Какие правила пожарной безопасности предусмотрены для пассажиров железнодорожного транспорта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Брошюра Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте

Усиленная информационно-разъяснительная кампания проходила во всех субъектах РФ, входящих в зону обслуживания столичной магистрали. Железнодорожники посещали учебные заведения, проводили лекции-беседы по безопасности, демонстрировали специальные видеоролики, раздавали буклеты и памятки. Проведенная работа позволила напомнить правила безопасного поведения на железной дороге более 22 тыс. пешеходам.

Также в рамках акции специалисты Московской железной дороги совместно с сотрудниками полиции проводились рейды, во время которых задержали более 800 нарушителей, 33 из них привлекли к административной ответственности.

Кроме того, МЖД направила более 250 писем в адрес учебных заведений, организаций, правоохранительных органов и исполнительной власти с предложением подключиться к акции.

Московская железная дорога призывает граждан неукоснительно соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге!

Помните, что их нарушение опасно для здоровья и жизни!

Московская железная дорога обращается ко всем гражданам, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, с убедительной просьбой запомнить

и неукоснительно соблюдать правила безопасности граждан

на железнодорожном транспорте.

1. НЕ ходить по железнодорожным путям!

2. НЕ перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом (чтобы остановить поезд, идущий со скоростью 100-120 км/ч, требуется от 700 до 1000 метров тормозного пути!)

3. НЕ прыгать с платформ!

4. НЕ подлезать под платформу и подвижной состав!

5. НЕ играть вблизи железнодорожных путей!

6. НЕ кататься на кабинах и крышах электропоездов!

7. НЕ класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!

8. НЕ бросать камни в движущийся электропоезд (это приводит к увечью или смерти пассажира, который может оказаться так же и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком!).

9. НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.

10. НЕ пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по сотовому телефону (при этом можно не услышать приближающийся поезд и сигнал машиниста поезда).

11. НЕ оставлять ребенка без присмотра на железнодорожных путях, платформах!

Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять.

Лица, нарушающие Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ЖД.jpg

Как отметил начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Московской дирекции инфраструктуры Александр Семёнов, проводивший открытый урок, учебные заведения выбраны неспроста – они расположены рядом с железной дорогой, поэтому очень важно в начале нового учебного года напомнить подросткам правила безопасности. Кроме того, столичные железнодорожники постоянно ищут новые формы взаимодействия с молодым поколением, чтобы занятия были интересными, полезными, а полученные знания лучше усваивались.

Железнодорожники отвечали и на другие вопросы, которые возникали у детей во время поездки. Так, ребята видели, как проходит процесс строительства новых пассажирских платформ остановочного пункта Ленинградская, которые будут расположены ближе к Московскому центральному кольцу. Ребятам рассказали об организации этих работ, в том числе с точки зрения безопасности – как работают строители при постоянном потоке поездов. Также учащиеся получили ответы о различных профессиях на железной дороге, их специфике и особенностях.

Во время акции во всех регионах прохождения столичной магистрали была развернута усиленная информационно-разъяснительная работа с населением о правилах безопасного поведения на железной дороге. Особый акцент сделан на предотвращение несчастных случаев с детьми.

Активизация дополнительных мер в этот период связана с приближающимися новогодними праздниками, длительными школьными каникулами, а также в связи с наступлением зимы.

В рамках месячника было увеличено количество посещений железнодорожниками учебных заведений для проведения уроков по безопасности, совместных с правоохранительными органами специальных рейдов на перегонах, станциях и в местах массового нарушения пешеходами правил поведения, а также на железнодорожных переездах, по которым проходят маршруты школьных автобусов.

Железнодорожники предлагают всем образовательным учреждениям проводить уроки безопасности с подростками и детьми.

Важную роль в формировании культуры безопасного поведения на железной дороге и снижении количества несчастных случаев играет каждый пешеход. Именно нарушения правил поведения являются основными причинами, приводящими к травмированию или гибели людей.

Московская железная дорога призывает граждан не оставаться в стороне, неукоснительно соблюдать меры предосторожности и напомнить правила безопасности на железной дороге своим родным и близким.

Не находитесь сами и не допускайте нахождения детей в неустановленных местах железнодорожной инфраструктуры.

Инциденты с участием пригородных и пассажирских поездов вызывают у железнодорожников особую тревогу. Водители, проезжающие переезд на запрещающие сигналы, рискуют не только собственной жизнью, но и создают опасность для пассажиров железнодорожного транспорта, локомотивных бригад.

Железнодорожники призывают водителей неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов. Помните, что их нарушение опасно не только для вашей жизни, но и создают угрозу жизни и здоровью пассажиров, работников железнодорожного транспорта.

Правила пожарной безопасности в поездах

Несмотря на то, что поезд является одним из самых безопасных видов транспорта для передвижения, в пути всегда есть риск столкнуться с непредвиденной ситуацией. Наиболее частой причиной получения травм являются пожары. Ниже приведено лишь несколько правил пожарной безопасности, установленных для проезда в поезде.

Личные правила пожарной безопасности

Для исключения пожара в пассажирском транспорте следует:

  • Отказаться от провоза запрещенных легковоспламеняющихся веществ;
  • Не подключать к сетям электропитания в салоне поезда неисправные приборы;
  • Отказаться от использования открытых источников огня.

Меры пожарной безопасности на случай возникновения пожара в поезде

При обнаружении очага возгорания в поезде следует:

  • Довести информацию о пожаре проводнику вагона;
  • Отказаться от попытки остановить поезд срывом стоп-крана. Решение о применении системы экстренного торможения поезда может принять его начальник или проводник;
  • Закрыть окна и двери, попытаться изолировать очаг возгорания. Распространению огня способствует кислород;
  • При возможности взять огнетушитель или одеяло, попытаться погасить пожар самостоятельно при условии его малой локализации;
  • При распространении пожара принять участие в эвакуации. Соблюдать требования проводников, оказывать помощь пожилым, женщинам и детям для выхода из горящего поезда;
  • Если поезд продолжает ехать, а огонь продолжает распространяться, необходимо перейти в соседний вагон, желательно по направлению движения поезда;
  • При сильном задымлении нужно передвигаться, наклонившись как можно сильнее к полу. Намочите платок или тряпку водой, плотно прижмите ее к лицу, чтобы у вас была возможность дышать в условиях задымления;
  • После остановки поезда покиньте горящий состав, отойдите от вагонов на безопасное расстояние;
  • В случае, если вы оказались блокированы огнем в вагоне, заприте дверь, подавайте сигналы из окна, чтобы вас могли заметить прибывшие на место спасатели.

Если вы попали в любую чрезвычайную ситуацию, незамедлительно звоните по номеру 112 в МЧС.

ГОСТ Р 55183-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ

Требования пожарной безопасности

Passenger cars on locomotive traction. Fire safety requirements

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности пассажирских вагонов локомотивной тяги (далее - вагоны), ограничивающие возможность возникновения в них пожара и обеспечивающие сохранение жизни и здоровья людей, а также снижение материальных потерь при воздействии опасных факторов пожара (ОФП).


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 2850 Картон асбестовый. Технические условия

ГОСТ 6102 Ткани асбестовые. Общие технические требования

ГОСТ 17675-87 Трубки электроизоляционные гибкие. Общие технические условия

ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия

ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 50810-95 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация

ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53325-2009 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 54893 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите

ГОСТ Р 55182 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту (см. [1]), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 двухэтажные пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) специального назначения, в которых помещения вагона выполнены в двух уровнях (один над другим).

3.2 монтаж с ограниченной подвижностью проводов и кабелей: Прокладка провода или кабеля свободно в трубах, желобах, коробах, металлорукавах и т.п., при этом на концах проводов и кабелей или другом месте по длине может быть свободная петля, периодически изгибаемая на угол 180° с радиусом изгиба не менее пяти диаметров кабеля или провода с одновременным закручиванием.

3.3 облицовка: Декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл) или тонкий отделочный материал с декоративной поверхностью (бумажно-слоистый пластик, пленки, ткани).

3.4 огнестойкость конструкции пассажирского вагона: Способность конструкции пассажирского вагона сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара в течение нормированного времени.

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

3.6 противопожарная отступка: Расстояние от наружной поверхности печи (котла) или дымового канала (трубы) до защищенной или не защищенной от возгорания стены или перегородки из горючих или трудногорючих материалов.

3.7 противопожарная преграда: Конструкция в виде стены, перегородки или перекрытия, предназначенная для предотвращения распространения пожара в примыкающие к ним помещения в течение нормируемого времени.

3.8 противопожарная разделка: Утолщение стенки печи (котла) или дымового канала (трубы) в месте соприкосновения ее с конструкцией вагона, выполненное из горючего или трудногорючего материала.

3.9 специальные вагоны пассажирского типа (специальные вагоны): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам (вагон с кафе-буфетом, вагон-ресторан, багажный вагон, почтовый вагон, вагон-электростанция, вагон повышенной комфортности, вагон-салон, туристический вагон, вагон-гараж, вагон-передвижная камера хранения, вагон с трансформируемыми купе), и вагоны, предназначенные для организации обслуживания населения (вагон-магазин, вагон-клуб, вагон-поликлиника, вагон-храм и другие).

3.10 термоиндикаторные краски: Краски, содержащие различные химические соединения, которые способны изменять свой цвет при температурах от 35°C до 1600°C.

4 Требования к материалам, конструкциям внутреннего оборудования и противопожарным преградам вагона

4.1 Общие положения

4.1.1 Вещества и материалы по показателям их пожарной опасности классифицированы техническим регламентом (см. [1], статьи 12, 13).

4.2 Требования к материалам внутреннего оборудования

4.2.1 Материалы, используемые при изготовлении вагонов, должны иметь документ, подтверждающий их соответствие требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном техническим регламентом (см. [1], статья 145), и экспертное заключение, подтверждающее санитарно-гигиеническую и токсикологическую безопасность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия (см. [2], статья 42, пункт 2).

4.2.2 Неметаллические материалы, применяемые для конструкций внутреннего оборудования вагонов, должны быть согласованы с органами пожарного надзора на железнодорожном транспорте и иметь документально подтвержденные испытаниями показатели пожарной опасности по группе горючести, коэффициенту дымообразования, индексу распространения пламени и токсичности продуктов горения согласно ГОСТ 12.1.044-89 (подразделы 2.1, 2.14, 2.15 и 2.16 соответственно), по воспламеняемости согласно ГОСТ Р 50810-95 (разделы 6, 7).

Требования к материалам, применяемым во внутреннем оборудовании вагонов по показателям их пожарной опасности, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели пожарной опасности применяемых материалов

Показатели пожарной опасности материала

Группа горючести материала

Индекс распро-
странения пламени, не более

Коэффи-
циент дымообра-
зования, м/кг, не более

Показатель токсичности, г/м, более

Для подшивки термоизоляции крыши, термоизоляции крыши при отсутствии ее подшивки, воздуховода вентиляционной установки, потолков.

Допускается по согласованию с органом пожарного надзора на железнодорожном транспорте использовать для изготовления и замены потолков вагонов трудногорючие материалы

Для термоизоляции кузова, рундуков

Негорючий или трудногорючий

Для перегородок, багажных полок, каркасов спальных полок (диванов) и кресел, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, обрешетки потолков и крыши, труб водоснабжения и водяного пожаротушения

Негорючий или трудногорючий

Для облицовки потолков, облицовки поверхностей стен, перегородок, мебели

Для гидроизоляции термоизоляции, гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб, баков водоснабжения, труб отопления, воздуховодов

В пути следования пассажирских поездов ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут начальник пассажирского поезда и проводники вагонов.

Требования пожарной безопасности при подготовке вагона в рейс.

Проводник обязан проверить:

1. работоспособность потребителей электроэнергии кратковременным включением их с пульта управления

2. осмотреть кипятильник (обязательно проверить наличие и исправность пламяотражателя)

3. проверить порядок хранения топочного материала

4. проверить наличие и сроки переосвидетельствования огнетушителей

Требования по обеспечению пожарной безопасности в пути следования поезда

Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в неотведенных для этого местах.

1. Выбрасывать золу и мусор при движении поезда и на стоянках. Выбрасывать эти предметы следует только на станциях.

2. хранить посторонние предметы, топливо в котельном отделении, местах установки электроприборов, в тамбурах, проходах, в ящиках с электрооборудованием.

3. сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, кипятильниках и выпускных трубах.

4. использовать для освещения и отогрева открытый огонь

5. хранить и перевозить легковоспламеняющиеся жидкости.

6. подключать электронагревательные и другие бытовые устройства там, где это не предусмотрено конструкцией вагона

7. растапливать кипятильник при помощи легковоспламеняющихся жидкостей и средств

8. курить в тамбуре с рабочей стороны и в котельном помещении

9. самостоятельно ремонтировать оборудование вагона

10. оставлять вагоны без надзора

Основные причины возникновения пожара в вагоне:

1. отказы электрической цепи

2. неисправность предохранительных устройств (РМН, РПН, плавких предохранителей и т.д.

4. вмешательство в работу электрооборудования проводников вагонов (ремонт, регулировка и т.д.)

5. растопка котлов и кипятильника легковоспламеняющимися веществами

6. неосторожное обращение с огнем и использование открытого огня

7. курение в неустановленных местах, провоз легковоспламеняющихся грузов

Причины пожаров в подвагонном оборудовании:

1. короткое замыкание аккумуляторов в аккумуляторной батарее

2. пониженный уровень электролита в аккумуляторах

3. пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи

4. повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи

5. неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи

В пути следования пассажирских поездов ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут начальник пассажирского поезда и проводники вагонов.

Требования пожарной безопасности при подготовке вагона в рейс.

Проводник обязан проверить:

1. работоспособность потребителей электроэнергии кратковременным включением их с пульта управления

2. осмотреть кипятильник (обязательно проверить наличие и исправность пламяотражателя)

3. проверить порядок хранения топочного материала

4. проверить наличие и сроки переосвидетельствования огнетушителей

Требования по обеспечению пожарной безопасности в пути следования поезда

Проводник обязан контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в неотведенных для этого местах.

1. Выбрасывать золу и мусор при движении поезда и на стоянках. Выбрасывать эти предметы следует только на станциях.

2. хранить посторонние предметы, топливо в котельном отделении, местах установки электроприборов, в тамбурах, проходах, в ящиках с электрооборудованием.

3. сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, кипятильниках и выпускных трубах.

4. использовать для освещения и отогрева открытый огонь

5. хранить и перевозить легковоспламеняющиеся жидкости.




6. подключать электронагревательные и другие бытовые устройства там, где это не предусмотрено конструкцией вагона

7. растапливать кипятильник при помощи легковоспламеняющихся жидкостей и средств

8. курить в тамбуре с рабочей стороны и в котельном помещении

9. самостоятельно ремонтировать оборудование вагона

10. оставлять вагоны без надзора

Основные причины возникновения пожара в вагоне:

1. отказы электрической цепи

2. неисправность предохранительных устройств (РМН, РПН, плавких предохранителей и т.д.

4. вмешательство в работу электрооборудования проводников вагонов (ремонт, регулировка и т.д.)

Читайте также: