Какие положения программ крестьянской войны говорят о влиянии реформации на их составителей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Требования участников Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 г.г. были изложены в документе, который получил название "Двенадцать статей." Этот документ являлся манифестом сторонников Реформации, которая набирала сторонников по всей Германии. Крестьянская война была, как бы, продолжением реформации. Так как простые люди, услышав эти статьи, решили бороться за свои права.

Одними из пунктов этого документа было: позволить самостоятельно выбирать приходского священника, уменьшение церковного сбора (десятины).

Вопрос:

Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

Полный ответ:

Требования участников Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 г.г. были изложены в документе, который получил название "Двенадцать статей." Этот документ являлся манифестом сторонников Реформации, которая набирала сторонников по всей Германии. Крестьянская война была, как бы, продолжением реформации. Так как простые люди, услышав эти статьи, решили бороться за свои права.

Одними из пунктов этого документа было: позволить самостоятельно выбирать приходского священника, уменьшение церковного сбора (десятины).

Итоги Реформации: 1. Католический мир прекратил существование. 2. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей. 3. Повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы. 4. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. 5. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о политическом равенстве. 6.Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. 7. Стремление к экономии, к развитию промышленности способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. 8. Протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные.

Восставшие крестьяне, так же, как и Лютер, выступали против учения католической церкви. Кроме того, они так же выступали за то, чтобы лишить церковь её огромных богатств и светской власти, ввести выборность священников. Сходились крестьяне с Лютером и вопросе об уничтожении монастырей.

XV–XVI вв. были для Европы временем духовного обновления. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных людей. Находилось все больше смельчаков, склонных к самостоятельным размышлениям, к сомнениям во всем, что еще недавно казалось незыблемым, в том числе и в вопросах веры. Этих энергичных и предприимчивых людей не устраивали средневековые идеалы смирения и аскетизма, они не хотели смотреть на земную жизнь лишь как на приготовление к жизни загробной. Оставаясь верующими, они испытывали потребность в вероучении, которое оправдывало бы такую позицию. А традиционные католические идеалы вызывали все больше критики, нередко продолжавшей и развивавшей традиции средневековых ересей.


Процессия на площади Св. Марка в Венеции. Художник Д. Беллини

Католическую церковь было за что критиковать. Современники высмеивали и обличали корыстолюбие, невежество, чревоугодие священников и монахов. Всеобщее недовольство вызывали огромные богатства церкви. Предметом зависти дворян были ее обширные земельные владения. Экономным горожанам все меньше нравились пышное церковное убранство и дорогостоящие церковные обряды. Правители хотели установить в своих государствах контроль над церковью и воспользоваться ее богатствами. Этому противились папы, претендовавшие на главенство над светской властью. Кроме того, в Рим поступали колоссальные доходы, получаемые со всех католиков Европы: плата за церковные должности, десятина, плата за исполнение обрядов… Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы пировали, охотились. Многие брали взятки, и за деньги в Риме можно было приобрести любую должность и получить отпущение любых грехов. Несоответствие образа жизни служителей церкви и того, что они проповедовали, вызывало возмущение верующих и даже духовенства.


Вспомните из курса истории Средних веков (или выясните самостоятельно), какие семь таинств признает католицизм?

Недовольство церковью нарастало по всей Европе. В какой бы стране ни вспыхнуло открытое возмущение, оно неизбежно должно было получить самый широкий отклик. В Европе назрела Реформация – широкое движение за обновление, реформу католической церкви, охватившее в XVI в. многие европейские страны.


Карикатура на католическую церковь, изображающая Антихриста в тиаре папы римского. XVI в.

Реформация началась в Германии, и это не случайно. Ни в одной другой стране Европы к началу XVI в. не накопилось столько противоречий. В отличие от многих европейских стран (Англии, Франции, Испании), в Германии, составлявшей основную часть Священной Римской империи, в это время сохранялась феодальная раздробленность. Быстрое развитие капитализма во многих отраслях промышленности причудливо сочеталось здесь с отсталостью деревни, в которой по-прежнему существовали и даже усиливались феодальные отношения.

Идеи объединения страны, ограничения произвола князей, усиления императорской власти и других перемен буквально витали в воздухе. Но многочисленным проектам реформ неизменно противостояли те силы, которые не были в них заинтересованы, и прежде всего семь наиболее могущественных князей – курфюрстов, имевших право выбирать императора. По сути, в стране все враждовали со всеми. Князья не давали усилиться императору и в то же время притесняли простых дворян; дворяне, бессильные перед лицом князей, отыгрывались на крестьянах и горожанах, жестоко страдавших от их произвола. И только в одном – в недовольстве католической церковью – сходились все слои немецкого общества. В раздробленной Германии у слабой императорской власти не было сил противиться притязаниям пап. Церковь сильно зависела от Рима и отправляла туда огромные суммы.

Мартин Лютер против папы римского

Сын разбогатевшего рудокопа, Мартин Лютер (1483–1546) учился в университете и подавал блестящие надежды, но затем бросил учебу и ушел в монастырь, стремясь найти там путь к спасению. Позже он стал священником и доктором теологии, проповедовал в церкви города Виттенберга. После долгих размышлений Лютер пришел к выводу, что милостью Божьей будет оправдан лишь искренне верующий, а те внешние проявления благочестия, которых церковь требует от верующих, не имеют никакого значения для спасения души.


Мартин Лютер. Художник Л. Кранах Старший

Идея Лютера об оправдании верой имела важные последствия, которые он и сам осознал не сразу. Ведь если человека спасает вера, то нужно ли посредничество церкви во главе с папой? Церковь должна лишь наставлять людей в религиозной жизни, помогать им понять Библию. Имущества у нее быть не должно, а то, что есть, следует секуляризировать – т. е. передать светским властям. Священники, по Лютеру, ничем не отличаются от обычных людей, и в их безбрачии нет никакого смысла. И тем более не нужны монахи…

Признавая в делах веры авторитет только Священного Писания, Лютер вопреки нормам католицизма подчеркивал, что сочинения отцов церкви, решения пап и соборов не имеют обязательной силы. Зато Библия должна быть доступна каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь. Лютер сам перевел Библию на немецкий язык, и его перевод считается замечательным памятником немецкой словесности XVI столетия.


Папа римский Лев X – противник Реформации. Художник Рафаэль

Взгляды Лютера, и особенно его идея оправдания верой, легли в основу различных реформаторских направлений в Германии и за ее пределами.


Чем отличается лютеровское понимание путей спасения от католического?

В 1520 г. римский папа издал буллу с угрозой отлучить бунтаря от церкви. В ответ Лютер публично сжег один из экземпляров папской буллы. Множилось число сторонников реформ и среди бюргеров, и среди дворян, и даже среди князей. Их поддержал и саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, во владениях которого жил Лютер.

Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге в присутствии императора Карла V. Лютер вновь отказался отречься от своих взглядов. Император встал на сторону папы и добился того, что рейхстаг резко осудил новую ересь.


М. Лютер перед императором на рейхстаге в Вормсе

Между тем сторонники Лютера от слов переходили к делу. Возбужденные проповедниками толпы уничтожали в церквах иконы – в результате погибли многие шедевры средневекового искусства. Лютер осудил такие действия: он считал, что Реформацию следует проводить только мирными средствами и что заниматься этим должны власти, а не простой народ. Однако Лютер не мог контролировать события. Начатое им дело привлекло очень многих, но каждый понимал его учение по-своему. В Реформации появились разные направления, выражавшие интересы различных слоев общества. Сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, стремясь опереться на князей и городские власти. Но были и приверженцы решительных действий, связывавшие реформу церкви с переустройством общества в целом.

Крестьянская война в Германии

Идеи Реформации быстро распространялись в народе. Многие считали, что земные порядки, противоречащие божественным установлениям, следует изменить. Среди сторонников народной Реформации выделялся Томас Мюнцер (ок. 1489–1525). Сначала он поддержал Лютера, но затем стал его непримиримым врагом.

Мюнцер полагал, что частные интересы людей должны быть подчинены целому – божественному замыслу. Понять его способны лишь те, кто действует в интересах всего общества. Это – трудовой народ, ремесленники и пахари. Взяв власть в свои руки, они установят на земле царство справедливости. А раз мирным путем им власть не отдают, значит надо вести вооруженную борьбу против препятствующих божественному замыслу господ и властей.

Эта проповедь прозвучала на фоне резкого обострения отношений между крестьянами и феодалами. Феодалы в это время стремились повысить свои доходы за счет простых землевладельцев, возрождая старые повинности и вводя новые. В ответ крестьяне организовывали заговоры против господ. Все они были раскрыты, но сыграли немаловажную роль в подготовке нового восстания, самого крупного в истории страны.



Церковь в Виттенберге, где проповедовал Мартин Лютер

Реформация в Европе в XVI в. и крестьянская война в Германии



Найдите на карте основные районы Крестьянской войны: юго-запад (Швабию), Франконию, Тюрингию, Тироль. Найдите города Хайльбронн и Франкенхаузен.

Найдите страны и области, где победило лютеранство, а также территории, где широко распространился кальвинизм.

Однако созвать съезд и обсудить эту программу крестьянам не удалось. Оправившись от первоначальной растерянности, отряды феодалов разбили повстанцев и во Франконии, и в Тюрингии, где восставших возглавлял сам Мюнцер. В мае 1525 г. превосходящие силы князей взяли штурмом укрепленный лагерь восставших у Франкенхаузена. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над участниками; был казнен и Томас Мюнцер. Считается, что в Крестьянской войне погибло около 100 тыс. человек. Положение крестьянства в целом ухудшилось, его сословное неравенство сохранилось.


Поражение Крестьянской войны стало и поражением народной Реформации, а также сторонников реформ среди бюргерства и части рыцарства. Было закреплено всевластие князей, надежды на объединение Германии надолго отодвинулись. И все же Крестьянская война осталась в истории немецкого народа как символ героической борьбы за свободу.

Дальнейшие судьбы лютеранства

Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В то же время их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государя над церковью. Многие князья перешли на сторону Реформации и присвоили себе церковные владения. Даже великий магистр Тевтонского ордена распустил орден, секуляризировал его земли и принял титул герцога Прусского. Главой церкви каждого княжества становился его государь.

Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера – лютеране заявили протест. Они утверждали, что в делах веры мнение большинства не может быть навязано меньшинству. С этого времени их стали называть также протестантами. Позже этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.

К тому времени Реформация давно перешагнула границы Германии. Число сторонников Лютера множилось всюду. По инициативе королевской власти Реформация по лютеранскому образцу была проведена в Англии, в Дании с подвластными ей Норвегией и Исландией, в Швеции с подвластной Финляндией. В каждой из этих стран церковь возглавил ее монарх. Таким образом, к середине XVI в. лютеранство возобладало в нескольких европейских странах.

В первой половине XVI в. в Европе началась Реформация – широкое движение за полное обновление католической церкви и учения, охватившее почти всю Европу. Расколов церковь, Реформация дала начало новым направлениям в христианстве. Народная Реформация потерпела поражение в ходе Крестьянской войны в Германии, лютеранство же победило в ряде стран Европы.


Теология (от греч. the?s – Бог и l?gos – слово) – то же, что богословие: систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.


• 1517 Начало Реформации в Германии.

• 1524–1525 Крестьянская война в Германии.

(Из речи Лютера на Вормском рейхстаге)

1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?

3. Почему в Реформации появились разные направления?

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

1. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов:

а) требование секуляризации церковного имущества;

б) осуждение монашества;

в) осуждение паломничества;

г) сокращение числа церковных таинств;

д) отрицание авторитета папских булл и церковных соборов.

3. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру, а какие – Мюнцеру. На основании текста параграфа и этих высказываний найдите различия во взглядах двух реформаторов:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг

§ 55. Крестьянская война 1773 – 1775 гг Положение крестьян. Известно стремление императрицы убедить всех, особенно иностранных корреспондентов, что страна при её правлении процветает, а народ живет в достатке и благоденствии. Показательны два письма Екатерины: одно

Вторая Крестьянская война

Вторая Крестьянская война Формально она началась в 1930 году – ответ крестьян на проводимую Иосифом Сталиным политику коллективизации. О ее масштабах и количестве активных участников журналисты и историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что она представляла большую

Крестьянская война

Крестьянская война тайпинов

Крестьянская война тайпинов Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА Если о Василии Шуйском практически нет солидных работ, поскольку основные события шли как бы без него и часто против него, то о крестьянской войне и Иване Исаевиче Болотникове (ум. в 1608) написано много книг и

Крестьянская война в Германии

Крестьянская война в Германии Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ Нападение крестьян на рыцаряРеформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния.

Крестьянская война (1524—1525 гг.)

Крестьянская война (1524—1525 гг.) Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524—1525 гг. Одна из ее причин — ухудшение экономического,социального и правового статуса крестьян, особенное

Коллективизация и крестьянская война

24. К чему привела Реформация в Германии?

24. К чему привела Реформация в Германии? Реформация была первым актом выступления нового, зародившегося в недрах феодального общества буржуазного сословия против феодальных порядков.Реформация началась в духовной сфере, с выступления буржуазии против католицизма –

31. Крестьянская война под руководством Пугачева

31. Крестьянская война под руководством Пугачева Начало и ход крестьянской войны. Первыми восстали казаки на реке Яик (теперь река Урал). Царское правительство лишало уральских казаков их вольностей, облагало их обременительными налогами, стремясь превратить казаков в

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ Великие географические открытия изменили жизнь европейского общества, причем были опровергнуты некоторые церковные догмы. Открытия ученых также вносили свой вклад в опровержение церковных учений о мироздании. В XVI в. под влиянием открытий,

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.) Уровень социально—экономического и политического развития Германии к началу XVI в. уступал только Нидерландам и Англии. Рост городов обусловливал интенсивную деятельность сельского хозяйства, которое стало приносить больше

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI вв. были для Европы временем духовного обновления. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

Читайте также: