Какие предметы не преподаются в школах но должны преподаваться

Обновлено: 04.07.2024

Иногда для поступления в вуз нужно сдать дисциплину, которая не преподается в школе или профильном классе. И хотя учителя говорят, что ЕГЭ проводятся только по предметам из аттестата, способ сдать недостающий есть.

Какие предметы обязательно сдают на ЕГЭ?

Есть две обязательные дисциплины — русский язык и математика. Эти предметы сдают на ЕГЭ все без исключения. При этом, выпускники в праве выбрать уровень математики для сдачи:

  • базовый — для получения аттестата, его баллы не учитываются при поступлении,
  • профильный — для поступления, оценивается по стобалльной системе.

Особенности выбора предметов для дальнейшего поступления

Для поступления на большинство направлений требуется комбинация из трех дисциплин — русского языка и двух по выбору. При этом, один из них может быть заменен другим, предложенным университетом. Поэтому при анализе, какие предметы сдают на ЕГЭ, и выборе экзаменов нужно опираться на три фактора:

  • уровень знаний и интерес — чем лучше вы уже знаете дисциплину, тем выше будут ваши баллы,
  • будущая специальность — изучите все возможные комбинации на нее и выберите самые интересные вам экзамены,
  • запасные варианты — присмотритесь к смежным специальностям в вузе мечты и посмотрите, с каким набором дисциплин вы сможете подать документы на наибольшее количество специальностей.

Что, если нужного предмета ЕГЭ нет в школе?

После того как вы поняли, какие предметы сдают на ЕГЭ на вашу специальность, вы можете обнаружить, что что-то в школе уже не изучается. Это может быть связано с двумя факторами:

  • завершением курса по предмету — например, география преподается в старших классах только один год,
  • выбором непрофильного предмета — например, естественнонаучные и технические предметы сдают на ЕГЭ обычно только профильные классы, поэтому у выпускников-гуманитариев в аттестате вместо физики, химии и биологии часто стоит естествознание.

При этом, иностранный язык для сдачи выпускник может выбрать любой: вуз должен принять результат за любой из них.

Порядок действий

Если вы хотите сдать предмет, который не преподается в школе или классе, нужно убедиться, что ЕГЭ по нему существует. Так, вы можете сдать один из пяти иностранных языков — английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Другие языки не предусмотрены.

Дальше, как и в случае с остальными предметами, вам предстоит до 1 февраля подать через школу заявление, в котором будет указано, какие предметы сдаются на ЕГЭ.

Как оформить бумаги?

Школа самостоятельно предоставит заявление всем одиннадцатиклассникам. Это стандартная процедура записи на экзамены. После того как вы отметите все необходимые предметы, для вас будет сформировано направление на экзамены.

Что нужно учесть и чего опасаться?

Школы редко сталкиваются с тем, что непрограммные предметы сдают на ЕГЭ. Поэтому администрация и учителя могут пытаться отговорить вас от этой затеи или утверждать, что так делать нельзя. Не ведитесь на это и стойте на своем, ведь от этого зависит ваше будущее.

Вы в праве вообще не уведомлять администрацию школы о желании сдать предмет, которого нет в вашей программе.

Таким образом, выпускники сами решают, какие предметы сдают на ЕГЭ. При этом, они могут выбрать дисциплину, не включенную в программу своего класса или даже не преподаваемую в школе.

Какую ценность в нашей жизни несут школьные знания? Как часто мы ими пользуемся? А какие навыки так нужны всем нам в жизни, но приобретать их мы должны самостоятельно? Школа отстаёт от жизни, не очень готовит к реальности, и школе нужны изменения.

А еще перед глазами – примеры топовых блогеров с миллионными охватами. За плечами некоторых из них нет толкового образования. И это не мешает им быть финансово успешными и знаменитыми. Значит, эти люди знают что-то важное, что находится за рамками обычной образовательной программы? Это – те самые новые важнейшие soft skills, которые выходят на первый план и становятся не менее значимыми, чем академические знания.

3. Финансовая грамотность. Чем раньше ребенок научится обращаться с деньгами, тем меньше проблем у него с ними возникнет в сознательном возрасте. Да, экономика изучается в некоторых школах. В других затрагивается в качестве одной из тем курса обществознания. Но это – сухая книжная теория. Учить же лучше тому, что привязано к реальной жизни – как вести личный бюджет, как заботиться о собственных накоплениях, как выбрать банк, что такое пассивный доход и налоги, предпринимательство, минимальное понимание законов, прав и обязанностей, как не попасться на уловки мошенников. Такие знания реально необходимы. Это поможет сложить картину финансового мироустройства и дать какие-то опоры для построения карьеры и безопасной жизни.

4. Психология и эмоциональное здоровье. Понимание себя, своих желаний, позитивное мышление и общение с людьми разных психологических типов, разных культур и поколений, коммуникация с миром, формирование здоровой самооценки – очень важные в нашей жизни навыки, развитию которых почему-то уделяется очень скромное внимание. Как много взрослых страдает от различных комплексов и расстройств только из-за того, что их не научили в детстве распознавать свои эмоции и состояния, проживать эмоциональную боль с позитивным выходом из сложных ситуаций. Навыки психологической гигиены и бережное отношение к психическому здоровью своему и окружающих, основы технологии саморегуляции сослужат добрую службу и в подростковый период, и в зрелом возрасте.

5. О жизни вообще. Необычный предмет, однако, очень нужный. Много родителей говорили о чем-то таком, что не обозначить одним словом. В наших школах есть предмет ОБЖ, но он – про действия в опасных для жизни ситуациях (пожар, авария и пр.). А в данном случае речь идет именно о дисциплине, которая включала бы в себя самые разные аспекты повседневной жизни. Среди важных тем – правила безопасности в интернете, права потребителя, оплата коммунальных услуг, работа с порталом Госуслуг, базовые юридические навыки, сексуальное воспитание, базовые медицинские знания, ЗОЖ. В общем – действительно понемногу об основных бытовых жизненных вопросах.

Школы мира. Что за рубежом давно часть среднего образования.

3. Карьерная стратегия. Услуги карьерных коучей пользуются высоким спросом у профессионалов, которые хотят получить более высокую должность или даже полностью сменить направление своей деятельности. А почему посторенние карьерного пути не начать раньше – еще в школе? Так много выпускников не могут верно выбрать для себя вуз и специальность. В этом направлении можно перенять опыт у частных американских и британских школ. У них есть свои карьерные консультанты. Они помогают в правильном выборе профессии, построении стратегии для дальнейшего пути в учебе. В США, например, обучение в частной школе нацелено на раскрытие индивидуальности каждого ученика. Здесь не принято подгонять ребенка под общие параметры. Так в английской школе MPW консультант помогает оценивать свои возможности при поступлении в вуз, грамотно определять свои сильные стороны, составлять резюме и мотивационные письма. Выпускники этой школы успешно поступают в топовые британские вузы, в том числе в знаменитый Оксфорд и Кембридж.

Конечно, самая эффективная школа – это жизнь, и даже лучшая школа не сможет научить всему. Но отсутствие всестороннего развития ребенка и уважения к его личности – больной вопрос российской школы. Если мы хотя бы добавим в программу предметы, которые помогут Маленькому Человеку подойти к взрослой жизни более подготовленным, мы поможем ему добиться гармонии и успеха.

Частное мнение родителя. Я постоянно слышу от своих знакомых, что современные дети подвергаются невыносимой нагрузке. И в школе, и дома без перерыва что-то учат, переписывают, зубрят (как я понимаю, готовятся к ЕГЭ). А школьную программу, по мнению многих родителей, давно пора проредить — слишком много лишнего. Чиновники от образования тоже заботливо советуют сократить учебную нагрузку и подумать лучше о здоровье детей. Я же, наоборот, вернул бы несколько предметов в школьную программу. Потому что дело не в количестве часов и нагрузке, а в подходе. На мой взгляд, задача школьного образования — подготовить всесторонне развитого гражданина, готового ответственно подойти к выбору своего дальнейшего пути в жизни. Готового, опять-таки ответственно, принимать и обосновывать самостоятельные решения. Все это требует изменения самой структуры преподавания и подготовки учителей.

Но давайте начнем хотя бы с возвращения (или внедрения) в школу нескольких очень важных предметов. Или, если угодно, помечтаем об этом.

Чему учит: основам самостоятельного связного мышления. Умению не пугаться сложных задач. Навыкам разностороннего обоснования различных фактов, ситуаций и поступков. Логика — это предмет, который учит думать самостоятельно.

Именно логика позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения. Она учит сосредоточенности, умению воспринимать большие объемы информации и делать выводы из внешне абсолютно разнородных данных.

Интересно, что непродолжительное время логика преподавалась в СССР. В 1947 (!) году она была введена во многих советских школах, а вывели ее за штат лишь в 1959-м, причем далеко не все педагоги были согласны с этим решением.

Почему надо преподавать: именно качественное обучение логике может стать серьезным подспорьем в борьбе с бедой XXI века — клиповым мышлением, при котором дети (да и взрослые тоже) не могут устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом. Наконец, логика может сделать процесс размышления интересным и увлекательным.

Почему надо преподавать: значение риторики для российского общества сильно недооценивается. Между тем, в паре с логикой это именно тот предмет, знание которого позволило бы избежать огромного количества конфликтных ситуаций. Сегодня в отдельных школах предпринимаются робкие попытки ввести риторику в качестве факультативного предмета. Я бы сделал этот предмет обязательным, а в старших классах ввел бы еще и экзамен. Причем в виде диспута.

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

Чему учит: история родного края, или же краеведение, учит любви и уважению к родной земле. Краеведение — увлекательное (таким оно по идее должно быть) путешествие по малой родине. Это сплав истории, этнографии, природоведения, географии, культурологии и других смежных дисциплин, который хороший педагог может сделать по-настоящему интересным.

Почему надо преподавать: человек, не знающий историю своей малой родины, всегда оторван от нее, его связь с окружающими людьми слабее. Даже к природе и своему дому он относится уже не так бережно, как тот, кто знает историю своего района, села, города. Чувство сопричастности к тому месту, где ты живешь, помимо прочего, прекрасный способ снизить уровень конфликтов в сложной среде российского общества.

Чему учит: наука об устройстве вселенной, о том, насколько мал человек и как неизмеримо могуч его разум, способный объять и изучить бесконечность. Наука, дающая прекрасное представление о месте человека во вселенной.

Почему надо преподавать: отличный способ вложить детям в голову научный взгляд на мир, вселенную и человека в мироздании. Может послужить хорошей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Чему учит: основам взаимоотношений полов, нормам, правилам и психологическим приемам, позволяющим создавать крепкую дружную семью. В подростковом возрасте этот предмет должен был учить разумной осмотрительности и сдержанности, умению осмысливать свои чувства. Он должен был показать юношам и девушкам завтрашний день их безоблачной любви (а такой всем нам в 16 лет видится каждая влюбленность) и объяснить, что и совместная готовка ужина, и планирование расходов на месяц, — все это тоже любовь.

Почему надо преподавать: для подготовки граждан демократического светского государства. Для того, чтобы люди учились строить гармоничные, здоровые личные отношения вне зависимости от принадлежности к этническим группам и религиозным конфессиям. Именно поэтому преподавать этику и психологию семейной жизни следует как светский предмет.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

Чему учит: к сожалению, такого предмета нет даже в планах и прожектах. Да и сам термин мало кому знаком. Между тем учить правилам информационной гигиены надо не только детей, но и взрослых. В первую очередь эта дисциплина должна ознакомить со способами определения вредной информации и обучать методам очистки от этого яда. Понимание того, что компьютерный вирус может быть гораздо менее опасен для жизни, чем необдуманно опубликованное фото, сомнительный рекламный ролик или очередной маркетинговый конкурс, также является ее задачей. Фактически это курс выживания в диких джунглях общества потребления.

ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

Чему учит: эта прекрасная методика, разработанная советским изобретателем, педагогом и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером, и сегодня используется в самых разных компаниях при решении сложных технических задач. Учит она, как следует из названия, грамотно справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем (ТС) и получать перспективные решения (в том числе и принципиально новые). Также она способствует развитию качеств творческой личности.

Почему надо преподавать: в школьной программе практически нет предметов, обучающих самостоятельному мышлению. Система тестов и экзаменов прекрасно справляется с обучением использованию определенных шаблонов и правил, но не в состоянии научить рациональному использованию мышления; она в принципе не может обучить тому, как создать что-то новое. ТРИЗ учит творческому использованию полученных знаний. По сути эта методика может стать краеугольным камнем системы обучения. Ведь она наглядно показывает, ради чего нужно учиться.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В царской России в перечне учебных дисциплин на первом месте стоял Закон Божий. Его осваивали в течение всего периода обучения. Закон Божий как предмет преподавания слагался в низших школах — из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения и катехизиса, а в средних учебных заведениях к этому присоединялась история христианской церкви. Правом преподавания Закона Божия, на основании церковных канонов и действующего тогда законодательства, обладали исключительно священнослужители и лица, окончившие духовные школы не ниже семинарии. Кроме преподавания Закона Божия законоучитель руководил ещё и молитвой учеников, чтением ими Священного Писания и религиозных книг.

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Определенную, и достаточно большую, часть нашей жизни мы проводим в интернете. Это ли не повод позаботиться о ее безопасности? На уроках теории и практики кибервойн старшеклассники Израиля будут учиться бороться с компьютерными вирусами и правильно вести себя в социальных сетях и блогах. Согласитесь, этот навык им еще как пригодится!

У каждого танца Армении своя история и свой особый смысл. Поэтому армянские учителя решили сделать обучение народным танцам обязательным школьным предметом, посчитав, что обычных уроков родной культуры не достаточно. Чем не альтернатива обычной физкультуре?

На обычную прогулку этот урок похож только на первый взгляд. На деле школьников учат восхищаться красотой природы, а главное, радоваться общению с ней и удивляться ее причудам. Для этого необходимо уметь внимательно наблюдать за всем, что происходит вокруг.

ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Настоящая пасека с живыми пчелами — это диковинка! Такое можно увидеть разве что при школах Башкирии. Здесь уже больше сотни школ с собственными пасеками. Ведь башкирский мед считается одним из лучших в стране. На уроках пчеловодства дети изучают, как правильно ухаживать за пчелами, обрабатывать ульи, собирать мед и разбираться в нем. Работа на пасеке приучает человека быть аккуратным и терпеливым — а эти качества обязательно пригодятся в жизни.

Шахматный спорт всегда был популярен среди взрослых и детей Калмыкии. В 1998 году здесь построили даже Город шахмат (Сити-Чесс-холл), в котором проходят шахматные олимпиады. Неслучайно раньше всех уроки шахмат ввели в школьную программу именно в этой республике. Целью занятий является не обучение спортивной игре, а последовательное развитие мышления. Уроки строятся таким образом, чтобы не было проигравших.

Сегодня, спустя десять лет после введения предмета в сетку дисциплин, все дети Калмыкии умеют не только играть в шахматы, но и достойно проигрывать.

Ефим Рачевский,

Я слышал о предложении вернуть в сетку дисциплин черчение (в классическом варианте), несмотря на то, что сейчас никто так уже не чертит, и этот предмет далеко не всем нужен. Как правило, такие предложения выдвигают те, кто считает, что вместе с СССР ушла самая лучшая в мире школа.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Если математика и русский язык — обязательные предметы школьной программы, то в необходимости других подростки часто сомневаются. Мы спросили у 200 школьников из разных регионов России, какие дисциплины по их мнению нужно убрать из программы.

1. ОБЖ

27 процентов опрошенных считают, что из школьной программы нужно убрать ОБЖ. Детям кажется, что программа должна быть сокращена до двух лет и включать в себя только основы оказания первой медицинской помощи, основы личной безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Дмитрий, выпускник челябинской школы:

Сейчас по учебным планам ОБЖ осваивают за 160 часов в течение четырех лет: 35 учебных часов в год плюс резерв в пять уроков для реализации авторских подходов. Дети изучают на предмете основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, учатся оказывать первую медицинскую помощь, действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, обсуждают вредные привычки и зависимости, учатся правилам безопасности на транспорте и в турпоходах.

При этом многие школьники считают, что именно на ОБЖ нужно изучать основы полового воспитания — например, методы контрацепции и особенности заболеваний, передающихся половым путем.

2. Технология

21 процент школьников не видят пользы в технологии. По мнению некоторых респондентов, этот предмет увеличивает гендерные предрассудки, потому что мальчики на уроках работают за станком, а девочки — готовят. Также многие отметили: навыки, которым учат на технологии, устарели и больше не нужны.

Ксения, выпускница санкт-петербургской гимназии:

Сейчас предмет технология рассчитан на 242 учебных часа в пятых-восьмых классах. Девочки, например, изучают технологию домашнего хозяйства и семейную экономику, учатся сервировать стол, готовить, узнают основы физиологии питания, учатся создавать швейные изделия. Мальчики изучают работу по дереву и металлу, а также основы робототехники. Но в некоторых школах гендерного разделения нет — мальчики и девочки проходят одинаковые темы.

3. Физкультура

17 процентов опрошенных убрали бы физкультуру. Некоторые школьники считают, что в старших классах этот предмет занимает лишние часы, которые можно освободить под математику и русский язык. Кроме того, детей не устраивает программа: зимой не хватает катания на коньках, а в теплое время — прогулок на свежем воздухе без командных игр.

Владислав, выпускник челябинской школы:

Физкультуру в школе преподают два раза в неделю в первом классе и три раза в неделю во 2—11 классах. Ученики проходят общую физическую подготовку и изучают спортивные игры.

4. ИЗО, музыка, танцы

Екатерина, старшеклассница из Хабаровска:

Музыку и ИЗО изучают по часу в неделю с первого по восьмой класс. На ИЗО дети изучают народное искусство, роспись, виды и жанры искусства, учатся рисовать с натуры, лепить из пластилина, рисуют акварелью и гуашью. На музыке изучают фольклорные песни, разбираются в жанрах и стилях, поют и иногда играют на музыкальных инструментах.

5. Астрономия

12 процентов школьников не понимают, зачем в школу вернули астрономию. С 2017 года старшеклассники изучают Вселенную и космос, ведь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике. Однако те, кто ее не сдают, возмущаются, потому что новый предмет отвлекает их от подготовки к экзаменам.

Александр, выпускник екатеринбургской школы:

Программа рассчитана на год обучения, поэтому астрономию чаще проходят в первом полугодии 10-го и 11-го классов. Ученики изучают строение Солнечной системы и природу небесных тел, узнают, как эволюционировала Вселенная.

6. География

9 процентов опрошенных не хотят ходить на географию. Школьники считают, что программу, рассчитанную на 5—11 классы, нужно сократить. В некоторых школах страны так и сделали: обязательное изучение заканчивается в девятом классе, старшеклассники могут посещать географию по выбору.

Виктория, выпускница челябинской школы:

Географию изучают с 5-го по 11-й класс то один, то два урока в неделю. Ученики знакомятся с литографической, климатической и другими картами, разбираются с материками, подробнее изучают географию России.

Читайте также: