Наличие в учебном плане оо психологических мероприятий в доу
Обновлено: 02.07.2024
оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, совершенствование научной организации образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС
1. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
Мероприятия
Ответственные
1. Диагностическая работа
1. Психологическая адаптация детей в условиях детского сада
Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада
Наблюдение по параметрам:
- социальные контакты: с детьми и взрослыми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
2. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
3.Диагностическая работа с педагогами:
-Оценка особенностей развития ребёнка,
с вновь поступившими детьми
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
2.Конультации для родителей:
для родителей всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3. Просветительская работа
педагоги всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
1.Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
2. Интеллектуальных способностей детей по экспресс-диагностике МЭДИС (под редакцией В.Г.Колесниковой)
Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей дошкольников
4. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
5.Диагнотическая работа с педагогами:
- Оценка особенностей развития ребёнка,
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
родители подготовительной группы
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
родители всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1.Диагностическая работа
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы.
2.Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении, отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре.
Цель: изучение эмоционального благополучия детей в детском саду.
воспитанники 5-6 лет
воспитанники 5-6 лет
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1. Консультирование педагогов по интересующим вопросам
педагоги, обратившиеся за консультацией
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей
2. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг)
3. Диагностическая работа с родителями:
Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является оказание не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка
Программа мероприятий психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса ДОУ.
Пояснительная записка.
Опыт работы в ДОУ привел к пониманию, важности осуществления комплекса мероприятий различной психологической работы для создания условий, при которых ребенок будет развиваться успешно. Основным принципом работы является оказание не только оказание помощи в нужный момент, а долговременная поддержка.
В настоящее время рассматриваются различные по содержанию и структуре подходы к осуществлению сопровождения, мною предпринята попытка организовать сопровождение воспитанников так, чтобы все основные направления работы (коррекционно-развивающая, психологическое просвещение и др.) осуществлялись в комплексе и это позволяет наладить более эффективное взаимодействие между педагогами и родителями.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для психологического развития ребенка в ситуации взаимодействия.
Программа представляет собой описание комплекса психологических мероприятий.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей, посещающих ГДОУ, а также оказание помощи педагогам по усилению в профессиональном сознании роли таких ценностей как: учет индивидуальных психологических особенностей воспитанников при осуществлении образовательной деятельности и постоянный анализ последствий и индивидуальной цены педагогических воздействий для каждого ученика.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
просветительская работа по усилению в профессиональном сознании педагогов ценности осуществления индивидуального подхода к воспитанникам – по достижению понимания педагогами необходимости взаимодействия с педагогом-психологом и внедрения психологических знаний в образовательной деятельности.
проведение консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития ребенка и по психологических аспектам организации образовательного процесса с опорой на результаты мониторинга развития воспитанников.
проведение коррекционно-развивающих мероприятий с воспитанниками составленных на основе психологических исследований.
обобщение материалов работы по программе.
Участники программы:
воспитанники компенсирующих (коррекционных логопедических) групп старшего дошкольного возраста, воспитанники общеобразовательной подготовительной группы;
педагогический коллектив ДОУ;
Длительность реализации:
Программа рассчитана на многолетнее сопровождение воспитанников и предполагает прослеживание развития одних и тех же воспитанников на протяжении нескольких учебных лет.
Условия проведения:
наличие психодиагностического инструментария
для реализации программы необходимы расходные материалы
ведение электронной базы данных документов ( карты развития, протоколы психолого-педагогической диагностики и т.д.)
использование ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)
Содержание программы:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического сопровождения воспитанников ДОУ.
Подбор методик для психодиагностических исследований, подготовка стимульного и расходного материала.
Проведение организационных совещаний педагогов по вопросам диагностических исследований.
Теоретико-практическая подготовка коллектива к восприятию, принятию, и освоение способов использования психологической информации об индивидуальных особенностях воспитанников в практике педагогической деятельности.
выступления на педагогических советах по проблемам интеллектуального и личностного развития детей;
ведение тематических консультаций для педагогов,
оказание помощи педагогов в подготовке и проведении родительских собраний.
Процесс сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и развития ребенка. Для получения и анализа используются различные методы и методики: наблюдении, интервью и беседы с родителями, методики диагностики познавательных психических процессов и изучения личности.. Таким образом, диагностика является информационным обеспечением процесса сопровождения. Полученные данные необходимы для составления психологического портрета дошкольника, для определения путей оказания помощи ребенку, а также для оказания помощи педагогам и родителям в построении педагогического общения и взаимодействия с детьми. Диагностика осуществляется в 2-ух направлениях:
Диагностический минимум (комплексное обследование воспитанников коррекционных групп проводится 2 раза в учебный год).
Диагностика развития познавательных психических процессов
Логопедические группы старшего дошкольного возраста
Диагностика развития познавательных психических процессов
подготовительного дошкольного возраста
Диагностика эмоционального состояния воспитанников
логопедические группы старшего и подготовительного возраста
Методика исследования эмоционального состояния
(по Э. Т. Дорофеевой).
Определение уровня психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе:
1. определение исходного уровня готовности к обучению в школе воспитанников
Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
• Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
• Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению в школе.
• Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно- развивающей работы.
• Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
• Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвящения.
Основные направления работы:
2. Коррекционно – развивающее.
4. Просветительское и профилактическое.
Формы работы:
Период Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями
Сентябрь
1. Оформление рабочей документации.
2. Наблюдение за детьми в ясельных группах в период адаптации.
3. Проведение профилактических занятий на снятие психоэмоционального напряжения в адаптационных группах.
3. Скрининговая диагностика готовности детей к школе в подготовительных группах.
4. Скрининг (совместно с педагогами) психологического фона развития сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер у детей дошкольных групп (выявление группы риска).
5. Формирование группы риска, составление индивидуальных программ на каждого ребенка в группе риска.
2. Рекомендации по результатам мониторинга адаптации детей.
3. Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).
4. Подведение итогов адаптации детей к ДОУ (аналитическая справка).
5. Подведение итогов по результатам диагностики готовности к школе (аналитическая справка).
6. Совместно с педагогами составление индивидуальных программ на детей группы риска.
1. Первичная диагностика родителей (анкетирование) по определению психолого-педагогических параметров готовности детей к поступлению в ДОУ.
5. Индивидуальное консультирование родителей по запросам.
6. Оформление информационных уголков:
Октябрь
1. Формирование подгрупп для коррекционно-развивающей работы по развитию сенсорной, личностной и эмоционально-волевой сфер.
2. Составление психолого-педагогических заключений на детей группы риска.
3. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения по индивид. программам);
1. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций (логопедические, подготовительные группы).
2. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
4. Консультирование по интересующим вопросам
1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам.
2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.
3. Наглядная стендовая информация:
Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.
Ноябрь
1. Диагностическое обследование проблемных детей – формирование банка данных, подготовка к ПМПК. Составление психолого-педагогических заключений.
2. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения по индивид. программам);
1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК. Участие в составе ПМПК.
2. Рекомендации по улучшению психологического комфорта детей в ДОУ.
5. Консультирование по интересующим вопросам
1. Оформление в группах информационных уголков психологической консультации:
По запросам педагогов.
2. Индивидуальное консультирование, выдача рекомендаций.
3. Разработка памяток по запросу воспитателей.
Декабрь
1. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные угры и упражнения по индивид. программам);
2. Изучение микроклимата во всех группах.
1. Индивидуальные рекомендации по интересующим вопросам.
2. Консультация: «Какой он – одаренный ребенок
1. Оформление в группах уголков психологической консультации:
2. Консультирование по интересующим вопросам.
Январь
1. Диагностическое обследование детей подготовительных (сравнение с началом года).
3.. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам);
1. Составление рекомендаций по формированию гуманных отношений между воспитателями и детьми.
2. Изучение психологического микроклимата в ДОУ (методика Ф. Фидлера).
3. Консультирование по интересующим вопросам.
1. Разработка памяток для родителей:
2. Оформление уголка психологических консультаций:
3. Консультирование по интересующим вопросам.
Февраль
1. Диагностическое обследование детей средних групп, составление психологическмх характеристик для представления на ПМПК (выявление проблемных категорий детей).
2.. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам);
1. Сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, предоставляемых на ПМПК.
3. Проведение анкетирования, составление рекомендаций.
4. Консультирование по интересующим вопросам
1. Оформление в группах уголков психологической консультации:
2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
1. Участие в составе ПМПК к ДОУ.
2.. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам);
1. Участие в составе ПМПК.
2. Подведение итогов после ПМПК, обработка психолого-педагогического заключения на детей.
3. Формирование подгрупп детей с ОНР к следующему учебному году.
4. Составление рекомендаций.
5. Консультирование по интересующим вопросам
1. Наглядная стендовая информация:
2. Консультирование родителей по интересующим вопросам.
Апрель
1. Диагностическое обследование детей подготовительных групп.
2. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам);
3. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.
1. Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития: рекомендации.
2. Изучение творческого потенциала педагогов (методика Е. Торранса для взрослых).
3. Консультирование по интересующим вопросам
1. Выступления на родительских собраний (по плану воспитателей).
2. Наглядная стендовая информация:
4. Консультирование по интересующим вопросам
1. Написание аналитических отчетов:
o о готовности детей подготовительных групп к школе;
o о проделанной работе за учебный год.
2.. Проведение коррекционно—развивающей работы:
o с детьми группы риска (коррекционные игры и упражнения по индивид. программам);
2. Консультирование по интересующим вопросам.
3. Консультации, рекомендации, выдача памяток воспитателям адаптационных групп в следующем новом учебном году.
1. Составление домашнего задания детям недостаточно подготовленных к школе.
2. Наглядная стендовая информация:
3. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.
Годовой план педагога-психолога Годовой план педагога-психолога Жмуриной О. Ф. (2016-2017гг) Период Работа с детьми Работа с коллегами Работа с родителями Сентябрь 1. Тренинг.
Годовой план работы педагога-психолога на 2016–2017 учебный год (на 1,0 ставку) Утверждаю Заведующая ДОУ № 112 ___М. М. Лаптенкова ПЛАН РАБОТЫ педагога – психолога ДОУ № 112 г. Липецка.
Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина запись закреплена
ГОТОВИМСЯ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ.
Здравствуйте, коллеги!
Как оформлять годовой план каждый решает сам. Нет нормативного документа который утверждает форму годового плана.
Я подготовила для вас образцы годовых планов. Вы можете воспользоваться этими шаблонами, а можете сделать что-то своё.
Читайте также: