Бочаров что человек может читать краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мироненко Ольга Алексеевна, учитель МКОУ СОШ № 8 г. Острогожска Воронежской области

Задачи: продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно-изобразительных приёмов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.

Проблема: поведение и нравственный выбор человека в минуты смертельной опасности.

Тип урока: обучение решению проблем.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий,

за которые мы, собственно, не несем ответственности,

1. Работа над эпиграфом урока.

Ребята, как вы понимаете смысл слов, написанных на доске?

2. Вступительное слово учителя.

На уроках литературы при изучении произведений о ВОВ, войне 1812 года в центре нашего внимания часто были образы пленных, мы говорили о том, как авторы произведений поднимали и решали проблему прав военнопленных, их поведения и нравственного выбора. А что, если человек оказывается в плену у стихии?

(Стихия- явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила.)

С древних времён люди выделяли четыре стихии: огонь, воздух, воду, землю.

- Как проявляется разрушительное действие этих стихий?

Сцены, ситуации, в которых человек противостоит стихии, можно встретить в произведениях разных времён и народов. Что же позволяет герою выстоять, выжить в этой неравной борьбе?

а) Несколько слов об авторе.

б) Внимательно прочитайте заглавие произведения, написанное на доске.

- Каковы ваши читательские ожидания перед прочтением произведения с таким названием? (Анализ слов заглавия, так как именно они позволяют почувствовать торжественно возвышенный стиль произведения).

5. Аналитическая работа по тексту:

- Как вы оцениваете поступок благородного по происхождению графа?

- Неизвестному крестьянину, простолюдину удаётся спасти людей. Как вы считаете, что всё-таки подвигло одного человека из толпы на берегу к решительным действиям по спасению семьи таможенника: желание разбогатеть; доказать себе и окружающим, что он бесстрашный человек; желание спасти людей? Докажите это цитатами из текста.

- Каким человеком вы представляете себе автора по характеру?

- Оправдались ли ваши читательские ожидания, обусловленные заглавием произведения?

- Почему Шаваршу удалось выполнить то, что не удалось другим?

(Он был натренирован, поэтому уверен в себе. Трудное дело он выполняет умело.)

- В каких словах заключается авторская позиция?

- Как бы вы повели себя в подобной ситуации: останетесь наблюдателем или предложите свою помощь? Какая помощь была бы вам по силам?

9. Подведение итогов урока.

Какой можно сделать вывод из материалов урока?

(Люди, оказавшиеся один на один со стихией, нуждаются в помощи. А справедливость требует, чтобы человек мог рассчитывать на неё.)

Как вы думаете, кто в современных условиях по роду деятельности оказывает помощь людям, терпящим бедствие?

10. Домашнее задание.

Сравните ситуации, описанные в балладе и в очерке, поведение героев, позицию авторов. Какое из этих произведений вам понравилось больше и почему? Оформите ответ письменно.

Аристова И.В. Литература. 11 класс: Филологический анализ художественного текста: элективный курс. Волгоград: Учитель, 2007.

Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. Москва, 1998.

Дидактический материал к уроку

Готфрид-Август Бюргер
"ПЕСНЬ О БЛАГОРОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ"
(баллада)


О том, чей дух высок и смел,
Греми, как колокол, мой стих!
Лишь песнь награда славных дел,
Не на дукаты ценят их.
И счастлив песней сам поэт,
Когда им смелый дух воспет.


На Рейн примчался вихрь сырой,
Он с юга жар и влагу нес.
Он тучи гнал перед собой,
Как гонит волк овец иль коз.
Подмел равнины, с мерзлых вод,
Сорвал враждебный жизни лед.


И на горах растаял снег,
Разливом залило поля.
Река, забыв свой мирный бег,
Помчалась, яростно бурля.
И, словно щепки, глыбы льда
Крутила шумная вода.


Громадным черным горбылем
Вздымался мост над глубиной.
И жил таможенник на нем:
С дочуркой маленькой, с женой
В хибарке коротал свой век.
"Беги, несчастный человек!"

Уже от волн и до небес
Коловращенье, гул и гром.
Таможенник на крышу влез
И озирается кругом.
"О боже, это наш конец!
Мы гибнем! Помоги, творец!"


А льдины мчатся, треск и рев!
С обоих берегов реки -
Смотри! - с обоих берегов
Снесло гранитные быки!
Но, грохот бури перекрыв,
Несется гибнущих призыв.


А льдины мчатся, треск и вой!
То с той, то с этой стороны
Трещат столбы - один, другой
Летят в куски разнесены.
К средине близится обвал.
"Господь! Наш смертный час настал!"


На берегу зевак полно,
Детей, и женщин, и мужчин.
Кричат, ломают руки, но
Спасать не рвется ни один.
И в шуме бури все слабей
Крик погибающих людей.


Когда ж, как колокольный звон,
Ты грянешь, стих мой, чуждый лжи?
Тот смелый духом - кто же он,
Где он? Мой смелый стих, скажи!
Остался лишь один пролет.
Спеши, герой! Беда не ждет!

Примчался благородный граф,
Высокородный граф верхом.
Но что ж он держит, ввысь подняв?
Чем машет? - Полным кошельком!

«Тому,кто с моста снимет их,
даю две сотни золотых!"
Граф благороден? Спору нет!
Не граф ли твой, о песнь, герой?
дай боже графу долгих лет,
Но твой герой, о песнь, - другой!
Спаситель доблестный, спеши!
Здесь гибнут три живых души!

Все ближе гром гремит из туч,
Все громче воет буйный шквал,
И все слабей надежды луч.
Спеши, герой, их час настал!
Столбы крушит и налит лед.
Упали арки в бездну вод.


Как вдруг мужчина средних лет,
Простой батрак, бредет с клюкой.
В холстину грубую одет,
Но как могуч и рост какой!
Он слышит графа, он глядит:
Вдали три жертвы смерть когтит.


Но, к счастью, лодка перед ним!
Хвала! Он смело к ней идет.
Один, гребя веслом одним,
Таранит волны, вихрь и лед.
О горе! Шторм он превозмог,
Но тесен для троих челнок!


Он против ветра, льда и волн
Плыл и второй и третий раз.
По одному сажая в челн,
Он всех троих от смерти спас.
И лишь тогда гремящий лед
Последний повалил пролет.


Так кто же, кто же тот герой?
Скажи мне, песня, кто же он?
Герой крестьянин был простой.
Но что ж им двигал злата звон?
Когда б не графский кошелек,
Ужель не сел бы он в челнок?

"Мой храбрый друг! - воскликнул граф.-

Вот твой кошель! Ступай сюда!"
Ну что, каков у графа нрав?
Он добр? Он щедр? Бог видит, да!
Но как щедра, как широка
Душа под блузой мужика!

«Я совесть, граф, не продаю,
Хоть я бедняк, но сыт всегда,
А ту несчастную семью
Пустила по миру беда.
Вот им бы золотом помочь!"
И скромно зашагал он прочь.


Греми ж, как колокол, хвала
Тому, чей дух высок и смел!
Не оплатить его дела,
Лишь песнь - награда славных дел.
И сам я счастлив, что воспел
Того, чей дух высок и смел.


Г. Бочаров
"ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ"
(статья)


Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.
В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. Троллейбус погружался в бурлящую воду. Так началась эта драма.
Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены.
Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. Через несколько секунд братья уже были в воде.
Первым доплыл до погруженного в воду троллейбуса Шаварш. Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса. Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. Стекло бесшумно раскололось. Шаварш вплыл в салон, где в тяжелой мгле двигались темные тени. Воздух в легких подходил к концу. Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. Всплыв, увидел, что спас женщину.
На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине.
Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, - двадцать один раз проникал в салон троллейбуса.
Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. Теперь надо было зацепить под водой тросы. Это оказалось нелегко. И все же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса. Троллейбус медленно двинулся вверх.
А в это время на отчаянные усилия Шаварша, самоотверженные действия Камо, который принимал спасенных, смотрел их отец - Владимир Самсонович
Карапетян. Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья взрослые люди, способные на высшее благородство.
А Шаварша ожидала долгая и тяжелая болезнь, уход из спорта. Лучшая награда герою не 130 завоеванных медалей, а 20 спасенных им жизней. Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один. А что человек может, таков он и есть.

Книга понравилась, прочитала с удовольствием!

Darina

Педагогическая поэма

Ребята. если никто эту замечательную книгу покупать не хочет, может быть сделать ее бесплатной? Кто-нибудь да проявит интерес!?

Ксюшаша

Миссия: Ангел-хранитель [ЛП]

Прочитано запоем. Очень интересно.

Ксюшаша

Интересно! Получила большое удовольствие. Не могла оторваться всю ночь от чтения

Узбекская кухня

Лариса Ольхова

Удаление отзывов: методы Exiterra

Систематизировали все то что нужно для работы с отзывами, рекомендую к чтению собственникам бизнеса

Alexberova

Невидимият живот на Ади Лару

Здравейте, планирате ли да качите "Злодей" на В. Е. Шуаб като е-книга?

Что человек может. Яркий огонек в окне

Что человек может. Яркий огонек в окне

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

В книгу вошли очерки журналиста Геннадий Бочарова и писателя Юрия Грибова. Авторы рассказывают о подвиге советского человека в мирное время, о стойкости, мужестве, благородстве тружеников города и села.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок.docx

МБОУ Духовщинская СШ им. П.К.Козлова

по статье Г. Бочарова

Учитель: Цаплина Т.А.

Цели урока : обучить анализу текста публицистического стиля в соответствии с его содержанием и формой, формировать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы, способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

Метапредметные результаты : способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, умение вести диалог, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Личностные результаты : воспитание интереса к родному языку; ориентация в системе моральных норм и ценностей; формирование нравственных качеств, понимания необходимости помощи людям, оказавшимся в критической ситуации, мотивирование своих действий; готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи; применение правила делового сотрудничества: сравнивание разных точки зрения; учёт мнения другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

УУД регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; анализ собственной работы: соотношение плана и совершенных операций, выделение этапов работы, оценивание меры освоения каждого, нахождение ошибок, определение их причины

УУД познавательные : определение основной и второстепенной информации, построение логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи, планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

УУД коммуникативные : оформление своих мыслей в устной и письменной форме, обоснование своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение согласовывать свои действия.


--> Версия для слабовидящих -->

учитель высшей категории Яшкова Юлия Михайловна, 2007-2008 уч. год
(разбор заданий ЕГЭ по русскому языку)

Цели: на основе "полётного" повторения обобщить знания :
* по фонетике и разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфоэпическими нормами (А 1, А17);
* по орфографии (правописание безударных гласных, правописание приставок на с, правописание трудных слов );
* по морфологии, развивать умения и навыки различения частей речи;
* по синтаксису, закрепить навыки различения и определения видов связи и способов подчинительной связи в словосочетаниях; (В3)
* о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью, закрепить постановку знаков препинания в них, разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений (А24, А27 и А28);
* закрепить умения и навыки учащихся анализировать текст, разобрать задания ЕГЭ В2, В7;
* об особенностях публицистического стиля, разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием в данном стиле средств художественной выразительности (А32 и В8).

IV. Работа с тестами заданий ЕГЭ А1
В это время один человек у доски выполняет подобное задание и делает транскрипцию выбранного слова.

1. В каком слове все согласные звуки глухие:

а) нужно

в) устремился

б) где

г) уход

2. В каких словах звуков меньше, чем букв?

а) всплыл

в) лучшая

б) сердце

г) троллейбус

3.В каком слове звуков больше, чем букв?

а) тяжёлая

в) сентябрьских

б) бесшумно

г) двадцатикилометровую

V. Озаглавьте молчащую таблицу. Заставьте её говорить. Попутно проработайте орфограммы и произведите разбор.
Один человек у доски производит разборы.

Правило

Примеры

М…ровых, в…черов, пл…тины, водохр…нилище, т…жёлый, гр…бцы, б…ковых, сп…ртсмены.

Па(с,СС)ажиры, тро(л,лл)ейбус, с…пр…тивление, …р…ентироваться.

Ра..смотреть, Ра…кололось, бе…шумно, ра…тереть, бе…покойно.

VI. Укажите ошибки в определении частей речи.

1. Установившего

1. Прилагательное

2. Погружался

2. Деепричастие

3. Бурлящую

3. Причастие

4. Видимость

4. Существительное

5. Преодолевая

5. Глагол

6. Раскололось

6. Глагол

7. Некоторые

7. Наречие

(1-3, 2-5, 3-3, 4-4, 5-2, 6-5,7-6)
В это время один человек у доски работает по карточке над разбором предложения
( грамматические основы, схема, характеристика)
VII. Проверяем отвечающего.
Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей.
VIII. Из этого предложения выписаны словосочетания . Ваша задача соединить стрелками правую часть таблицы с левой.

1

Сразу понял


(1-3, 2-3, 3-2, 4-1, 5-2, 6-4, 7-2)
IX. Работа с тестовым заданием А23
А в это время (1) на отчаянные усилия Шаварша (2) самоотверженные действия Камо (3) который принимал спасённых (4) смотрел их отец (5) - Владимир Самсонович Карапетян.

Ребята расставляют знаки препинания и объясняют свой выбор (подчеркнуть грамматические основы, начертить схему, дать характеристику предложения).

X. Прочитайте текст и выполните задания А7 , А9, А10, А11,А25 .
(1) Тем временем на плотину прибыли два огромных крана.
(2) На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине.
(3) Это оказалось нелегко.
(4) Теперь надо было зацепить под водой тросы.
(5) Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, - двадцать один раз проникал в салон троллейбуса.

А7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1) 3,4,5,2,1.
2) 1.2,3,4,5.
3) 2,5,1,4,3.
4) 1,4,3,2,5

А9. Какие слова являются грамматической основой в 4 предложении?
1) надо было
2) надо было зацепить
3) надо было зацепить тросы
4) зацепить тросы под водой

А10. Укажите верную характеристику 2 предложения.
1) сложноподчинённое
2) сложное бессоюзное
3) сложносочинённое
4) простое с однородными членами

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова прижимая из 5 предложения.
1) действительное причастие
2) деепричастие
3) прилагательное
4) страдательное причастие

А25. Как объяснить постановку двоеточия во 2 предложении?
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой.

XI. Анализ текста. Выполнение заданий А29 - А31, В1 - В7
Вступительное слово учителя.

Перед вами вступительная статья публициста Г.Бочарова "Что человек может", написанная в середине 70-х годов, о хорошо известном любителям спорта рекордсмене по прыжкам в воду Шаварше Карапетяне. В статье идёт речь о подлинных событиях, когда жизнь людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, зависела от действий случайного свидетеля происшествия, мгновенно взявшего на себя ответственность за их спасение.

Геннадий Бочаров
Что человек может

(1) Любители спорта хорошо знают Шаварша Карапетяна, установившего десять мировых рекордов по прыжкам в воду. (2) Но главный свой рекорд установил он на месте чрезвычайного происшествия, где судьями были жизнь и смерть.
(3) В один из сентябрьских вечеров с высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался троллейбус с пассажирами. (4) Троллейбус погружался в бурлящую воду. (5) Так началась эта драма.
(6) Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную двадцатикилометровую пробежку и как раз в это время появился на высокой перемычке. (7) Рядом был родной брат Камо и другие спортсмены. (8) Чемпион первым оценил обстановку и стал стягивать с себя мокрую от долгого бега одежду. (9) Через несколько секунд братья были уже в воде. (10) Первым доплыл до погружённого в воду троллейбуса Шаварш. (11) Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать: нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей. (12) Видимость под водой была скверной, не сразу удалось рассмотреть корпус троллейбуса. (13) Преодолевая плотное сопротивление воды, ударил в заднее стекло ногами. (14) Стекло бесшумно раскололось. (15) Шаварш вплыл в салон, где в тяжёлой мгле двигались тёмные тени. (16) Воздух в лёгких подходил к концу. (17) Он ухватил ближайшую тень, развернулся и выбрался из салона. (18) Оттолкнувшись мощнейшим толчком от крыши, устремился вверх. (19) Всплыв, увидел, что спас женщину.
(20) На поверхности тем временем собирались лодки, некоторые гребцы и парни с лодок пытались нырять, но у них ничего не получалось: они не умели ориентироваться под водой и удерживаться на глубине. (21) Много раз нырял Шаварш, прижимая к себе незнакомых людей, - двадцать один раз проникал в салон троллейбуса.
(22) Тем временем на плотину прибыли два огромных крана. (23) Теперь надо было зацепить под водой тросы. (24) Это оказалось нелегко. (25) И всё же он выбил два боковых стекла и продел трос прямо под крышей троллейбуса.
(26) Троллейбус медленно двинулся вверх.
(27) А в это время на отчаянные усилия Шаварша, самоотверженные действия Камо, который принимал спасённых, смотрел их отец - Владимир Самсонович Карапетян. (28) Ему не позволили броситься в воду на помощь сыновьям. (29) В сердце и сознании отца произошло открытие: его сыновья взрослые люди, способные на высшее благородство.
(30) А Шаварша ожидала долгая и мучительная болезнь, уход из спорта. (31) Лучшая награда герою не 130 завоёванных медалей, а 20 спасённых им жизней. (32) Спасая людей, помогал всем понять, что может человек, даже если он один.(33) А что человек может, таков он и есть.

Аналитическая работа по тексту
1. Выскажите свои впечатления о статье.

2. Почему Шаваршу Карапетяну удалось выполнить то, что не удалось другим?
(Он был натренирован, поэтому уверен в себе: "Он сразу понял, что никто лучше него не сможет сделать то, что нужно сделать"
Шаварш Карапетян знает, что и как надо сделать: "…нырнуть на необходимую глубину и что-то сделать для спасения людей"
Трудное дело он выполняет умело: "Видимость под водой была скверной, …"
3. Как вы думаете, любой ли человек, решившийся на такой поступок, мог прийти на помощь пострадавшим людям?
4.Какие слова в статье заключают авторскую оценку поступка героя?
Какой приём использует автор в этом предложении? (А29)
5. Статья написана по следам реальных событий. С помощью каких средств в статье создаётся ощущение подлинности происходящего?
6. Представьте, что вы - свидетели того события, о котором рассказывает Г.Бочаров: вы находитесь на берегу, видите, как ныряет Шаварш и вытаскивает на берег спасённых людей. Как вы будете себя вести : останетесь наблюдателями или предложите свою помощь?
Какая помощь была бы вам по силам?
Слово учителя : люди, оказавшиеся один на один со стихией, нуждаются в помощи. Важно, чтобы человек мог рассчитывать на помощь.
XII.Предлагаю вашему вниманию афоризмы известных людей.
Трудно быть человеком.( Андре Мольро, французский писатель)
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы не несём ответственности, и не предотвратить их. ( Альберт Швейцер , немецко-фр. Мыслитель, миссионер, врач, музыковед, органист)
Что человек может, таков он и есть. (Геннадий Бочаров, публицист)
Выбери один из афоризмов. Можешь ли ты с ним согласиться или нет? Почему? Изложите письменно свою точку зрения, опираясь на впечатления от текста, прочитанного на уроке. Это будет ваше домашнее задание.
XIII. Самостоятельная работа по варианту задания типа В (заполнение бланков).
В1. Каким способом образовано слово самоотверженные из 27 предложения?
В2. Из предложения первого и второго абзацев выпишите все местоимения.
В3. Из первого предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкания.
В4. Среди предложений третьего абзаца найдите односоставное определённо-личное предложении. Напишите его номер.
В5. Среди предложений третьего и четвёртого абзацев найдите предложения с обособленным обстоятельством.
В6. Среди предложений 7-8 абзацев найдите предложение, включающее придаточное определительное.

В7. Назовите средства связи между 3 и 4, и между 13 и 14 предложениями.
(6) указательное местоимение и лексический повтор
(7) лексический повтор
(8) противительный союз и указательное местоимение
(9) указательное местоимение
XIV. Подведение итогов урока.

[ Вверх ]

Читайте также: