Какие основные научные идеи и концепции выступают в качестве базиса тьюторской деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня все чаще обсуждается принцип открытости. Это понятие еще продолжает формироваться в современной научной традиции, но интерес к его осмыслению и созданию соответствующих технологий достаточно велик и проявляется как в педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.

Открытость образования – это такой взгляд и тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный обучающий эффект, если его использовать соответствующим образом.

Многие учебные заведения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число факультетов, открыв дополнительные направления подготовки; расширить контингент слушателей; освоить новейшие технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае само обучение для учащегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных предложений и их соорганизацией.

С точки зрения социального подхода, в сфере образования всегда выделялись две цели:

заказ государства – установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;

Вторая из них долгое время фактически не учитывалась при организации учебного процесса в отличие от первой, которая разрабатывалась на протяжении всего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.

В связи с этим создание качественных характеристик образования является мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет увидеть актуальность принципа открытости.

Вторая составляющая целевых ориентаций обучения – формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования – на сегодняшний день становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости.

В последнее время все более очевидно, что только внешне представленное многообразие разнородных предложений по обучению еще не гарантирует учащемуся реализацию принципа открытости образования необходимым образом.

Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.

Такая задача – использование всего возможного ресурса открытого образования, а также построение своей собственной индивидуальной образовательной программы – требует в современной ситуации особых технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами.

Этим специалистом, на наш взгляд, является тьютор.

Из истории тьюторства

Вспомним о том, что феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV в. в классических английских университетах: Оксфорде и, чуть позднее, Кембридже. С этого времени мы можем говорить о тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества.

Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты прослушали определенные курсы. Учащиеся из одних колледжей могли быть слушателями лекций в других. Молодому человеку предстояло самому решать, каких профессоров он будет слушать и какие предметы изучать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах. Таким образом, студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как неоспоримой ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), наставник осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Это было тесно связано с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основной возможностью получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции его сопровождения.

В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Этот человек определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.

Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В этот период тьюторское сопровождение официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.

С 1700 по 1850 гг. в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам воспитанника готовил тьютор. Когда в конце XIX в. стали появляться и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII–XX вв. в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Открытые образовательные технологии и современные тьюторские практики

Открытыми образовательными технологиями являются такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся.

При всем их многообразии они должны обладать, как минимум, тремя важными характеристиками, а именно быть открытыми:

возрасту, т.е. пригодными для взаимодействия с различными возрастными категориями воспитанников;

учебному предмету, т.е. позволять иметь дело с любым предметным содержанием;

организационно, т.е. работать во всевозможных организационных условиях как в классе, так и во внеурочной деятельности.

В ситуации современного образования можно выделить три типа основных тьюторских практик, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации тех или иных учебных предложений в индивидуальную образовательную программу.

1. Тьюторская практика открытого дистанционного образования (информационный контекст тьюторства)

В системе дистанционного образования главная цель заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности.

2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст тьюторства)

В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества.

В этом случае ведущей целью является способность человека жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах многообразные культуры, присутствуют разные логики и всевозможные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе, понимание другой точки зрения, построение диалога и т.д.

3. Тьюторская практика открытого образования как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст тьюторства)

Открытое образование в антропологическом контексте представляется в первую очередь как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека.

Главная цель в этом случае – научить человека максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы. Являясь заказчиком на собственное образование, именно он способен проектировать его содержание и нести связанные с этим риски и ответственность.

Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом через его углубление за счет исследований или проектов и специальную деятельность по их формированию до тьюторского консультирования в области профессиональных обучающих программ.

Ведущими открытыми образовательными технологиями при этом являются методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио.

Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы учащийся объединяет различные контексты, но при обсуждении содержания тьюторской деятельности очень важно понимать, какой тип педагогической практики разворачивает тьютор и, в связи с этим, на какие открытые образовательные технологии он преимущественно опирается в своей работе.

К построению модели тьюторского сопровождения

Обсуждая общую модель тьюторского сопровождения, необходимо еще раз принципиально различить открытые и закрытые образовательные пространства и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии как обоснования определенного типа пространства.

Закрытое образовательное пространство предполагает определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному педагогу образу, результату. В основе – конкретный Учитель, его Школа и методы преподавания.

На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа себя и своего пути. В идеале оно должно предлагать множество различных школ. Этот тип пространства не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.

На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается представлением о человеке, свободном в принятии решения о своем образе.

Закрытые и открытые образовательные пространства отличаются друг от друга следующим образом.

В закрытых образовательных пространствах само пространство для учащегося не представлено, так как там изначально внешним образом определены и простроены все траектории его пути. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для воспитанника возможность обсуждать другие варианты его движения.

В открытых образовательных пространствах именно само пространство и его организация становятся в первую очередь предметом обсуждения. Оно позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.

Пространство работы тьютора графически можно изобразить в виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно векторы тьюторского действия (рис.):

X – социальный;
Y – предметный;
Z – антропологический.

Рис. Ресурсная модель тьюторского сопровождения

Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.

Х – социальный вектор тьюторского действия.

Он предполагает работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных учебных заведений.

Зачастую учащийся даже не знает обо всех существующих в ОУ возможностях. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту для реализации индивидуальной образовательной программы.

Y – предметный вектор тьюторского действия.

Z – антропологический вектор тьюторского действия.

Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, что именно от него хотят и на какие свои качества он уже может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за воспитанником.

Работа тьютора в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, предметном, антропологическом) позволяет увидеть молодому человеку свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы.

Лекция 2 Методика тьюторского сопровождения

2.1.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

· Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].

· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

· Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

2.2.Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

• технологии работы с портфолио;

• технологии группового и индивидуального консультирования;

• технологии профильных и профессиональных проб;

• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

Типовые задачи

Действия тьютора

Знакомство (вхождение в деятельность)

· Определение целей и задач совместной деятельности.

· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Разработка стратегии работы группы на презентацию.

· Определение собственной роли и позиции в группе.

· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

· Определение учебного потенциала группы.

· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

· Включение обучающихся в активную работу.

· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий,

· позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

· Объяснение сложных вопросов, концепций,

· Системное представление концепций курса,

· Выделение главных идей в теме, курсе,

· Организация работы обучающихся с кейс-стади.

· Объяснение концепций курса.

· Демонстрация связи курса с реальной практикой

· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

· видеть и формулировать проблему.

· Представление более полного и более широкого, чем

· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

· Подготовка и чтение мини-лекций.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

· Оформление опыта обучающихся.

· Обзор материалов всего курса.

· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

· идей, адекватных изучаемым материалам.

· Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

· Организация групповой работы,

· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

· Организация межгруппового взаимодействия.

· Выбор адекватных методов обучения.

· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

· Определение сильных и слабых сторон в деятельности

· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Организация обратной связи.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

· Проведение рефлексии собственной деятельности.

· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися

Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности.

Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, которую он несет сам. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.

Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие) - это исторически возникшие и обусловленные формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, быть профессионально компетентным, обладать сформированными на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества, разделять и соблюдать нормы профессиональной этики.

Специальность - это комплекс приобретенных путем профессио­нального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных результатов.

1. Тьютор (англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации.

2. Тьютор — должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору профессии на основе выявления способностей путем тестирования.

3. Тьютор (англ. to tutor — обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) — ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей, которые обучаются в системе дистанционного образования.

4. Тьютор (лат. tutor - защитник, опекун) — преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы.

5. Тьютор [англ. tuter - репетитор, наставник] — преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс.

Учитывая все выше перечисленные определения, можно сказать, что тьюторство — особый тип педагогического сопровождения — сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования.

История возникновения тьюторства и тенденции развития

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: в Оксфорде и, чуть позднее, в Кембридже. С этого времени уже можно говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.

Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов. Английский университет совсем не заботился о том, чтобы все студенты прослушали одни и те же определенные курсы. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Поэтому студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Университет предъявлял свои требования только на выпускных экзаменах. Студент должен был сам выбирать путь, благодаря которому он достигнет знаний, необходимых ему в конечном итоге для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

В течение первого года обучения посещение консультаций с тьютором являлось обязательным для всех студентов. Они каждую неделю отчитывались перед ним за проведенную работу. Встречи студентов с тьюторами проводились по расписанию, а также во внеучебное время. Такая форма общения, осуществляемая между студентом и тьютором, являлась для студентов первостепенной.

Так как неоспоримой университетской ценностью того времени была свобода преподавания и учения, тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом (школяром). Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В конце XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая главным образом за воспитание своих подопечных. К XVII веку сфера деятельности тьютора расширилась: все большее значение стали приобретать не только образовательные, но и воспитательные функции. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор становился ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но, наоборот, заняла центральное место в обучении: лекционная система служила и продолжает до сих пор служить лишь дополнением к ней. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор занимают важное положение в учебной и воспитательной работе, являясь штатной еди­ницей.

В России тьюторство долгое время было малоизвестно. Но отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики, тем не менее, были.

Назовем, по крайней мере, три из них.

Гувернеры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России.

3. Третьим направлением в развитии отечественной тьюторской практики служит сам феномен классической русской литературы и ее исключительная роль в духовной культурной жизни России. Литература, вмещающая в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры, как оказалось, сама может исполнять роль своеобразного тьютора.

В современном отечественном образовании тьюторство наиболее распространенно сегодня в дистанционном обучении. Тьюторство в дистанционном обучении продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, наработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель - П. Г. Щедровицкий) во время подготовки и проведения в 1989 году в Москве первого конкурса тьюторов для участия в одной из международных образовательных программ.

Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так, Федеральной целевой программой развития образования в числе основных направлений определены:

введение профильного обучения в старшей школе, обеспечи­вающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;

внедрение моделей непрерывного профессионального образо­вания, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

организация сетевого взаимодействия образовательных уч­реждений для развития мобильности в сфере образования;

интеграция в европейское образовательное пространство, по­вышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.

Реализация данных направлений требует, прежде всего, организации профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования старшеклассников и студентов. Существующая сегодня в России практика тьюторства может стать ресурсом в решении поставленных задач.

Очевидно, что современный этап модернизации российского образования требует принципиально новых для отечественного образования подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.

Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной от­ветственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования.

Этим сегодня и продиктован, в большей степени, возобновившийся в педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации и различным тьюторским практикам.

Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

Такой популярности и востребованности профессии способству­ют следующие факторы.

Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах инди­видуализации и других принципах открытого образования. Полно­ценная реализация стандартов возможна при наличии в обра­зовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семь­ёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвиже­ние обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.

Государство четко определило курс на развитие научно-техни­ческого творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятель­ности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и иссле­довательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профес­сиональных, производственных и жизненных проблем.

Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной об­разовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.

Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политичес­кими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной програм­мы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Воз­никает закономерный вопрос: чем принципиально отличается про­фессиональная тьюторская деятельность от других социально-педа­гогических профессий? В чем её сущность?

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные соци­ально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.

Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной де­ятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образова­тельным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обу­чающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в пер­вую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей вы­пускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обуче­ние.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятель­ности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и под­держание в коллективе образовательного учреждения благоприят­ного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педаго­гами в практической деятельности.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива при­нятых в образовательном учреждении правил и норм.

Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффектив­ную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию се­мьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного ру­ководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соб­людение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная со­циализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российс­ком образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, от­стаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занима­ются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и ре­ализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.

Появление профессиональной и должностной по­зиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо­го коллектива и родительского сообщества предоставление возмож­ности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.

Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.

При отсутствии комплексного решения проблем подготовки ква­лифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.

Основные принципы и функции тьюторской деятельности

Целью деятельности тьютора является создание социально- педагогических условий для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.

Под тьюторским сопровождением одарённых и высокомотивированных учащихся понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории.

Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования:

Актуальность исследования. Одной из наиболее важных задач современной системы образования считается формирование познавательной активности, обеспечивающей заинтересованность каждого учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, а также ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства для их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Все перечисленные условия создают возможность для полноценного развития личности и ее самореализации. Формирование познавательной активности и мотивации обучающегося невозможно без принципа индивидуализации обучения, в которой большую роль играет такой современный метод обучения как тьюторинг.

Современные учебные заведения требуют от обучающегося высокого уровня интеллектуального развития, который крайне необходим для наиболее успешного усвоения сложных учебных программ.

Именно поэтому умственное развитие учащихся и индивидуализация обучения в настоящее время приобретает особенную актуальность.

Должность тьютора в России была утверждена и введена в систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216-н и № 217-н. Исходя из этого, в условиях современного компетентностного подхода в высшем образовании появилась потребность в создании эффективной системы тьюторства. [19]

Бесспорно, тьюторство как особый вид вузовской социальной психолого-педагогической деятельности заслуживает особого внимания, как с точки зрения оптимального функционирования, так и с позиции профессиональных и личностных качеств, которые необходимы тьютору для реализации цели его деятельности. Заметим, что современный студент с каждым годом все больше демонстрирует неординарность в подходах в получении знаний. По сути, это очень социально активный студент, с огромным потенциалом интеллектуальных, познавательных, индивидуальных возможностей и желаний, но также это и достаточно пассивный персонаж, который получает даже не знания, а лишь информацию в формальном режиме.

Следовательно, внедрение принципа индивидуализации образования, то есть тьюторской деятельности, представляется более чем актуальным. В силу этого создается объективная реальность с набором требований и условий, которая, в свою очередь, провоцирует развитие тьюторства стремительными темпами.

Интерес к познанию способствует более успешному обучению, а, следовательно, является основой для эффективной реализации внутренней мотивации учащихся в дальнейшей профессиональной деятельности.

Степень разработанности проблемы исследования.Стоит указать, что получить специальность тьютора в российских вузах невозможно, однако она присутствует в классификаторе профессий как вполне существующая. Это обусловлено наличием возможности стажировок и повышения квалификации за рубежом ведущих российских специалистов и, значит, распространением практики тьюторства как одного их самых эффективных средств в повышении качества образования. В зарубежной педагогике исследованием тьюторства занимались такие ученые, как Х. Барроуз, К. Бруффе, М. Девольер, С. Калишман, Дж. Кларк, Дж. Кован, И. Палфрейман, П. Эшвин и др.

Исследованием проблем деятельности кураторства и тьюторства в вузах России занимались такие отечественные ученые, как Т.М. Ковалева, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, П.Г. Щедровицкий и др.




Цель исследования выявление особенностей тьюторской деятельности в развитии личности обучающихся в профессиональном образовании российских вузов.

Объект исследования образовательная деятельность тьюторинга в профессиональном образовании.

Предмет исследования методы формирования познавательной активности и мотивированности обучающихся с помощью тьюторской деятельности в профессиональном образовании российских вузов.

В соответствии с целью работы, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1) изучить предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании;

2) описать современную модель тьюторства в вузах России и за рубежом;

3) выявить дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога;

4) изучить проектирование и реализацию технологии тьюторинговой деятельности в вузе.

Методы исследования:

· анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования;

· изучение учебно-методических материалов;

· изучение передового педагогического опыта (современного состояния проблемы);

Практическая значимостьработы состоит в том, что результаты исследования и разработку конспекта в своей работе могут использовать педагоги профессиональных образовательных учреждений, методисты учреждений дополнительного образования, а также студенты, при прохождении практики.

Структура работы: данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Тьюторинг и его роль в развитии личности обучающихся профессионального образования в современной модели вузов

Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании

В развитых странах мира сложилось общее представление о цели педагогической деятельности тьютора - это персональное сопровождение обучаемого в образовательном пространстве, создание условий для раскрытия внутреннего потенциала и адаптации в окружающей среде.

Цель тьюторской деятельности может быть разбита на ряд мини-целей: помощь в осознании и занятии ребёнком субъектной позиции; помощь субъекту в разработке маршрута, отслеживании, осознании направленности шагов, стремлении добраться до пункта назначения; помощь в освоении ребёнком механизмов развития себя как субъекта.

Цели тьюторского сопровождения можно также рассматривать через функции образования:

- организаторскую функцию: организация (координация) деятельности; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы; создание условий, при которых происходит процесс становления обучабщихся, с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований; строительство целенаправленной многолетней системы работы с одарённым обучающимся и др.

- обучающую и воспитывающую функции: оказание помощи в получении знаний, умений и навыков, усвоении, овладении образовательной программой; формирование у учащихся индивидуальной ответственности за знание, основанной на совокупности компетентностей, сформированных в ходе учебно-воспитательного процесса; включение воспитанника в социальную среду; формирование ответственности за выбор и рефлексии обучающегося;

- развивающую функцию: выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося; развитие активного интереса к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности и др.[20]

Таким образом, тьютор встраивается в целостный педагогический процесс. Цели тьюторской деятельности рождаются из целей тьюторанта.

Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом - создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития, при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.

Задачи тьюторского сопровождения:

- выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы обучающегося,

- находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной образовательной программы,

- работать с образовательным заказом семьи,

- формировать учебную и образовательную рефлексию обучающегося.[4]

Вариативность целей тьютора и тьюторанта определяют содержание тьюторской деятельности. Содержание деятельности часто определяется через функции деятельности. От приоритета выбранных функций зависят построение и организация тьюторского сопровождения конкретного обучающегося. Деятельность тьютора не может осуществляться но одному сценарию: их индивидуальность предполагает реализацию различных функций в зависимости от потребностей тьюторанта. К функциям тьюторского сопровождения одаренных детей за рубежом можно отнести: контрольно-диагностическую, проектную, мотивационную, информационно-содержательную, организационно-деятельностную, технологическую, консультационную, рефлексивную.

В практике отечественного тьюторского сопровождения сложились следующие функции тьютора:

- аналитико-рефлексивная функция, предполагающая развитие мыслительных и рефлексивных способностей подопечного, направленное на анализ и осмысление своей деятельности, се результатов, проблем.

- организационно-мотивационная функция, заключающаяся в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности одарённого обучающегося, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей, организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;

- компенсаторная функция, в процессе которой в ряде случаев происходит обеспечение тьютором условий, способствующих изменению отношения одарённых обучающихся к учебной деятельности, восстановлению нарушенных ими связей с педагогами, родителями;

- функция профессионального определения, предполагающая целенаправленные действия тьютора на понимание сути различных профессий, содержание трудового процесса, требований к работникам, статуса профессии и механизма получения образования в рамках определенной трудовой деятельности и профессионального самоопределения.[26]

Содержание тыоторской деятельности можно определить через сопровождение тьютором проектной и исследовательской деятельностей обучающихся согласно теме проекта или исследования. Некоторые педагоги-тьюторы используют возможность сопровождения игровой деятельности обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляется при обучении игре на фортепиано, английскому языку, химии, в изобразительной деятельности и др. В отдельных случаях содержание тьюторской деятельности отбирается в зависимости от возрастных особенностей тьюторанта (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник). Тьюторское сопровождение имеет свои особенности содержания в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, одарёнными детьми.

Тьютор должен строить такие ситуации жизни обучающихся, где стало бы возможно проявить их образовательные цели и мотивы через их реальные действия.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучащихся. И это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с особенностями возрастов и социальной ситуацией развития тьюторанта.[28]

Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Помимо этого задача тьютора – расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика.[3]

Идеал закрытого образовательного пространства – это Преподаватель и его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества различных школ.

Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования представления о человеке свободном в принятии решения о своем образе.

Закрытые и открытые образовательные пространства также отличаются друг от друга тем, что в закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать другие варианты его движения. В открытых же образовательных пространствах именно само пространство и его организация, становятся, в первую очередь, предметом обсуждения. Открытое образовательное пространство позволяет обучающимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.[11]

Педагог, занимающий тьюторскую позицию, может выполнять множество ролей тьютора: научный руководитель, консультант, социальный продюсер, тьютор профессионального самоопределения, тьютор-куратор и др. Согласно концеции Л.В. Бендовой, ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор). [11]

Е.В. Белицкая разделяет тьюторинг на базовый и вспомогательный. В базовый тьюторинг входят обучение и обратная связь, вспомогательный призван поддерживать студентов в учебе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Современная структура тьюторинга включает три компонента, однако их содержание со временем приобрело несколько иные характеристики и преобладание какого-либо из компонентов зависит от вида тьюторской системы обучения. [9]

1. Руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве (функции данного элемента: раскрыть образовательный потенциал окружающего социума, образовательного учреждения, происходящих событий и т.д.; определить цель и результат образовательной деятельности учащихся; обеспечить успешное самоопределение в образовательном пространстве через построение индивидуального образовательного пути, что выступает доминантой).

2. Моральное наставничество и сопровождение (предполагает помощь в овладении техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, что является основополагающим фактором данного элемента; создание условий для саморазвития; сопровождение процесса рефлексии обучающихся).

3. Собственно тьюторство (в основе данного элемента — раскрытие образовательного потенциала литературных источников, учебных курсов; помощь в осуществлении их подбора при формировании и реализации обучающимися индивидуальной образовательной программы; помощь в устранении или компенсировании таких проявлений в процессе обучения, как непонимание ученика, отсутствие мотивации, его физиологические и психологические особенности, характер социального окружения, личная история и т. д.). [9]

Т.М. Ковалева считает, что тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную(ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и др.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. [30]

Структурообразующим компонентом тьюторской системы обучения является руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве, так как функции данного компонента являются ведущими. Учет выбранного учащимися индивидуального образовательного пути является определяющим в тьюторском сопровождении.

Тьюторство в Англии считают наиболее эффективным средством повышения качества образования. Эффективность тьюторской системы в значительной степени зависит от компетентности тьютора, который может и не быть профессиональным преподавателем, но предоставляемая им помощь должна быть самого высокого порядка. [6]

Тьютор должен быть опытным и обладать определенной компетентностью в курируемой области или предмете. Опыт приобретается со временем, но компетентность должна быть получена через изучение и обучение. Однако для реального шанса на успех в процессе непосредственного тьюторинга две стороны (тьютор и учащийся) должны иметь эффективную двустороннюю связь. Наиболее перспективными являются онлайн и студенческое тьюторство. [3]

Онлайн-тьюторство основывается на компьютерных и интернет-технологиях, заслуживших в настоящее время всеобщее признание. Использование данного вида тьюторства имеет ряд преимуществ, позволяя снижать затраты на обучение (не требуется затрат на аренду помещений, проезд к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т.п.); проводить обучение большого количества человек одновременно; повышать качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; создавать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения) и др. Данная система обучения может являться единственным способом обучения и полезным подспорьем для многих категорий учащихся.

Залогом эффективности студенческого тьюторства является взаимодействие сверстников в образовательном процессе.

Данный вид тьюторства обладает существенными преимуществами для всех сторон, вовлеченных в процесс обучения: тьюторов, учащихся, преподавателей-предметников и учебного заведения в целом. Исполнение студентом роли тьютора обеспечивает необходимые условия для собственного учения и возможность использовать полученные знания более значимым и эффективным способом, воспитывать ответственность, чувствовать себя оцененным, необходимым, уважаемым и воспринимаемым как компетентный специалист в определенной области. Студент-тьютор намного ближе к учащемуся по возрасту, следовательно, ближе и в стремлениях, желаниях, образе жизни, отношении к окружающему миру и мышлении, в большинстве случаев он способен общаться с обучающимся более эффективно, помогая ему быть успешным. Рассматривая влияние анализируемого вида тьюторства, можно отметить его эффективность для создания сообщества взаимопомощи и заботы в пределах отдельных классных комнат и учебного заведения в целом.

Помимо этого следует рассмотреть ключевые события и этапы становления тьюторского движения в вузах России и за рубежом.

Курсовая работа

Читайте также: