, связано со стремлением каждой науки стать более специализированной. В связи с этим в нашем веке появился ряд новых направлений научных знаний:

Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.

Химические опыты

Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.

Наука — что это

В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.

Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.

Еще одно определение науки звучит следующим образом:

наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.

Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.

Наука это..

Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.

Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.

Наука

До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.

Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.

Пробирки

И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.

Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.

Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.

Ребенок ставит опыты

Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.

Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.

Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.

Признаки научного подхода

Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.

Доска с формулами

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

  1. сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры;
  2. затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
  3. далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
  4. на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
  5. стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, в дальнейшем проверяются более тщательно.

Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Хорошая статья, спасибо!

В широком смысле — то, что направлено на познание окружающей действительности. Без науки общество до сид пор бы не вылезло из пещеры и не знало ни огня, ни каменных орудий труда, так как создание элементарных удобств — тоже наука))

Сейчас очень остро стоит вопрос этики в научной деятельности, а также того, что имеет большую ценность — жизнь и экология, или новые открытия.

От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие. Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее. Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.

Что такое наука

Наука - это особый вид умственной, когнитивной формы деятельности человека, направленной на сбор, обработку и структурирование независящей от человека информации о мире, социуме и самом индивидууме.

Отличительные признаки науки

Признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Эйнштейн

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.

Галилео Галилей и инквизиция

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

Классификация наук

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки - математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.

Астрономы древности

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки - естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.

Леонардо да Винчи

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки - гуманитарные и технические науки

Паровой автомобиль

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.


Признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

  1. Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.
  2. Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.
  3. Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.
  4. Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Где можно получить специальность

Сейчас эта профессия стала очень востребованной. Во-первых, специалистов в этой сфере, ввиду обширного количество разделов, немного. Поэтому ВУЗы всегда открыты для абитуриентов, которые хотят изучить специальность геофизика.

Учебные учреждения, где можно получить профессию любого типа с геофизическим уклоном:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Московский государственный университет геодезии и картографии;
  • Казанский (Приволжский) государственный университет (Институт геологии и нефтегазовых технологий).
  • Санкт-Петербургский государственный университет.
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Геофизика – наука и профессия будущего

Если нет возможности поступить в высшее учебное заведение, а профессия геофизик не оставляет мечты, можно получить специальность и в техникуме. Но работники, которые выпускаются там, могут работать только под началом специалистов и магистрантов.

Эта профессия считается одной из самых перспективных и высокооплачиваемой в Российской Федерации. Средняя заработная плата специалиста с высшим образованием составляет 70 000 рублей, а в Москве геофизик получает 80 000- 100 000 рублей.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Эйнштейн

Существует два вида установок: познавательная и социальная.

Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.

Галилео Галилей и инквизиция

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.


Уровни организации живой природы

Иерархичность организации живой материи позволяет условно подразделить её на ряд уровней. Уровень организации живой материи

— это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого. Выделяют следующие уровни организации живой материи.

Уровни организации живой материи

УровеньХарактеристика
Молекулярный (молекулярно-генетический)На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие как белки, нуклеиновые кислоты и др.
Субклеточный (надмолекулярный)На этом уровне живая материя организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные структуры.
КлеточныйНа этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого.
Органно-тканевойНа этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань — совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган — часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию или функции.
Организменный (онтогенетический)На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) — неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками.
Популяционно-видовойНа этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция — совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид — совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определённую область (ареал).
БиоценотическийНа этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз — совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.
БиогеоценотическийНа этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз — совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).
БиосферныйНа этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера — оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.

Необходимо отметить, что биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи выделяют не всегда, поскольку они представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое. Также часто не выделяют субклеточный и органно-тканевой уровни, включая их в клеточный и организменный соответственно.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

  • математические;
  • естественные;
  • технические;
  • гуманитарные.

Классификация наук

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки — математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.

Астрономы древности

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки — естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.

Леонардо да Винчи

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки — гуманитарные и технические науки

Паровой автомобиль

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

Особенности профессии

Сейчас эта профессия набирает популярность, ведь изучение процессов, которые происходят внутри и снаружи планеты очень интересны. Геофизика для детей будет сложной, поэтому ее изучение можно начать в ВУЗе. Чтобы хорошо разбираться в этой теме, изначально, на школьной стадии, стоит уделить внимание нескольким дисциплинам:

Геофизика – наука и профессия будущего

  • Физика;
  • Математика;
  • Естествознание;
  • Химия;
  • География.

Перед тем, как стать геофизиком, нужно определить направление деятельности. Главная задача специалистов – проведение геологической разведки, но это может быть инженер, нефтяник, сейсмолог, геодезиолог, геолог физик. При изучении науки будет важно уделить внимание измерительным прибором, ведь они являются глазами настоящего геофизика. Благодаря расчетам показателей, специалисты безошибочно определяют расположение залежей руд, неметаллических полезных ископаемых, горючих жидкостей и газов.

Характеристику профессии геофизика провести достаточно сложно. После начала работы, большинство специалистов работают с измерительными приборами. В разведках принимают участие уже профессионалы, новички могут выступать в роли ассистентов. Они находят примеры изменения физической активности на планете, признаки ее влияния на поверхность.

Геофизика – наука и профессия будущего

Образцы геофизики собирают для изучения состава горных пород, наличия в них химических примесей. Также они интерпретируют собираемую информацию, например, каким образом формировались кимберлитовые трубки в Якутии, и почему именно на этой территории было найдено крупнейшее месторождение алмазов.

Эта наука играет роль даже в космологии, а именно – сравнительном планетоведение. Ее методы используются для поиска новых земельных ресурсов, интерпретации процессов, которые происходят с космическими телами, просматривая их через призму нашей планеты. Это делает геофизику прогрессивной наукой, которая не исчерпает своего потенциала еще долгое время.

Человек как объект изучения

Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.

Познание человеком самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности – сложная задача.

становление наук о человеке

У нее никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.

Интересные направления геофизики

С развитием этой науки, она начала охватывать все больше информационных пластов. Некоторые направления даже сложно отнести к подобным отраслям. Например, еще несколько десятилетий назад большинство работ велись только на суше. Но сейчас моря и океаны также заинтересовали ученых. Огромное влияние на это оказало развитие измерительной техники.

Теперь стало возможным опуститься на многие километры в недра планеты как на суше, так и под водой. Изучение этих разных геологических отделов позволяет провести сравнение тектонических плит, влияние на них давления жидкости. К тому же в океанах толщина тектонических плит намного меньше, благодаря чему изучение их особенности упрощается.

Геофизика – наука и профессия будущего

Развитие ядерной геофизики – одно из самых новых и интересных ответвлений этой науки. Она изучает воздействие на Землю и природу радиоактивного, квантового, гамма-излучения, взаимодействие заряженных частиц. Также нужно делать разработку приборов, которые будут с легкостью определять толщину и плотность пластов, вероятность залегания полезных ископаемых и их количество. Благодаря работе ученых этой отрасли удастся открыть новые, ранее неизвестные месторождения руд, упростить современные методы геофизической разведки.

Предметом изучения геофизики является и глобальное потепление. Путем исследования территорий вечной мерзлоты, ученые фиксируют изменения, от которых зависит поведение слоя криосферы земли.

Открытый вопрос

Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

И сотен дисциплин мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.

Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось познать себя методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

Известно всё?

Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой пугают отсутствием этических рамок.

наука о человеке

Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, выращивание органов, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения – такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь больным!

Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же еще не сделала наука в жизни человека?

Кто ты, человек?

Вершина эволюции? Царь природы? Покоритель космоса? Самое разумное существо? Атом во Вселенной? Созидатель или разрушитель? Откуда появился на планете Земля?

какие науки изучают человека

Науки, изучающие человека, много лет ищут ответы на эти и другие вопросы, с древних времен ломают головы над ними исследователи и мыслители.

В различных культурах, религиях, философских учениях существует огромное разнообразие взглядов на природу человека и взаимодействие его с физическим и ментальным миром. Эту совокупность можно рассматривать как первичное становление наук о человеке.

Геном человека

Ученые-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали геном человека. Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.

какие науки изучают человека

Читайте также: