Какие новые информационные технологии можно выделить в учебном процессе школы на современном этапе

Обновлено: 02.07.2024

Появление современных компьютеров привело к созданию новых технологий в различных сферах человеческой деятельности. Современные информационные технологии находят самое разнообразное применение в различных предметных областях человеческой деятельности. Образование – это такая сфера деятельности человека, где должно использоваться самое передовое: последние достижения науки и техники, как в гуманитарных, так и в естественных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Информационные системы, компьютерные технологии, социальные сети в последнее время охватывают многие стороны жизни гражданского общества и открывают перед людьми новые перспективы и возможности. Сфера образования не стала исключением. Современный персональный компьютер применяется для обучения самым разнообразным дисциплинам. Такой способ обучения позволяет ребенку получать удовольствие учась, находить достоверные источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Статья рассматривает основные типы обучающих программ, в основе которых лежат современные информационные технологии, выявляет плюсы и минусы их внедрения в процесс обучения. Отмечается также, что наряду со специальным программным обеспечением в образовательные системы внедряется оборудование, которое, так или иначе, делает процесс обучения еще более разнообразным. На примере одной школы дополнительного образования рассказывается, каким образом можно вызвать интерес у ребенка к скучному на первый взгляд занятию через специальные программы и игры.


1. Иванько А.Ф., Иванько М.А. Современное образование и компьютерные сети. Новая наука: Теоретический и практический взгляд // Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Ижевск, 4 февраля 2017 г.). Стерлитамак: АМИ, 2017. № 2–2. С. 74–80.

2. Акимова И.В., Ермолаева Е.И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов // В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 83–95.

4. Насибуллов И.Р. Роль средств новых информационных технологий в образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2010. № 15. С. 7–10

5. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 80–81.

6. Романкова А.А., Титова Е.И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 63–76.

Современные информационные технологии охватывают основные сферы жизни человека: науку, образование, искусство, экономику и т.д. Мир стремительно развивается: это проявляется и в том, что компьютерные системы подчиняют себе все больше и больше аспектов человеческой деятельности.

Компьютерные технологии не так давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Представители нынешнего поколения вряд ли осознают, что их родители, обучаясь в школе, не пользовались ресурсами глобальной сети Интернет для поиска нужной информации, не делали презентации для более наглядного представления доклада, не работали с интерактивной доской на уроках физики и т.д.

В данном исследовании особое внимание хотелось бы уделить вопросам влияния современных информационных технологий на процесс обучения и внедрения их в образовательные программы.

Помимо объекта изучения, компьютер может выступать в качестве средства обучения, открывая более широкие возможности для занимательного образовательного процесса. Анимационная графика, аудио- и видеофайлы, наглядные рисунки, представленные в цифровом формате в высоком разрешении, интерактивная работа с компьютером позволяют увлечь не только ребенка, но и взрослого человека процессом обучения.

Нельзя не обозначить возможные обучающие программы, так или иначе делающие образовательный процесс увлекательнее:

Можно выделить 4 основные обучающие программы:

− тренировочные и контролирующие;

− имитационные и моделирующие;

Наставнические программы предоставляют ученику теоретический материал для изучения, а также вопросы и задачи, контролирующие процесс усвоения информации.

Моделирующие программы позволяют наблюдать на экране некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.

Развивающие игры создают некоторую виртуальную реальность, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Такие игры учат находить выход из трудных ситуаций, не сдаваться на полпути и всегда стремиться найти решение.

Современные информационные технологии значительно упрощают работу преподавателям. Например, учителю математики больше не придется выполнять чертежи к уроку геометрии от руки на доске, а достаточно открыть необходимый документ на компьютере с уже готовыми задачами и рисунками. Вместо заполнения журнала вручную учитель может воспользоваться электронным аналогом, что значительно экономит время. К слову, родителям школьника будет гораздо удобнее воспользоваться электронным журналом, чтобы узнать оценки ребенка.

Несмотря на все плюсы внедрения и активного использования современных информационных технологий, возникают некоторые сложности в процессе поиска информации в сети Интернет. Слишком большие объемы всевозможных данных иногда содержат крупицы достоверности, которые так сложно отыскать среди неактуальной информации. Также в интернете слишком много отвлекающего контента, не позволяющего сосредоточиться на поиске нужных данных. Несмотря на существование специальной дисциплины, помогающей разобраться в том, как работают современные информационные системы, ученикам порой сложно не заблудиться среди огромного количества источников информации [1].

При обучении помимо всевозможного программного обеспечения необходимо использовать аппаратное оборудование, позволяющее сделать процесс обучения интереснее:

Каждое из этих устройств так или иначе задействовано в процессе обучения. Например, интерактивная доска (рис. 1) используется для вывода на нее какой-нибудь информации или для взаимодействия с ее экраном во время выполнения какого-нибудь задания при помощи специальных указок и маркеров [2].

ivan1.tif

Рис. 1. Интерактивная доска и проектор

Проектор полезен тем, что может проецировать изображение с компьютера учителя на большие площади, что удобно при просмотре классом презентации или видео.

Акустическое оборудование (рис. 2) может быть полезно на занятиях по английскому или любому другому языку, чтобы ученики в процессе обучения овладевали навыками понимания иностранной речи [3].

ivan2.tif

Рис. 2. Использование наушников на занятиях

МФУ (рис. 3) в первую очередь полезен для распечатывания тестов, чтобы каждый ребенок мог решить его индивидуально для оценки собственных способностей. Те же интерактивная доска и проектор не могут позволить это сделать, так как подразумевают командную работу.

ivan3.tif

Рис. 3. Многофункциональное устройство

Иногда вместо проектора для вывода информации на большой экран может использоваться телевизор.

Мобильные устройства чаще мешают учебному процессу, нежели помогают, но нельзя исключать, что, имея выход в интернет на телефоне, ученик способен найти нужную информацию в любую секунду.

ivan4.tif

Рис. 4. Обучение в школе программирования

Для обучения детей 7–8 лет логическому мышлению используются игры, в которых они, сами того не замечая, учатся программировать. Например, в игре Minecraft дети строят всевозможные постройки при помощи специального персонажа – черепашки, выполняющей все те программы, которые ей пишут дети. Самое удивительное заключается в том, что ученики школы могут в своей любимой игре учиться писать алгоритмы, что обязательно пригодится в жизни, даже если они не станут потом программистами или разработчиками игр.

В игре Game Lab Kodu дети создают собственные трехмерные миры и добавляют в них персонажей и объекты, которые им нравятся. Ученики могут изменять ландшафт созданного мира и писать программы для своих персонажей и объектов, чтобы те делали что-то интересное и смешное: например, стреляли бы друг в друга пульками или ракетами.

Дети 8–9 лет обучаются создавать игры в более сложных программах: Scratch, Stensyl, App Inventor. Scratch интересен тем, что туда можно добавить любого героя, необязательно встроенного в приложение по умолчанию. Добавляя фон, разных персонажей с интересными костюмами и объекты, дети программируют их таким образом, что в результате получают интересную игру, которую могут показать всем друзьям.

Stensyl позволяет создавать многоуровневые игры, в которые так любят играть дети: всевозможные препятствия, ключи, двери в следующие уровни и многое другое.

Заключение

Школы стараются внедрять в процесс обучения современные информационные технологии, что делает его интересным и занимательным. Использование онлайн-сервисов облегчает взаимодействие учеников, родителей и преподавателей. Но также важно обращать внимание на то, что каждый человек должен быть грамотным пользователем информационных систем, чтобы компьютерные технологии действительно облегчали жизнь, а не усложняли ее. Поэтому в школах преподают информатику, где дети узнают, как пользоваться всеми имеющимися в их распоряжении информационными технологиями. Очевидно, что в ближайшее время использование информационных технологий будет определять прогресс системы образования школьников и студентов, затем мы увидим системы искусственного интеллекта участвующие в образовательном процессе.


В статье анализируется возможность использования современных информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы. Приведена классификация современных информационных технологий, применяемых в учебном процессе в настоящее время.

Процесс обучения в общеобразовательной школе – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых [1]. Использование специальных информационных технологий воздействует на процесс восприятия учебного материала, в конечном счете, влияет на эффективность учебного процесса.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [2]. Эволюция используемых человеком информационных технологий приводит к изменению содержания учебного процесса.

Рассмотрим более подробно этапы развития информационных технологий:

Ручной этап – начался с изобретение письменности. Формы записи данных, присуще этому этапу: наскальные рисунки, иероглифы на глиняных табличках, символы алфавита на пергаменте или бумаге. Применяемые орудия труда: стило (металлическая палочка) кисть, гусиное перо. Существовавшие способы записи данных – нанесение записи на носитель информации вручную.

Механический этап – начался с изобретения книгопечатания. Формы записи данных, присуще этому этапу: начало печати на листах с последующей брошюровкой. В качестве основного орудия труда использовался печатный станок. Способ записи данных – нанесение знаков на носители при помощи печатного станка.

Компьютерный этап – начался с изобретения электронной вычислительной машины. Формы записи данных: магнитная запись на диск или ленту, лазерная запись на компакт-диск. Орудия труда: компьютер и соответствующее программное обеспечение. Способ записи данных: магнитная или лазерная запись.

Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при использовании современных информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы. Они касаются, в первую очередь, вопросов организации и контроля психических процессов: восприятия, внимания, памяти и др. Основная их часть сгруппирована вокруг основных каналов восприятия информации (визуальный, аудио и кинестетический).

Звуковой канал . Можно выделить следующие основные типы звуков, воспринимаемых человеком: речь, музыка, упорядоченные периодические и разовые сигналы, характерные и беспорядочные шумы. Важнейшую роль среди этих типов звуков играет речь, которая должна занимать важнейшее место в организации использования информационных технологий в учебном процессе. Второе место по значимости в жизни человека занимают естественные и искусственные шумы. Проведенные исследования показали, что человек лишенный шумов становится менее активным и ощущает психологический дискомфорт [3]. Поэтому шумы также должны занимать свое место в учебном процессе. Традиционно музыка играет заметную роль в жизни человека. Исследования, проведенные в школах, показали, что при постоянном музыкальном фоне работоспособность учащихся повышается в среднем примерно на 20% [3]. По степени предпочтения можно выделить четыре основных группы людей: любящих марши, предпочитающих вальсы, желающих слушать танго и поклонников быстрых мелодий типа шейка. Эти предпочтения связаны с доминирующими ритмами мозга. Поэтому в учебном процессе нужно предусматривать, как минимум, четыре мелодии разных типов. Упорядоченные периодические и разовые сигналы, вроде телефонных звонков, звука будильника, привлекающего внимания писка, поощрительно-приятных или наказывающе-неприятных звуков играют, обычно, отвлекающую, мобилизующую, информативную и редко нейтральную роль. Целенаправленное и систематическое использование таких сигналов может быть полезным дополнением в системе звуковых воздействий на ученика.

использование микрофона при изучении языков и т.п.;

использование графических планшетов или музыкальных клавиатур в гуманитарных предметах;

использование наборов ЛЕГО в курсе технологии, а также в курсах физики, химии, биологии и др.;

Приведенные примеры характерны тем, что в них компьютерные технологии используется в физической, а не просто организационной связи с другими внешними устройствами. С этими внешними устройствами ученик производит не только действия руками, но и управляет ими с помощью компьютера.

Визуальный канал. Визуальное восприятие объектов человеком имеет ряд особенностей [3]. Так, первичное обследование объекта осуществляется с помощью многочисленных движений глаз. После того как объект исследован, внимание к нему ослабевает. В дальнейшем человек реагирует только на изменения, происходящие с объектом или в объекте. При этом, на движущиеся объекты реакция у человека более сильная, чем на неподвижные. На приближающиеся или удаляющиеся объекты наблюдается более сильная реакция, чем на просто движущиеся. Поэтому при проектировании занятий следует отдавать предпочтение тем приемам обучения, где используются движущиеся объекты, причем в первую очередь - приближающимся или удаляющимся объектам, затем объектам, проходящим мимо глаза и, наконец, изменяющимся со временем объектам.

Далее рассмотрим основные образовательные информационные технологии и технические средства, используемые в учебном процессе общеобразовательной школы.

Образовательные информационные технологии

на базе современных технических средств

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации [4] .

Компьютер – это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить математические вычисления. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Возможность применения мультимедийных форматов (компьютерной графики, звука в сочетании с современными средствами видеотехники), позволяет моделировать различные ситуации и среды, выводя занятия на качественно более высокий уровень.

Использование дополнительных технических средств, таких как мультимедийный проектор и интерактивная доска, могут дополнительно повысить уровень усвоения знаний учащимися при помощи визуализации информации.

работа с обучающими программами;

выполнение математических вычислений;

Мультимедийный проектор ( Видеопроектор ) – техническое средство, предназначенное для проецирования различных изображений на большой экран с источника видеосигнала [4, 5].

пользоваться любыми компьютерными приложениями;

использовать на занятиях обучающие видеофайлы;

демонстрировать презентацию для аудитории;

Применение проектора в учебной деятельности позволяет увеличить уровень наглядности учебного процесса.

Графопроектор – это техническое средство для проецирования на экран изображений, нанесённых на филии (кодограммы) стандартного формата A4. Графопроектор может быть также использован при демонстрации других прозрачных объектов (колб, пробирок), динамических иллюстраций волновых и оптических явлений, химических реакций.

Слайд-проектор – техническое средство, предназначенное для проецирования статической информации с точной цветопередачей относительно носителя информации (слайда) и автоматической подстройкой фокуса резкости изображения.

Как и мультимедийный проектор, графопроектор и слайд-проектор позволяют увеличить наглядность преподаваемого материала.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаётся на доску при помощи мультимедийного проектора проектор [4].

Для работы интерактивной доски необходимо установленное на компьютере специальное программное обеспечение. Только в этом случае сенсорный экран будет реагировать на действия пользователя. Для нанесения записей на доску предназначены специальные маркеры. При касании доски сигнал передаётся на компьютер, и программное обеспечение выполняет требуемое действие. Писать можно непосредственно на экране. Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой проекции проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной проекции проектор устанавливается за доской.

В процессе обучения так же возможно использование аудиопроигрывателей, видеопроигрывателей, DVD-плееров и др.

Образовательные информационные технологии

на базе современных Интернет-технологий

Одной из важных задач современного образования является организация доступа к электронным информационным ресурсам. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является создание электронных библиотек.

Электронные библиотеки – это распределенные каталогизированные информационные системы, позволяющие хранить, обрабатывать, распространять, анализировать, а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки являются новым этапом в развитии обычных (традиционных) библиотек.

по характеру решаемых задач . Электронные библиотеки ориентированы на анализ, поиск данных, а также на структуризацию, классификацию и систематизацию информации. Традиционные библиотеки – только на систематизацию по определенным правилам;

по организационной структуре . Электронная библиотека является электронным ресурсом, который может включать в себя ресурсы, принадлежащие не одной организации, а различным организациям или даже частным лицам;

сделать информацию более доступной;

содействовать сохранению научного и культурного наследия;

Основные задачи электронных библиотек – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них Благодаря широкому распространению доступа к глобальной вычислительной сети Интернет электронные библиотеки становятся доступны практически всем.

Благодаря электронным библиотекам, ученик имеет возможность получать новые знания, не выходя из дома.

Дистанционное образование в последнее время приобретает для жителей нашей страны все большее значение. Используя современные информационно-коммуникационные технологии, люди могут учиться или принимать участие в конференциях не выходя из дома. Это возможно за счёт технологии вебинаров [7].

Вебинары – это семинары или конференции, которые проводятся в удалённом (дистанционном) режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств. Для проведения вебинаров необходимо иметь наушники, микрофон и веб-камера, а также программное обеспечение для проведения вебинаров.

видео в режиме реального времени (обычно через веб-камеру);

аудио-связь в режиме реального времени с использованием наушников и микрофона;

запись для последующего просмотра и прослушивания;

голосования и выборочные опросы;

независимость от территориальной удалённости обучающегося от места обучения;

уменьшение финансовых расходов на аренду помещений, кофе-брейки, распечатку раздаточных материалов;

Основным недостатком вебинаров является ограничение обратной связи для участников. В настоящее время ведутся активные исследования для решения данной проблемы. Ранее нами предлагался возможный механизм решения этой задачи, который описан в [8].

Системы электронных дневников и журналов

Система электронных дневников и журналов – это единая информационная среда для эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей.

Введение электронных журналов и дневников в школах нашей страны обусловлено стремительным развитием информационных технологий. С 2011/2012 учебного года систему электронных дневников и журналов обязаны использовать все школы России без исключения. В настоящее время имеется достаточно широкий выбор информационных систем для этой цели [9 – 13]. Выбор же конкретной информационной системы остается за самой школой.

электронный дневник , позволяющий ученикам и их родителям оперативно получать информацию по оценкам, домашним заданиям и пр.;

электронный журнал , позволяющий оперативно контролировать выполнение учебной и педагогической нагрузки, анализировать успеваемость и посещаемость учащихся;

электронное расписание , автоматически интегрируемое в дневник и журнал;

индивидуальная и сводная отчётность по предметам;

общение пользователей в информационном пространстве;

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение", 1983, 608 С.

Макарова Н.В., Матвеев Л.А., Бройдо В.Л. и др. Информатика : Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2002, 768 С.

Огородников Е.В. Метод параллельных циклов в информационных технологиях: Монография. – М.: МГПУ, 2006, 77 С.

Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: учебное пособие. / Минск: ТетраСистемс, 2005, 272 С.

Терентьева М.А., Фесенко В.В. Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора // Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции студентов и аспирантов (Славянск-на-Кубани, 31 декабря 2010 г.). – Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2011, С. 288 – 291.

Вигурский К.В., Горный Е.А. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2002, С.158 – 188.

Латыпова В.А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый, 2011, №9, С. 69 – 74.

Заславская М.А., Прончев Г.Б. Организация интерактивных Интернет-лекций / в кн. “Информационные ресурсы образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15 – 17 апреля 2010 года)” / Отв. ред. Т.Б. Казихмедов. – Нижневартовск: НГГУ, 2010, С. 54 – 55.

Кораблев М.Н., Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Защита конфиденциальной информации в социальных сетях Интернета // Социология, 2010, № 4, С. 33 – 45.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, общеобразовательная школа, библиотека, мультимедийный проектор, система, форма записи данных, интерактивная доска, реальное время, способ записи данных, техническое средство.

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, преподаватель должен изучить ее возможности.

- мультимедийный проектор; - программное обеспечение; - интерактивная доска.

История внедрения технологий мультимедиа.

История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.

· звукозаписывающую аппаратуру; · плазменные передающие панели; · мультимедийный проектор-слайдоскоп

Использование интерактивных досок | Статья в журнале.

Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс следующие

Интерактивная доска — острая необходимость или дань времени?

- изображение с монитора компьютера передается посредством проектора на интерактивную доску

Информационно-образовательная среда школы — новые.

Традиционные методики обогатились новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения (мультимедиа проектор, интерактивная доска

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, учитель должен изучить ее возможности.

Использование мультимедийных средств обучения в практике.

мультимедийное средство обучения, процесс обучения, курс ОБЖ, образовательный процесс, средство, самостоятельная работа, учебный процесс, современная школа, образовательная технология, интерактивная доска.

Использование интерактивного оборудования с детьми.

Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, smart стол.

Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор.

Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе.

Этапы создания учебных мультимедийных средств

Но раскрывая содержание данных этапов, авторы не учитывают в полной мере свойств интерактивности мультимедийных средств обучения.

Представить модель учебного мультимедийного средства в выбранной форме.

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной.

Интерактивная доска на уроке — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

В настоящее время школа находится на пути формирования учебной информационной системы.

Использование информационных технологий на уроках математики

Но понятие интерактивность это не только взаимодействие участников учебного процесса

Данные средства позволяют заинтересовать учеников, сделать материал более наглядным и

Использование компьютерной техники: проекторы, интерактивные доски, планшеты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УДК - 373.1

Пашкина Е.В.,

С О ВРЕМЕНН Ы Е ИНФОРМА Ц ИО Н Н ЫЕ ТЕХНОЛОГ И И В Ш К О Л ЬН О М ОБРАЗ О ВА Н ИИ

В статье речь идет об использовании и нфор м ационных технологий в непрерывном образовании. В с ф ере школьно г о образо в ан и я обнару ж ивается тенденц и я к увеличению роли программных средств и Интерн е та для повышения качества обучен и я.

Ключевые сл о в а : и н формационные технологии; непрерывное образо в ание; компьютери з ац и я школьного обра з о в ания.

Pashkina E. V. ,

MBOU "Astapkovichskaya secondary school",

Roslavlsky district of the Smolensk region

M O DERN I N FORMATION TECHNOLOG I ES IN SCHO O L EDU C ATION

The ar t icle deals w i th t he app l ication o f i nf o rmat i on t echnologi e s i n con t inuous education. I n t he field o f school education there tends t o in c re a se the role o f software tools and the Internet to enhance lea r ning.

Keywords: i n forma t ion technology; cont i nuous educa t ion; computerization of school education.

Се г о дня – в век и н фор м ационных технологий и постиндустриально г о мира – человек сталкивается с огромным объемом и н формации, которым необходимо оперативно управля т ь для достижения личностных и профессиональных результатов. Поэтому перед современным обще с твом все серьез н ее встает проблема непрерывного образовани я , перехо д а из плоскости перед а чи и усвоения опыта в плоскость са м ост о ятельной работы с инфо р мацией, у м ени е м анализировать ее, видеть и решать возникаю щ ие в разли ч ных с ф ерах проблемы.

В наши дни динамика развит и я техники, науки и эконо м ики таковы, что профессиональные знания стареют ка ж дые 3 -4 года. Чтобы успешно противостоять засил ь ю неквалифицированных специалистов, необходи м о пересмотреть отношение к образ о ванию и профессиональной подго т овке в сторону исполь з ования совре м енных ин ф о р мационных технологий в перв у ю оче р едь в школьн о м образовании. Это вовсе не означае т , ч то надо отброс и ть методы и технологии традиционно г о обр а зования. В педаг о гике и дида к тике

нужно проявл я ть особую осторожность и выбирать наиболее п родуктивные техноло г ии обучения для д остижения поставленных обр а зовательных целей.

Особая роль прина д лежит современн ы м инфо р мационным технологи я м, со з дающ и м условия для истинной интеграции в глобальное инфо р мационное пространс т во, главным образом чер е з Интернет. Как показывают исследования и практика, Интернет п о могает учител я м п овыси т ь э ф фективность трех важных элементов пед а го г ического процесса: индивидуальной по м о щи ученика м , распрост р анения инфор м ац и и и привле ч ен и я учащих с я к активной ра б оте.

Се г о дня все больше учебных заведений подкл ю чае т ся к сети Интернет в рамках различных государственных программ развит и я обра з о в ания. Отлича я сь высокой степенью интерактивности, и нформационные обр а зовательные техноло г ии способствуют со з данию э ффективной уч е бно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидакти ч е ских задач. Главной особенностью данной среды явл я ется то, что она п р игодна как для коллективной, так и д ля индивидуальной фо р м обучен и я и самообучен и я.

При использовании информационных обр а зовательных технологий на за н ятиях повышает с я моти в ация учен и я и сти м улируется познавательный интерес учащихс я , возрас т а е т эф ф ективность самостоя т ельной работы. Компьютер вместе с инфо р мационны м и техноло г иями открывает принципиал ь но новые возм о жности в области образования, в учебной д е ятельности и творчестве учащегося. Возник а ет так а я ситуация, когда инфо р мационные техноло г ии стано в ятся и основными инструмента м и дальнейшей пр о фессиональной дея т ельности ч еловека. Гр а мотное применение инфо р мационных технологий в учебном процессе школы бу д ет способ с твова т ь разви т ию у у ч еников теор е тическ о го мышления, содейство в ать подл и нной инте г р ации процесса обр а зования в нашей стране и наиболее развитых зап а дных с т ранах, г д е по д обные системы пр и меняют с я у же д авно. Инфор м ацио н ные обра з овательные т ехнологии поз в оляют нап о лни т ь обр а зовательный процесс исп о ль з ованием новейших сред с тв м у л ьтимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа - ссылки, графики, картинки, ан и маци ю , фрагменты видеофильмов и звуковое сопров о ждение. Поэтому можно предположить, что исп о льзо в ание и н формационных техноло г ий в процессе обучения в школе буд е т способс т вовать активи з ации мышлени я , восприятия и познавательной активности учащихся.

Пр и менительно к обр а зовательному процессу м о жно выделить такие инфо р мационные техноло г ии как:

- обучающие компьютерные программы ( электронные уч е бники, системы тест о в, лабораторные практику м ы и т.п . );

- мультимедийные обучающие к о мплексы и системы; - базы данных по областям наук;

- телекоммуникационные сре д ства, позво л яющие организовы в ать ко н ференц-связь, сети связи, сети по обмену данны м и и пр.;

При г лобал и зации сетей и в озможности полу ч ать инфо р мацию оперативно и на расстоянии, стала возмо ж на реализация образовательно г о

процесса дистанционно и это особенно актуально при сопровождении учащих с я, находящихся на домашн е м обучении. Широта охвата аудитории обуча ю щ их с я становится м аксимальной. В цел о м же новая грамотность подрас т ающего поколения предполагает способн о сть быстро ориентироваться в современном инфор м аци о нном поле, мультимедийной сре д е, где и м важно научиться читать и писать, работать с актуальной инфор м ацией в ф о р мате гло б ального пространства.

Рассмотр и м дистанционное обучение, которое базируется на использовании ко м п ь ютеров и телек о м м уникационной сети. Комп ь ютерные сре д ства с в язи сни м ают проблемы расстояний и дела ю т более оперативной связь м е ж ду учителем и учеником. Современные средства и н фор м ационных техноло г ий позволяют использовать при обучении разнообр а зные фо р мы предс т авления м атериала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведен и я обучения в дистанционном режи м е используются:

1. электронная почта ( с п омощ ь ю электронной почты могут осуществляться:

- хранение в памяти к о мпь ю тера учебной инфо р мации с возмо ж ностью расп е чатки ее на принтере;

- демонстрац и я текс т ов и графики на экране дисплея;

- использование и пересылка ко м п ьютерных обучающих программ.

2. телеконференции (Эти средст в а обеспечи в ают возможность двухсторонней связи между учителем и обучающ и мися. При этом происходит одновременная двухсторонняя пере д а ча видео и зображения, звука и графических ил л юстраций. Аппаратно- п ро г р аммное оборудо в ание одного раб о чего м еста вк л ю ч ает в с е бя: к о мпь ю тер, монитор, пр и нтер, видеока м еру, соотв е тствующее програ м мное оборудование, клавиатуру, м анип у л я тор м ышь, моде м . )

3. ресурсы м ировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW - сети, орган и зованной в виде гипер т ек с та, можно исп о льзо в ать в процессе обучения как б о гатый иллюстрати в ный и справочный материа л );

4. видеоконференции (Видеоконференции в наст о ящее вре м я не столь распрост р анены в школах из-за высокой сто и мости оборудования для проведен и я конференций. Однако перспективность такого вида обучен и я очев и дна: преподава т ель может чи т ать лекции или прово д ить заня т и я со

5. электронные библиотеки. (В настоящее время основные библиотечные ф онды не полностью соответс т вуют зад а чам шко л ьной библиотеки. Отдаленно с ть таких библиотек для учащих с я сельских школ особенно актуальна в плане подго т овки проектов и исследова т ельских работ. В связи с этим особую остроту п р иобретает п роблема использования ресурсов Интернет. Наряду с традиционным кн и жным фонд о м в современн о й школьной библиотеке дол ж ны действовать новые рабочие зоны: видеотеки, ф онотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников необходимостью в библиотеке становит с я наличие ко м п ь ютера с доступом в Интернет, электронно г о каталога, а также ксерокопировальной техники.)

Использо в ание м етодов дис т анционного обучен и я позвол я е т получать ка ч ественное образование в отдаленных районах, учить с я б е з отрыва от основной работы, обуча т ь л и ц с физически м и недостатками, зн а чительно снизить транспортные расходы для у ч ащих с я и т.д.

Важно отметить, что система дистанционного обучения не подменяет, а эф ф ективно дополняет традиционную систе м у образовани я , дав а я возмо ж ность любо м у человеку учить то, что он хочет, тогда и где хочет, на языке, который он хочет.

В систе м е образования н а метилось мно г о новых п роекто в , основанных на широком исп о ль з овании возм о жностей и н формационных и телеком м уникацио н ных техноло г ий. Такая и з мененн а я образо в ательн а я система, в которой совре м енные технологии буд у т взвешенно и разумно со ч етаться с достижениями пед а гогики, предо с тавит учителям и обучаемым новые возм о жности и преи м ущества: от пассивного восприятия уч е бного материала к са м ост о ятельной продуктивной де я тельности; от сообщающего обучения к диску с сиям и сов м естному творческому поиску; от сухих баллов к инте г риро в анной оценке развития личностных ка ч еств; от ограниченной помощи обуч а е м о му к широкомасштабным обр а зова т ельным услу г а м ; от одно г о диплома ко м ног и м дипл о мам и сертификата м , составляющим комплексный про ф ессиональный портрет специалиста.

Список литера т уры

1. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Е., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., В я зово в а О. В., Кулешова Н. А., У м етский Л. Н., Шешерина Г. А. Интернет-техноло г ии в образ о вании: У ч ебно- м етодическое пособие. / Р . Н. Абалуев, Н. Е . Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю . Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина – Калинингра д : Из д ательство Т Г ТУ, 2002. – 136с.

2. Вайндорф-Сыс о ева М.Е. Пе д аго г ика в виртуальной обр а зовательной среде: Хре с томатия. М. : МГОУ, 2006. – 167 с.

3. Захарова, И. Г. И н формационные технологии в обр а зовании: [ учебное пособие для высших пед а го г ических учебных зав е дений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.

4. Инфор м ацио н ные технологии в образовани и : Уч е бно-метод и ческое пособие. — Ни ж невартовск: Изд-во Ни ж неварт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.

5. Новые педагогические и инфо р мационные технологии в системе образо в ан и я: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения к в алификации педагог. кадров / Под ред. Е . С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

В переводе с греческого технология обозначает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта.

В дальнейшем понятие "технология" перешло в сферу обработки информации, где объектом является не материальный, а информационный продукт.

Информационная технология - это процесс, который использует совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии - это обобщённое название технологий, которые отвечают за обработку, хранение, передачу, воспроизведение и защиту информации с использованием компьютеров. Сегодня ни одна из современных областей производства, науки, культуры, спорта и экономики не обходится без компьютеров. Компьютеры - это "помощники" человека в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

В настоящее время современные информационные технологии - это новый способ передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию развития и обучения ребенка. Этот способ представляется достаточно важным, поскольку дает возможность ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность ребенка, когда он получает новые знания, преуспевает в умственной деятельности.

Главный аспект компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской роли компьютеров в учебном процессе. Если представлять их только лишь видом ТСО, то никакой реформаторской роли образования нести не будет. Компьютеризацию необходимо рассматривать как явление парадигмального характера. Компьютер - предвестник начала новой эры, которая характеризуется безбумажной цивилизацией и машинной обработки знаний, информации.

Если посмотреть на историю с точки зрения педагогики, то в ней можно выделить определенную периодизацию, которая не совпадает с традиционной, т. е. социологической. Она (периодизация) представлена следующим образом:

а) дописьменный период (носителем, передатчиком, а иногда и создателем знаний является человек, педагог; также вместе со знаниями он передает и моральную сущность и несет за это ответственность);

б) письменный-докнижный (носителем знаний становится рукописная книга, но в силу ее недоступности, а во многих случаях и непонятности, возникает кастовый характер образованности);

в) письменный-книжный (носителем и источником знаний, доступных для масс, становится книга, выпускаемая массовыми тиражами и доступная абсолютно всем; ведущая роль человека в таком случае совсем мала);

г) период безбумажных, электронных технологий и коммуникаций, который мы все застали и видим то, что происходит, и что предстоит еще увидеть и осмыслить.

Для всех этих этапов разрабатывалась и веками формировалась индивидуальная технология для работы с информацией. Например, взять книжный период. Существует большое количество литературных источников, в которых описаны технологии работы с книгами, подробно изучены и методически разработаны разные виды чтения, типы конспектов и конспектирования, техника работы с картотеками, методика создания личного справочного аппарата, правила поиска литературы и профессионально грамотного оформления записей и многое другое. Правила работы с книжными источниками и ведение записей люди осваивают на протяжении всего пути обучения, от школы до вуза. Появление совершенно новых материальных носителей информации повлекло за собой аналогичный процесс - разработку постоянно совершенствующейся системы методик и их использования в различных сферах жизни.

Каждая методика работы с аппаратными устройствами должна учитывать ее возможности и конструктивные особенности. Особенно важно учитывать параметры техники будущего. По тому, как развивается компьютерная техника, можно предположить, что в недалеком будущем развитие компьютеров будет происходить по традиционному плану, т. е. в идеологии самого компьютера как технической системы, и в основополагающих подходах к его использованию коренных, кардинальных изменений не ожидается. Направлениями, которые ожидаются в будущем можно считать следующие:

1. Скачкообразное повышение частоты ЦПУ (от 2,5 Ггц и выше).

2. Повсеместное распространение видеопанелей - плоских ЖК-мониторов большого размера, интегрирующих функции ПК и ТВ.

3. Постепенное увеличение емкости HD (75 Гб и выше).

4. Широкое распространение "голосовых" технологий (ввода текстов и управления работой компьютера с помощью голоса).

5. Переход на принципиально новые, высокоскоростные типы плат оперативной памяти (от 400Мгц и выше).

6. Резкое увеличение относительного количества портативных компьютеров.

7. Последовательное снижение цен на модели массового пользования.

8. Повсеместное внедрение компьютера во все сферы практической жизни.

9. Тотальную "интернетизацию" технической базы и всего программного обеспечения компьютеров.

10. В сфере информационного обеспечения ПК возможен переход к технологии квантования текстов, дополнения сплошных массивов научного текста их квантованными копиями - наборами логически укомплектованных, содержательно замкнутых дефиниций [6, с. 52].

Комплекс баз знаний, которые построены по принципу квантованных текстов, даст возможность компьютеру автоматически создавать завершенные, исчерпывающие компиляции по всякой заданной проблеме. В связи с этим наиболее важным для общества будет массовое внедрение специальных программ и интегрированных пакетов программного обеспечения (далее ПО) во все сферы деятельности, что будет знаменовать переход всего человечества на современные информационные технологии.

Совершенствование ПО сблизило компьютер и человека, позволило работать на компьютере без использования специальных языков программирования, что вовлекло множество людей в круг активных пользователей компьютерной техники. И будущее компьютерной цивилизации будет основываться не на возможностях техники, а на психологии массы людей, которые сидят перед мониторами индивидуальных компьютерах. Из всего спектра возможностей, которые предоставляет компьютер, главное место занимают сетевые технологии.

На сегодняшний момент информатика как наука о законах бытования информации в мире занимает главенствующую роль и рассматривать ее нужно как самостоятельную науку. А такую отрасль, как программирование будет вернее всего выделить в отдельную специальность и называть ее именно программированием - конкретной дисциплиной с определенными целями и задачами, которая предназначена для маленького круга одаренных программистов. А все, касающееся компьютерной поддержки учебного процесса и компьютеризации разных видов деятельности, необходимо давать всем, в должном объеме и особенно целенаправленно. А для реализации этого учитель в новых условиях должен иметь доступ к компьютерной технике, быть готовым к самостоятельной разработке и изготовлению компьютерных дидактических материалов. Но здесь имеются в виду не обширные программные продукты, которые имеют коммерческую основу, а речь идет о рабочих материалах, которые используются учителем на занятиях.

Стремительное внедрение компьютерной техники в образование разделяется на следующие направления:

• использование компьютерной техники в виде средства обучения, которое улучшает процесс преподавания, что повышает его качество и эффективность;

• использование современных информационных технологий в роли инструментов обучения, познания самого себя и действительности;

• рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

• использование средств новых информационных технологий в роли средства творческого развития ученика;

• использование компьютерной техники в виде средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

• организация общения в ходе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

• интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом в ходе использования системы современных информационных технологий.

Организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования в большей степени отвечают возможности современной вычислительной техники :

• комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить нужную информацию;

• трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой разной форме (при наличии необходимых устройств);

• вычислительные - быстрое и точное преобразование различных видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

• графические - предоставление результатов своей работы в качественной наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

• моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Выше перечисленные возможности компьютера способствуют не только первоначальному становлению личности ученика, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения знаний и умений в полном объеме.

При помощи внедрения современных информационных технологий в образование педагоги смогли качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Цель данных технологий в образовании- это усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. При использовании средств современных информационных технологий необходимо руководствоваться основными педагогическими целями:

1) Интенсификация каждого из уровней учебно-воспитательного процесса при помощи применения средств современных информационных технологий :

• углубление межпредметных связей;

• повышение активности познавательной деятельности;

• повышение эффективности и качества процесса обучения;

• увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности ученика, подготовка его к комфортной жизни в условиях современного общества :

• совершенствование различных видов мышления;

• развитие умений принимать оптимальное решение или развитие информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

• предлагать варианты решения в сложной ситуации;

• формирование коммуникативных способностей;

• формирование умений моделировать задачу или ситуацию;

• эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

• развитие умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

• подготовка пользователя компьютерными средствами;

• подготовка информационно грамотной индивида;

• осуществление профориентационной работы в области информатики.

Большое количество педагогов начинают включать современные информационные технологии в свою методическую систему, учитывая при этом их большое влияние на процесс образования.

Отбор содержания некоторых предметов с целью создания компьютерных программ имеет практическую реализацию компьютерных технологий и переход на дальнейшие этапы информатизации. ПО должно отражать действующий учебный план и быть согласованным во времени с учебным планом школы. В следствии этого, одной из главных научно-методических вопросов в этой ситуации становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий, которые применяются в школьном образовании.

Таким образом, современные информационные технологии — это широкий спектр дисциплин и областей деятельности, который относится к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

На данный момент под современными информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии взаимосвязаны с использованием компьютеров и программного обеспечения с целью хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Информационные технологии в жизни современной семьи. Информационные технологии в жизни современной семьи. Воспитатель Киселева Г. П. В условиях современного развития общества и производства.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ В данной презентации представлены все современные здоровьесберегающие технологии, которые успешно применяются в работе МДОУ "Детский сад.

Читайте также: