Какие написания относятся к историческим кратко

Обновлено: 28.06.2024

В широком смысле слова литературу принято понимать как совокупность всех письменных текстов. Чаще всего, говоря о литературе, мы подразумеваем литературу художественную, то есть рассматриваем литературу как вид искусства.

Однако несмотря на то, что первой на ум приходит художественная литература, на одном этом своём виде литература не заканчивается. Само распределение литературы на различные виды возникло только в эпоху романтизма. В это время художественная, религиозная, философская, научная и публицистическая литературы стали рассматриваться как отдельные явления.

Выделяют семь основных видов литературы. Два из них, документальная и мемуарная литература, образуют отдельный подвид литературных произведений - историческую литературу.

Историческая литература - произведения, сюжет которых основан на исторических событиях.

Исторической литературе, в отличие от художественной, свойственна большая точность в изображении фактов. В исторической литературе обязательно соблюдается принцип историзма - события и личности, повлиявшие на эпохи, описываются максимально близко к реальности. Историзм был свойственен, например, древнерусской литературе. Писатели Древней Руси, даже если не были непосредственными участниками тех или иных событий, старались найти как можно больше достоверного материала, чтобы в своих произведениях нарисовать действительно правдивую картину событий.

Строго говоря, историческую литературу можно поделить на две части:

  1. Документальная и мемуарная литература, преследующая цель познакомить читателя с реальными историческими событиями и персоналиями;
  2. Художественная историческая литература, основанная на реальных событиях, но рассматривающая каждое из них через призму художественного образа.

Готовые работы на аналогичную тему

Документальная и мемуарная литература

Документальная литература - особый вид литературы, характерной особенностью которого является построение сюжета в точном соответствии с реальными событиями.

В документальной литературе может присутствовать вымысел, но его крайне мало.

К документальной литературе относятся:

  • Биографии известных личностей;
  • Описания исторических событий;
  • Страноведческие описания.

Как правило, информация, поданная к документальной литературе, основана на воспоминаниях самого автора, рассказах очевидцев или исторических документах. Для документальной прозы характерен публицистический стиль.

Мемуарная литература (мемуары) - особый вид литературы, записки об исторических событиях, в которых автор принимал непосредственное участие или которые известны ему из уст очевидцев.

В действительности мемуары часто отличаются субъективностью взглядов.

Мемуарная литература - это не то же, что автобиографическая литература. Мемуарист не просто описывает свою жизнь, он пытается рассмотреть её в контексте исторических событий, произошедших в обществе и мире изменений.

Мемуары часто писали крупные исторические личности, такие, как, например, Екатерина II.

Художественные исторические произведения

Помимо произведений, претендующих на точное описание исторических событий, существует также большое количество художественных произведений, обращающихся к историческим темам. В них авторы, самостоятельно выбирая тему рассуждения и создавая героев, опираются на ранее существовавший исторический контекст.

Историческая проза - это совокупность художественных произведений (романов, повестей, рассказов и так далее), повествующих об исторических событиях.

Героями в исторической прозе являются реальные исторические личности, которые изображаются на фоне своего времени. Описываются, как правило, отдалённые от настоящего для автора времени события.

Жанр исторической прозы наиболее громко заявил о себе в эпоху романтизма. В список русских писателей, обращавшихся к исторической прозе, входят:

Отдельно стоит рассмотреть один из видов романов - исторический роман.

Исторический роман - роман, сюжет которого основан на реальных исторических событиях.

Поскольку роман - это одна из крупных форм художественной литературы, то важно понимать, что в исторический роман не является документальным. Историческая правда в нём сочетается с художественной, т.к. в художественных произведениях всегда происходит переосмысление реалий жизни. Героями являются как реальные исторические, так и вымышленные лица. Несмотря на то, что автор рисует правдоподобный исторический фон, многие детали могут не соответствовать реальности.

Жанр исторического романа пробудил интерес писателей и читателей к истории в целом и к эпохе Средневековья в особенности. Рыцарские романы, являющиеся неотъемлемой частью литературы романтизма, корнями произрастают из исторических романов.

Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности. При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц.

История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.


Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.


Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.


Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека. При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения.

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.


Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.


Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

Известные мировые художники и картины

Итальянец Л. Б. Альберти, средневековый ученый, живописец, архитектор и писатель, говорил о том, что описать правду намного сложнее, чем выдумку. Именно его считают основателем жанра,


С. Ботичелли. Рождение Венеры.

Среди художников-романтиков большую роль в развитии исторического портрета сыграл Э. Делакруа. Полотна с большим количеством людей и действий, революционные темы – такие работы вызывали восхищение у современников. А многие художники стали брать пример с великого мастера.


Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ.


Д. Веласкес. Сдача Бреды.


Рембрант. Ночной дозор.

Любая война, каждая революция, также привносили в жанр новые веяния и новые имена. Великая французская, Голландская, Франко-Прусская, Наполеоновские завоевания, гражданские войны в разных странах – все они, а также их герои, отражались на полотнах художников того времени. Вспоминали художники и о старых сражениях – Крестовых походах, Столетней войне, об Александре Македонском. Ну и конечно, большое количество работ было выполнено на тему сюжетов Первой и Второй мировой войны.

Русский исторический жанр

Изначально русское искусство характерно своей религиозной направленностью. Прежде всего, художественные полотна были связаны с Библией и ее сюжетами. Но многие художники писали и для царя, знатных особ, их приближенных. Семейные и парадные портреты, тематические сценки для украшения дома, все это – отражение действующего времени.

И если религиозное направление было самобытным, то жанры вроде портрета, натюрморта, пейзажа и исторической тематики в основном заимствовали из европейской культуры. Художники изучали картины, которые привозились из-за границы, старались работать в таком же стиле и такими же художественными приемами.

Основоположником русского исторического жанра можно назвать А.П. Лосенко. Он создал целую серию картин из прошлого Древней Киевской Руси и античности.


В. Лосенка. Владимир перед Рогнедой.

И. А. Акимов продолжил труды Лосенко. Он писал реальные картины об античных героях и божествах – Геркулесе, Прометее, Сатурне, Мифологические образы, смешанные с реализмом, писал П. Соколов. Историей XIII века увлекался художник Г. Угрюмов. Все их работы идут параллельно с европейскими, отличаясь лишь специфичной техникой и определенной возвышенностью образов.

XIXвек в русской культуре стал взрывом работ в историческом стиле. Картины пользовались популярностью не только среди интеллигенции, но и у простых граждан.


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи.

Именно в этом веке живописцы сделали ставку на истории России. В ход идут не только христианские сюжеты, уже привычные многим. Картины рассказывают о великих прошлых битвах, известных личностях (Петр I, Екатерина Великая, знаменитые полководцы), и о простом народе, который много сделал для страны.


И. Е. Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

При этом художники изображают не только самых известных людей. Становится популярным бытовой исторический жанр.

Передвижники


И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.


В.И. Суриков. Боярыня Морозова.


В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.


В. Д. Поленов. Христос и грешница.


И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Исторический жанр получил свое развитие в эпоху Возрождения. В этот период появилось большое количество картин и фресок с библейскими и античными сюжетами, которые отличались крупным форматом и многофигурной композицией. Средневековый живописец и писатель Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti) называл историческую живопись самой благородной формой искусства, так как при создании полотен от художника требовалось немалое мастерство, чтобы показать взаимодействие и эмоции всех изображенных персонажей.

Типы исторического жанра

Исторический жанр считался высшей ступенькой достижений живописцев, поэтому картины писались только на значительные, заслуживающие отображения на холсте темы с глубоким внутренним смыслом.

Сюжеты исторического жанра разделяют на пять основных направлений, а именно:

Самые ранние религиозные произведения создавались еще в период расцвета готики. В дальнейшем в моду вошли античные легенды, и популярными героями стали древнеримские и древнегреческие божества. К мифологической категории также относятся любые картины со сказочными и былинными сюжетами.

Аллегория — это история, в которой содержится скрытый смысл. Любой образ на картине, будь то фигура человека, животного или предмета, отображает определенную концепцию, философию или идею. Художники Возрождения наполняли свои произведения символами, которые могли расшифровать только посвященные люди. Языком живописи мастера критиковали государственную власть, религию или конкретных персонажей, но тайные знаки были непонятны рядовому зрителю.

Картины литературного направления основаны на мотивах, взятых из произведений поэтов и писателей. Мастера черпали вдохновение в пьесах Уильяма Шекспира (William Shakespeare), стихах Генри Лонгфелло (Henry Longfellow), сказках Льюиса Кэролла (Lewis Carroll).

Историческая категория объединяет все работы, изображающие значительные события прошлого. Это направление достигло своего апогея в девятнадцатом столетии на волне угасания интереса к религии и мифам. На выставках демонстрировались шедевры, посвященные великим свершениям полководцев и общественных деятелей.

Зарождение исторического жанра

В Средние века история отождествлялась с деяниями святых, подвижников и религиозных фанатиков. Творчество живописцев было направлено на то, чтобы поднять нравственность и укрепить мораль всего общества, а библейскими сценами украшали стены храмов, публичных зданий, ратуш и дворцов.

Великим мастером жанра в эпоху Ренессанса был Мазаччо (Masaccio) — создатель росписи капеллы Бранкаччи, прославившийся благодаря использованию революционных техник линейной перспективы и кьяроскуро.

Среди мастеров барокко, работавших в жанре исторической картины, выделяется Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens). Его творения отличают обилие пышущих здоровьем обнаженных тел, сложные композиционные решения и реалистичная передача динамики происходящего на картине.

Восемнадцатый век стал переломным для исторической живописи — она приобрела статус академической во всех учебных заведениях Европы. Возрос интерес к недавним событиям, и в 1770 году британец Бенджамин Уэст (Benjamin West) впервые изобразил своих героев в одежде современного покроя.

Расцвет историзма в изобразительном искусстве

Начало девятнадцатого века было ознаменовано победным шествием Наполеона по Европе, что привело к появлению множества шедевров, прославляющих его подвиги. Падение императора сделало тему завоеваний непопулярной, и художники переключили свое внимание на сцены из жизни простого народа, пострадавшего от неумеренных амбиций царственного корсиканца.

Общество стремительно менялось, в Европе увеличилась прослойка среднего класса, возросло количество зрителей, которые требовали новых впечатлений. Классические герои в античных одеждах потеряли былую привлекательность, и на первый план в картинах вышел драматизм сюжета. Поль Деларош (Paul Delaroche) прославился благодаря своим глубоко эмоциональным зарисовкам из жизни английских королей, а Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme) стал хорошо известен работами в стиле исторического анекдота.

В художественной среде Великобритании вошли в моду мотивы, почерпнутые в романах Вальтера Скотта. Тому способствовало множество археологических находок, дававших полное представление о жизни, костюмах и нравах рыцарей. Средневековой романтикой увлекались прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones) и Дэниел Маклиз (Daniel Maclise).

Романтическая концепция объединяет творчество российских мастеров — Карла Брюллова, Федора Бруни, Константина Иванова. В их работах нашло отражение восприятие истории, характерное для общества первой половины XIX столетия.

С ростом демократических настроений в изобразительном искусстве развилось реалистическое направление. Произведения признанных русских мастеров — Василия Сурикова, Илья Репина, Василия Перова — проникнуты сильными эмоциями и подлинным драматизмом.

История занимала мысли творцов и в XX веке. Революция, мировые войны, социальные потрясения стали темами творчества многих художников. В каталогах Very Important Lot встречаются картины с исторической проблематикой русских и европейских мастеров прошлого и современности.


Историческая живопись начала формироваться в эпоху Возрождения. Окончательное становление направления произошло в XVII веке, когда оформились её жанровые разновидности и определились основные требования к технике жанра. Одной из приоритетных задач исторического направления стало считаться изображение важнейших событий в жизни национального государства или общечеловеческой истории, контекстуально связанных с настоящей действительностью, несущих определённый социально-политический аспект.

Существовали также жанровые разновидности этого направления, изображающие сюжеты из мифологии, религии, истории и литературы. Аллегорические работы также считались одним из течений исторической живописи.

Основные разновидности исторического жанра

Работы исторического жанра считались высшей ступенью в творчестве художников, что накладывало на сюжеты картин определённые требования и диктовало тематику работ с особым глубинным смыслом. Мелкие, незначительные по содержанию и историзму темы считались недостойными пера живописцев этого жанра.

Все произведения, относящиеся к данному направлению живописи можно разделить на пять основных групп:

  1. религиозное направление . Первые работы относятся ещё к готическому периоду. Главными фигурами этих картин обычно были божества из легенд Древней Греции и Рима;
  2. мифологическое направление . Тематика картин отражала содержание сюжетов из сказок и былин разных народов;
  3. аллегорическое направление . Изображаемые на полотнах живописцев образы или сцены с участием человека, представителей животного мира или просто материальных предметов несли определённый смысл, концепцию, скрытые для непосвящённых людей. Символикой определённых идей и философских мыслей особенно увлекались художники периода Возрождения. Аллегорический язык произведений живописи позволял подвергать критике как государственную власть или церковь, так и конкретных лиц за нелицеприятное поведение. Отрицательный моментом этой разновидности исторического жанра было один факт – тайные знаки и глубинные смыслы обычному зрителю в большинстве случаев были непонятны;
  4. литературное направление . Вдохновение художники пера находили в литературных произведениях разных времён и народов. Мотивы прозаических и стихотворных произведений становились родником живописного творчества многих выдающихся мастеров этого жанра;
  5. историческое направление. К этой категории относятся все полотна, на которых были запечатлены наиболее героические или знаменательные события канувших в историю веков. Апогея эта разновидность жанра достигла в момент угасания общественного интереса к религиозно-мифологической тематике. Общество проявляло интерес к работам, отражавшим великие свершения государственных мужей и общественных деятелей, подвиги великих полководцев.

Целью этой разновидности исторического жанра стало укрепление нравственности и патриотизма, подъём моральных качеств широкой общественности.

Расцвет историзма в живописи

Пик историзма приходится на начало XIX века, что непосредственно связано с победоносными войнами Наполеона. Появилось огромное количество картин, изображавших военные подвиги Бонапарта, прославляющих его полководческий гений. Крушение амбиций по мировому господству на бескрайних просторах России повлекло утрату интереса к образу полководца, зато всколыхнуло интерес к теме простого народа, невероятно пострадавшего от наполеоновских войн.

Демократические настроения, также связанные с темой Наполеона, глубоко затронули русскую школу исторической живописи. Стало активно формироваться реалистическое течение этого жанра, что нашло отражение во многих исторических полотнах русских живописцев.

Картины исторической проблематики не утратили своей актуальности и в настоящее время. Мировые войны и научные открытия, социальные потрясения и глобальные события, например, полёт человека в космос, находят своё отражение в полотнах современных мастеров искусства.

Читайте также: