Какие особенности личности влияют на межличностное восприятие в межкультурном взаимодействии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема межкультурного взаимодействия выступает особенно актуальной настоящего времени в связи с переживаемыми сложнейшими процессами трансформации российской культуры и сложными межэтническими отношениями. В связи этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Это обусловлено тем, что эффективное взаимодействие этнических культур в мире с необходимостью предполагает формирование такого качества у их представителей, как способность и готовность к межкультурному диалогу. Именно поэтому на первый план в современной культуре выходят проблемы формирования межкультурной компетентности, определяющие все аспекты межкультурного взаимодействия.

Расширение межкультурных контактов влечёт кризисы, трансформацию мировоззрения, инновационные поиски в каждой культуре. Взаимодействие культур порождает необходимость переоценки межкультурных контактов и собственной культурной идентичности на основе идей межкультурной толерантности, адекватного восприятия культурных различий.

Вот почему выступает необходимость в межкультурной коммуникации — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию). И так как графический дизайн является средством межкультурной визуальной коммуникации, а значит, тоже сталкивается с проблемами взаимопонимания.

Компетентность представляет собой не простой набор знаний и умений, а сложно организованную, иерархическую структуру, образующую совершенно новое качество, проявляющееся во взаимодействии личности со своим социокультурным окружением. Её можно рассматривать как комплексную систему конкретных компетентностей, обеспечивающую человеку эффективное удовлетворение его потребностей.

А чтобы уметь воспринять представителя другой культуры и при этом воспринять его без всяких предрассудков, необходимо развивать навыки безконфликтного взаимодействия, уметь преодолевать коммуникативные преграды.

Идентичность — ( согласно Э. Эриксону) — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития [ 1 ].

§ внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности;

§ тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок — личностная идентичность и душевное благополучие;

§ чувство включенности Я человека в какую-либо общность — групповая идентичность.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности — профессиональную, гражданскую, этническую. политическую, религиозную и культурную.

Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему.

Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.

Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения [ 2 ].

3.1. особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. понятие межкультурной коммуникации: Основы межкультурной коммуникации, Т.Г. ГРУШЕВИЦКАЯ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник — результат сотрудничества немецких и российских ученых. Впервые в отечественной культурологии рассматривается культурно-антропологический аспект взаимодействия разных народов.

3.1. особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. понятие межкультурной коммуникации

Стремление понять чужие культуры или их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и сегодня и выражается в том, что само понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной литературе и среди специалистов-практиков. Это понятие появилось на свет в результате компромисса. Синонимами его являются кросскультурная, межэтническая коммуникация, а также понятие межкультурной интеракции.

Большинство специалистов считают, что говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей.

И, наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать. Восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму и результат контакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий, влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.

На основании сказанного межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Как и в культурной антропологии, в межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.

В современной исторической ситуации очевидным является факт, что на нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Вполне естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается значительное число субкультурных различий, но обнаруживаются также и черты сходства, которые и позволяют говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

В то же время, добровольно или нет, но многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне.

• Межэтническая коммуникация — это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.

• Контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.

• Коммуникация среди социальных классов и групп — основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними.

• Коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы.

• Региональная коммуникация — возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители одного американского штата испытывают значительные затруднения при общении с представителями другого штата. Жителя Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.

• Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

Межкультурное взаимодействие мы понимаем как разновидность социального взаимодействия, акцентирующего особое внимание на коммуникативной стороне контактов между представителями различных культур. Это многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Межкультурное взаимодействие целенаправленно, структурированно, организованно, осознано его субъектами, строится в соответствии с совместно выработанными нормами и правилами на основе общечеловеческих ценностей. Структуру межкультурного взаимодействия можно представить как совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и конативного.

1. Межкультурное взаимодействие способствует формированию этнической осведомленности, комплекса представлений о своей и чужих этнических группах, который в свою очередь вносит существенный вклад в развитие когнитивного компонента этнической идентичности.

2. Межкультурное взаимодействие, благодаря межэтническому сравнению и развитию этнической осведомленности, способствует формированию позитивных этнических авто- и гетеростереотипов личности, этнодифференцирующих признаков, включенных в структуру этнической идентичности:

• Межгруппового сравнение, преодоление трудностей адаптации в процессе длительного и краткосрочного взаимодействия способствует формированию автостереотипа личности, Образа-Я, лучшему самопониманию личности, принятию этнических различий, осознанию собственных личностных изменений, самосовершенствованию личности, а следовательно и личностному росту.

• Опыт межкультурного взаимодействия способствует формированию позитивного гетеростереотипа личности, а следовательно, прослеживается тенденция к формированию толерантного поведения, при котором образ, поведение, обычаи представителя другой национальности воспринимается терпимо, адекватно, без проявлений всякого рода враждебности и злобы.

3. Развитие личности в условиях монокультурной среды может приводить к формированию этноцентризма - социально-психологического явления, при котором личность ориентируется только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу, воспринимает и оценивает чужие обычаи, нравы лишь через призму опыта собственной этнической группы, а также обусловливает меньшую предрасположенность как к межкультурному взаимодействию, так и меньший интерес к собственной идентичности.

4. Опыт межкультурного взаимодействия не только существенным образом влияет на развитие позитивной этнической идентичности, которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам, но и фактически является профилактикой формирования предвестников этноконфликтов - ксенофобии и этноцентризма.

5. Межкультурное взаимодействие в условиях длительной профессиональной деятельности в другой стране может способствовать формированию толерантного поведения, неконфликтных отношений между разными этносами, готовности и умению проявлять терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, принятию допустимого отклонения от стандарта, нормы собственной этнической группы.

6. В контексте межкультурного взаимодействия происходит движение личности от моноэтнической идентичности к биэтнической идентичности, происходит процесс заимствования, перенимания черт и ценностей другого этноса, культуру которого усваивает личность.

7. Пребывание в новой культурной среде также способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к новой этнокультуре и осознанного позитивного отношения к собственной стране.

8. Опыт межкультурного взаимодействия дает новую информацию об этнической картине мира, необходимую для саморазвития и самосовершенствования личности как субъекта взаимодействия, а также увеличивает возможности для межличностного и межгруппового сравнения, в результате чего происходит развитие как этнической, так и личностной идентичности.




9. Опыт межкультурного взаимодействия способствует образованию идентификаций личности как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими социальную идентичность, что способствует развитию как личностной, так и социальной идентичности:

• Испытуемые, не имеющие опыта межкультурного взаимодействия в целом менее склонны образовывать связи как с эмоционально-близкими объектами идентификаций, так и с "этнически окрашенными" объектами идентификаций, что в целом характеризует несбалансированное развитие личностной и социальной (этнической) идентичности. Развитие личности в условиях монокультурной среды препятствует формированию позитивной как социальной, так и личностной идентичности.

• Испытуемые, обладающие опытом межкультурного взаимодействия, имеют гармонично структурированная модель личностной идентичности, имеют идентификации как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими их социальную идентичность.

Таким образом, более развитая личностная идентичность непосредственно связана с более развитой социальной (этнической) идентичностью, что подтверждает вывод исследователей (Г. Бриквелл, У. Дойс С.Московичи и др.), о том, что жесткое противопоставление личностной и социальной идентичностей неправомерно, поскольку личностная идентичность является одной из социальных репрезентаций [157].

10. Межкультурное взаимодействие способствует развитию этнокультурной компетентности - совокупности знаний, представлений о других культурах, реализуемой через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями этих культур.

И. Межкультурное взаимодействие оказывает весьма позитивное влияние на развитие не только социальной, но и личностной идентичности, следовательно, может быть рекомендовано в качестве средства, способствующего становлению Я-концепции в юношеском возрасте.

Мы также выяснили, что существуют этногендерные различия, при которых мужчины любой этнической группы воспринимаются как более похожие друг на друга, а женщины в процессе межкультурного взаимодействия воспринимаются как более отличные, следовательно, специфика национального характера приписывается именно женщинами.

Уверены, что наш вывод о наличии этногендерных различий в процессе межкультурного взаимодействия требует дополнительного исследования, может стать предметом новых этнопсихологических исследований тендерных аспектов межкультурного взаимодействия.

Межкультурное взаимодействие мы понимаем как разновидность социального взаимодействия, акцентирующего особое внимание на коммуникативной стороне контактов между представителями различных культур. Это многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Межкультурное взаимодействие целенаправленно, структурированно, организованно, осознано его субъектами, строится в соответствии с совместно выработанными нормами и правилами на основе общечеловеческих ценностей. Структуру межкультурного взаимодействия можно представить как совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и конативного.

1. Межкультурное взаимодействие способствует формированию этнической осведомленности, комплекса представлений о своей и чужих этнических группах, который в свою очередь вносит существенный вклад в развитие когнитивного компонента этнической идентичности.

2. Межкультурное взаимодействие, благодаря межэтническому сравнению и развитию этнической осведомленности, способствует формированию позитивных этнических авто- и гетеростереотипов личности, этнодифференцирующих признаков, включенных в структуру этнической идентичности:

• Межгруппового сравнение, преодоление трудностей адаптации в процессе длительного и краткосрочного взаимодействия способствует формированию автостереотипа личности, Образа-Я, лучшему самопониманию личности, принятию этнических различий, осознанию собственных личностных изменений, самосовершенствованию личности, а следовательно и личностному росту.

• Опыт межкультурного взаимодействия способствует формированию позитивного гетеростереотипа личности, а следовательно, прослеживается тенденция к формированию толерантного поведения, при котором образ, поведение, обычаи представителя другой национальности воспринимается терпимо, адекватно, без проявлений всякого рода враждебности и злобы.

3. Развитие личности в условиях монокультурной среды может приводить к формированию этноцентризма - социально-психологического явления, при котором личность ориентируется только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу, воспринимает и оценивает чужие обычаи, нравы лишь через призму опыта собственной этнической группы, а также обусловливает меньшую предрасположенность как к межкультурному взаимодействию, так и меньший интерес к собственной идентичности.

4. Опыт межкультурного взаимодействия не только существенным образом влияет на развитие позитивной этнической идентичности, которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам, но и фактически является профилактикой формирования предвестников этноконфликтов - ксенофобии и этноцентризма.

5. Межкультурное взаимодействие в условиях длительной профессиональной деятельности в другой стране может способствовать формированию толерантного поведения, неконфликтных отношений между разными этносами, готовности и умению проявлять терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, принятию допустимого отклонения от стандарта, нормы собственной этнической группы.

6. В контексте межкультурного взаимодействия происходит движение личности от моноэтнической идентичности к биэтнической идентичности, происходит процесс заимствования, перенимания черт и ценностей другого этноса, культуру которого усваивает личность.

7. Пребывание в новой культурной среде также способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к новой этнокультуре и осознанного позитивного отношения к собственной стране.

8. Опыт межкультурного взаимодействия дает новую информацию об этнической картине мира, необходимую для саморазвития и самосовершенствования личности как субъекта взаимодействия, а также увеличивает возможности для межличностного и межгруппового сравнения, в результате чего происходит развитие как этнической, так и личностной идентичности.

9. Опыт межкультурного взаимодействия способствует образованию идентификаций личности как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими социальную идентичность, что способствует развитию как личностной, так и социальной идентичности:

• Испытуемые, не имеющие опыта межкультурного взаимодействия в целом менее склонны образовывать связи как с эмоционально-близкими объектами идентификаций, так и с "этнически окрашенными" объектами идентификаций, что в целом характеризует несбалансированное развитие личностной и социальной (этнической) идентичности. Развитие личности в условиях монокультурной среды препятствует формированию позитивной как социальной, так и личностной идентичности.

• Испытуемые, обладающие опытом межкультурного взаимодействия, имеют гармонично структурированная модель личностной идентичности, имеют идентификации как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими их социальную идентичность.

Таким образом, более развитая личностная идентичность непосредственно связана с более развитой социальной (этнической) идентичностью, что подтверждает вывод исследователей (Г. Бриквелл, У. Дойс С.Московичи и др.), о том, что жесткое противопоставление личностной и социальной идентичностей неправомерно, поскольку личностная идентичность является одной из социальных репрезентаций [157].

10. Межкультурное взаимодействие способствует развитию этнокультурной компетентности - совокупности знаний, представлений о других культурах, реализуемой через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями этих культур.

И. Межкультурное взаимодействие оказывает весьма позитивное влияние на развитие не только социальной, но и личностной идентичности, следовательно, может быть рекомендовано в качестве средства, способствующего становлению Я-концепции в юношеском возрасте.

Мы также выяснили, что существуют этногендерные различия, при которых мужчины любой этнической группы воспринимаются как более похожие друг на друга, а женщины в процессе межкультурного взаимодействия воспринимаются как более отличные, следовательно, специфика национального характера приписывается именно женщинами.

Уверены, что наш вывод о наличии этногендерных различий в процессе межкультурного взаимодействия требует дополнительного исследования, может стать предметом новых этнопсихологических исследований тендерных аспектов межкультурного взаимодействия.

Культурой (по Льюису) называют коллективное программирование мышления группы людей, которое оказывает влияние на поведение человека и той общности, к которой он принадлежит. Культура — продукт миллионов разумов, отфильтрованный сотнями поколений и представленный в виде устойчивых ценностей, верований и моделей общения. Зная особенности этого программирования, можно построить коммуникационную модель, которая позволит успешно общаться с представителями других культур.

Мышление и поведение разных народов никогда не станут одинаковыми. Однако небольшая адаптация к другой культуре поможет избежать непреднамеренных оскорблений и возможных конфликтов. При этом нужно знать меру и не стараться скрывать свои национальные особенности. От англичанина ожидают поведения по-английски, а от русского — по-русски.

У каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он действительно другой, и это его право. Ваше уважение к нему состоит не только в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. У нас даже могут быть разные приоритеты в еде, одежде и т.п. К примеру, посмотрим на различия в толковании времени и пространства в разных культурах.

Время. Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность (вспомним ‘Точность — вежливость королей), то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как делание чего-то, в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени. Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или эфиопы смотрят на то, что делается долга, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.

Пространство. Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Попробуйте теперь поставить их рядом. По мере того, как латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, у европейца может возникнуть ошущение вторжения в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет воспринято как проявление агрессии.

Американец, выходя во двор в Латинской Америке, чувствует себя замурованным, ведь у него на родине во дворах нет даже ограды.

Дж. Буш и М. Горбачев встречались в 1989 году не на чьей-либо территории, а на военных кораблях, находящихся вблизи Мальты, что вносило определенную раскрепощенность в отношениях, каждый находился вне привычной обстановки и вне зависимости от условностей той или иной стороны.

Соответственно различные культуры используют различную невербальную коммуникацию. Например, в рамках черной культуры Америки считается невоспитанным смотреть прямо в глаза учителю. Существуют также различные варианты проявления обиды: особенной походкой, особым движением глаз. В то же время человек иной культуры даже не заметит этого.

Различные взгляды у разных народов и на иерархические отношения. Китай и Япония их очень уважают, тогда как американцы стремятся продемонстрировать равенство. Кстати, американские инструкции даже требуют, чтобы американцы фотографировались с представителями Азии только сидя, чтобы не было видно их доминирования по росту.

Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере, с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на вашу просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к вам свою голову. Противоречия таких разных представлений легко может приводить к конфликту.

Имеется и различие во взглядах на ценности.

Реально культура дает нам множество возможностей для построения личности. Если добавить сюда и различие в языке, то перед нами предстанут различные картины мира. У нас так много различий, что это парадоксальным образом сближает нас. Культуры также изменяются и на протяжении столетий, часто делая для нас непонятными даже книги, написанные несколько столетий назад на языке, который мы знаем.

Ни один человек сегодня не может ограничиться рамками одной культуры, иначе от него закроется весь мир.

Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Представитель восточной культуры, которая более закрыта, может принимать решение достаточно долго, как это делают, например, японцы или китайцы. У японцев, кстати, есть еще одна любопытная особенность, которая часто вносит многих бизнесменов в заблуждение, они принципиально не могут сказать категорически нет. Тщательно придумывая всевозможные учтивые обороты, они постараются даже не возражать, что в рамках их культуры рассматривалось бы как невежливость.

Кстати, прогнозы предполагаемой войны американский исследователь С. Хантинггон делает именно на границах цивилизации. Он считает, что следующая война будет войной цивилизаций, культур. На сегодня из всех культур только японская экономика в состоянии конкурировать с американской. Постепенно весь мир изменяется в сторону подобия западной цивилизации. Вспомним, что даже слово модернизация сегодня рассматривается как замаскированный вариант слова вестернизация. Россия и Украина тоже теряют свою самобытность, так как улицы их городов уже сплошь усеяны шопами, супермаркетами и т. п. Мы еще даже не в состоянии ощутить, а тем более предсказать, какими окажутся последствия сплошной американизации нашего кино, к примеру. Сегодня у нас есть возможность ежедневно просмотреть 5-6 американских фильмов по телевидению, а ведь каждый из них несет свой вариант культуры, свой взгляд на мир. Например, на примере наших детей уже видно, что их герои явно не нашего образца. И Черепашки-нинзя им ближе, чем Ивасик-Телесик.

Когда культуры находятся достаточно близко, одна из них может поглотить другую. Так, например, интересны исследования представлений о женской красоте в американском обществе показали, что у американских белых и американских чернокожих уже единые идеалы. Но это соответственно создает конфликтную ситуацию по отношению к американским чернокожим, так как именно для них существуют определенные барьеры в их стремлении к идеалу женской красоты, характерному для белых. Очевидно, что даже слияние культур таит в себе конфликтность.

Следовательно, для успешного контакта и коммуникации с представителями различных культур необходимо иметь представление о национальных различиях, а также проявлять уважение и терпимость к культурным национальным особенностям.

Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации. При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Эти кодовые системы культур, как правило, несопоставимы между собой или в лучшем случае сопоставимы только ограниченно. В связи с этим в процессе коммуникации приобретает важное значение проблема кодирования и декодирования информации Противоречия таких разных представлений легко может приводить к конфликту.

Всякая культура выработала ряд своих специфических стереотипов поведения в различных ситуациях. Имеется и различие во взглядах на ценности. Реально культура дает нам множество возможностей для построения личности. Если добавить сюда и различие в языке, то перед нами предстанут различные картины мира. У нас так много различий, что это парадоксальным образом сближает нас. Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Различие в национальных культурах и поведении берет свое начало из истории формирования национальной общности и традиций, сложившихся в течение веков у различных народов. Это отражается в обычаях и навыках коммуникативного поведения, а также в определенной логике и стереотипе поведения у представителей той или иной культуры. Таким образом, при деловых и личностных контактах играет большое значение умение представителей различных культур учитывать особенности той культуры, с представителем которой происходит коммуникация.

Читайте также: