Какие показатели характеризуют хорошее состояние здоровья физкультура 8 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, только 5% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больными, 50% имеют морфо-физические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Ежегодно около35% юношей невозможно призвать на военную службу по медицинским показателям.

Здоровье – это не только медицинская категория, которое зависит от множества факторов, один из них - самоконтроль. Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный утверждает, что здоровье - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психологических характеристик. Такие резервы, жизнеспособности формируются в процессе воспитания, как на уроках физкультуры, так и за его пределами. Получая физические нагрузки, ребенок должен учиться контролировать свое состояние. Даже несмотря на то, что дети от природы обладают более совершенной системой самоконтроля, чем взрослые. Ребенок растет и развивается под воздействием двух сфер- внутренней (генетические факторы естественного роста) и внешней (условия жизни, занятия физкультурой и спортом). Повышенная способность ребенка к самоконтролю позволит ему более рационально сочетать воздействие внешней среды с внутренними факторами естественного роста, защищая, таким образом еще не сформировавшийся организм от губительных перегрузок.

Физическая нагрузка – это реакция организма на выполненную работу. Величина нагрузки определяется степенью усталости человека. В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и как правило, не ошибаемся. Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Одна из задач учителя физического воспитания – сделать этот процесс осознанным и целенаправленным. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами наблюдений. Условно они подразделяются на объективные (масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечно-сосудистых сокращений) и субъективные (самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения). Осваивать с учащимися данную тему необходимо начинать в начальной школе. Последовательно обучать детей определять отрезки времени в интервалах 5, 10, 15, 20 сек.; самостоятельно фиксировать секундомером отрезки времени 3, 5, 10 сек. и т.д. Обучать детей самоконтролю лучше с 2 класса. А начиная с 5 класса учащиеся должны самостоятельно определять продолжительность выполнения упражнений во времени, учиться измерять частоту сердечных сокращений. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом благоприятно влияют на деятельность всех отделов нервной системы, и в первую очередь на работу центральной нервной системы.

Детям нужно понимать, что занимаясь физической культурой и спортом они привнесут большую пользу для себя, если следить за тем, какое воздействие оказывают физические нагрузки на их организм. Самочувствие и работоспособность, точно зеркало, отражают общее состояние здоровья организма ребенка. Занимаясь физической культурой, детям необходимо помнить о том, как упражнения влияют на организм и руководствуясь этим управлять их воздействием. Так же необходимо знать о методах субъективного самоконтроля.

Регулярно занимаясь физическими упражнениями, необходимо вести дневник самонаблюдения. С помощью данных из дневника можно проследить динамику физических качеств и показателей физического развития, изменения самочувствия, режима дня и многое другое, что помогает оптимизировать двигательный режим и контролировать свое здоровье. Остановимся более подробно на субъективных приемах самоконтроля.

Делая заметки, необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности ночного сна и самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и не испытывает больших перегрузок и перенапряжений, то человек быстро засыпает и его сон глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, который продолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека проходит относительно быстро, он чувствует себя отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошем настроении. Если происходит нарушение сна, то все это может свидетельствовать о довольно сильном утомлении организма, чрезмерном возбуждении центральной нервной системы и малой активности восстановительных процедур. В таком случае необходимо поменять режим дня, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха. Если не обращать внимание на характер и особенности ночного сна и не принимать соответствующих мер, то возникающее и продолжающееся длительное время перенапряжение может привести к негативным последствиям. К ослаблению организма, развитию различных острых заболеваний и обострению хронических болезней, возможности возникновения несчастных случаев и травм во время занятий физической культурой и спортом.

Так же необходимо контролировать самочувствие. Как правило, оно хорошо отражает влияние занятий физическими упражнениями на организм. Различают хорошее, удовлетворительное и плохое самочувствие. Настроение, как показатель внутреннего, душевного состояния оценивается по тем же категориям, что и самочувствие.

По показателю аппетита можно судить об эффективности тренировочных занятий. Аппетит бывает: хороший, удовлетворительный и плохой.

Болевые ощущения

В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступить болевые ощущения: боль в пояснице, в области сердца, головная боль.

К объективным показателям самоконтроля относятся те, которые выражаются в цифровых обозначениях – это масса тела, рост, жизненная емкость легких и частота сердечно - сосудистых сокращений.

Так же можно контролировать свое состояние по внешним признакам, таким как окраска кожи лица и туловища, потливость, дыхание, движения и внимание.

Особое внимание следует обращать на расхождение истинных и должных величин. Например, дети, у которых есть расхождения между должной величиной окружности грудной клетки и его истинной окружностью чаще других болеют острыми респираторными заболеваниями и, как правило, имеют нарушение осанки. Эти измерения очень легко произвести самостоятельно или же с помощью родителей, друзей.

Рост можно измерить с помощью линейки. Свой вес можно узнать, взвесившись дома на домашних весах или же в школьном кабинете медсестры. На уроках физической культуры проводятся наблюдения по таким показателям:

- подсчет частоты дыхания,

- определение внешних признаков утомления,

Исследование пульса является одним из наиболее доступных объективных методов изучения функции сердечно - сосудистой системы. Существует несколько способов измерения пульса:

а) тремя пальцами на запястье;

б) большим и указательным пальцами на шее;

в) кончиками пальцев на виске;

г) ладонью к груди в области сердца.

Первым способом, пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются одним из оставшихся трех способов.

Любая физическая нагрузка повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС), и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. В спокойном состоянии пульс составляет 70 – 80 уд/мин. При выполнении легкой физической нагрузки пульс достигает 100 – 120 уд/мин, при средней – 130 – 150, при большой до 200 уд/мин. У ребят, занимающихся физическими упражнениями, оздоровительным бегом и спортом пульс после занятий приходит в норму через 3 – 5 минут, а после больших нагрузок через 10 мин.

Время восстановления пульса до исходного уровня за 3 минуты считается хорошим, 4-5 минут - удовлетворительным, 6 минут и более –неудовлетворительным.

Подсчет частоты дыхания.

В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. После физической нагрузки происходит учащение дыхания. При средней нагрузке – до 18 – 20 раз в минуту, при значительной до 20 – 30 раз в 1 минуту. Подсчитываем частоту дыхания за 30 секунд и умножать на 2. Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и каждый выдох составляют один дыхательный цикл.

Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или частоту дыхания, но и по внешним признакам. Это могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением, посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения. Необходимо выяснять, насколько хорошо ребята усвоили данный вид самоконтроля. В процессе бесед с учащимися выяснять, насколько хорошо они знают о внешних признаках утомления.

- Какие показатели характеризуют хорошее состояние здоровья?

- Почему кожа лица краснеет после бега?

- Что такое одышка и почему она возникает?

- Как влияет нагрузка на координацию движений?

- Почему кружиться голова?

- Что такое не нормированная нагрузка?

- Как влияет на организм не нормированная нагрузка?

- Что нужно делать, если наступило переутомление?

- Что такое режим дня и зачем он нужен?

- О чем говорит не точное выполнение команд?

В процессе обучения ребята получают знания не только о пользе занятий физическими упражнениями, но и о том, что они могут нанести вред. Учащиеся должны знать – не контролируемые и не регулярные нагрузки влияют на весь организм, но в первую очередь страдает сердце и нервная система. Уже в пятом классе ребята знают, если в занятиях сделан перерыв, то после первых занятий физическими упражнениями могут появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими упражнениями. Поэтому, после перерыва (сделанного по любой причине) необходимо наращивать нагрузку постепенно. Этому ребята обучаются, начиная с 2 класса. На уроках дается понятие о том, что начинать выполнение упражнений необходимо с малого количества повторений, постепенно увеличивая их.

В результате физической нагрузки может возникнуть перенапряжение, характеризующееся слабостью, головокружением, слабой болью в мышцах. Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления в дневник самонаблюдения, чтобы не допускать перенапряжений во время самостоятельных занятий.

Учащимся нужно иметь навыки в проведении самоконтроля. Знать, что режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учеба и занятия спортом), прием пищи, чтобы правильно регулировать нагрузку, идти от простых упражнений к сложным, увеличивать количество повторений и длину дистанций постепенно начиная с минимальной. Ребята должны следит за тем, как растут их результаты в беге, прыжках, подтягивании и т.п. С помощью дневника самоконтроля они могут проследить не только изменения в росте и весе, но и узнать какие качества им необходимо развивать, проанализировать причины неудач или успеха. В этом возрасте учащиеся способны к самостоятельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, к выводам и обобщениям.

Дети должны понимать значение питания, что кушать необходимо за 2 часа до занятий во внеурочное время. После занятий к еде можно приступать через 30 – 40 мин. Питаться следует 4 – 5 раз в день. Необходимо также соблюдать и питьевой режим. Избыточное потребление воды усиливает потоотделение, перегружает сердце и почки, приводит к вымыванию из организма нужных ему веществ. При появлении жажды можно прополоскать рот и горло водой. А вот недостаток воды приводит к сгущению крови, повышению температуры тела, нарушению процессов пищеварения.

Дети получившие навыки в самоконтроле могут не только следить за своим самочувствием, но и самостоятельно планировать занятия по общей физической подготовке.

Всем нам иногда очень хочется, чтобы появился волшебник, взмахнул своей палочкой и все бы, что мы не захотели, исполнилось! Но, к сожалению, волшебники бывают только в сказках… а в жизни, чтобы чего-нибудь достичь, надо приложить немало упорства, труда и усилий.

Индивидуальная работа, индивидуальный подход требуют хорошего знания человека, личных особенностей учащихся, на которых направляются воспитательные воздействия.С помощью полученных данных можно дать оценку развития того или иного физического качества, выявить низкие показатели конкретного ученика. Указать ребенку на его ошибки в занятиях. Или же убедить тех, кто не занимается физкультурой в необходимости этих занятий. Конечно, на первых порах что-то может не получиться. Но, нагружая мышечную систему, мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.

Основной целью оздоровительной тренировки является увели­чение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, зна­ние резервных возможностей своего сердца позволяет сделать бе­зопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько ус­пешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими уп­ражнениями надо проверить исходный уровень тренированно­сти. Уровень подготовленности организма определяется рабо­тоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и фун­кциональных проб.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-со­судистой системы являетсяпульс.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — от­лично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо.

Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отлич­ным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свиде­тельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5—б см. Затем снова сосчитать пульс. Оценки такие же, как и в про­бе с приседаниями.

Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в про­цессе занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по резуль­татам в контрольных упражнениях (тестах).

Важным показателем является быстрота восстановления пуль­са до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восста­новления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, а через 10 мин — на 70— 75% от этого наивысшего пульса.

Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продол­жать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5—7 ударов, а воз­вращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5—2,5 мин, при хорошей тренированности — за 40—60 с. Учащение пульса свыше 5—7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5— 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.

Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортостатическая и клиностатическая пробы).

Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчи­тать пульс в положении стоя. В норме превышение его не состав­ляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренированности.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно­сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, заня­тия физическими упражнениями.

Нормальные величины артериального давления (систолическо­го и диастолического) определяются по следующим формулам:

Зная цифры артериального давления и пульса, можно подсчи­тать, конечно приблизительно, минутный объем крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вы­читается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объем крови равен 2600. При утомлении и пе­ретренировке этот показатель возрастает.

По формуле Кваса можно вычислить коэффициент выносли­вости: частота пульса умножается на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и мини­мального артериального давления). Нормальным считается коэф­фициент, равный 16. Его возрастание — признак ослабления дея­тельности сердечно-сосудистой системы.

Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество возду­ха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубокого вдоха. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3—5 л, у женщин — 2—3 л, у детей 1,2—3,2 л. Под влиянием сис­тематических занятий (особенно если в оздоровительных трени­ровках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1—2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата.

Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, ее необходимо сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига (в мл):

а) должная ЖЕЛ (для мужчин) = (40 х рост в см) + (30 х вес тела в кг) — 4400; (6)

б) должная ЖЕЛ (для женщин) == (40 х рост в см) + (10 х вес тела в кг) — 3800. (7)

Пример. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может отклоняться от долж­ной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения

Предположим, что у занимающегося физическими упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная — 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим

Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно дол­жной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лы­жами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение ЖЕЛ более чем на 15% может указывать на патологию легких.

В процессе занятий физическими упражнениями важно сле­дить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—16 раз в мин.

Под влиянием физической нагрузки число дыхании увеличивает­ся: при умеренных нагрузках — до 25—30 в 1 мин, при более вы­соких — до 30—40 в 1 мин.

Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безус­ловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала со­стоянию организма.

Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спин­ку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и за­держать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или се­кундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать; дыхание свыше 90 с — от­лично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворитель­но и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задерж­ки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.

Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообраще­ния, а также занимающимся лицам пожилого возраста.

Для предварительного и последующего контроля тренирован­ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 55, 57).

Выбор различных функциональных проб и контрольных уп­ражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся.

Следует отметить, что только комплекс самых разных показате­лей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тре­нированности организма. Поэтому всем занимающимся оздорови­тельной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.

* Выбираются самими занимающимися оздоровительной физической культурой

Медицинское освидетельствование с использованием лабора­торных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выво­ды о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни.

Кроме врачебного контроля занимающимся физическими уп­ражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здо­ровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежеднев­ных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 10.

Здоровый образ жизни и здоровье: Физическое здоровье.

Организм человека состоит из органов (сердце, легкие, рука, глаз и т.д.), которые являются составной частью более сложных систем органов. Различают следующие физиологические системы: покровную (кожа и слизистые оболочки), систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную и нервную.

Здоровый образ жизни и здоровье: Физическое здоровье.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем в целом. Оно является фундаментальной составляющей здорового образа жизни. Если хорошо работают все физиологические системы, то и весь организм человека в целом, являющийся саморегулирующейся системой, правильно функционирует и развивается.

Базовыми критериями физического здоровья являются: состояние сердечно-сосудистой системы; состояние иммунной системы; способность организма усваивать кислород воздуха. Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.

К числу основных критериев здоровья также принято относить: состояние опорно-двигательного аппарата; состояние нервной системы; состояние пищеварительной и мочеполовой систем.

Здоровый образ жизни и здоровье: Физическое здоровье.

Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются:
нарушение сна,
отсутствие аппетита,
плохое функционирование пищеварительной системы;
низкая сексуальная активность;
неустойчивость к физическим нагрузкам;
плохие зубы;
нездоровая кожа;
ощущение усталости и общей слабости.

Но следует сказать о том, что универсального критерия для оценки здоровья человечество пока не выработало. Обычно для этой цели используется совокупность тестов (показателей), проверенных практикой. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание гемоглобина в крови и т.д. Обычно используется от 15 до 26 тестов, по которым состояние здоровья можно определить как низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое.

Существует и ряд методов экспресс-диагностики состояния здоровья. Их преимущество в ускоренной диагностике, которая предназначена для незамедлительного выяснения группы здоровья человека с целью принятия необходимых оздоровительных мер, являющхся составной частью здорового образа жизни.

Максимальное потребление кислорода (МПК)

МПК - интегральный показатель, отражающий состояние основных физиологических систем человека и способный служить количественным критерием уровня здоровья. Специальные исследования убедительно показали, что между состоянием различных физиологических функций человека, степенью развивающегося под влиянием любой работы утомления, умственной и физической работоспособностью, психо-эмоциональной реактивностью, заболеваемостью с временной утратой трудоспособности и МПК существует очень тесная связь.

На практике величину МПК оценивают с помощью косвенных методов, которых в настоящее время достаточно много. Например, испытуемому задается велоэргометрическая нагрузка на специально оборудованном тренажере или степ-тест (подъем на двойную ступеньку заданной величины с постоянным темпом, задаваемым метрономом). По данным частоты сердечных сокращений, мощности максимальной физической нагрузки, а также с учетом возраста и пола тестируемого по формулам осуществляется расчет теоретической величины МПК.

Средняя продолжительность жизни в мире с 1990 года выросла более, чем на 7 лет. Люди живут дольше во многом благодаря достижениям медицины и своевременному обнаружению болезней, которые на ранней стадии поддаются лечению.

Какие показатели здоровья мы всегда должны держать под контролем? На самом деле их довольно много, но постарайтесь уделять внимание хотя бы этим 5 важным пунктам.

1. Артериальное давление

Наше сердце — это насос, который качает кровь. Сила, с которой кровь воздействует на стенки артерий, называется артериальным давлением.


Почему выделяется верхнее и нижнее значение?

Давление в сосудах при выходе из сердца имеет две крайних пороговых черты: максимальная — систолическое давление, и минимальная — диастолическое давление. Систолическое соответствует силе сердечного сокращения, с которой кровь выбрасывается в сосуды. Диастолическое соответствует давлению крови в период между сокращениями сердца.

Классической нормой считается давление 120/80 . Верхнее и нижнее значения могут колебаться в пределах 5-10 делений в ту или иную сторону. Однако если повышенное давление становится привычным делом и особенно если при этом вы чувствуете себя плохо, необходимо обязательно обратиться к врачу.

Гипертония (регулярное повышенное давление) опасна тем, что увеличивает риск развития атеросклероза, сердечного приступа и инсульта. На ранней стадии у гипертонии нет симптомов, поэтому важно хотя бы время от времени проверять свое давление, чтобы держать его под контролем.

Особенно внимательным стоит быть людям со II, III или IV группой крови. По некоторым исследованиям эти группы связаны с более высоким риском развития сердечно‑сосудистых заболеваний.

Пониженное артериальное давление или гипотония не угрожает жизни и здоровью в той же мере. Но это не значит, что оно совсем не опасно.


Помимо неприятных симптомов (повышенная утомляемость, снижение работоспособности и общего тонуса, сонливость, головокружения, головная боль, приступы холодного пота и даже обморочные состояния), гипотония сама по себе может оказаться признаком более грозных заболеваний, например:

  • функциональное расстройство сердечно-сосудистой системы;
  • язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • туберкулез легких;
  • заболевания печени и желчного пузыря;
  • заболевания нервной системы;
  • заболевания эндокринных органов.

2. Температура тела

Сегодня этот показатель здоровья важен как никогда. Помимо того, что изменение температуры связано с целым рядом самых разных проблем (так как это явный сигнал борьбы организма с возбудителем заболевания), сегодня ее повышенное значение может указывать на наличие коронавирусной инфекции (данный симптом присутствует в 90% случаев, и, кстати, далеко не всегда он проявляет себя в самом начале, довольно часто это происходит лишь с развитием заболевания).

Каждому человеку важно знать свою нормальную температуру. Многие считают, что она должна находиться на отметке 36,6°C, но это лишь средняя температура здоровых людей. Для одних привычной может оказаться отметка в 35,5°C, для других — даже 37°C. На что действительно важно обращать внимание — это на существенное изменение привычной температуры и ухудшение общего состояния на фоне этого.


Кстати, температура тела у здорового человека может меняться в течение дня примерно на полградуса. Иными могут быть привычные показатели в зависимости от времени года, возраста, фазы менструального цикла у женщин, от приема пищи до измерения температуры (после еды температура повышается) и не только.

О гипотермии (пониженной температуре тела) говорят реже. Это естественное состояние организма, если человек находится на холоде. В ином случае возможен целый ряд причин :

  • регулярный недосып;
  • обострение хронических заболеваний;
  • гипотиреоз;
  • травма головы;
  • гипогликемия (пониженный уровень сахара в крови часто бывает при диабете).

Ни одну из этих причин нельзя оставлять без внимания. Если пониженная температура держится несколько дней, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

3. Уровень сахара в крови

Гипергликемия (повышенное содержание глюкозы в крови) известна тем, что провоцирует воспалительный процесс в организме и повреждает кровеносные сосуды, что ведет к сердечно‑сосудистым и другим заболеваниям.


Норма сахара в крови — 3,5–5,5 ммоль/л (60-100 мг/дл). А вот 11 ммоль/л (200 мг/дл) и выше — это уже признак диабета второго типа.

В Беларуси люди с сахарным диабетом составляют примерно 4-5% населения. Что касается мировой статистики, тут показатель уже давно отчаянно стремится к 10%.

Заболевание характеризуется хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного дефицита инсулина — гормона поджелудочной железы. Данная проблема ведет к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов, нервной системы, а также других органов и систем.

Как часто стоит проверять уровень сахара в крови? Если вы в группе риска ( возраст старше 45 лет, сидячий образ жизни, избыточный вес, случаи заболевания диабетом или гипертонии у родственников), то раз в год. В остальных случаях достаточно делать это раз в три года.

Чем больше у вас родинок на теле, тем выше риск развития злокачественной опухоли на месте одной из них. Раз в месяц желательно самостоятельно осматривать свое тело, чтобы отметить те или иные изменения этих отличительных меток.


А — асимметрия пигментного пятна на коже. Если одна половина родинки сильно отличается от другой, такое пятно может быть злокачественным.

К — край невуса, который у нормального пятна должен быть ровным.

К — кровоточивость. Родинка ни в коем случае не должна выделять никаких жидкостей.

О — окрас родинки, который не должен меняться. Проверьте родинку у врача, если она слишком темная или имеет неоднородную окраску.

Р — размеры пигментированного участка не должны увеличиваться. Вообще любая родинка больше 7 мм нуждается в тщательном контроле.

Д — динамика роста: изменение поверхности, формы, появление трещин, выпадение волос, появление болезненных ощущений при прикосновении к родинке.

Даже если вас беспокоит не родинка, а например царапина, ранка, которая не заживает в течение трех недель или постоянно чешется, доставляет дискомфорт или кровоточит, следует обратиться к дерматологу.

Кстати,незаживающие ранки могут стать первым проявлением базально-клеточной карциномы (разновидность рака кожи, поддается лечению на ранних стадиях), У мужчин она встречается вдвое чаще, чем у женщин. Подобные новообразования нередко появляются на веках, ушных раковинах, коже головы, спине и плечах.

Базальная карцинома распространяется медленнее, чем меланома, но чем дольше откладывать лечение, тем серьезнее будут осложнения.

5. Состояние зубов

Вы думаете, дело в красоте улыбки и только? На самом деле от здоровья зубов зависит очень много важных процессов в организме.

Ученые выяснили , что наличие большого количества бактерий в зубном налете приводит к тому, что тромбоциты в крови образуют сгустки, которые блокируют кровеносные сосуды и могут вызвать воспаление сердечных клапанов!


Люди с заболеваниями пародонта (тканей, окружающих зубы) чаще страдают от инфарктов и инсультов . Проблемы с деснами также связывают с усугублением диабета, особенно у тех, кто курит.


Чтобы избежать проблем, старайтесь тщательно чистить зубы дважды в день и используйте зубную нить. А вот с ополаскивателями будьте осторожны! Используйте эти средства дозированно. В них содержатся антисептики — вещества, которые подавляют рост микрофлоры или убивают ее вовсе, не разделяя на хорошую и плохую. Поэтому полезные микроорганизмы, наши защитники, страдают. Когда у патогенной микрофлоры нет конкурентов, она развивается быстрее.

Возьмите за правило раз в год посещать стоматолога. Если у вас диабет, лучше наблюдаться каждые 3-6 месяцев.

Читайте также: