Какие новшества появились в российском образовании в первой половине 19 века по сравнению кратко

Обновлено: 07.07.2024

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

наука в 19 веке в России

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия.

Развитие науки в 19 веке в России

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. Николай I не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

наука и образование 19 века в России

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

наука второй половины 19 века в России

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Ярким представителем ученого мира была женщина, Софья Ковалевская, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

наука образование 19 век вторая половина Россия

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

история науки России 19 век

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. Это собрание и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

гуманитарные науки 19 века в России

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Успешное завершение Отечественной войны повлияло на самосознание русского народа. Дворяне и простые солдаты, которые увидели уровень развития европейских государств, стремились осуществить такие же грандиозные преобразования на Родине. Для развития государства требовались грамотные специалисты, поэтому Александр 1 принял решение реформировать сферу образования и науки. В первой половине 19 века началось активное строительство учебных заведений.

Наука и образование в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

Приходские и уездные училища

Приходские училища.

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

Университет в Санкт-Петербурге

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Культурный расцвет в России во многом оказался возможным из-за успехов в развитии образования. В начале XIX века государство характеризовалось огромным числом неграмотных людей, причем не только среди крестьян и мещан, но и среди купечества и даже дворян.

Поэтому эффективность управления государством также была низкой и существенно отставала от уровня западных стран. Царь Александр I и правительство осознавали существующую проблему, так что было решено создать единую систему образования, состоящую из четырех ступеней:

  • одноклассные церковно-приходские школы – для низших слоев населения,
  • уездные двухклассные училища – для горожан, мещан и купцов,
  • четырехклассные губернские гимназии – для дворян,
  • университеты и другие вузы.

Развитие образования в России в XIX веке

Реформа образования проходила достаточно быстро, а после отмены крепостного права в 1861 году в так называемое пореформенное время – она стала развиваться просто стремительно.

За сравнительно короткий период грамотность населения России возросла с 7% до 22%. Уже к концу XIX века в России было около 30 тысяч студентов, которые обучались в 63 вузах, в том числе 10 университетах

Следует также отметить, что в 1819 году уже начало развиваться женское образование. Но его активное развитие пришлось на 1869 год, когда в Москве стартовали Лубянские высшие женские курсы. В 1870 году открылись петербургские Аларчинские курсы, а Бестужевские женские курсы в Петербурге были особенно популярны у молодых девушек.

Но женское образование по своему качеству оставалось существенно хуже остального, так что российские девушки предпочитали обучаться за границей, к примеру, в университете Цюриха

Российская наука XIX века

Вполне закономерно, что успешная реформа образования привела к существенному расцвету науки. Российские ученые рассматриваемого периода подарили мировому сообществу целую плеяду выдающихся научных открытий.

Математика

В XIX веке великий математик Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая содержала в себе иной взгляд на природу пространства. До этого открытия более 2 тысяч лет математики основывались на учениях древнего ученого Евклида.

А.А. Марков разработал одноименные цепи (цепи Маркова), которые легли в основу нового направления – теории вероятностей.

Химия

Огромный вклад в эту науку сделал Д.И. Менделеев, открывший периодический закон химических элементов. Его знаменитая таблица до сих пор актуальна среди современных ученых.

Н.Н. Зинин изобрел новый метод получения ароматических аминов, сумев впервые в истории синтезировать анилин и хинин.

Знаменитый химик А.М. Бутлеров сформулировал теорию химического строения вещества, ставшую основой современной органической химии. Этот же ученый впервые исследовал реакции полимеризации.

Биология и медицина

Н.Ф. Склифосовский разработал способы использования антисептического метода при операциях, что позволило значительно сократить смертность больных в процессе хирургического вмешательства.

Физика

Особенно значим вклад русских физиков в исследованиях электричества. Например, электрическая дуга, открытая В.В. Петровым, активно применяется в настоящее время на практике.

Э.Х. Ленц сформулировал правило определения направления индукционного тока, получившее впоследствии его имя. Также он экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца.

Б.С. Якоби изобрел электродвигатель. Он же совместно с П.Л. Шиллингом создал электротелеграф – первый телеграфный записывающий аппарат, который после обслуживал линию Петербург – Царское село.

Русские ученые-физики сделали весомый вклад в создание теории электролиза, построение электронной, атомной и квантовой физики.

Помимо перечисленных наук российские ученые имеют замечательные достижения в астрономии, истории, географии, языкознании и философии. А отечественные психология и социология пока находятся в стадии активного становления

В истории России переломным моментом стала первая половина 19 века. Наука и образование тогда начали стремительно развиваться благодаря указам нескольких царей. Появились новые школы, гимназии и университеты, женщины получили некоторые права. А выдающиеся ученые и путешественники сделали множество полезных открытий, которые легли в основу реформ.

Наука и образование в первой половине 19 века

Изменения в государстве

Когда убили Павла Первого, власть принял Александр 1. Ему досталось великое государство — Российская Империя в период своего развития. За последние годы правления предыдущего царя к ее территории присоединились Казахстан, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым, Западная Беларусь.

Численность населения выросла до 40 млн человек, и большую часть составляли крестьяне. Хотя и количество городских жителей стремительно увеличивалось. Это и повлияло на развитие науки и образования. Кратко говоря, период можно связать с ростом государственного бюджета и началом реформ.

Образование при николае 1

Но наука и культура при Александре 1 не получали должного внимания. Все силы народа были сосредоточены на модернизации империи. И только после его реформ начались изменения в системе образования.

Просвещение коснулось всех социальных классов населения, учиться начали даже женщины из крестьянских семей.

Школы и гимназии

В 1803 году был принят указ о разделении империи на шесть учебных округов. В каждом из них император хотел основать университет. Но исполнение указа затянулось. Хотя в ближайшее десятилетие появилось много учебных заведений:

  • 1804 — Казанский университет,
  • 1819 — Петербургский,
  • 1815 — Институт восточных языков,
  • Царскосельский лицей,
  • Горный институт,
  • Артиллерийская академия.

Наука 19 века в россии

Примечательно, что при Николае 1 образование стало доступно не всем. Он не открыл ни одного университета и запретил обучаться крепостным. Из-за этого количество студентов в некоторых заведениях сократилось. Хотя император заботился о военном деле и развитии промышленности. По его указу появились Артиллерийская, Инженерная академии, техническое училище в Москве, в каждой губернии появились гимназии. В 1824 году их число достигало 24, а три были открыты в Сибири.

Лицеи позволяли получать образование на уровне, не уступающем институтам. Принимали туда в основном потомков дворянских семей. Хотя такие дети чаще получали образование на дому. Родители нанимали для них частных гувернеров. Обычно это были иностранные педагоги, обучавшие своих воспитанников не только точным и гуманитарным наукам, но и этикету.

А в Лазаревском институте восточных языков готовили русских дипломатов. Благодаря этому учреждению жители империи познакомились с традициями и обычаями других народов. Хотя образование было доступно в основном детям дворян, церковных служителей и купцов, крестьяне тоже обучались грамоте.

Выдающиеся ученые

Ученые сыграли значительную роль в развитии науки 19 века в России. Стали распространенными не только точные, но и гуманитарные дисциплины. Значительный вклад в развитие образования сделало несколько человек:

  • Софья Ковалевская,
  • Пафнутий Чебышев,
  • Александр Столетов,
  • Дмитрий Менделеев,
  • Павел Аносов,
  • Николай Карамзин.

Наука и образование кратко

Софья Ковалевская — одна из первых женщин-математиков. Получить образование в России она не смогла, но после обучения за границей вернулась на родину. Ее труды были признаны во всем мире. Чебышев прославился тем, что пытался связать математические проблемы с естественными науками. Ему принадлежат открытия по теории механизмов и машин.

Столетов занимался изучением фотоэлектрических явлений и магнетизма. В течение 30 лет он преподавал, возглавлял кафедру Московского университета. Химик Дмитрий Менделеев долго работал над периодической системой элементов. И однажды ему повезло — он увидел таблицу во сне. Его формулы и законы изучаются до сих пор в школах и вузах.

Аносову удалось раскрыть тайну древнего булата, благодаря чему он смог создать особые стальные клинки. Ими можно рассекать как твердые материалы, так и шелковые платки. Его исследования стали основой для науки о качественной стали.

А Карамзин по указу Александра Первого писал историю России, хотя он был публицистом, а не ученым. Но за несколько лет упорной работы Николай Михайлович справился с поставленной задачей. Всего из-под его пера вышло 12 томов с описанием значительных событий и выдающихся личностей государства.

Открытия путешественников

Не только ученые внесли свой вклад в науки и развитие образования в империи. Благодаря путешественникам жителям государства стало известно много нового о далеких землях и традициях народов. Многие отечественные географы путешествовали в другие страны:

  • Крузенштерн,
  • Лисянский,
  • Беллинсгаузен и Лазарев,
  • Головкин и Литке.

 наука 19 века

Иван Крузенштерн стал первым путешественником, который отправился в кругосветную экспедицию. Он хотел дойти от Кронштадта до Аляски и выполнил свою задумку. Вместе с ним в плавание отправился Юрий Лисянский, но путешествовали они на разных кораблях. Совместно они исследовали Японию, Китай, Камчатку, Сахалин, острова Тихого океана. После экспедиции географы составили карты изученных мест, а также собрали материалы о народах разных стран.

Беллинсгаузен и Лазарев отправились в южные полярные моря. Но когда они увидели ледяной берег, то подумали, что это уже и есть материк. Но позже географы открыли остров Петра Первого и Антарктиду. Вокруг нее они совершили плавание на небольших кораблях, которые не были приспособлены к суровым условиям полярного круга.

 образование 19 века в россии

Образование первой половины 19 столетия стало доступно практически всем слоям населения.

Возможность обучаться была и у женщин, хотя чаще всего они получали только необходимые для замужества знания и умения.

Читайте также: