Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству кратко

Обновлено: 07.07.2024

2. Опишите кратко основные концепции, имеющие отношение к структуре органи зации.

3. Опишите общие типы технологий, которые используются в современных органи зациях.

4. Почему задания разрабатываются и распределяются в соответствии с вертикаль ным и горизонтальным разделением труда в организации?

5. Почему разработка целей является мощным средством координации со стороны руководства?

6. Что такое технология по определению Дейвиса и Перроу?

7. Опишите кратко классификацию технологии по Вудворд и Томпсону.

8. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних переменных?

9. Каковы компоненты социотехнической подсистемы?

10. Определите такие понятия как ценности, отношения, одаренность и восприятие.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Как понимать взаимосвязь между задачами и технологией?

3. Является ли технология наиболее важной внутренней переменной? Обсудите это.

4. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди?

5. Дайте пример, показывающий как восприятие и ожидание влияют на поведение на работе.

Общие черты, кратко изложенные ниже, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения цели. Основные ресурсы, используемые организацией это люди, капитал, материалы, технология и информация.

Организации полностью зависимы от окружающего мира – внешней среды, – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатов.

Горизонтальное разделение труда. Классическим образцом горизонтального разделения труда являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма была успешной.

Подразделения. Организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения называются отделами и службами.

Вертикальное разделение труда. Такое разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий и составляет сущность управления.

Необходимость управления. Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством управления. Поэтому, управление является существенно важной деятельностью для организации.

Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?

Какова роль внутренних переменных в обеспечении эффективного функционирования организации?

Основные переменные в организации, которые требуют внимания руководства это: цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели есть конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура организации –это логические взаимоотношения уровней управления и подразделений, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Важное значение при выборе структуры имеют специализированное разделение труда и сфера контроля.

Задача есть предписанная работа, серия работ, часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Технология есть средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги; это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

? Задачи и технология тесно связаны между собой. Объясните, каким образом?

люди являются центральным фактором в любой модели управления. Поведение человека в организации является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы.

? Дайте пример, показывающий, как восприятие и ожидание влияют на поведение человека.

• управление организацией в условиях рыночной экономики;

• самостоятельный вид деятельности, функция, процесс;

• совокупность научных знаний и практического опыта;

• группа высших руководителей организации.

Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

Во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности

  1. В чем отличие ситуационного подх ода от остальных научных школ и направлений?

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

  1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырёх разных точек зрения. Это школы:
    1. научного управления;
    2. административного управления;
    3. человеческих отношений и науки о поведении;
    4. науки управления или количественных методов.
    1. Какие основные переменные в организации следует учитыват ь руководству?

    Основными переменными организации , требующими внимания руководства , являются цели, структура, задачи, технология и люди.

    1. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?

    Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

    После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

    1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо создало разнообразные проблемы для авиалиний. Последние должны постоянно оценивать динамику цен на топливо в рамках процесса стратегического планирования.

    2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.

    3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана. Когда гостиничная компания “Холидей Иннз” изменила свой стратегический план и стала заниматься созданием казино, се руководство направило свои усилия на то, что, по его мнению, даст больше возможностей для организации.

    После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.

    УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

    С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций — маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ корпорации.

    После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, руководство может определить те зоны, которые требуют немедленного внимания, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде . Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

    1. Почему делегирование полномочи й имеет фундаментальное значение для управления?

    Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Следовательно, роль делегирования обозначена в самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.

    1. Какие особенности поведения людей сл едует учесть менеджеру при разработке системы контроля?

    Помимо инструментов контроля, таких как использование обратной связи, установление правил и процедур, существуют инструменты контроля, основанные на учете особенностей поведения персонала, т.е. тех людей, которые осуществляют реализацию принятого управленческого решения.

    Учет особенностей поведения персонала:

    1. Каковы различия между решениями, основанными на суждениях и рациональными реше ниями?

    Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

    Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса

    1. диагностика проблемы;
    2. формулировка ограничений и критериев принятия решении;
    3. определение альтернатив;
    4. оценка альтернатив;
    5. выбор альтернативы.

    В итоге главное различие между решениями рациональными и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта.

    Цель руководителя - получения дохода и создание благоприятного климата внутри организации. если обязанности работника идут в противоречие с его внутренним миром, то у работника будет стресс, депрессия, он не сможет работать как положено, а значит приносить фирме пользу. А если он не приносит пользу, то его выкинут, т.к.такой работник никому не нужен.

    Вы – глава научно-исследовательской лаборатории в отделении ядерных реакторов большой корпорации. Обычно неясно, имеет- ли данная часть исследований потенциальный коммерческий интерес или они интересны с чисто академической точки зрения. Одна из основных областей настолько продвинулась вперед, что, по вашему мнению, в функциональных подразделениях относящихся к этой области, можно внедрить или использовать полученные данные.

    Недавно две новые разработки, обладающие большим потенциалом для коммерческого использования, были сочтены перспективными в одном из функциональных подразделений. Группа, которая работала над упомянутой темой, идеально подготовлена для исследований в этих новых областях. К сожалению, обе они лишены научного интереса, тогда как проект, которым занята группа в данный момент, представляет большой научный интерес для всех ее членов. В данный момент эта группа является лучшей научной группой или близка к этому. Она очень сплоченная, отличается высоким моральным духом и продуктивностью. Вас беспокоит, что члены группы не хотят переключится на новые области исследования и что принуждение их к концентрации усилий на этих новых проектах может неблагоприятно сказаться на их моральных качествах, на рабочих отношениях внутри группы и на будущей продуктивности как отдельных ученых, так и всей группы.

    Вам требуется совместно с функциональным подразделением в течение двух недель определить, какие ресурсы необходимы для работы над этими проектами, если они вообще нужны. Группа могла бы работать более чем над одним проектом, но каждый проект требует использования навыков всех членов группы, поэтому разделение группы практически невозможно. Это обстоятельство наряду со сплоченностью группы означает, что решение, удовлетворяющее любого члена группы, должно, по всей вероятности, вырабатываться довольно долго, чтобы удовлетворить каждого члена группы.

    Успех в достижении научного (научно-технического) результата может быть достигнут только в условиях высокой мотивации творческого труда научных работников и специалистов научной организации. В производственных организациях этот результат выражается в нововведениях в технологию, продукцию, организацию НИОКР, производства и маркетинга, в систему управления организацией и ее социальную сферу.

    Труд работников, занятых научной деятельностью, сложно нормировать. Следует учитывать, что определяющее значение для научных работников имеют потребности в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д.

    Вырабатывая стратегию по ведению работы над коммерческими проектами, следует учитывать, что, как правило, выделяют несколько групп ученых, исходя из деления по типам мотивации. Одну образуют подлинные энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации. Вторая, наиболее распространенная группа – это вполне профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Третью группу образуют честолюбивые, инициативные и достаточно прагматичные ученые, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре

    Все это дает возможность индивидуально подойти к мотивации членов группы для работы над коммерческими проектами. Обычно учет факторов, определяющих положительную мотивацию, приводит к повышению производительности научного труда. Вместе с тем это не всегда связано с удовлетворением работой. Часто люди удовлетворены работой потому, что мало загружены, а иногда практически не работают.

    Способность к генерированию мотивов нововведений является важнейшей характеристикой объекта управления и механизма управления развитием, в том числе правового механизма. Наличие в составе механизма управления мотивообразующих факторов свидетельствует о возможностях его самоорганизации.

    Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Основные внутренние переменные - цели, структура, задачи, технология и люди.

    Цели организации есть конкретные конечные состояния или желательный результат, достижение которого представляется ценным и побуждает группу людей к совместной работе

    · Разнообразие целей организации

    · Внутренние и внешние цели

    · Противоречие целей различных подразделений

    Структура - это относительно устойчивый способ организации взаимосвязей между функциональными областями и уровнями управления внутри организации

    Число лиц, подчиненных одному руководителю называется сферой контроля.

    · Широкая сфера контроля - плоская структура управления

    · Узкая сфера контроля - многоуровневая (высокая) структура управления

    1
    2
    2
    2
    2
    3
    3
    3
    3
    И
    И
    И
    Рис. 5. Многоуровневая (высокая) структура управления
    Рис. 4. Плоская структура управления.
    1
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    И
    И
    И
    И
    И
    И
    И
    И
    И

    Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в определенные сроки.

    · Категории задач: работа с людьми, работа с предметами, работа с информацией

    · Частота повторения задач

    · Время, необходимое для выполнения задачи

    Технология - это комбинация умения, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желательных преобразований в материалах, информации или людях.

    ‑ Классификация Джоан Вудворд:

    1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство - предполагает одновременное изготовление только одного или малой серии одинаковых изделий.

    2. Массовое или крупносерийное производство - предполагает изготовление большого количества идентичных или близких изделий.

    3. Непрерывное производство - предполагает использование автоматизированного оборудования, которое в состоянии работать круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

    ‑ Классификация Дж. Томпсона:

    1. Многозвенные технологии - характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно.

    2. Посреднические технологии - характеризуются встречами групп людей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.

    3. Интенсивные технологии - характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести конкретные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

    Три аспекта в которых рассматривается человеческая деятельность в рамках управления организациями: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, поведение руководителя-менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

    Взаимосвязи между внутренними переменными организации

    Задачи
    Структура
    Цели
    Технологии
    Люди
    Рис.6. Взаимосвязи между основными внутренними переменными организации.

    Внешняя среда организации

    Под внешней средой организации понимают ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует.

    Характеристики внешней среды:

    1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора

    воздействует на другие факторы

    2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих

    3. Подвижность: относительная скорость изменения среды

    4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и

    уверенность в ее точности

    5. Глобализация: процесс распространения экономических инноваций по

    всему миру, а также культурного и политического приспособления,

    которое сопровождает это распространение

    Структура внешней среды:

    ‑ Среда прямого воздействия:

    · Законы и органы государственного регулирования

    ‑ Среда косвенного воздействия:

    Связующие процессы

    Коммуникации в организации

    · Внешние коммуникации- организации с внешней средой

    · Внутриорганизационные - горизонтальные (внутриуровневые) и вертикальные (межуровневые)

    · Неформальные коммуникации (слухи)

    Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

    Этапы коммуникационного процесса:

    (1). Зарождение идеи.

    (2). Кодирование и выбор канала.

    Классификация шумов в организации (преграды)

    Шумы в межличностных коммуникациях:

    · Преграды, обусловленные восприятием

    · Неэффективная обратная связь

    Шумы в организационных коммуникациях

    · Неудовлетворительная структура организации

    Решение - это выбор одного из нескольких альтернативных вариантов действий.

    · Запрограммированные и незапрограммированные

    · Интуитивные; основанные на суждениях; рациональные

    Процесс принятия рационального решения представлен на рис. 8

    Обратная связь
    Реализация решения
    Окончательный выбор альтернативы
    Оценка альтернатив
    Формулирование альтернатив
    Формулирование ограничений и критериев
    Диагностика
    Рис. 8. Процесс подготовки рационального решения.

    Факторы, влияющие на принятие решений:

    · Участие исполнителей в подготовке решения

    · Личностные оценки руководителя

    · Степень риска, присущая среде, в которой решение будет реализовываться

    · Наличие релевантной информации и цена ее получения

    Контрольные вопросы

    1. Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?

    2. Опишите кратко основные концепции, имеющие отношение к структуре организации.

    3. Проведите различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

    4. Рассмотрите основные факторы среды прямого воздействия.

    5. Рассмотрите основные факторы среды косвенного воздействия.

    6. Приведите несколько примеров обмена информацией в организации.

    7. Кратко объясните сущность четырех основных элементов процесса обмена информацией.

    8. Каково значение обратной связи и информационного шума в коммуникационном процессе?

    9. Каковы различия между решениями, основанными на суждениях и рациональными решениями?

    10. Опишите этапы рационального разрешения проблем.

    11. Изложите различия между решениями, принимаемыми в условиях определенности, риска и неопределенности.

    12. Сталкиваясь с неопределенностью,какими двумя возможностями выбора располагает руководитель?

    Тестирование

    1. Управленческое решение это:

    А) Формы влияния на исполнителей.

    Б) Организационный инструмент в руках работников управления.

    В) Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.

    ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений.

    Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

    ЦелиОрганизация, по определению, это — группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе (рис. 3.1.) . В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. ЦЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности.

    СтруктураСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (рис. 3.2.) . Структурные переменные будут подробно рассмотрены при обсуждении процесса функционирования организации. Здесь же мы сосредоточим внимание на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. арактерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. . Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Вертикальное разделение труда, т.е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней, описанную в гл. 1. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут в свою очередь иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей. НЕОБХОДИМОСТЬ В КООРДИНАЦИИ. Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

    ЗадачиЗадача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 3.5.). Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАЧ. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Два других важных момента в работе — это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.

    ТехнологияТЕХНОЛОГИЯ — четвертая важная внутренняя переменная — имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами.

    Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ. Первое применение СТАНДАРТИЗАЦИИ, т.е. использования стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве


    Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.


    ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕМЕННЫХ

    Читайте также: