Кто в школу ввел орксэ

Обновлено: 08.07.2024

О введении учебного курса ОРКСЭ

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе инструктивно-нормативные материалы и методические рекомендации "Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса, подготовленные по итогам семинара - совещания представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Приложение

Инструктивно-нормативное письмо "Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса

Настоящие материалы подготовлены с целью оказания методической помощи по подготовке и практической организации образовательного процесса в рамках комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с традиционными религиозными организациями по вопросам изучения ОРКСЭ, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне основной образовательной программы общего образования (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может проводить только религиозная организация, условия организации обучения религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях установлены приказом Минобразования России от 1 июля 2003 года N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".

В проект Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - проект ФЗ "Об образовании в РФ) включена статья 90 "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования".

Указанная статья направлена, в частности, на правовое регулирование образовательной деятельности по преподаванию религиозных культур и светской этики.

Требования к условиям и результатам преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в рамках новой предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" с учетом возможных изменений, связанных с принятыми решениями о преподавании ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году в 4 классах общеобразовательных учреждений.

С целью совершенствования нормативной базы в условиях реализации введенных норм приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089" внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов: утвержден стандарт начального общего образования по комплексному курсу "Основы религиозных культур и светской этики".

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение курса

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

В образовательном процессе с целью преподавания указанного комплексного учебного курса используются учебники и учебные пособия, включенные в Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

Для дальнейшего совершенствования методики преподавания ОРКСЭ создано Методическое объединение по ОРКСЭ при МКС. Его основными задачами являются: проведение экспертизы учебно-методических материалов ОРКСЭ, разрабатываемых в регионах; научно-методическое обеспечение ОРКСЭ.

Апробация ОРКСЭ в 2009-2011 годах

Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся, их отношения с родителями (законными представителями). Введение ОРКСЭ было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью. 88% родителей, 94% учителей, 93% руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти положительно отнеслись к введению ОРКСЭ. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ

С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного преподавания подготовлены: книга для учителя; справочные материалы для общеобразовательных учреждений; книга для родителей.

Информация на портале размещена в следующих разделах:

- "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора",

Раздел сайта "Нормативные материалы"

Предназначен для ознакомления с информацией по нормативно-правовым материалам, содержащим постановления Правительства, определяющие ход апробации и внедрения ОРКСЭ в образовательный процесс школы; протоколы заседания межведомственных и межрегиональных комиссий, определяющих стратегические задачи разработки курса ОРКСЭ и его апробацию, введение, приказы и другие нормативные акты, издаваемые Минобрнауки России, АПК и ППРО в целях регламентирования процессов разработки и проведения мероприятий, связанных с ОРКСЭ.

Встроенная лента аннотированного меню содержит список документов типа "блог" (первые сверху).

На странице документа имеется ссылка на прикрепленный файл документа для скачивания.

Раздел сайта "Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора"

Предназначен для ознакомления с информацией по методическим материалам, включающим методические разработки отдельных тем для преподавателей-тренеров и тьюторов; комплексные и тематические методические разработки, которые адресованы, как преподавателям-тренерам, так и учителям, которые преподают, или будут преподавать ОРКСЭ; модельные презентации проектов, которые могут быть использованы в качестве образцов в ходе организации проектной работы с учителями; дидактические раздаточные и другие материалы, используя которые преподаватель-тренер или учитель уточняет методику проведения учебных занятий в рамках подготовки к введению курса ОРКСЭ и школьных уроков.

Предназначен для ознакомления с новостной информацией по тематике проекта. Встроенная новостная лента содержит список документов типа "блог" (последние сверху), данных в аннотированном виде. Каждый документ имеет ссылку "подробнее. " на открытие страницы с полной информацией по документу.

Раздел сайта "Региональный опыт"

Тематическая дискуссия происходит в том случае, если люди оставляют комментарии по заявленной теме форума (или комментарии на другие комментарии в пределах этой темы). Тема форума содержится в форуме, который может хранить много подобных или связанных тем.

Раздел сайта "Обратная связь"

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

Постоновление о введении курса. Цели и задачи курса. Место предмета в учебном плане. Модули курса и краткое содержание каждого модуля. Особенности данного курса. Требования к результатам обучающися после изучения курса.

ВложениеРазмер
osobennosti_kursa_orkse.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности курса ОРКСЭ

Первоначально курс водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г. Он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.

Этот выбор основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

Курс состоит из 6 модулей:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур.

Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания

морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

  1. Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  1. Первоначально предлагалось изучать курс на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он должен был стать важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

2010г. - последняя четверть 4 класса и первая четверть 5 класса по 2 часа в неделю, но такая дополнительная нагрузка в конце года оказалась перегрузкой, поэтому со следующего года изменили место в учебном плане.

2011 год — второе полугодие 4 класса и первое полугодие 5 класса по 1 часу в неделю. (на мой взгляд — это было самое удачное распределение)

С 2012 года курс перенесли в 4 класс начальной школы. Изучается в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально -нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В 2010 году были выпущены учебные пособия по всем модулям и их электронное сопровождение:

В данный момент учебники дорабатываются. По новым стандартам начального образования в каждом УМК выпускается свой комплект для 4 классов.

Из выше сказанного , следует отметить, что курс ОРКСЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим, агностиком или атеистом. С другой стороны, этот курс – не просто когнитивный или научный. Другая задача – развитие ценностных установок, постановка проблематики смысла и ценности человеческой жизни, свободы, нравственности, где учитель выступает тьютером процесса формирования личности учащегося.

Следовательно, один час в неделю, с 5 по 9 класс, эти уроки появятся в расписании.

Что это за предмет и зачем он нужен ученикам?

Добро и зло, добродетель и пороки, щедрость и скупость, стыд и вина, этика и этикет. Просто и доступно. Дети читают притчи и сказки, смотрят мультфильмы и презентации. Рассказывают о своих плохих поступках и объясняют, почему так делать нельзя с точки зрения морали.

Многие родители справедливо посчитали: если они сами далеки от церкви, зачем это их детям. Станут взрослыми и сами решат свой вопрос с религией.
А для семей с верующими родителями, уже то, что преподает этот предмет учитель с двухнедельной переподготовкой, казалось оскорбительным.
Но тогда модули родители выбирали сами.

А сейчас – ОДНКНР, это предмет обязательный для всех!

Немного о нравственности и культуре (все эти темы и так изучаются на МХК, обществознании, истории и краеведении) и МНОГО о религии.

Христианство и ислам, буддизм и иудаизм. Дети изучают священные книги и религиозные обряды. Чем старше класс, тем глубже они погружаются в религию. В 9 классе (ОГЭ!), нагрузка у учеников и так максимальная. А это ведь ещё + урок.

Красиво звучит! Но эта цель только для широкой общественности.
Если изучить весь учебный материал, становится ясно, что цель совершенно другая. Внедрить в школу религию!

У служителей культа для оправдания преподавания религии в школах единственный сильный аргумент – это привитие морали и нравственности детям. Что настолько наше общество безнравственно, что без помощи церкви не обойтись!

А как же Конституция?
А Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, ст. 3, п. 5.- ". Запрещается. обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих?"

Почему родителей никто не спросил, нужен ли этот предмет детям?

Религиозное воспитание — личное дело каждой семьи. Для этого есть воскресные школы. А в нашем светском государстве, изучение основ религии в школе просто недопустимо. Даже если их маскируют за ширмой других школьных предметов.

В российских школах вводят новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012\ 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. "Летидор" решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

В российских школах вводят новый предмет – "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012\ 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. "Летидор" решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок "Россия — наша Родина", 2 часа на блок "Духовные традиции многонационального народа России" и 31 час - на блок "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.

Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).

Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики - таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры - 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.

Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. "Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – "образовательный стандарт". То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит "не аттестован" по начальной школе.

О чём негодуют родители

По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:

"Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел "Требования к содержанию образования", ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст - четвероклашки. 70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители".

На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса "Родительское собрание":

"Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще".

"Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман".

"В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими".

Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий - на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ "сверху". И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.

Далее - почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали "Основы мировых религиозных культур" в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):

"4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, - учебный курс помогает в этом направлении".

Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят "сор из избы"?

Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: "Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.

Конфликт светского и духовного

Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль "основы светской этики". Родители соглашаются, путая понятия "этика" и "этикет" - и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса "основы светской этики":

"Род и семья - исток нравственных отношений", "Стыд, вина, извинение", "Добродетель и порок".

"Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, - говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. - А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета".

Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.

"Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, - рассказывает протоирей Борис Пивоваров. - Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи. У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова "Россия – священная наша держава". Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции".

О некоторой идеологической предвзятости говорят и родители. "К нам на родительское собрание пришла завуч и сказала, - выбираем модуль "основы православной культуры". Это приказ министерства. Родители не стали проверять достоверность сказанного завучем и согласились. Больше возмущались не над содержанием курса, а над тем, что ушел дополнительный час английского", - рассказывает Жанна Заславская, дочь которой в 2010 году изучала ОРКСЭ.

Последнее слово – за родителями

Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:

"Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения. А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую".

Читайте также: