Какие основные виды информационной деятельности вы знаете кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире информация и информационные процессы, как правило, ассоциируются с развитием технологий и интернета. Однако значение этих понятий намного шире и многогранней. Совершенствование информационных процессов является одним из определяющих факторов развития общества, свойственных не только человеческому миру. Они участвуют в жизни всех биологических организмов на планете и существуют на всех уровнях живой материи.

Информационные процессы — это любые действия, заключающиеся в получении, создании, сборе, передачи, хранении и обработке информации.

С середины 20 века под информацией стали понимать и передачу сигналов в животном и растительном мире.
С развитием науки человечество создало вычислительные системы и каналы информации, которые заложили основу новой области знания — информатики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Информатика — это наука, занимающаяся изучением информации, ее структуры, свойств, видов и методов передачи, в том числе с применением вычислительной техники.

Свойства информации

Информационные процессы могут быть естественными и искусственными.

Искусственные процессы происходят в системах, которые созданы людьми. Технические оборудования позволяют автоматизировать информационные процессы, увеличить скорость передачи и эффективность. Так, компьютеры или телефоны упрощают этапы информационного процесса, термометр, микроскоп и весы точно и объективно доставляют исходные данные об окружающем мире.

Любая информация обладает рядом свойств, определяющих ее характер:

Основные элементы

Выделяют четыре основных элемента информационных процессов:

  • получение;
  • анализ;
  • сохранение;
  • коммуникация.

Получение информации заключается в сборе сведений об интересующем объекте или предмете из конкретных источников. Определение источника зависит от целей субъекта. В зависимости от его задач, данные могут быть извлечены из различных хранилищ, через СМИ, общение и т. д. Главную роль в этом процессе играют органы чувств. При этом достижения научного прогресса сегодня позволяют получать и ту информацию, которая недоступна человеческому восприятию в обычных условиях. Для этого применяются различные приборы и устройства: бинокль, телескоп, различные датчики и т. д.

Сущность анализа заключается в преобразовании полученных сведений с помощью редактирования, каталогизации, сортировки, численных расчетов в данные и упорядочивание согласно определенным принципам. В результате анализа человек формирует свое отношение к конкретному предмету или явлению.

Сохранение информации необходимо для долгосрочного использования и дальнейшей передачи. Человек хранит информацию как в собственной памяти, так и во внешней. К внешним хранилищам можно отнести книги, заметки в тетрадях, компьютеры, телефоны, флэшки и другие носители. Чтобы ускорить доступ к информации, ее систематизируют в виде каталогов, отдельных папок, списков.

Коммуникация представляет собой процесс передачи данных от адресанта к адресату. Этот этап необходим для распространения и сбора информации. Именно коммуникации делают информационный процесс уникальным и выделяют его среди других подобных процессов, протекающих в неживой природе.

Все информационные процессы основаны на передаче информации кому-либо другому — человеку или специальному устройству для дальнейшего использования. Люди передают друг другу информацию через речь, жесты, мимику и другие общеизвестные сигналы. На дальние расстояния информация распространяется через технические каналы связи: телефон, радио, телекоммуникационные сети.

Основные виды информационных процессов

Основные виды информационных процессов находятся друг с другом в тесной взаимосвязи и играют важную роль в деятельности человека. К ним относятся:

  • сбор;
  • поиск;
  • обработка;
  • представление;
  • хранение;
  • передача;
  • защита.

Сбор информации, как правило, предваряет решение любой задачи. Процесс включает в себя нахождение, сбор и извлечение первичных данных. Например, при покупке смартфона, вы скорее всего прочитайте в интернете отзывы о нем или захотите узнать мнение знакомых, которые уже им пользуются, чтобы не прогадать. Перед тем как выбрать подарок на день рождения, желательно знать, чем интересуется именинник и что ему может прийтись по вкусу.

Для сбора информации применяются различные измерительные приборы: чтобы узнать точную температуру воздуха, вам достаточно взглянуть на термометр.

Поиск информации заключается в извлечении хранимых данных, необходимых для достижения конкретной цели. В поиске можно использовать:

  • наблюдение;
  • общение с другими людьми по теме, которая вас интересует;
  • чтение подходящей литературы;
  • просмотр видео, фото;
  • работу с архивами, справочниками;
  • поиск в интернете;
  • запрос к информационным системам, базам данным и т. д.

Обычно применяются сразу несколько методов одновременно, что позволяет получить более полную информацию.

При обработке происходит изменение информации и ее преобразование в новую. Этот вид информационного процесса считается самым важным и сложным. Обработка происходит по определенным правилам. В результате исходные сведения перетекают в содержательно новые данные, представленные в иной форме. К примеру, художники преобразуют свой прошлый опыт, знания и мысли в картины, которые по сути основаны на обработке уже имеющейся информации.

Представление информации нужно для приведения материала в более удобный вид в зависимости от ситуации и адресата. Например, исходные данные, которые в памяти компьютера представлена в форме двоичного кода, для пользователя преобразуется в графические данные и звуки. Для большей доступности на разные языки переводят книги и фильмы.

Хранение информации подразумевает последующую обработку и передачу полученных данных. Развитие технологий позволяет хранить огромное количество сведений на различных электронных носителях: флэшках, жестких дисках, базы данных, интернет и т. д.

Передача информации имеет двусторонний характер от источника к приемнику и всегда проходит через определенные каналы. В разговоре между людьми каналом передачи являются звуковые волны, а если общение по телефону — система связи.

Защита информации применяется, когда необходимо ограничить доступ к данным посторонним субъектам. Для обеспечения безопасности в сложных информационных системах применяют метод шифрования.

Развитие информационных процессов

В становлении и развитии информационных процессов выделяют несколько крупных этапов:

В настоящее время мир также находится на очередном этапе совершенствования информационных процессов, который обусловлен активным развитием и распространением технологий.

Примеры информационных процессов в повседневной жизни

В повседневной жизни человек ежедневно сталкивается с информационными процессами, и сам активно участвует в передаче и преобразовании информации. Общение, социализация и то, как мы познаем мир — все это невозможно без постоянного обмена информацией. Информационные процессы играют немаловажную роль и в животном мире. Даже дереву для роста необходимо получать сведения об окружающей среде: температуре воздуха, почвы, длительности светового дня.

С большой скоростью информация развивается в технической сфере. Устройства, разработанные человеком, автоматизируют информационные процессы и обработку данных. Это позволяет тиражировать исходные данные и делает их доступнее. Сейчас вместо того, чтобы часами копаться в книгах в поисках нужного рецепта, достаточно вбить свой запрос в поисковое окно и интернет мгновенно откроет доступ к тысячам сайтов с рецептами.

blank

Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы

В данной статье рассмотрим раздел из тем ЕГЭ по информатике, называемый информационной деятельностью человека. Разберём основные понятия раздела, типы и виды информационной деятельности, классификацию информационных ресурсов, области информационной сферы, а также понятия об этике, безопасности и праве.

Итак, перейдём к рассмотрению темы. Начнём с понятия информационной деятельности.

Информационной деятельностью являются действия, направленные на получение информации гражданами, юридическими лицами и государствами. Данные действия направлены на осуществление целей с помощью определённых информационных процессов.

blank

Информационная деятельность бывает разных видов, рассмотрим их:

В процессе информатизации общества нужно подготавливать специалистов к деятельности с применением информационных ресурсов.

На самом деле существует большое количество различных видов деятельности, являющейся информационной. Вследствие этого появляется потребность в классификации видов деятельности.

Выделяют три основных типа деятельности, являющейся информационной:

— Массовая (основные виды деятельности с данным типом информации осуществляются с использованием СМИ, информация удовлетворяет потребности её субъектов);

— Специальная также называется профессионально-ориентационной деятельностью (такой тип информации нужен для выполнения должностных обязанностей);

— Личностная деятельность (существует для обмена информацией в кругу неформальных отношений).

Например, студент в основном применяет специальный вид деятельности, так как он применяет свои знания в процессе обучения. Он овладевает различными коммуникациями, знаниями в области своей компетенции.

blank

Компетентностым подходом называют деятельность, проводимую учреждениями образования для определения целей получаемого образования, а также результатов, полученных в процессе обучения.

Компетентность — это требование к уровню подготовки специалистов, необходимое для качественного исполнения должностных обязанностей в определённой сфере деятельности.

Одной из компетентностей, являющихся ключевыми считают информационную. Она включает в себя объективные, а также субъективные стороны. Объективная сторона включает в себя требования, предъявляемые к уровню подготовки дипломированного специалиста. Субъективная сторона есть отражение объективной. Она включает в себя деятельность специалиста, состоящую из определённых особенностей для мотивации и совершенствования компетенции.

Рассмотрим задачи, необходимые для развития профессионального уровня специалиста:

— Получение новых знаний и умений в области информационной среды;

— Развитие различных видов способностей, таких как коммуникационных и интеллектуальных.

Таким образом, информационная деятельность классифицируется по видам и типам. В основе них лежат определённые признаки, рассмотренные выше.

Перейдём к теме информационных ресурсов. Существуют различные подходы к определению понятия об информационных ресурсах. Рассмотрим одно из них.

Информационными ресурсами являются документы в архивах, библиотеках, банках, а также другие ресурсы, являющиеся информационными в различных системах.

— Природные информационные ресурсы;

В современном обществе одним из наиболее важных видов ресурсов считают информационные.

С течением времени информационные ресурсы становятся всё более важными. В наше время их рассматривают в качестве ресурсов, являющихся стратегическими. Следует учитывать, что главным отличием информационных ресурсов от ресурсов других видов является исчезновение ресурсов (за исключением информационных).

Итак, рассмотрим тему экономики информационной среды.

Информационной средой является деятельность, области которой имеет свойство постепенно расширяться. Эта область связана с появлением новых услуг, технологий, информационных продуктов.

Рассмотрим, что же относится к сфере информации:

— Различные информационные центры;

— СМИ и другие объекты информационной сферы.

Именно в данной сфере применяют информационные системы, называемые профессионально-ориентированными. Их используют для решения различных задач на основании вида информационной деятельности.

Информационную сферу принято делить на две части:

— Часть самого обращения;

— Часть, которая обеспечивает предоставление информации.

Каждая часть делится на области. При этом, основная часть состоит из трёх областей, а обеспечивающая – из двух.

Двумя главными областями являются:

— Область, в которой создаются и применяются технологии, являющиеся информационными, этот процесс осуществляется в соответствии с необходимыми средствами, принимаемыми в данной области;

— Область, в которой создаются и применяются средства для безопасности информации.

Рассмотрим три части, являющиеся обеспечивающими:

— Область, в которой производят и распространяют информацию;

— Область, в которой осуществляют поиск, получение и использование информации;

— Область, в которой формируются ресурсы, являющиеся информационными, а также осуществляют подготовку информации к её предоставлению в различном виде.

На сегодняшний день невозможно представить информационную деятельность без использования различных систем и баз данных, а также других технологий и техники.

Более поздно появилась ещё одна область, называемая созданием и применением технологий, являющихся информационными, а также средств для их функционирования.

При подготовке к единому государственному экзамену необходимо повторить изученный ранее теоретический материал. Итак, рассмотрим понятия об информационной этике, праве и безопасности.

Внедрение в нашу жизнь компьютеров на повседневной основе принесло как лёгкость, так и определённые сложности в нашу жизнь. Например, применение новых технологий принесло с собой, так называемую информационную зависимость (начиная с компьютерных игр и заканчивая совершенствованием техники).

Информационной этикой является дисциплина, которая исследует различные проблемы. Такие проблемы возникают в связи со стремительным развитием технологий. К тому же, информационная этика взаимосвязано с компьютерной этикой и информационной философией.

Рассмотрим понятие информационного права и безопасности.

blank

Информационным правом является отрасль науки, изучающую правовые нормы, которые регулируют отношения в обществе, а также содержит необходимые предписания к деятельности.

Информационной безопасностью является защита и сохранность информации и другой техники, используемой для работы с информацией.

Целью обеспечения информационной безопасности является защита данных от несанкционированного доступа.

Для того чтобы успешно внедрить системы информационной безопасности нужно соблюдать определённые правила. В эти правила входит:

— Соблюдение конфиденциальности информации, то есть контроля за информацией ограниченного доступа;

— Соблюдение целостности информации. Соблюдать это правила нужно для того, чтобы сохранить информацию от её деформации;

— Соблюдение правил доступности информации, которая предполагает безопасный доступ сотрудников к необходимой информации. Информационная среда организации должна обеспечивать доступ и нужной информации и другим данным.

Информационная деятельность — д еятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Информация — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации.

Получение(поиск)

Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач, аудиокассет;
• работа в библиотеках и архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных.

Преобразование(обработка)

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.

Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Накопление(сбор и хранение)

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом).

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты.

Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.


Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям.


Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов.

Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать.

Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации.

Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.


В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии.


Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы

Информация может существовать в виде:

текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

световых или звуковых сигналов;

электрических и нервных импульсов;

жестов и мимики;

запахов и вкусовых ощущений;

7.Универсальность цифрового представления информации(сам писал)

Цифровую информацию можно передавать на другие носители довольно быстро, легко и практически без затруднений

Основные понятия формальной логики

· Слово логика обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления.

· Логика очень древняя наука. Еще в античные времена была известна формальная логика, позволяющая делать заключение о правильности какого-либо суждения не по его фактическому содержанию, а только по форме его построения.

Основные операции формальной логики

· Алгебра логики очень проста еще и потому, что имеет только три логические функции: операции ИЛИ, И, НЕ.

Логическая операция НЕ (ИНВЕРСИЯ)

Логическая операция И (КОНЪЮНКЦИЯ )

Логическая операция ИЛИ (ДИЗЪЮНКЦИЯ)

Основные логические устройства компьютера

Компьютер работает на электричестве, т.е. логические элементы компьютера оперируют с сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

Виды цифровых носителей информации

1) Ленточные носители

2) Дисковые носители

Программные поисковые серверы

Имеющиеся поисковые системы можно условно разделить на три группы:

1) справочники Интернет;

Справочник Интернет (каталог) является аналогом тематического указателя в библиотеке: он предоставляет перечень наиболее важных документов по заданной теме. Примеры таких систем - поисковые серверы:

2) поисковые системы общего назначения;

3) специализированные поисковые системы;

Компьютерная сеть представляет собой совокупность узлов (компьютеров, рабочих станций и др.) и соединяющих их ветвей.

Компьютеры могут объединяться в сеть разными способами.

Способ соединения компьютеров в сеть называется её топологией.

Наиболее распространенные виды топологий сетей:


Ячеистая сеть. Сеть, которая содержит по крайней мере два узла, имеющих два или более пути между ними.

Архитектура компьютера

Архитектура компьютера определяет принцип действия, информационные связи и взаимное соединение сновных логических узлов компьютера, к которым относятся:

Конструктивно персональные компьютеры выполнены в виде центрального системного блока, к которому через специальные разъемы присоединяются другие устройства. В состав системного блока входят все основные узлы компьютера:

­-накопитель на жестком магнитном диске;

-накопитель на гибком магнитном диске;

-накопитель на оптическом диске;

-разъемы для дополнительных устройств.

На системной (материнской) плате в свою очередь размещаются:

-генератор тактовых импульсов;

-микросхемы памяти; -контроллеры внешних устройств; -звуковая и видеокарты; -таймер.

Защита информации

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, которая должна обеспечивать:

- целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;

- конфиденциальность информации и, одновременно,

- ее доступность для всех авторизованных пользователей.

При рассмотрении проблем защиты данных в сети прежде всего возникает вопрос о классификации сбоев и нарушений прав доступа, которые могут привести к уничтожению или нежелательной модификации данных.

В зависимости от возможных видов нарушений работы сети многочисленные виды защиты информации объединяются в три основных класса:

- средства физической защиты, включающие средства защиты кабельной системы, систем электропитания, средства архивации, дисковые массивы и т. д.

- программные средства защиты, в том числе: антивирусные программы, системы разграничения полномочий, программные средства контроля доступа.

- административные меры защиты, включающие контроль доступа в помещения, разработку стратегии безопасности фирмы, планов действий в чрезвычайных ситуациях и т.д.

Виды профессиональной информационной деятельности человека

Журналисты, инженеры, учёные, менеджеры, преподаватели, писатели, художники, музыканты, дизайнеры

Читайте также: