Какие общие региональные проблемы имеют россия и другие страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

3. Региональные проблемы современной России.

То, что процессы регионального развития страны требуют к себе особенно пристального внимания, – факт очевидный. Для выбора эффективной стратегии действий и соответствующих политических, социально-экономических и прочих инструментов необходимо четко определить главные вопросы, сущность региональной проблемы.

В целом она видится троякой.

И наконец, в-третьих, как максимально точно и бесконфликтно найти непротиворечивое сочетание общенациональных государственных, региональных и личных человеческих интересов в сложнейшей ситуации сегодняшнего дня?

Региональная проблема в принципе не может быть решена раз и навсегда, но остроту ее следует минимизировать с помощью региональной стратегии – системы мероприятий по воздействию на территориальную структуру общества ради общественно значимых целей.

Цели региональной стратегии должны лежать вне собственно региональной проблематики. Недопустимо, чтобы совершенствование территориальной структуры велось только ради ее самой.

В качестве главных целей региональной стратегии можно назвать:

1) благополучие граждан, под которым понимается не одно только имущественное благосостояние, но и политическая и социально-экономическая стабильность, гарантированность обеспечения прав человека и гражданина на всей территории страны;

2) территориальная справедливость как обеспечение равенства граждан вне зависимости от места проживания;

3) сохранение целостности государства, единства его конституционно-правового, экономического и социального пространства при сохранении и приумножении экономического, социального, природно-ресурсного, инфраструктурного и культурно-исторического потенциала каждого региона в интересах его населения.

Решение задачи регионального развития перерастает в проблему из-за целого ряда объективных противоречий.

Во-первых, существуют объективные и неуничтожимые противоречия между страной и регионом (как противоречие между целым и частью) и между регионами: то, что выгодно для отдельного региона, далеко не всегда выгодно для других регионов или для страны в целом, и наоборот. Поэтому у региональной проблемы и ее отдельных аспектов нет однозначного решения, оно превращается в согласованный оптимум разнородных интересов, в компромисс.

Постановка же в качестве приоритетной задачи выравнивания степени развития территорий в результате снижает экономическую эффективность. И в этом случае решение должно лежать в сфере согласования интересов общегосударственных и территориальных.

В результате деятельность в сфере регионального развития страны проходит несогласованно, спорадически, без четкого видения перспектив и возможных результатов сегодняшних усилий.

В-четвертых, из-за многовекового господства централизованного государства в России практически не сложились цивилизованные механизмы улаживания разного рода противоречий, особенно политических, и поэтому параллельно с совершенствованием механизмов чисто управленческих нужно срочно осваивать механизмы согласительные.

Региональная проблема явственно распадается на три части:

1) социально-экономическую проблематику (региональную политику в ее традиционном понимании);

2) политическую проблематику (федерализм);

3) культурную проблематику (регионализм).

У этих составных частей во многом разная природа, разными должны быть и мероприятия по снижению остроты каждого из аспектов региональной проблемы. Разные задачи должны решаться методами, адекватными этим аспектам. Следует избегать перекрещивания и наложения этих методов, т. е. решения, например, экономических задач с помощью социальных мер.

Парадокс современного мира заключается в том, что различия между странами в целом (по суммарным или средним характеристикам) сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следовательно, и наличие многих общих черт в подходах государств к своим внутренним региональным проблемам. Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:

ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;

ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;

ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;

ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.

Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Уместно заметить, что главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями, в Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом, в Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов, в Испании — разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями, в Нидерландах — осушение и освоение больших участков моря. И перечисленные, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройст­ва на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, "рассеивания" безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.

В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем "центр — регионы" во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свиде­тельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.

Не должно быть иллюзий, что внешне процветающие страны уже полностью решили свои региональные проблемы. Как правило, традиционные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. И для России очень важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, иначе страна останется в положении вечно догоняющей.

Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспорт­ному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.




Главная задача изучения мирового опыта регионального развития сос­тоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.

Парадокс современного мира заключается в том, что различия между странами в целом (по суммарным или средним характеристикам) сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следовательно, и наличие многих общих черт в подходах государств к своим внутренним региональным проблемам. Проблемы регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.

Большие развитые страны (США, Канада, Австралия, Германия и Франция) дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России. Это такие проблемы:

ü изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

ü реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

ü сближения регионов по уровню социально-экономического развития;

ü освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

ü ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

ü регулирования миграции между городами и сельской местностью;

ü модернизации инфраструктурных систем, оздоровления экологической ситуации в регионах;

ü стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей и многие другие.

Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.

Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Уместно заметить, что главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями, в Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом, в Японии особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов, в Испании — разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями, в Нидерландах — осушение и освоение больших участков моря. И перечисленные, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройст­ва на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, "рассеивания" безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.

В развитых странах стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем "центр — регионы" во многом определяются четким разделом предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Все это отнюдь не означает полного устранения коллизий в отношениях между центром и регионами, периодических вспышек радикального регионализма, этнорегионального сепаратизма и ответных реакций центра, о чем свиде­тельствуют факты из современной истории Канады, Бельгии, Великобритании, Италии и других развитых стран. Тем большее значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.

Не должно быть иллюзий, что внешне процветающие страны уже полностью решили свои региональные проблемы. Как правило, традиционные проблемы сглаживаются, переходят в новое качество, но не исчезают. Вместе с тем в мире возникают принципиально новые региональные проблемы, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и глобализацией экономики. И для России очень важно не упустить из виду назревающие качественные перемены, иначе страна останется в положении вечно догоняющей.

Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе. Это прежде всего такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспорт­ному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.

Главная задача изучения мирового опыта регионального развития сос­тоит не просто в том, чтобы лучше понимать суть тех или иных региональных проблем в той или иной стране, а в овладевании и способами их решения с целью использования в российских условиях. Нельзя надеяться на возможность копирования и переноса опыта какой-либо одной страны. Успех может принести только тщательная селекция мирового опыта.

Много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальными для России, можно привести из опыта развитых стран: США, Канады, Австралии. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций и многие другие. Решения региональных проблем в этих странах во всех случаях дают полезные знания для нашей практики. Ценным опытом решения региональных проблем обладают многиесредние и малые по территории страны. Здесь главное – не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.002)

Региональные проблемы не могут быть решены раз и навсегда, но остроту их следует минимизировать с помощью региональной стратегии – системы мероприятий по воздействию на территориальную структуру общества ради общественно значимых целей.

Цели региональной стратегии должны лежать вне собственно региональной проблематики.

В качестве главных целей региональной стратегии можно назвать:

1) благополучие граждан, под которым понимается не одно только имущественное благосостояние, но и политическая и социально-экономическая стабильность, гарантированность обеспечения прав человека и гражданина на всей территории страны;

2) территориальная справедливость как обеспечение равенства граждан вне зависимости от места проживания;

3) сохранение целостности государства, единства его конституционно-правового, экономического и социального пространства.

Решение задачи регионального развития перерастает в проблему из-за целого ряда объективных противоречий.

Во-первых, существуют объективные и неуничтожимые противоречия между страной и регионом то, что выгодно для отдельного региона, далеко не всегда выгодно для других регионов или для страны в целом, и наоборот.

Региональная проблема явственно распадается на три части:

1) социально-экономическую проблематику (региональную политику в ее традиционном понимании);

2) политическую проблематику (федерализм);

3) культурную проблематику (регионализм).

У этих составных частей во многом разная природа, разными должны быть и мероприятия по снижению остроты каждого из аспектов региональной проблемы. Разные задачи должны решаться методами, адекватными этим аспектам. Следует избегать перекрещивания и наложения этих методов, т. е. решения, например, экономических задач с помощью социальных мер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

В каком государстве на территории современной России государственной религией был иудаизм?

В каком государстве на территории современной России государственной религией был иудаизм? Этим государством был Хазарский каганат, возникший в середине VII века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. К началу VIII века хазары владели Северным

Черты современной культуры России

Черты современной культуры России Распад Советского Союза активизировал те процессы, которые происходили в области культуры и искусства в последние годы существования СССР. В рыночные отношения втягиваются новые сферы культуры (в том числе образование и наука),

Ордена современной России

КРОМЕ ТОГО, в современной России присуждаются следующие литературные премии

КРОМЕ ТОГО, в современной России присуждаются следующие литературные премии Абрамова Ф. А. имени (учреждена в 1997 году Комитетом по культуре и искусству Архангельской области; в 1999 совместно с СП России переучреждена как общероссийская литературная премия);Аксакова С. Т.

8. Процессы регионализации в современной России

8. Процессы регионализации в современной России Сложное воздействие на региональное развитие оказали реформы 1992—1993 гг. Распад хозяйственных связей между республиками бывшего СССР вызвал повсеместное снижение уровня производства, поразившее прежде всего

9. Региональные проблемы современной России

9. Региональные проблемы современной России Региональные проблемы не могут быть решены раз и навсегда, но остроту их следует минимизировать с помощью региональной стратегии – системы мероприятий по воздействию на территориальную структуру общества ради общественно

20. Экономические районы современной России

20. Экономические районы современной России На территории России насчитывается 11 экономических районов. Северный экономический район Состав: Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия,

8. Процессы регионализации в современной России

8. Процессы регионализации в современной России Сложное воздействие на региональное развитие оказали реформы 1992—1993 гг. Распад хозяйственных связей между республиками бывшего СССР вызвал повсеместное снижение уровня производства, поразившее прежде всего

20. Экономические районы современной России

20. Экономические районы современной России На территории России насчитывается 11 экономических районов.Северный экономический районСостав: Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия,

Коррупция в современной России

Коррупция в современной России В настоящее время большинство специалистов сходятся на следующем определении коррупции.Коррупция — это характерная для любого государства форма преступной интеграции (симбиоза) деловых кругов (бизнеса) с представителями

Штатные пистолеты силовых структур современной России

Штатные пистолеты силовых структур современной России Пистолет Ярыгина (MP-443 (6П35), ПЯ, Грач) Рис. 63. Пистолет ГрачВ начале 1990-х годов военными экспертами было окончательно признано, что пистолет Макарова, в течение почти 40 лет состоявший на вооружении Советской, а затем и

Глава II. Гороскоп современной России

Читайте также: