Что такое этнография 5 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

этногр а фия, этнографии, мн. нет, жен. (от греч. ethnos - народ и grapho - описываю).

1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

2. Самый предмет изучения этой науки - особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Этнография края, области.

Словарь Ожегова

ЭТНОГРАФИЯ, и, ж.

1. Наука, изучающая этногенез, материальную и духовную культуру, особенности быта какогон. народа (народов).

2. Особенности быта, нравов, культуры какогон. народа. Э. края.

| прил. этнографический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Научная дисциплина, изучающая материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения; этнология.
    2. Особенности быта, нравов, культуры какого-л. народа.

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    ж. греч. описанье быта, нрава и обычая народа; народность, народописанье, народообычье. -фическое отделенье Географического Общества. Этнограф, ученый исследователь народности.

    Энциклопедический словарь

    (от греч. ethnos - племя, народ и . графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса и др.

    Большая Советская Энциклопедия

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    обществоведческая наука, изучающая происхождение, расселение, культуру, традиции и обычаи народов. Использует сведения, накапливаемые географией, историей, искусствоведением, социологией, антропологией и др. гуманитарными и естественными науками. Большое место в Э. занимают полевые исследования, сбор первичных материалов о жизни, обычаях, традициях различных народов. В зарубежной науке ХХ в. этнографические исследования интегрируются с этнологическими (см. Этнология).

    см. также Деэтатизация

    Культурология. Словарь-справочник

    (греч. ethnos – племя, народ + grapho – пишу) – этнология, народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как самостоятельная наука в ХIХ в., с возникновением эволюционной школы.

    ☼ наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен или об-в; в зап.-европ. и амер. традиции — составная часть антропологии (см. Антропология). Э. как наука начиналась в 19 в. с изучения малых бесписьменных и доиндустриальных об-в, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру. Развитие Э. совпало с формированием мировых колониальных империй, к-рые ускорили и деформировали процесс социальных и культурных изменений в малых сооб-вах.

    Первое проф. этногр. описание "Лига ирокезов" (The League of the Ho-de-no-sau-nee or Iroquois. 1851) принадлежала Л.Г. Моргану. Морган детально описывал систему родства, полит. жизнь, ритуалы, материальную культуру и т.д. Источником информации для автора послужил ирокез Илай Паркер, получивший зап. образование переводчик и интерпретатор культуры. Большое внимание в книге уделялось истории, географии и рез-там культурных контактов с белым населением. Практически до 80-х гг. 19 в. в Э. отсутствовали публикации рез-тов полевых исследований такого уровня.

    Полевые исследования Ф. Кашинга 80-х гг. среди индейцев зуньи дали новый точок к развитию этногр. метода. Кашинг выучил язык зуньи, жил в пуэбло около четырех лет и сочетал наблюдения за происходящими событиями со сбором информации (опросом индейцев). Работа Кашинга "Фетиши зуньи" (Zuni Fetishes. 1883) приоткрыла внутр. мир этого народа через космологию, мифологию, символизм и его связь с практич. деятельностью.

    Следующим этапом в развитии Э. и отработки методов полевых исследований стала деятельность Боаса, и его изучение индейцев Сев.-зап. побережья Тихого океана. Традиции совр. этногр. исследований были заложены Боасом и Малиновским (см. Малиновский), к-рые настаивали на тщат. описании специфики отд. культур. Классич. работой по Э. стала книга Малиновского по Тробрианским островам, где он продолжил и дополнил традицию Кашинга: он не только выучил язык, но и более активно участвовал в повседневной жизни изучаемого народа.

    Ученики Малиновского в свою очередь создали около дюжины классич. этногр. работ с 1930-х по 50-е гг. Наиболее выдающейся из них стала работа Э. Эванса-Причарда (см. Эванс-Причард) — "Нуэры" (The Nuer. 1940). Традиции Боаса и Малиновского в проведении полевых исследований и создании этнографии были успешно продолжены.

    Э. в культурной антропологии США и брит. социальной антропологии стояла на антиистор. (вневременных) позициях, сосредоточивая свое внимание на реконструкции специфики культурных или социальных систем без обращения к их истор. развитию и выделяя истор. построения в отд. область изучения под названием "социальных или культурных изменений" (теор. антропология или Этнология).

    В 20 в. внимание исследователей акцентируется на изучении прошлого народов до начала деструктивного культурного контакта с империалистич. странами. Кроме того, ставится задача описать целостный комплекс культуры в статике, как бы без учета происшедших изменений. Многие годы рез-ты полевых исследований (книги и серии очерков) включали в себя реконструкцию примитивных культур в том виде, как они существовали десятки лет или даже столетия ранее. В таких монографиях описывались уже не существующие культуры, а словосочетание "этногр. настоящее" предупреждало читателя, что культура, описанная в этом настоящем, более не существует. Такого рода истор. Э. сегодня воспринимается как один из возможных подходов к изучению культур.

    Второе направление исследований в Э. (синхронное) также сформировалось достаточно давно и представляло собой идеал полевых исследований: изучение культуры проводилось в течение длит. периода времени этнографами, живущими непосредственно среди изучаемого народа. Основой для развития Э. стали полевые наблюдения. Этногр. работа такого рода состояла, как правило, из описания малого сооб-ва, напр., кочующего племени, пастушеского племени, земледельцев и т.д. Целью этнографа был сбор систематич. данных об изучаемой культуре из первых рук. Наиболее ранние этногр. отчеты представляли собой длинные описания бесед на разл. темы, а также собранные и продиктованные тексты — фольклор, описание мед. практики, ритуалов и т.д. Сами по себе подобные отчеты, весьма подробные и объемные, оказывались почти бесполезными: они не позволяли понять как в действительности функционировали эти культуры. По мере развития антропологии и формирования интереса к проблемам динамики обществ. жизни и культурных изменений этнографы пытались постичь функционирование об-ва так же основательно, как описывали содержание верований и обычаев.

    В 20 в. сложилась стратегия Э.: она заключалась в стремлении достичь общего знания путем построения большой серии частных исследований, к-рые затем можно сравнить и проанализировать. Такой подход казался наиболее рациональным для реализации этногр. данных — это была попытка достигнуть обобщения, изучая разнообразие отдельных культур.

    Эти тенденции описательной Э. подвергаются резкой критике со стороны многих школ и направлений, к-рые стремятся утвердить новый тип Э., включающей осмысление истор. процесса и региональных, нац., международных структур, поскольку они влияют на местные сооб-ва (критич. антропология, марксистская Э., когнитивная антропология и т.д.).

    Лит.: Kroeber A.L. Anthropology. N.Y., 1923; Idem. Anthropology Today. Chi., 1953; Beals R., Hoijer H. An Introduction to Anthropology. N.Y., 1959; Service El. Profiles in Ethnology. N.Y., 1963; Horizons of Anthropology. Chi., 1964; Harris M. The Rise of Anthropological Theory: a History of Theories of Culture. N.Y, 1968; Ember C.R., Ember M. Anthropology. Englewood Cliffs, 1985; Recapturing Anthropology: Working in the Present. Santa Fe, 1991; Stocking G. The Ethnographer's Magic and Other Essays in the History of Anthropology. N.Y., 1993.

    Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

    Философский словарь (Конт-Спонвиль)

    Об этнографии в основном говорят в связи с так называемыми примитивными народами. Однако нет никаких препятствий к тому, чтобы применить те же самые подходы (и сегодня это делается все чаще) к изучению, скажем, рабочего поселка, отдельного предприятия или политической партии. Тогда этнография становится скорее частью социологии, нежели антропологии; она открывает нам новое не столько о человеке, сколько об обществе.

    Антропологический толковый словарь

    (близкое понятие - этнология) - историческая дисциплина, исследующая все стороны традиционной культуры и быта народов мира, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Основной объект - материальная и духовная культура.

    Политическая наука: Словарь-справочник

    (от греч. ethnos племя, народ; также этнология)

    наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса.

    Этнография (от греч. éthnos — племя, народ и . графия) , общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет Этнография составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник Этнография — данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.) ; используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) Этнография воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов) . С искусствоведением и фольклористикой Этнография связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией — исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием — проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез — с антропологией. Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

    Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

    Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

    - историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

    В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

    В этнографии существуют различные направления исследований:

    - палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

    - этногенез - изучение процесса формирования народов;

    - этническая история, демография;

    - картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

    - этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

    - этносоциология; этнопсихология; физическая антропология.


    С давних времен ученые собирали песни, пословицы, сказа­ния, занимались изучением обычаев и обрядов различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Именно их изу­чением и занимается этнография.

    Этнография это самостоятельная наука, которая отвечает на вопросы: какие народы живут на планете Земля? Как они произошли и как расселяются? Какие жилища строят? На каким языках говорят? И на многие подобные другие.

    Слово “этнография” происходит от греческого этнос, что означает “люди, нация” и -графия, что означает “письмо”. Таким образом, этнографические исследования сосредоточены на больших культурных группах людей, которые взаимодействуют с течением времени.

    Главным предметом изучения этнографии является изучение народов мира и различных составляющих их культур, историческое развитие . Важное место в изучении этнографии занимает и изучение этногенеза - истории возникновения этносов, становление социальных институтов. В последнее время особое внимание стало уделяться межэтническим взаимоотношениям.

    Объектом исследования этнографии является этнос .

    Кто такой этнограф?

    Этнограф - это специалист, который изучает этническое группы народов, их обычаи, происхождение, культурные, экономические, политические и другие особенности. Как правило, этнографы специализируются на каком‑либо конкретном этносе, а не на этнографии в целом.

    Этнография как и любая наука обладает определенными методами исследования.

    Во время полевых этнографических исследований обычно используют следующие методы:

    • наблюдение - метод, при котором этнограф вживается в изучаемую среду. Здесь выделяют простое наблюдение или наблюдение со стороны и внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого народа.
    • опрос - метод сбора первичной информации. Этнограф сперва составляет ряд вопросов, а потом беседует по нему с жителями.
    • анкетирование - метод, при котором этнограф беседует с информатором не лично, а с помощью анкеты.
    • интервью - личная беседа с использованием вопросника.
    • метод пережитков - изучение явлений, которые остаются у народов, но потеряли свое первоначальное значение.
    • сравнительно‑функциональный метод позволяет путем сравнения выявлять общие черты в развитии народов, а также их причины.

    Формы этнографии

    Существуют разные формы этнографии: конфессиональная этнография; история жизни; феминистская этнография и др.

    Остановимся подробнее на следующих формах:

    Цифровая этнография рассматривается как виртуальная этнография. Цифровая этнография дает гораздо больше возможностей взглянуть на разные культуры и общества. Традиционная этнография может использовать видео или изображения, но цифровая этнография идет глубже. Например, цифровые этнографы будут использовать социальные медиа‑платформы, чтобы можно было изучать взаимодействие и поведение людей.

    Реляционная этнография формулирует изучение полей, а не мест или процессов. Это означает, что реляционная этнография не берет ни ограниченной группы, ни объекта, которая определяется ее общими социальными особенностями, ни определенного местоположения, ограниченного границами определенной области. Она берет скорее процессы, которые включают конфигурации отношений между различными учреждениями или агентами.

    Критическая этнография - это исследование, в котором создатели выступают за освобождение групп, маргинализированных в обществе. Критические исследователи, как правило, являются политически мыслящими людьми, которые стремятся выступить против неравенства и господства.

    Помните, в современном мире крайне важно понимать тех, кто тебя окружает, обладать определенным опытом, навыками и практикой межнационального общения, чтобы избежать недопонимания или конфликтных ситуаций.


    Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов.

    Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие ученые, благодаря которым сегодня мы знаем такую науку, как этнография. Что это за дисциплина? Что она изучает и какие задачи ставит перед собой?

    В 1990 году в Алма-Ате прошла Всесоюзная конференция, в рамках которой участники унифицировали данные термины и стали официально называть этнографию этнологией. Тем не менее, первоначальное понятие сохранилось до наших дней и активно используется во всех сферах жизни.

    Что такое этнография?


    Этнография – это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей.

    В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения и существования этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.

    Несмотря на то что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством.

    Основной метод этнографии – полевые исследования, то есть непосредственное наблюдение за нравами и бытом народов, а также их взаимоотношениями с последующим анализом и соответствующими выводами. Полевая этнография предусматривает два вида исследований – стационарное и экспедиционное.


    В первом случае ученые долгое время живут среди изучаемого народа, что позволяет им глубже узнать их духовную и материальную культуру. Во втором случае этнографический материал собирается путем поездок в регионы, где проживает изучаемый этнос.

    Независимо от типа, исследование проводится путем опросов местного населения, анкетирования, интервью или непосредственного наблюдения как со стороны, так и с участием в жизни социума.

    Что изучает этнография?

    В сознании многих людей этнография ассоциируется с изучением примитивных народов, аборигенов или древних этносов. На самом деле она исследует жизнь этнических сообществ независимо от их географического пребывания или исторической эпохи.

    Хотя основным предметом науки являет народ, изыскания этнографов можно разделить на несколько направлений. В основу исследований входит изучение материальной и духовной культуры народов, а также последовательность их развития от зарождения до современного времени.

    Кроме того, этнография изучает социальную организацию этноса, становление его социальных институтов, занятия, виды деятельности, семейные отношения. Иными словами, этнограф получает полную и всестороннюю картину жизни изучаемого сообщества, а на основании его работ исследования продолжают специалисты других исторических дисциплин – лингвисты, фольклористы, антропологи, социологи.

    Каковы задачи этнографии?


    Главная задача этнографии как науки – полноценное изучение этноса с выявлением особенностей его происхождения и развития. С этой целью этнографы составляют подробные карты расселения народов, их передвижения с одной территории на другую, распространение культуры (языка, обычаев).

    Опираясь на собственные знания и опыт, ученые получают возможность проводить анализ изучаемых этносов и делать прогнозы относительно этнополитических процессов в будущем.

    Читайте также: