Какие педагогические технологии направлены на достижение планируемых результатов в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

ЦЕЛЬ:
раскрыть сущность понятия педагогическая
технология и его практическое применение в учебном процессе.
Задачи:
1.Познакомить с теоретическими положениями понятия –
педагогическая технология, на основе анализа научнометодической литературы.
2. Представить свой опыт используяэлементы педагогических
технологий.

3. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С

4. Организатор познавательной деятельности ученика

Инновационная деятельностьдеятельность по разработке, поиску,
освоению и использованию новшеств,
осуществлению нововведений.

Педагогические технологии- инновационное
направление:
1.Легко вписываются в учебный процесс.
2. Позволяют достигать поставленных программой целей.
3.Обеспечивают внедрение основных направлений педагогики.
4.Обеспечивают интеллектуальное развитие.
5.Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю
и друг к другу.
6.Внимание к индивидуальности человека.
7.Развитие творческой деятельности.

Критерии педагогической технологии:
1.Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и
для чего?).
2.Должно способствовать отбору и структуре содержания (что?).
3.Оптимальная организация учебного процесса (как?).
4.Методы, приёмы и средства обучения ( с помощью чего?).
5.Необходимый реальный уровень квалификации педагога (кто?).
6.Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Признаки, присущие педагогической технологии:
• диагностическое целеполагание и результативность
предполагают гарантированное достижение целей и
эффективности процесса обучения;
•экономичность выражает качество педагогической
технологии, обеспечивающее резерв учебного времени,
оптимизацию труда учителя и достижение запланированных
результатов обучения в сжатые промежутки времени;
•алгоритмируемость, проектируемость, целостность и
управляемость отражают различные стороны идеи
воспроизводимости ПТ;
•корректируемость предполагает возможность постоянной
оперативной обратной связи, последовательно
ориентированной на чётко определённые цели;
•визуализация затрагивает вопросы применения
аудиовизуальной техники, ЭВМ, конструирование дид.
материалов и оригинальных наглядных пособий.

ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ :
ЧЕМУ УЧИТЬ? ЗАЧЕМ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?
Педагогическая технология отвечает на третий вопрос
с дополнением :
КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО?

Преимущества ПТ:
•устойчивый результат;
•проектируется исходя из конкретных условий;
•ориентируется на заданный результат;

16. Тестовые технологии (тест- испытание, исследование)

• Обеспечивает объективность
контроля
• Лёгкая обработка результатов
• Развивает логическое мышление
учащихся, внимательность.

17. Недостатки:

• Затруднена проверка глубинного
понимания материала, хотя и
возможна;
• Невозможно проконтролировать
случайные ошибки:
невнимательность учащихся,
непонимание задания.

18. Виды тестов:

19. Требования к составлению тестовых заданий. ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО:

20. Технология опорных сигналов. Средства выражения опорного сигнала:

21. Основные требования

22. ХХІ век- век информационных технологий

• Электронные учебники
• Тренинговые компьютерные
программы
• Компьютерные лабораторные
практикумы
• Контрольно-тестирующие
комплексы…

23. Проектная деятельность- важное направление в современной школе

24. Условия, необходимые при организации проектной деятельности:

• Максимально возможное
дидактическое, информационное и
материальное обеспечение
деятельности прямо в школе
( справочники, видеокассеты,
приборы….)

Решение:
1.Изучение инновационных технологий,
внедрение в практику.
2.Взаимопосещение уроков с целью
обмена опытом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные образовательные технологии для достижения планируемых результатов начального общего образования

I . Практика использования современных образовательных технологий для достижения планируемых результатов начального общего образования

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

Личностные результаты (готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные) (способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

овладение способ ами выполнения заданий творческого и поискового характера;

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Предметные результаты ( в результате освоения предметного содержания у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности) . Для реализации поставленных задач используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

II . Использование современных технологий достижения планируемых

результатов на уроках в начальной школе

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута) и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

2.Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся:

- игровые технологии ( в результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.);

- проблемное обучение ( п риобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей );

- проектно-исследовательская технология (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся;

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология уровневой дифференциации обучения ;

-групповые технологии обучения ; (предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска (результата);

-и нформационно-компьютерные технологии ( обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута ).

Также широко применяются в учебно-воспитательном процессе коммуникативные технологии, технология портфолио, технология развития критического мышления, модульное обучение, дистанционное обучение, тестовые технологии, технология выявления и поддержки одаренных детей.

При грамотном применении современных образовательных технологий повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания. Использование педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики позволяет поднять учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом могут свидетельствовать следующее: результаты административных контрольных работ; стабильно высокое качество знаний по предметам; систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней.

Все современные технологии в образовании могут стать и тренажёром, и средством контроля, и средством наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий. (см.Приложение)

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

-личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

-содержания учебного материала;

-применения современных обучающих технологий.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Тема работы по самообразованию

Цель работы: обеспечение каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.

-Повышать уровень квалификации через обучение на курсах и вебинарах

-Изучать теоретические основы ФГОС II поколения

-Развивать интеллектуальные способности учащихся

-Формировать субъектность через участие в олимпиадах (очных, заочных, дистанционных), проектную деятельность

-Привлекать родителей к участию в учебно-воспитательном процессе

Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:

-инициативность (активная жизненная позиция)

-коммуникативная культура (умение работать в паре, группе)

-аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои позиции

-принимать решения и нести ответственность

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

-технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода

-технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

-технологии, основанные на создании учебных ситуаций

-технологии, основанные на реализации проектной деятельности

От меня, как от современного учителя, требуется дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; опыта осуществления разнообразных видов деятельности; сохранение и укрепление физического здоровья детей.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций и успешности в современном обществе.

Технологии дифференцированного обучения

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Технология критического мышления

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

• написание творческих работ;

Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Проектная деятельность эффективно используется мной, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Информационно – коммуникационные технологии

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

изучение основ информатики и вычислительной техники;

составление отчётов, графиков, диаграмм;

тестирование по предметам;

поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;

проведение родительских собраний;

воспитательные события и социальные проекты;

тренажёры по предметам, тестирования;

развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, учит навыкам контроля и самоконтроля, в совокупности - способствует повышению качества образования. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.

Ограничений в применении современных технологий обучения нет. Закон “Об образовании” и ФГОС НОО дают право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическим принципам.

Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

ЦЕЛЬ:
раскрыть сущность понятия педагогическая
технология и его практическое применение в учебном процессе.
Задачи:
1.Познакомить с теоретическими положениями понятия –
педагогическая технология, на основе анализа научнометодической литературы.
2. Представить свой опыт используяэлементы педагогических
технологий.

3. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С

4. Организатор познавательной деятельности ученика

Инновационная деятельностьдеятельность по разработке, поиску,
освоению и использованию новшеств,
осуществлению нововведений.

Педагогические технологии- инновационное
направление:
1.Легко вписываются в учебный процесс.
2. Позволяют достигать поставленных программой целей.
3.Обеспечивают внедрение основных направлений педагогики.
4.Обеспечивают интеллектуальное развитие.
5.Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю
и друг к другу.
6.Внимание к индивидуальности человека.
7.Развитие творческой деятельности.

Критерии педагогической технологии:
1.Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и
для чего?).
2.Должно способствовать отбору и структуре содержания (что?).
3.Оптимальная организация учебного процесса (как?).
4.Методы, приёмы и средства обучения ( с помощью чего?).
5.Необходимый реальный уровень квалификации педагога (кто?).
6.Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Признаки, присущие педагогической технологии:
• диагностическое целеполагание и результативность
предполагают гарантированное достижение целей и
эффективности процесса обучения;
•экономичность выражает качество педагогической
технологии, обеспечивающее резерв учебного времени,
оптимизацию труда учителя и достижение запланированных
результатов обучения в сжатые промежутки времени;
•алгоритмируемость, проектируемость, целостность и
управляемость отражают различные стороны идеи
воспроизводимости ПТ;
•корректируемость предполагает возможность постоянной
оперативной обратной связи, последовательно
ориентированной на чётко определённые цели;
•визуализация затрагивает вопросы применения
аудиовизуальной техники, ЭВМ, конструирование дид.
материалов и оригинальных наглядных пособий.

ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ :
ЧЕМУ УЧИТЬ? ЗАЧЕМ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?
Педагогическая технология отвечает на третий вопрос
с дополнением :
КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО?

Преимущества ПТ:
•устойчивый результат;
•проектируется исходя из конкретных условий;
•ориентируется на заданный результат;

16. Тестовые технологии (тест- испытание, исследование)

• Обеспечивает объективность
контроля
• Лёгкая обработка результатов
• Развивает логическое мышление
учащихся, внимательность.

17. Недостатки:

• Затруднена проверка глубинного
понимания материала, хотя и
возможна;
• Невозможно проконтролировать
случайные ошибки:
невнимательность учащихся,
непонимание задания.

18. Виды тестов:

19. Требования к составлению тестовых заданий. ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО:

20. Технология опорных сигналов. Средства выражения опорного сигнала:

21. Основные требования

22. ХХІ век- век информационных технологий

• Электронные учебники
• Тренинговые компьютерные
программы
• Компьютерные лабораторные
практикумы
• Контрольно-тестирующие
комплексы…

23. Проектная деятельность- важное направление в современной школе

24. Условия, необходимые при организации проектной деятельности:

• Максимально возможное
дидактическое, информационное и
материальное обеспечение
деятельности прямо в школе
( справочники, видеокассеты,
приборы….)

Решение:
1.Изучение инновационных технологий,
внедрение в практику.
2.Взаимопосещение уроков с целью
обмена опытом.

Читайте также: