Советский проект детского сада

Обновлено: 05.07.2024

В статье изложены основные принципы и характеристики формирования объемно-пространственной структуры объектов детских дошкольных учреждений советского периода. В настоящее время качество услуг детских учреждений не отвечает потребительскому спросу. Главными факторами в формировании объемно-пространственной композиции типовых детских садов 1960–1980-х гг. были функциональные и санитарно-гигиенические требования. Это обстоятельство определило жесткую и стабильную структуру объектов детских садов, состоящих из функциональных блоков. Сложившаяся конфигурация зданий детских садов не позволяет внедрить новые функционально-технические процессы. Исследование проектно-строительной практики выявило основные типы детских садов и состав помещений блок-секций. Системный анализ объемно-пространственной структуры объектов детских дошкольных учреждений выявил основные несоответствия типовых проектов советского периода современным требованиям. Полученные результаты будут использованы при формировании основных принципов по совершенствованию детских садов периода функционализма и помогут разработать типологию модернизации проектов 1960–1980-х гг.


2. Брызгалова И.А. Типологические основы проектирования зданий детских дошкольных учреждений (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. архитектуры. – Санкт-Петербург, 1993. – 22 с.

3. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. – М.: Архитектура-С, 2006. – 282 с.

7. РМД 31-07-2009 Руководство по проектированию дошкольных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. – М.: 2009. – 28 с.

Качественная, хорошо сформированная структура объектов дошкольных учреждений является важным условием правильного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время качество услуг детских учреждений не отвечает потребительскому спросу. В детских садах наблюдается острая нехватка мест, сложившаяся структура зданий не позволяет внедрить новые функционально-технические процессы. Объемно-пространственное преобразование дошкольных учреждений является объективно необходимой задачей для улучшения качества социальной и архитектурной структур города.

Целью данного исследования является изучение особенностей объемно-пространственной структуры зданий дошкольных учреждений, запроектированных в советский период и используемых по их целевому назначению.

Для достижения поставленной цели целесообразно использовать методы системного анализа, так как большая часть детских садов представляет собой единую систему зданий, построенных по типовым проектам 1960–1980-х гг.

Сегодня функционируют около 1100 зданий детских садов, используемых по их целевому назначению [4]. 95 % зданий дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) Санкт-Петербурга возведены по типовым проектам советского периода [2]. Большинство из них были запроектированы в период 1960–1980-х гг. В то время была сформирована нормативная база по проектированию, строительству и функционированию объектов детских учреждений. В советское время существовало разделение на детский сад общего типа, коррекционного и комбинированного вида [5]. Все типы объектов дошкольных учреждений имели одинаковую функционально-типологическую структуру (рис. 1) [3]. В период функционализма такая структура удовлетворяла потребности населения.

– Здания ДОУ советского периода, построенные по разным типовым проектам, имеют 6 одинаковых функциональных блоков. Доминирующим из них по своей функциональной насыщенности является групповой блок.

– Основой объемно-пространственного решения дошкольного учреждения является группировка помещений в соответствии с их функциональным назначением.

– Групповой блок представляет собой универсальное пространство с возможностью единовременного проведения нескольких функциональных процессов.

– Общепедагогический блок и блок дополнительного образования имеют общую направленность функционально-технических процессов. Обладают потенциалом для размещения потребностей современного дошкольного образования: столярная мастерская, хореографический зал, театральная студия и т.п. Не имеют возможности предоставления услуги оздоровительного плавания.

– Медицинский блок не включает необходимых помещений, требуемых современными методиками развития: кабинета массажа и дефектолога.

– При проведении объемно-пространственного преобразования ДОУ необходимо учесть деление на устоявшиеся функциональные блоки учреждения, дополняя их современными требованиями общества и образования (рис. 2).

Выводы по рис. 2.

– Функциональные блоки можно разделить на три категории:

1. Основные – А, М, Г.

2. Дополнительные – ОП, Д.

3. Обслуживания – О.

– Требования общества и образования к функциональной структуре зданий ДОУ идентичны. Архитектура детского сада должна гибко реагировать на изменения современных требований.

zol1.wmf

Рис. 1. Схема функциональных блоков зданий учреждений дошкольного образования

zol2.wmf

Рис. 2. Современные требования к объемно-пространственной структуре объектов дошкольных учреждений

– Современные требования образования подразумевают большое количество игры, изменяемость процессов. Объемно-пространственная структура должна быть максимально приспособлена для трансформации пространств.

zol3.wmf

Рис. 3. Основные типовые проекты детских садов советского периода

Типовые проекты ДОУ периода функционализма были запроектированы по ячейковой планировочной схеме. Основные приемы компоновки ячеек объектов дошкольного образования: централизованный (размещение всех помещений в одном объеме) и блочный тип (расположение ячеек в нескольких блоках, соединенных коммуникационными пространствами) [1]. Основная часть зданий двухэтажные, в редких случаях трехэтажные. Конструктивная структура была решена по бескаркасной малопролетной схеме с несущими продольными или поперечными стенами. Перекрытия были выполнены в виде сборного настила. Недостатками этой структуры являются жесткие и стабильные объемно-планировочные решения. Самыми распространёнными стали здания из сборного железобетона и кирпичные детские сады. Кирпичные сады были построены по принципу колодцевой кладки [6].

Конструктивные решения зданий в тот период времени были прогрессивными, особенно в аспектах обеспечения безопасности и здоровья детей. Структура детских садов была жесткой и статичной. Блок-секции групповых ячеек совмещали в себе все необходимые помещения для пребывания детей (рис. 3).

Основные выводы исследования:

– основной структурной единицей всех типов объектов дошкольных учреждений является групповая ячейка. Групповая ячейка состоит из спальни-игровой, туалетной и раздевальной зоны. Группы имеют разную направленность с целью учета различных особенностей детей: общеразвивающую, комбинированную, оздоровительную;

– по типу здания проекты 1960– 1980-х гг. можно разделить на галерейный и централизованный типы, что позволяет разработать две универсальные модели преобразования зданий детских садов;

– функционально-планировочная структура основных типов ДОУ и состав их помещений, конструктивная система обладают большим потенциалом для модернизации объектов и внедрения вариативных форм дошкольного образования: использования прилегающих территорий, использование пространств между ячейками, надстройка третьего яруса;

– дошкольные учреждения можно разделить на малый, средний и крупный типы по их вместимости, что определяет разные подходы совершенствования зданий и насыщения внутренних пространств.

Реестр экономически эффективной проектной документации зданий детских садов (яслей) разработан в целях:

  • экономии средств направляемых на подготовку проектной документации;
  • популяризации современных экономичных инженерных решений применяемых при подготовке проектной документации.

В данный реестр включены объекты дошкольных образовательных учреждений, а именно:

  • типовой проект детского сада до 50 мест
  • типовой проект детского сада до 75 мест
  • типовой проект детского сада до 100 мест
  • типовой проект детского сада до 150 мест
  • типовой проект детского сада до 200 мест
  • типовой проект детского сада до 225 мест
  • типовой проект детского сада до 250 мест
  • типовой проект детского сада до 275 мест
  • типовой проект детского сада до 400 мест

Проекты содержащиеся в данном реестре рекомендуются для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства.

В нашем микрорайоне существуют два идентичных детских сада. Жилых домов с каждым годом прибавляется, а садов больше не становятся. И несмотря на их нерезиновость и нормы содержания детей в ДОУ, на данный момент в группах вместо 25-и по списку 40 человек.
Пришла в голову мысль о рассмотрении возможного варианта надстройки 3-го этажа над зданиями. В итоге хотелось бы проработать что-то типа предложений или эскиза и представить на суд соответствующих лиц. Не уверен на счет перспектив этого дела, но попытаться хочется. Конечно все это лишь безвозмездный жест доброй воли (правда мой ребенок в одном из этих садов).


Прошу помощи в поиске серии на здание детского сада. Годы постройки 60-70-е. Перерыл весь инет, норму-CS, ничего похожего не нашел. Попалась одна картинка реконструкции фасада нужного здания:

Если кто-то имеет опыт реконструкции зданий ДОУ и может дать дельные советы или решения - буду рад воспринять!

Проблемы согласования старой и новой части по нормам, по архитектуре, инженерным системам. Был успешный опыт только пристройки к существующему ДОУ - по теплу и воде заменяли оборудование, по инженерным системам частично.

3 этаж в ДОУ? забудь, ни кто не разрешит надстраивать. Как сказал Сергей, только если пристройку сделать.

Кто и почему не разрешит? Проекты трехэтажных садов есть, современные технологии позволяют максимально облегчить массу пристройки. В чем конкретно невозможность?
По запросу "надстройка детский сад" вываливается куча информации, в том числе и по воплощенным объектам.

То есть, на какое-то время (минимум год) Вы предлагаете закрыть детский сад для его реконструкции?
Что касается документации, то Вы бы хоть фото приложили. На общественных началах проект реконструкции не сделать. Такое мероприятие невозможно без полного официального обследования здания, вот обследователи должны и документацию найти, либо сделать детальные обмерочные чертежи.

У меня идея концепции реконструкции (в формате презентации или типа того). Разработка документации пока не обсуждается. Фото-ок, сделаю, выложу. Но вообще-то масштабы по вложению должны быть понятны (в рамках идентификации серии).
По поводу закрытия сада. Моя наивность позволяет мне предположить что основной фронт общестроительных работ можно завершить месяца за 4 при должной организации и подготовке. Этот период вполне можно определить на весну-лето, когда детей в саду минимальное количество (их действительно очень мало, к тому же с сезоном общестроя совпадает). Тех что остались, предполагаю, можно отселить в соседний сад (как уже говорил-их два), благо он через 100м.

Кто и почему не разрешит? Проекты трехэтажных садов есть, современные технологии позволяют максимально облегчить массу пристройки. В чем конкретно невозможность?
По запросу "надстройка детский сад" вываливается куча информации, в том числе и по воплощенным объектам.

Ну новые трехэтажные ДОУ делали) В старом ДОУ по сути рядом поставили второе здание (было доступное пятно), соединили между собой наземной галереей с противопожарными дверьми, люди эвакуировались из старого и нового корпусов раздельно сразу на улицу. Водомерный узел и тепловой пункт поставили новые с учетом нагрузок существующего здания, электрика - был свой ввод в новое здание, слаботочку - ну только подключили необходимое из старого. Т.е. старое здание не затрагивали по сути. И инициатива по пристройке шла от районных властей)

C эвакуацией со 2 и планируемого третьего этажа в садах такого типа вы не решите проблемы. Надстройка этажа - это 100% реконструкция, а значит приведение всех параметров здание в соответствие с действующими нормами. Из каждой групповой ячейки 2 этажа должно быть 2 выхода.
Лестницы 3 типа пристраивать надо. Только вот даже на картинке в 1 посте эти лестницы в торцах пристроены с нарушением действующей нормы.

Если сильно нужно, могу попробовать найти скинуть (в личку) планчик подобного садика.

__________________
Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих, а мудрые смотрят на них и неспеша пьют пиво.

Да, Клименко Ярослав, буду очень благодарен за план! Так же благодарю за инфу по лестницам, в принципе все подтвердили.
По поводу лестницы-согласен-это треш. Но вот в саду моего сына другое решение, но тот же треш

Да, Клименко Ярослав, буду очень благодарен за план! Так же благодарю за инфу по лестницам, в принципе все подтвердили.
По поводу лестницы-согласен-это треш. Но вот в саду моего сына другое решение, но тот же треш

Держите, это кажется как раз ваш.
Обратите внимание, на этих планах (сверху) пристроены спальные помещения. Это вам, можно сказать, готовая идея, бутылка с вас )))
При таком варианте, кстати, все вопросы с эвакуацией со 2 этажа закрыты, третий этаж можно попробовать надстроить, с лестницами 3 типа только подумать.

__________________
Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих, а мудрые смотрят на них и неспеша пьют пиво.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Current Location |Вологда, Вологодская область, Россия]

Типовые проекты школ и детских садов,
выявленные мною при изучении застройки г. Вологды:

Гипропрос. Типовой проект школы № 222.
Архитекторы Н.М. Вавировский и А.П. Великанов. Инженер Дилаторская (?).
Разработан в конце 1940-х годов.
Самая ранняя инкарнация в Вологде -- 1950 год:


Архитектурно-проектная мастерская Минпроса РСФСР. Проект № 272.
Архитекторы А.Е. Асс и А.С. Гинсберг.
Разработан, очевидно, в самом начале 1950-х годов.
Самая ранняя инкарнация в Вологде -- 1953 год:


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект детского сада на 100 мест № 2-02-23. Вероятнее всего, Гипропроса.
Вологодские инкарнации относятся к середине-второй половине 1950-х годов:


Вид спереди

Вид сзади

Типовой проект детского сада № 722/1.
Вологодские инкарнации относятся к середине-второй половине 1950-х годов:


Вид спереди

Фасад (со сломанными верандами)

Фасад (с целыми верандами)

Вид сзади

ГипроПрос. Проект № 2-02-76. 1957 год:


Проект № 2-02-73 "Гипрограда" (г. Киев). 1959 год:


В оштукатуренном виде

В неоштукатуренном виде

2-02-27К. Очевидно, то же Гипропрос.
Вологодские инкарнации относятся к первой половине 1960-х годов:


Вид спереди

Вид сзади

Школа на 960 мест. Проект № 2-02-274К. Видимо, Гипропрос.
Вологодские инкарнации относятся к 1960-м годам:

Читайте также: