Что такое информационный взрыв кратко

Обновлено: 04.07.2024

Информационный взрыв - это процесс при котором идет постоянное увеличение скорости и объёмов информации в мировом масштабе.

Так же стоит рассказать о информационных барьерах[15]. Эта концепция была разработана академиком В. М. Глушковым. Представляет она расхождение между информационными запросами общества и техническими возможностями их осуществления. По Глушкову существует три информационных барьера:

1) Связан с открытием письменности, дающая возможность сохранять и передавать знания. До этого момента человеческий мозг являлся единственным местом, где хранилась информация. Этот барьер был преодолен приблизительно в 5 тысячелетии до н. э.

2) Связан с появление книгопечатания, это событие резко увеличило число информационных носителей. Преодолен этот барьер приблизительно в 15 веке. Позднее возникли новые методы распространения и хранения информации, такие как: телеграф, телефон, фотография, телевидение, кино, магнитные записи. Но пропускал информацию человек по прежнему через свой мозг, человеческий мозг обрабатывал эту информацию.

3) Связан с появлением Электронно-Вычислительными Машинами (ЭВМ), позволившие на порядок увеличить скорость обработки информации. Этот барьер был пройден в середине 20 в., вместе с появлением первого компьютера. В тот момент объёмы информации оказались настолько большими, что мозга человека и его способностей для этой обработки стало просто не хватать.

И соответственно видно, что рост информации стал особо значителен после НТР. Если сейчас проанализировать прирост информации, то можно увидеть простую экспоненциальную зависимость роста количества информации от времени, которая показана на рисунке ниже.


Михаил Наумович Эпштейн в своей книге "Информационный взрыв и травма постмодерна"[16] пишет, что: " Два века назад, в 1798 году, Томас Р. Мальтус выпустил свой знаменитый "Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее усовершенствование общества"", где определил закон диспропорции между ростом количества населения и количеством природных ресурсов, нужных для жизни человечества. Оказывается, что человечество увеличивается в геометрической прогрессии, а природные ресурсы возобновляются со скоростью, описываемой арифметической прогрессией. И Мальтус предсказал, что с такими темпами роста людей, на Земле, просто не останется ресурсов, чтобы прокормить человечество и наступит голод. Но к концу 20 века эту проблему удалось отчасти миновать за счет развития технологий, и за счет ". успехам просвещения, резко сократившего рождаемость в цивилизованных странах."

И спустя две сотни лет после Мальтуса, появляется новая проблема, но на этот раз уже не демографическая, а информационная.

Информационный взрыв проявляется в следующем:

  • Появление противоречий между ограниченными способностями человека по обработке информации и существующими мощными потоками и размерами хранящейся информации.
  • Существование огромного количества ненужной(избыточной) информации, затрудняемая восприятие полезной для потребителя информации.
  • Возникновении всевозможных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующие распространению информации. Например, секретная информация нужная для определенного производства.

Последствий у информационного взрыва много, хотел бы рассказать о проблеме, человеческого интеллекта после информационного взрыва.

§2. Интеллект человека после информационного взрыва.

Что такое интеллект? В Большой Советской Энциклопедии сказано, что "интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п."[17]

Чтобы человек чувствовал себя нормально, нужно чтобы он развал в себе 3 составляющие: физическую, духовную и интеллектуальную. Если отнять хоть одну из составляющих, то человек не сможет существовать.

Чтобы тренировать интеллект, нужно чтобы работал мозг, т.е. читать, думать, и т.д., но делать это постепенно и полностью, а не скачками и везде по чуть-чуть.

Вот в том-то и проблема информационного взрыва. Происходит отставание человека от человечества. Возрастает дисбаланс между "развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени."[18] С всяким новым поколением на личность человека накладывается все более тяжкий груз знаний и впечатлений, накопленные в предыдущих веках и с которыми человек не в состоянии усвоить.

Вся это сумма знаний и то обширное количество информации, накапливающееся в промежутке допустим 16-17 веков, теперь доставляется в нашу голову, в течение одной недели, то есть скорость создания информации увеличивается в тысячи раз, при том, что и информация, накопленная всеми предыдущими временами, также непрерывно суммируется и обновляется в составе новых информационных ресурсов.

Выходит, что человек современного рубежа (20-21) столетий должен за свою жизнь понять в колоссальное количество раз больше информации, чем его соотечественник живший где-то 300—400 лет назад.

Можно привести некоторые статистические данные связанные с информационным взрывом, основными пострадавшими которого являются последние два-три поколения 20 века.

Лучшие мировые библиотеки увеличивают свое количество книг и сокровищ в 2 раза каждые 14 лет. В начале XIII века библиотека Сорбонны в Париже считалась самой большой в Европе: она содержала 1338 книг.

Ежедневный выпуск газеты "Нью-Йорк Таймс" имеет больше информации, чем средний англичанин 17 века изучал за свою жизнь.

За последние 30 лет произведено больше новой информации, чем за предыдущие пять тысяч лет.

Следовательно, человек возможно чувствует себя ущемленным в развитии, калекой, неспособным полновесно сопоставляться с окружающей его информационной средой.

Вольтер говорил: "Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям"[19]

Это и подтверждается в 21 веке, все меньше и меньше людей читают классические романы 17-19 веков, а некоторые вообще знают о их существовании только из энциклопедий, и кратких пересказов, кинофильмах, статьях в журналах и Интернете. Это вполне ожидаемо, т.к. появилось большое количество информации, которое невозможно изучить человеку за его жизнь. И Эпштейн М.Н. в своей книге говорит, о том, что если бы увеличить среднюю продолжительность жизни человека до тысячи лет, то культура пришла бы в свое нормальное русло, и человеку бы хватило и времени и сил на то, чтобы прочитать никуда не спеша все великие произведения классиков, и изучению различных аспектов отводилось бы больше времени, чем при обычной человеческой жизни.

Еще подсчитано, что прирост информации, находящийся в Интернете по небольшим подсчетам, составляет по 20 терабайт данных в месяц.

Впечатляющие цифры неправда ли?

Информационный взрыв — постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический. По Мальтусу, человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества — не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить — но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

— М. Н. Эпштейн, "Информационный взрыв и травма постмодерна"

Бумажные носители

Научные журналы

Электронные носители

В сфере электронных коммуникаций в самом конце XX века возник взрывообразный рост разнообразных частных публикаций во Всемирной сети. Количество блогов удваивается каждые 6 месяцев [1] .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных — тем или иным образом структурированная информация).

См. также

Примечания

Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Информационный взрыв" в других словарях:

Информационный взрыв — резкое увеличение объема информации, к рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР … Педагогический словарь

взрыв — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? взрыва, чему? взрыву, (вижу) что? взрыв, чем? взрывом, о чём? о взрыве; мн. что? взрывы, (нет) чего? взрывов, чему? взрывам, (вижу) что? взрывы, чем? взрывами, о чём? о взрывах 1. Взрыв какого либо… … Толковый словарь Дмитриева

Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве — Терминология Информационный бюллетень 5/2010: Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве: Взрывоопасный предмет (ВОП) боеприпас или устройство, в том числе самодельное, содержащее взрывчатое вещество или пиротехнический состав и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информация — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия

Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Научная литература — совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах… … Большая советская энциклопедия

Книга — У этого термина существуют и другие значения, см. Книга (значения). Книга термин, имеющий несколько значений: Давид Т … Википедия


Научно-техническое развитие, появление вычислительной техники и информационного общества за последнее время сильно увеличило скорость продвижения человечества по лестнице научного прогресса. Вместе с тем это обусловило появление новых, неизвестных ранее проблем, связанных с современными технологиями. Одну из них характеризует понятие "информационный взрыв". Это непрерывное увеличение объема сведений, опубликованных в общем доступе в масштабах всего мира.

Роль научно-технического прогресса

Высокая скорость научно-технического развития, возникновение новых предметов исследований, увеличение возможностей для получения новых знаний, резкая модернизация прежних технологий – вот факторы, способствовавшие росту ресурсов для поиска информации. Они между тем не имеют срока годности, но характеризуются возможностью бесконечно накапливать и расширять имеющиеся базы данных.

информационный взрыв

На данный момент количество информации, находящейся в свободном доступе, увеличилось в сотни раз. Все наследие знаний, накопленных человечеством к началу XIX века, увеличивалось в два раза каждые пятьдесят лет, к середине XX века – каждые десять, а к началу XXI – уже каждые пять лет.

Информационное общество

Человечество пережило периоды революций, после которых общество выходило на новый уровень развития, получало новые характеристики. Первая революция произошла с появлением письменности, вторая – с началом развития издательского дела, третья – с изобретением электроэнергии, а четвертая – с возникновением вычислительной техники. Каждый этап характеризовался увеличением потока поступающей информации.

проблема информационного взрыва

С возникновением интернета появилась возможность легко и быстро осуществлять обмен данными с людьми и организациями, находящимися на всей территории земного шара. Появились новые методы систематизации и получения знаний, что сделало их одной из главных потребностей для представителя общества. Все это сильно сказалось на развитии социума.

Сегодня люди являются представителями информационного общества. Особенностью данного этапа развития является использование знаний во всех процессах и действиях, а также автоматизация выполняемых работ. Изменения затрагивают и мировоззрение людей: умственный труд стал более распространенным, чем физический, а к материальным потребностям добавились также и информационные. Именно поэтому явление информационного взрыва характерно для общества данного типа.

Образ жизни современных людей, помимо преимуществ, имеет и недостатки. К ним можно отнести высокую подверженность людей информационному стрессу, обусловленному поступлением большого количества сведений в мозг человека, а также влияние средств массовой информации на сознание индивидов.

Факторы появления

Информационный взрыв характеризуется резким увеличением поступления сведений и знаний в свободный доступ, которые необходимо усвоить и переработать для дальнейшей трудовой деятельности. Его появлению способствовали:

  • научная революция, сделавшая обработку информации одним из главных трудовых процессов;
  • развитие издательского дела, сделавшего простым распространение накопленной информации;
  • возникновение средств массовой информации;
  • распространение обязательного образования, увеличившего процент грамотного населения.

Последствия взрыва

Одним из главных последствий информационного взрыва можно назвать возникновение информационного кризиса. Это расхождение между возможностями усвоения знаний человеком и их ежедневным оборотом. Становится все сложнее разбираться в потоке информации, доступном каждому индивиду.

проблема информационного взрыва

Возникла проблема перегруза сведениями школьников и студентов. Во избежание ее развития, необходимо искать средства для безопасной работы и увеличения эффективности усвоения знаний.

Информационные барьеры

С возникновением проблемы информационного взрыва русский академик Владимир Глушков разработал теорию об информационных барьерах. Она показывает расхождения между запросами людей и возможными способами их реализации.

к информационному взрыву относятся

Имеется три таких барьера.

Первый связан с появлением письменности примерно в V тысячелетии до нашей эры. До этого информация могла храниться только в мозгу человека.

Второй барьер появился с возможностью печати книг в XV веке нашей эры, что во много раз увеличило количество носителей информации. После этого были изобретены другие средства передачи знаний: телеграф, телевизор, магнитные кассеты, но их обработка все еще производилась мозгом человека.

Третий барьер связан с изобретением электронно-вычислительных машин в середине XX века, когда информации стало так много, что мозга человека не хватало для осуществления ее обработки. Было необходимо придумать машину, осуществляющую этот процесс автоматически.

Таким образом, каждый из барьеров означал новый информационный взрыв, благодаря которому человечество продвигалось вперед на пути к прогрессу, но вместе с тем приобретало новые проблемы.

Информационная проблема

На данный момент можно с уверенностью заявить, что численность населения Земли растет в геометрической прогрессии, а количество возобновляемых природных ресурсов увеличивается только в арифметической. В прошлом веке ученые рассчитывали решить эту проблему с помощью внедрения новых технологий, а также повышения уровня всеобщей грамотности и, как следствие, снижения рождаемости.

понятия информационного взрыва

На данный момент можно сказать, что демографическая проблема не является ведущей в развитых странах. Были изобретены новые технологии, благодаря чему человечеству не угрожает вымирание от голода. Но вместе с тем появился ряд проблем, связанных со вступлением в новую эпоху. К примеру, информационные взрывы, для устранения которых теперь также нужно искать пути решения.

Проявления данной проблемы

Информационный кризис (взрыв) имеет следующие проявления:

  • Возникновение противоречий между возможностями человека по обработке поступающей информации и количеством данных, которые находятся в открытом доступе.
  • Наличие большого количества информации, которая не является необходимой и затрудняет поиск полезных знаний.
  • Появление политических и социальных барьеров, которые затрудняют доступ человека к имеющимся сведениям и их распространению.

Роль взрыва для человека

К главной проблеме человечества, возникшей по причине информационного взрыва, относится неспособность усвоить поток сведений, накопленных за всю историю развития общества. Этому препятствуют и возможности мозга, и биологический возраст, и технологическое развитие всего человечества. С каждым поколением на его представителей накладывается все больший вес знаний, накопленных предшественниками.

информационное общество информационный взрыв

Все то количество знаний, что раньше открывалось людям в течение двух-трех веков, на данный момент транслируется в мозг за одну неделю. Поэтому скорость восприятия данных увеличивается в несколько раз, что несет большие нагрузки на мышление. Таким образом, человек, живущий в XXI веке, должен приобрести и обработать очень большое количество информации, в сотни раз больше, чем его предок, живший в XV-XVI веках.

Люди, живущие в XXI веке, из-за обилия имеющихся фактов и знаний не имеют времени на то, чтобы читать фундаментальные произведения полностью. Большинство изучает их в кратком пересказе, по сюжету экранизаций или вовсе знают о них только из энциклопедий. Это ожидаемый факт, обусловленный увеличением количества информации, имеющейся в распоряжении человечества.

Если поместить в мозг индивидуума все имеющиеся в мире знания, то он, вероятно, сойдет с ума от ее объема. Кроме того, нельзя определить достоверность всех этих данных, так как каждый автор выражает свое мнение, которое может отличаться от других.

Негативные последствия

Научно-технический прогресс, с одной стороны, осуществил очень много полезных процессов для общества, поднял науку на новый, неизвестный ранее уровень. Например, изобретение лазеров в области оптики позволило сделать новые открытия в сфере истории. Появилась возможность изучить подробнее древнюю эпоху, умершие языки и письменность, культуру прошлых народов. Так возникла и получила развитие такая наука, как культурология. Изобретение телескопа позволило получить представление не только о собственной планете, но и обо всей Вселенной. Благодаря появлению микросхем в компьютерах, повысились возможности хранения и обработки информации.

информационный взрыв

Однако вместе с тем научная революция принесла и негативные последствия. В первую очередь это возникновение информационного загрязнения, в котором стало тяжело определить степень полезности имеющихся сведений. Явление информационного взрыва, ставшее актуальным в последние десятилетия, сильно повлияло на мировоззрение людей. Возможно, с течением времени ученые смогут найти способ борьбы с данным процессом, но на данный момент нет эффективного пути решения поставленной проблемы. И поиск решения является важным направлением деятельности для наук разных сфер.

Во многих секторах наблюдается быстрое увеличение объема доступной информации, например, в здравоохранении, супермаркетах и ​​даже правительственных учреждениях с данными свидетельств о рождении и записями о прививках. [6] Еще один сектор, затронутый этим явлением, - журналистика. Такая профессия, которая в прошлом отвечала за распространение информации, может быть подавлена ​​переизбытком информации сегодня. [7]

Методы сбора знаний из переизбытка электронной информации (например, слияние данных может помочь в сбор данных) существуют с 1970-х годов. Еще один распространенный метод работы с таким объемом информации - качественное исследование. [8] Такие подходы направлены на систематизацию информации, синтез, категоризацию и систематизацию, чтобы сделать ее более удобной для использования и облегчить поиск.

Содержание

Модели роста

  • Мировые технологические возможности для хранения информации выросли с 2,6 (оптимально сжатых) эксабайт в 1986 году до 15,8 в 1993 году, более 54,5 в 2000 году и до 295 (оптимально сжатых) эксабайт в 2007 году. Это эквивалентно менее чем одному 730 МБ. CD-ROM на человека в 1986 г. (539 МБ на человека), примерно 4 CD-ROM на человека 1993 г., 12 CD-ROM на человека в 2000 году и почти 61 CD-ROM на человека в 2007 году. Накапливая предполагаемые 404 миллиарда CD-ROM с 2007 года будет создавать стек из земной шар к Луна и четверть этого расстояния (при толщине 1,2 мм на CD). [9]
  • Мировой технологический потенциал для одностороннего получения информации транслировать В сетях было 432 экзабайта (оптимально сжатой) информации в 1986 году, 715 (оптимально сжатых) экзабайт в 1993 году, 1200 (оптимально сжатых) эксабайт в 2000 году и 1900 в 2007 году. [9]
  • Эффективная способность мира к двустороннему обмену информацией телекоммуникации сети составляли 0,281 экзабайта (оптимально сжатой) информации в 1986 году, 0,471 в 1993 году, 2,2 в 2000 году и 65 (оптимально сжатых) экзабайт в 2007 году. [9]

Новый показатель, который используется в попытке охарактеризовать рост персональной информации, - это объем дисковой памяти на человека (DSP), который измеряется в мегабайтах на человека (где мегабайты 10 лет 6 байты и сокращенно MB). Global DSP (GDSP) - это общее пространство на жестком диске (в МБ), на котором проданы новые устройства за год, деленное на мировое население в том году. Метрика GDSP - это грубая мера того, сколько дискового пространства можно было бы использовать для сбора данных о населении мира по отдельным людям. [6] В 1983 году был выпущен один миллион фиксированных приводов с общим числом 90 терабайты были проданы по всему миру; Диски на 30 МБ занимали самый большой сегмент рынка. [10] В 1996 году было продано 105 миллионов дисков общим объемом 160 623 терабайта с 1 и 2 дисками. гигабайт движет лидером отрасли. [11] К 2000 году, когда в отрасли лидируют диски емкостью 20 ГБ, общий объем проданных жестких дисков за год, по прогнозам, составит 2 829 288 терабайт. В 1997 году объем продаж жестких дисков достигнет 34 миллиардов долларов.

В соответствии с Латанья Суини, сегодня в сборе данных можно выделить три тенденции:

Связанные термины

Вызовы

Несмотря на то, что обилие информации может быть полезным на нескольких уровнях, некоторые проблемы могут вызывать беспокойство, например: Конфиденциальность, правовые и этические нормы, фильтрация и точность данных. [13] Фильтрация относится к поиску полезной информации среди большого количества данных, что относится к работе специалистов по данным. Типичный пример необходимости фильтрации данных (сбор данных) находится в сфере здравоохранения, поскольку в ближайшие годы должны появиться электронные записи (Электронные медицинские записи) имеющихся пациентов. Имея такой объем доступной информации, врачи должны будут иметь возможность определять закономерности и выбирать важные данные для постановки диагноза пациента. [13] С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, наличие такого большого количества общедоступных данных затрудняет предоставление фактически анонимных данных. [6] Еще один момент, который следует принять во внимание, - это правовые и этические нормы, которые касаются того, кто будет владельцем данных, как часто он / она обязаны публиковать их и на какой срок. [13] При таком большом количестве источников данных еще одной проблемой будет их точность. Недоверенный источник может быть оспорен другими, заказав новый набор данных, вызывая повторение информации. [13] По словам Эдварда Хута, еще одной проблемой является доступность и стоимость такой информации. [14] Уровень доступности можно улучшить либо за счет снижения затрат, либо за счет повышения полезности информации. По словам автора, сокращение затрат могло бы быть осуществлено ассоциациями, которые должны оценить, какая информация имеет отношение к делу, и собрать ее более организованным образом.

Веб-серверы

По состоянию на август 2005 г. насчитывалось более 70 миллионов веб-серверы. [15] По состоянию на сентябрь 2007 г. [Обновить] было более 135 миллионов веб-серверов. [16]

Блоги


Как известно, острота этого кризиса к концу ХХ века отчасти снизилась благодаря успехам и технологии, намного обогнавшей арифметическую прогрессию роста материальных благ, и просвещения, резко сократившего рождаемость в цивилизованных странах. Тем не менее двести лет спустя после Мальтуса обнаруживается новая растущая диспропорция в развитии человечества — уже не демографическая, а информационная. Это диспропорция между человечеством как совокупным производителем информации и отдельным человеком как её потребителем и пользователем.

Основной закон истории по-разному формулировался у Вико и Мальтуса, у Гегеля и Маркса, у Шпенглера и Питирима Сорокина: как рост народонаселения или самопознание абсолютного разума, как усиление классовой борьбы или расцвет и увядание цивилизаций. Мне хотелось бы предложить свою формулу, которая не притязает на универсальность, но пытается объяснить некоторые особенности текущего момента.

Основной закон истории — отставание человека от человечества. Возрастают диспропорции между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной биологическим возрастом, и социально-технологическим развитием человечества, для которого пока не видно предела во времени. Увеличение возраста человечества не сопровождается столь же значительным увеличением индивидуальной продолжительности жизни. С каждым поколением на личность наваливается всё более тяжёлый груз знаний и впечатлений, которые были накоплены предыдущими веками и которые она не в состоянии усвоить.

Значит, индивид всё более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце.

Но за таким поверхностным восприятием стоит, в сущности, травматический опыт, результатом которого и является пониженная смысловая чувствительность. Теория травмы — один из самых динамичных разделов психологии и вообще гуманитарных наук в последнее десятилетие ХХ века.

В этом смысле поздний советский концептуализм может рассматриваться как травматическое событие (Trauma: Explorations in Memory. Cathy Caruth (ed.). Baltimore and London: the Johns Hopkins UP, 1995, p. 156).

Знаменательно, что концептуализм появился не в десятилетия массированного натиска идеологии, а позже, когда идеология перестала восприниматься буквально, — как своего рода запоздалая отдача образов и звуков, накопленных зрением и слухом, но отторгнутых сознанием. Пока мы воспринимаем идеологию как прозрачное свидетельство о реальности, растворяем её в своём сознании, она скрывает от нас собственную знаковую реальность — которая становится оглушительной и травмирующей, как только мы перестаём верить и понимать, но продолжаем воспринимать. Это восприятие минус понимание (а также минус доверие) и создаёт шизофренический раскол между органами чувств, которые продолжают наполняться образами и знаками, и интеллектом, который более не впускает и не перерабатывает их.

Тот же самый травмирующий процесс шёл и в западной культуре под воздействием массовых средств коммуникации, нарастающий натиск которых парализовал способности восприятия уже двух поколений. Одно только телевидение со своими сотнями каналов и тысячами ежедневных передач повергает зрителя в интеллектуальный паралич. Избыток разнообразия может так же травмировать, как избыток повторяемости и однообразия. В этом смысле бесконечный информационный поток Запада по своему травматическому воздействию соотносим с чудовищным упорством и однообразием советской идеологической системы.

Результатом в обоих случаях была травма сознания, давшая на рубеже 60—70-х годов толчок развитию постмодернизма с его оцепенённой и как бы сновидческой ментальностью: всё, что ни проплывает перед зрением и слухом, воспринимается как единственная, последняя, доподлинная реальность. Тексты, графики, экраны, мониторы — а за ними ничего нет, они никуда не отсылают.

Таковы референции постмодернизма как травматического опыта — они ведут к реальности не прямо, а от противного, подобно тому как реальность, окружавшая калеку, может быть воспроизведена не по его искажённым и ущербным впечатлениям от неё, а по тем воздействиям, которые, собственно, и сделали его калекой. Сожжённая кожа или ослепшие глаза не воспринимают тепла или света, но именно поэтому достоверно передают реальность взрыва, причинившего увечье. Бесчувственность правдиво отражает ситуацию подавления чувств.

В этом смысле постмодернизм — зрелое самосознание увечной культуры, и не случайно так распространены в его топике образы калек, протезов, органов без тела и тела без органов.

ХХ век — начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, подсоединённых к органам чувств. По мере встраивания человека в грандиозно распростёртое информационное тело человечества неизбежно будут возрастать протезно-электронные составляющие индивидуального тела, ибо ему будет не хватать глаз, ушей, рук для восприятия и передачи всей информации, необходимой для исполнения человеческих функций. Там, где органы утрачивают взаимосвязь в едином целом организма, они опосредуются протезами — экранами, дисками, компьютерами, телефонами, факсами. Всё это — удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации. Между моей рукой, которая в этот момент нажимает на клавиши компьютера, и моими глазами, которые смотрят на экран, находятся десятки проводов, тысячи мегабайт электронной памяти и непредставимое для меня число микропроцессоров и микросхем. Да, собственно, и части моего тела, опосредованные протезами, сами выступают как некие более или менее удобные линии коммуникации, как заменители проводов и микропроцессоров, как протезы протезов.

Можно предвидеть наступление времени, когда только исключительные индивиды будут в состоянии соответствовать уровню информационного развития цивилизации, то есть быть воистину цивилизованными и воистину людьми. Потом отстанут и они, и цивилизация понесётся вперёд — уже не просто никем не управляемая, но и никем в целом не воспринимаемая, — как вихрь, проносящий мимо кучи пыли и какие-то непонятные обломки. Между человеком и человечеством становится всё меньше общего, так что смысла лишается сама корневая связь этих двух слов.

Отсюда, кстати, и преобладание критики над литературой, вообще вторичных, метадискурсивных языков над первичными, объектными: это тоже способ сжатия, сокращения больших культурных масс с целью приспособить их к малому масштабу человеческой жизни. Культура человечества интенсивно перерабатывает себя в микроформы, микромодели, доступные для индивидуального обзора и потребления (если бы удалось вдруг чудом увеличить средний срок человеческой жизни до тысячи лет, культура опять приняла бы более экстенсивный характер, люди не торопясь читали бы Гомера и Толстого в размерах подлинников, и отводили бы лет двадцать на изучение только античности). Отсюда же и создание высокотехничных форм хранения и передачи информации. Раньше в поисках нужных книг приходилось ездить по всему миру, вскоре не нужно будет даже ходить в библиотеку, ибо все книги умещаются в памяти маленького компьютерного ящика.

Данный этюд не претендует выйти за пределы алармистского жанра.

*Алармизм (от английского alarm — тревога, сигнал опасности) — предупреждение человечества о грозящих ему бедах и соответствующий стиль мышления, жанр научной литературы и публицистики. В какой-то степени можно назвать древнейшими алармистами библейских пророков. Светский алармизм Нового времени исходит из исторически сложившихся гибельных и саморазрушительных тенденций в развитии человечества. Мальтус заложил основы алармистского дискурса, который в XX веке получил новый мощный импульс от экологов, защитников зелёной среды. Алармистский дискурс следует отличать от революционного и утопического (хотя элементы всех трёх соединяются, например, в марксизме), поскольку он предупреждает об опасности, бьёт тревогу, но не обязательно указывает выход из кризисной ситуации или вообще предполагает возможность такого выхода.

Двести лет спустя после Мальтуса в повестку XXI века встаёт закон ускоренного производства информации и как следствие его — растущий разрыв между человеком и человечеством.

Читайте также: