Какие направления господствовали в художественной культуре второй половины 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Музыка

Новый период в истории России был ознаменован падением крепостного права и началом капиталистического строя. Следовательно, такие исторические перемены повлияли на социальный и духовный облик русского народа и на дальнейшее развитие его культуры.

Особенности развития художественной культуры второй половины XIX в.

Такие преобразования способствовали повышению культурного уровня населения и расширяли возможности для различных сфер художественной культуры. Это явление становится более демократичным - создается народная школа, увеличивается читательская среда, постепенно растет техническая высшая школа.

Но процесс развития художественной культуры России нельзя назвать равномерным, так как второй половине XIX века были присущи постоянные спады и подъемы общественно-политической борьбы. Именно благодаря становлению капитализма происходило расширение национальных связей, которые значительным образом повлияли и на культурный процесс.

И многие русские художники, писатели и композиторы обращали внимание на национальные мотивы, которые со временем преобразовались в единый историко-культурный процесс. Во многом идейно-художественной развитие русской культуры было определено революционно-демократической эстетикой.

Литература

Острые социальные проблемы становятся ключевыми для русских писателей в этот период. Появляются демократические романы и произведения, посвященные жизни и быту рабочего класса.

Одним из самых знаменитых произведений этой эпохи является роман Н. Чернышевского "Что делать?", который оказал существенное идейное воздействие на последующие поколения. Главной темой романа являются "новые люди" и особенности их морали и ценностей.

60-ые годы признаются периодом расцвета русской литературы - свои знаменитые произведения пишут И. Тургенев и Ф. Достоевский. Впоследствии их гениальные творения повлияют на развитие мировой художественной культуры. В эти годы творил и другой великий русский писатель - Л. Толстой, чьи повести, романы и драмы до сих пор известны всему миру.

Основным художественным направлением в 19 веке стал критический реализм. Большой интерес уделялся к жизни человека и большое стремление было бороться с пороками общества.

В произведениях Щедрина Россия представляется смешной, но страшной. Художественный прием, которым он писал свои произведения - гротеск. Достоевский обращается к теме страданий и трагедий. Писатель пытался показать , что если у человека нет достоинства, то это разрушает его душу.

С конца 70х годов литературной деятельностью занялся Чехов. Его герои в произведениях - разорившиеся дворяне, студенты, люди с жизненными проблемами. Чехов изображал человека такого , какой он есть. Без приукрашиваний и выдумки.

Музыка

Знаменательным событием для развития музыки в России становится создание Русского музыкального общества в 1859 году. Благодаря инициативе А. Рубинштейна открываются консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

Во второй половине XIX в. творили такие известные композиторы, как М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский - Корсаков. Особенностью их идейно-нравственных взглядов становятся национальные мотивы, историко-эпические сюжеты и желание раскрыть "правду жизни".

Творчество П. Чайковского тоже приходится на этот период, его великие произведения повлияли на развитие оперного, балетного и симфонического музыкального искусства.

Изобразительное искусство

Эта сфера тоже вбирает в себя четкий социальный контекст, художники стараются передает социальный портрет эпохи через свои картины. Творчество именитого русского художника Е. Репина относится к этому временному периоду - он создает картину "Бурлаки на Волге" , портрет М. Мусоргского и "Иван Грозный и сын его Иван"

Русская живопись второй половины 19 века решала общественные вопросы. Ведущим направлением стал критический реализм.

В. Г. Петров - крупнейший художник этого направления - показал многие не очень хорошие стороны жизни. "Сельский крестный ход на Пасхе" - очень удачная его картина, из-за которой даже произошел общественный скандал. На картине изображен пьяный поп, рухнувший на крыльцо.

В 1863 году выпускники Академии художеств отказались писать картины (дипломные работы), они сказали, что есть более достойные темы для написания картины. Получив отказ они покинули Академию.

Репин и Суриков были любителями реализма. Репин обладал даром партретиста. Полотна Сурикова, главным героем на которых был русский народ. Некоторые его картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

Большое внимание художники обращали к среднерусскому пейзажу, природе Русского Севера. Шишкин пишет картины которые создают впечатление могущества и силы русской природы.

Архитектура и скульптура

Известным скульптором второй половины 19 века был Антокольский. Он создал серию исторических портретов.

Важным событием стало открытие памятника Пушкинув Москве в июне 1880 года. Памятник создал скульптор Опекушин.

В архитектуре были новые типы зданий государственных учреждений, вокзалов, театров, больниц и т.д. Работали архитекторы в стиле готики, ренессанса, барокко и т.д. Распространенным становится неорусский стиль. В моде становятся узорчатые декоры, башенки.

Появлялись многоэтажные и многоквартирные дома, на которые затрачивали минимальные средства для сооружения.

Театральное искусство

Театр в то время был единственным публичным местом. Он стал серьезным культурным развлечением. Театры действовали более чем в ста городах. В 1865 году по просьбе Островского, Одоевского в Москве организовали артистические кружки и первый народный театр.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил Островский. Он выступал против невежества, отсталости. Его интересы совпадали с интересами молодежи. Большим успехом пользовался Александрийский театр в Петербурге.

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.




Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм ( realism, от лат. realis - действительный, вещественный) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями – символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм – (фр. naturalisme, от лат. natura – природа) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма: Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

Девятнадцатый век, особенно вторая его половина, вошел в историю, как золотой век мировой литературы. В каждой стране литература девятнадцатого столетия имеет особенности, которые связаны со спецификой национального характера, общественной жизнью государства и его истории. Но, не смотря на это, прослеживается общая тенденция развития нового литературного направления во второй половине XIX века.

Вторая половина 19 века известна новыми тенденциями в развитии мировой художественной литературы. Это известный и знаменательный период, когда начали динамично развиваться науки, социальные и политические процессы, появился интерес к познанию мира, изучению истории. Именно в этот период возник интерес к проблемам общечеловеческих ценностей. Оказали влияния и исторические процессы, такие как, Великая Французская революция (1789 — 1793), наполеоновские войны, революции 18 века — 30, 48, 71 годов, формирование таких государств, как Германия и Италия, отмена крепостного права в России. Литература находилась в водовороте этих событий и отображала тогдашнюю эпоху и новую эстетическую действительность.

На смену романтизму (уход в мир идеалов), приходит реализм, который характерен объективным отражением действительности, воспроизведением достоверной бытовой жизни, отображением многообразия человеческого характера. Глубокое изучение общества и отдельного человека, так талантливо изображенные в творчестве Стендаля и Бальзака, Гоголя и Пушкина продолжила плеяда представителей мировой литературы: Достоевский, Тургенев, Толстой, Флобер, Мопассан, Диккенс и многие другие.

Анализ общественных явлений четко прослеживается в литературе. Действие в большинстве произведений происходит в то же время, когда пишется создается. На фоне широкой социальной картины изображается жизнь героев. Иначе говоря, мотивам поведения и характера героев служит социально-историческая атмосфера.

Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.

  • романтизм — этому направлению присуще чувственно-интуитивное мировосприятие, обращение к внутреннему миру человека, отрицание обыденности, конфликт действительности и желаний, возвеличивание духа, обращение к мифологии и фольклору;
  • реализм — всесторонне отражает взаимоотношение среды и человека, влияние исторических и социальных обстоятельств на духовный рост и формирование личности человека.

Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.

Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.

К главным особенностям реализма относятся:

объективность и действительность;

отход от каноничности, индивидуальные стили преобладают над общими;

познавательность, связь с историей, естествознанием, психологией, социологией;

попытка воссоздания мира, как сложного единства;

интерес к взаимодействию среды и человека, типовые характеры в типовых обстоятельствах;

центром внимания становится социальная сфера;

появление индивидуальных стилей, сочетающих романтические и реалистические элементы.

В это в время в России наметились общественные течения — славянофилы и западники. Западники считали, что развитие страны началось с реформ Петра I и по этому пути необходимо идти дальше. Следует отметить, что отношение к допетровской Руси у них было пренебрежительное, они отмечали, что в то время отсутствовали достойные уважения культура и история.

Славянофилы выступали против ориентации на Запад, за самостоятельное развитие России.

Популярным движением среди западников, было радикальное. Оно было основано на утопическом учении Сен-Симона и Фурье с уклоном в социализм. Это движение, самое радикальное его крыло, придерживалось мнения, что революция, это единственный способ, с помощью которого, можно что-то изменить в стране. Славянофилы же, считали, что история России богата не менее, чем западная цивилизация, которая страдала от безверия, индивидуализма и разочаровалась в духовных ценностях.

В пятидесятые годы 19 века расцветает поэзия. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А.К.Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Николай Некрасов является главным авторитетом этого направления.

Роман, как литературный жанр, занимает главное место в русской литературе. В это время издаются:

Самобытная и национальная драматургия развивается в этот период. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Алексей Толстой, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский относятся к таким драматургам.

Читайте также: