Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения кратко

Обновлено: 17.05.2024

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;";

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;";

в) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;";

2) статью 12 дополнить частью 9 1 следующего содержания:

"9 1 . Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.";

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

"Статья 12 1 . Общие требования к организации воспитания обучающихся

1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).";

4) часть 3 статьи 30 после слов "образовательной организации," дополнить словами "включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

§ 17. Реформы I860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

§ 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Вопросы для работы с текстом § 17. Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

РеформаСодержание реформыЗначение реформы
Земская реформавведение выборных органов местного самоуправленияПоявление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформаИзменения порядка избрания органов городского самоуправленияОрганы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная РеформаВведение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформаСоздание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образованияВводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗахДоступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
УниверситетыПолитехнические институты
Классические гимназии↑Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

- равенство всех граждан перед законом;

- независимость и несменяемость судей и следователей;

- коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.

- всеобщая воинская повинность;

- перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;

- специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;

- приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;

- изменена система подготовки рядового состава;

- изменена организация армии – страна разделена на военные округа;

- улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?

- доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;

- разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;

- благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;

- университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.

- начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;

- реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;

- образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;

- из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.

Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

- армия стала более многочисленной;

- многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевиц по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонам – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;

- армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);

- сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;

- войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок. Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформа образования 1864 годапри Александре 2

Реформирование начальной школы

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.


Эксперты критически оценили проект постановления. По мнению одной из них, поскольку адвокаты нередко являются правозащитниками и выступают принципиально за признание, защиту и обеспечение прав человека и гражданина, они первыми столкнутся с необходимостью защиты прав тех, кто подпадает под действие данного постановления, совершенно необъяснимо направленного на то, чтобы лишить многих людей свободного доступа к информации. Другой подчеркнул, что любые попытки поставить циркуляцию знаний под жесткий предварительный и бюрократический контроль губительны для экономического развития страны. Третья считает, что, если проект, невзирая на критику, будет принят в предложенной редакции, он точно будет оспариваться в судебном порядке.

Отмечается, что проект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных разрешительных документов.

Содержание проекта

В Законе об образовании закреплено соответствующее понятие, кто занимается такой деятельностью и то, какие ограничения для нее существуют

В соответствии с проектом субъектами просветительской деятельности являются госорганы, органы местного самоуправления, и уполномоченные ими организации. Физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели также вправе ею заниматься.

Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с Законом об образовании на основе договоров об оказании услуг, заключенных с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, науки и культуры.

Граждане и индивидуальные предприниматели на момент заключения указанного договора должны быть совершеннолетними, участвовать в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее двух лет, предшествующих заключению договора, осуществлять деятельность по направлениям просветительской работы. Кроме того, у них должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью (ст. 331 ТК РФ).

Юрлица на момент заключения такого договора не должны быть включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента, и иметь задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам, а у соответствующих сотрудников должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью. На сайте указанных организаций должна быть указана информация о дате создания юрлица, учредителе, месте нахождения, в том числе адреса филиалов и представительств, контактные телефоны и адреса электронной почты, а также персональный состав сотрудников, планируемых к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, их уровень образования, квалификация, опыт работы. Информация о заключенных договорах также размещается на сайте компании.

В качестве направлений просветительской деятельности указаны: распространение духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека; развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности; популяризация достижений науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры; формирование экологической культуры, распространение знаний о здоровом образе жизни и психологии человека, выборе жизненного и профессионального пути; повышение осведомленности о деятельности органов власти; освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, а также иные направления, соответствующие целям, установленным п. 35 ст. 2 Закона об образовании.

Формами просветительской деятельности могут быть организация презентаций (лекториев), семинаров, мастер-классов, круглых столов и дискуссий, размещение или распространение информационно-печатной продукции, демонстрация или распространение аудио- и видеоматериалов, в том числе в Интернете, создание просветительских интернет-порталов и иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.

Контроль соответствия реализуемой просветительской деятельности ее целям и направлениям, предусмотренным положением, осуществляется учредителями организаций, заключивших договоры с субъектами просветительской деятельности, путем анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании. Контроль организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, которые заключили договоры с субъектами просветительской деятельности, осуществляют соответствующие федеральные госорганы.

Эксперты считают предложенный вариант документа нарушающим конституционные права и свободы

По мнению члена Экспертного совета Института права и публичной политики, к.ю.н. Ольги Кряжковой, появление данного постановления – неизбежное событие, обусловленное принятием нашумевших поправок в Закон об образовании, пытающихся регулировать просвещение в стране. Порядок, условия и формы осуществления этой деятельности, формы ее контроля не обозначены в Законе, а должны быть закреплены именно в постановлении правительства.

Безусловно, добавила она, напрямую к осуществлению адвокатской деятельности – с точки зрения оказания помощи доверителям – проект не относится. Но с точки зрения осуществления очень важной функции – адвокатской просветительской деятельности, которая очень часто сопряжена с оказанием юридической помощи, он соотносится напрямую. Более того, адвокаты очень часто совмещают профессиональную юридическую деятельность с работой в образовании и науке. В связи с этим они, как и все, будут сталкиваться с этими же трудностями и при проведении мастер-классов, и при ведении курсов повышения квалификации.

Читайте также: