Какие признаки характерны для системы дополнительного образования кратко

Обновлено: 01.06.2024

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб", направленные письмом Минпросвещения России от 10 ноября 2021 г. N ТВ-1984/04

См. методические рекомендации о создании и функционировании регионального модельного центра дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 31 марта 2017 г. N ВК-61/09

Информация об изменениях:

Статья 75 дополнена частью 6 с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности дополнительного образования

По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы:

целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

с яркими позитивными результатами.

Другие считают, дополнительное образование, исходя из его названия, должно дополнять образование общее.

Содержание определенных статей Закона позволяет определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования:

по классификации образовательных программ,

по типам образовательных учреждений

по месту реализации дополнительных образовательных программ.

Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только

выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:

процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной)

специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;

процесс добровольно избранного ребенком освоения вида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его

интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека;

неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;

особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и

расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков;

деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности.

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет

образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Это - вариативная цель в системе образования, которая

определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Дополнительного образование детей является сферой наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Однако целостность системы нередко вызывает сомнение у научного сообщества. Одной из причин является отсутствие единого понимания сущности, функций и особенностей содержания дополнительного образования. Решение проблемы сталкивается с недостатком системных исследований в этой области.

Автор статьи приходит к следующим выводам. Во-первых, дополнительное образование относится к комплементарному типу дополнительности при доминанте общего образования. Во-вторых, содержание дополнительного образования строится на освоении различных видов деятельности согласно направленностям образовательных программ. В-третьих, каждый вид деятельности в системе дополнительного образования детей способствует формированию особой картины мира. В-четвертых, важной отличительной особенностью дополнительного образования является самодеятельность. В процессе самодеятельности происходит свободное и сознательное преобразование личностью самой себя. В-пятых, направляя детскую самодеятельность, можно формировать картину мира обучающегося, которая должна раскрываться через содержание дополнительных общеразвивающих программ.

ВложениеРазмер
andreeva_p.v._statya.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причиной дискретности некоторых элементов системы ДОД во многом является недостаток научных исследований в области изучения структуры, функций и особенностей содержания дополнительного образования детей. Сравнительный анализ, способный выявить основные черты дополнительного образования детей и системный взгляд на проблему формирования его содержания могут разрешить ряд актуальных противоречий в данной сфере.

В этой связи целью настоящей статьи является выявление отличительных особенностей содержания дополнительного образования детей в современной системе образования в России.

Из этого следует, с одной стороны, что система ДОД является уникальным, самостоятельным образовательным явлением, обладающим собственным содержанием, формой и методами, с другой – имеет прикладной характер по отношению к общему образованию и должно его расширять, дополнять, корректировать и завершать.

Из приведенных определений следует, что дополнительное образование является самостоятельным видом образования наряду с общим.

Расставим некоторые смысловые акценты в обоих определениях. Так цель общего образования – развитие личности и приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенции . Цель дополнительного образования – интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и (или) профессиональное совершенствование .

Если речь идет о двух самостоятельных видах образования, то возникает вопрос: может ли совершенствоваться личность неразвитая, которая еще не приобрела (даже первичные) знания, умения, навыки, не сформировала компетенции? Если да, то какое исходное основание служит импульсом для последующего совершенствования? Если нет, то, следовательно, дополнительное образование все-таки, зависит от общего?

Возникает предположение, что два вида образования являются не просто самостоятельными, но и альтернативными. Для доказательства или опровержения данного тезиса необходимо сравнить сущностные характеристики общего и дополнительного образования по некоторым базовым критериям, таким как: цели образования, требования к освоению образовательных программ, содержание образования и результат освоения образовательных программ.

Согласно закону об образовании [5] , цель общего образования заключается в становлении и формировании личности. Она уточняется на каждом из трех уровней: начальном, основном и среднем общем образовании. На последнем уровне образование нацелено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

С научной точки зрения, обобщенной в статье Б.А.Дейча, основное образование имеет главной целью социализацию (естественный процесс становления индивида, личности в обществе), тогда как главная цель дополнительного образования – индивидуализация (процесс организации и самоорганизации индивидом своей жизни)[3, с. 241].

Обобщая научное понимание и нормативные положения, можно отметить, что в общем образовании целью является становление и формирование личности обучающегося для ее успешной социализации и, в целом, для воспроизводства культуры нации. Цель дополнительного образования – развитие творческих способностей личности для удовлетворения ее индивидуальных потребностей в совершенствовании и, в целом, для самореализации человека в культуре.

Обратимся к сравнению требований к освоению образовательных программ . Образовательные программы в последовательности трех уровней (начального общего, основного общего и среднего общего образования) имеют статус федеральных государственных стандартов (ФГОС) и являются обязательными к освоению каждым гражданином РФ в возрасте до 18 лет. Тогда как дополнительные образовательные программы рассчитаны на свободный индивидуальный выбор обучающимися как направлений деятельности, так и степени освоения дополнительных образовательных программ.

Исходя из данного критерия с позиции государства общее является приоритетным видом образования по отношению к дополнительному образованию детей.

Охарактеризуем содержательную сторону двух видов образования. Содержание общего образования определяют образовательные программы на основе ФГОС. На уровне теоретического осмысления содержание образования представлено в учебных планах и получает свою конкретизацию в учебных предметах. Учебный предмет – элемент учебного плана, представляющий собой содержание определенной области знания, адаптированное для целей образования. В дополнительном образовании содержание отражено в дополнительных общеобразовательных программах (типовых, модифицированных, авторских), которые не основываются на государственных образовательных стандартах. Основное содержание дополнительного образования детей , по мнению Л.Н.Буйловой, – практико-ориентированное, деятельностное образование[1, с.64]. Эта же мысль подчеркивается и в Концепции развития дополнительного образования детей [8] , утверждающей право человека на сводный выбор видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Таким образом, основой содержания общего образования являются определенные области знания, тогда как содержание дополнительного образования – это совокупность различных видов деятельности.

Подводя итоги сравнению, можно сделать вывод, что система общего образования отличается большей целостностью, упорядоченностью и нормативностью, чем система дополнительного образования. Это обусловлено целями и задачами, поставленными государством перед общим образованием: становление личности обучающегося, готового к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Приоритетность общего образования для государства выражена в требовании обязательности получения образования каждым гражданином РФ. При этом государство выступает гарантом уровня и качества на основе единства требований к содержанию общего образования (основанному на освоении разнообразных областей знаний) и результатам усвоения основных образовательных программ, что обеспечивает переход на следующий уровень образования благодаря преемственности образовательных программ.

Из этого следует, что системы общего и дополнительного образования, не являются альтернативными. Такие свойства, как уникальность и неформальность дополнительного образования, (свободный выбор, вариативность содержания, адаптивность к возникающим изменениям), обеспечивается стандартизацией общего обязательного образования, без которого оно не смогло бы существовать как свободное пространство персонифицированного образования. То есть, свободное дополнительное образование возможно только при функционировании обязательного общего.

Исходя из этой классификации и выводов сравнительного анализа, систему дополнительного образования детей следует отнести к комплементарному типу дополнительности при доминанте общего образования. Таким образом, система ДОД разрешает внутренние противоречия, тех, кто, не удовлетворяясь базовым образованием, стремится к восстановлению личностной полноты и целостности.

В этой связи особенно актуально встает вопрос отбора содержания образования в системе ДОД, которое не только должно качественно отличаться от содержания общего образования, но и в совокупности с ним – формировать целостность личности.

Дополнительное образование, как одна из подсистем системы образования РФ, включает в себя 1) дополнительное образование детей и взрослых и 2) дополнительное профессиональное образование. Обе подсистемы реализуют дополнительные общеобразовательные программы, которые определяют содержание образования. Для детей реализуются 1) дополнительные общеразвивающие программы и 2) дополнительные предпрофессиональные образовательные программы (в области искусства, физкультуры и спорта).

Дополнительные предпрофессиональные программы и реализующие их специализированные образовательные учреждения (спортивные, музыкальные, хореографические, художественные школы и др.) имеют давние устоявшиеся традиции, регламентированную образовательную систему с эффективно выстроенным содержанием, разработанным на основе Федеральных государственных требований к предпрофессиональным общеобразовательным программам. В этом аспекте, наряду с вертикальной формой, ориентированной на последовательное повышение уровня образования, они близки с основными образовательными программами общего образования. В данной работе целесообразно остановиться подробнее на содержании дополнительных общеразвивающих образовательных программ для детей, которые не отличаются такой последовательностью и целостностью.

Логика системного подхода подсказывает обратиться к функциям, которые должно выполнять содержание образования в целом. Некоторые функции (такие, как мотивация развития творчества и самореализации личности в культуре) уже были указаны ранее.

Важнейшей функцией содержания образования является формирование картины мира человека. Это в равной степени касается как системы образования в целом, так и системы дополнительного образования детей в частности, поскольку она по принципу комплементарной дополнительности должна способствовать обеспечению личностной полноты и целостности. В данном случае если общее образование ориентировано на формирование, прежде всего, научной картины мира, то содержание дополнительного образования должно давать представление и раскрывать сущность других картин мира.

Мировоззрение – это концептуальная часть, связывающая образы в систему взглядов, ценностных ориентаций и т.п.

Мировосприятие – это образная часть, представляющая собой совокупность наглядных образов природы, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п.

Включение данных элементов в содержание дополнительного образования создаст общее основание для многочисленных разрозненных по направленности, уровню и ориентации дополнительных общеразвивающих программ, не унифицируя их при этом, а наоборот, подчеркивая своеобразие той картины мира, которая открывается личности в процессе освоения образовательной программы.

Чтобы понять, какие картины мира можно формировать при помощи содержания образования, обратимся к видам направленностей дополнительных общеразвивающих программ. В настоящее время действующим нормативным документом определены шесть направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая [10] . В рамках каждой направленности осваиваются разнообразные виды деятельностей.

Сравнительный анализ содержания образования показал, что программы дополнительного образования детей имеют в основном практико-ориентированный характер и предполагают освоение практического, познавательного, эмоционального и творческого опыта определенной деятельности.

В дополнительном образовании детей субъектом деятельности является учащийся, а поскольку его воздействие направлено на развитие своих интеллектуальных, физических, творческих, художественных и пр. способностей, то и объектом деятельности, выходит, оказывается он сам. То есть специфика деятельности в дополнительном образовании детей заключается в том, что субъект (личность обучающегося) целенаправленно воздействует на объект, которым он же и является, тем самым удовлетворяя свои индивидуальные потребности в саморазвитии.

Эту специфическую форму продуктивной деятельности, свободно и осознанно направленную на становление и развитие личностью своей индивидуальности, можно назвать личностно созидательной деятельностью или самодеятельностью.

Самодеятельность – это внутренне мотивированная творческая деятельность человека. По сути, понятие самодеятельности является одной из основных отличительных особенностей содержания системы ДОД.

Подводя итоги проведенного анализа, можно сформулировать следующие выводы:

1. В отличие от общего образования система дополнительного образования детей является персонифицированным видом образования, направлена на формирование у личности мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и творчеству, имеет добровольный характер, свободу выбора видов деятельности, отличается разнообразием образовательных программ и имеет приоритет личностного результата образования.

2. Основной отличительной особенностью содержания ДОД является ориентация на освоение различных видов деятельности, важнейшей из которых следует признать самодеятельность или личностно-созидательную деятельность, в ходе которой происходит свободное и сознательное преобразование личностью самой себя.

3. Направляя детскую самодеятельность, можно формировать картину мира личности (включающую мировоззрение, мировосприятие и мироощущение), которая должна раскрываться через содержание дополнительных общеразвивающих программ.

4. Разные направленности и разные виды деятельности в системе дополнительного образования отражают специфическую картину мира, тем самым снимая внутренние противоречия и удовлетворяя разнообразные запросы и потребности личности в обретении личностной полноты и целостности.

5. Осуществление таких функций, как формирование картины мира, восстановление личностной полноты и целостности, мотивация развития творчества и самореализации личности в культуре, которые должно выполнять содержание образования, может стать объединяющим основанием для разрозненных элементов ДОД


Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

взрослые обучаются

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель - разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель - обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования - это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних - для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей - нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

студенты учатся

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы - удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО - наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию "Историк, преподаватель истории", хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют "вторым" высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию "Историк. Преподаватель истории". Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация - "Преподаватель физической культуры".

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный - также не установлен.

дополнительное образование

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые - от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

девушка стреляет

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

дополнительное образование детей

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети - лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ - свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

дети играют на музыкальных инструментах

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств - организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

дети и спорт

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут - направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант - муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей - универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Читайте также: