Какие национальные традиции патриархальные обычаи описывает гончаров кратко

Обновлено: 02.07.2024

Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.

Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке — тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.

Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.

обломов роман лень характер

Обломов — национальный характер Обломов Гончаров И. А

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью.

Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице. Характер Ильи Ильича раскрывается во всем, что окружает его: в восточном халате, мягких туфлях, слое пыли на столе и паутине на потолке. Перед нами предстает Обломов — ленивец, казалось бы, даже не умеющий думать. Но мнение о характере Ильи Ильича меняется во время его разговора с петербургскими гостями: Волковым, Судьбинским, Пенкиным. Здесь раскрывается глубина души главного героя, его способность мыслить и чувствовать. Эти внесюжетные персонажи введены в роман для описания среды, в которой живет Обломов, некоторых причин апатии главного героя.

Обломов добр и гостеприимен (характерные русские черты): его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.

И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей считает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветавшую в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.

Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедилась в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.

Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут передаваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится девственной и чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

Введение

Схема плана – конспекта по литературе.

Тема: Обломов – это сущность, характер, судьба.

Цель: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

Задачи: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание уважения общечеловеческих ценностей;

развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, творческих способностей.

Форма урока: Комбинированный.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Оборудование: мультимедиа, тексты произведения.

  1. Орг. Момент.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Целеполагание.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1) Гончарова звали Иван Алексеевич? (нет. Иван Александрович)

3) Гончарова учился в Симбирском университете? (нет. в Неженской гимназии)

8)

Лучшего друга Ильи Ильича Обломова звали Андрей Штольц? (да)

9) Возлюбленную Ильи Ильича Обломова звали Ольга Ильинская? (да)

10) Илья Ильич Обломов в начале романа жил на Гороховой улице? (да)

3. Имя жены А.С. Пушкина? (Наталья)

4. Название произведения Н.В. Гоголя, в котором из картины выходит старик в азиатском халате? (Портрет)

5. Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова? (Демон)

  1. Молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд. Герой, о котором пойдет речь, Илья Ильич Обломов.

ни на что не понадобился

  1. ничего не совершал
  2. ни с кем не хотел встречаться

ни о чем не тревожился

  1. ничто не мешает думать лежа
  2. ни у кого не бывал
  3. никого не знал и не видел
  1. Это все об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Перед вами несколько вещей (книга, ручка, спортивный костюм, тапочки, халат, ночной колпак) из повседневной жизни человека, выберете те предметы, которые подходят образу Обломова. (У доски стоит обучающийся, на которого одевают выбранные вещи)

Чего не хватает нашему Обломову? (правильно, дивана)

Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. (Вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

«:поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

  1. Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны — наслаждения высоких помыслов горько плакал: над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли — желания — намерения — стремления!

Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.

Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц — это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа — две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.

  1. Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”.
  1. Обучающийся 1.

Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей… Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.

Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на — Выборгской стороне.

Для Обломова Ольга — путеводная звезда, ангел-хранитель.

Какая же она Ольга Ильинская? Ольга — умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Глубина чувств и женственность сделала Ольгу одним из самых гармонических и светлых образов в русской литературе XIX века. Ольга может любить безоглядно и безумно. Для нее любовь — один из способов двигаться вперед. Она ждет, что и ее избранник, Обломов, тоже будет преодолевать любые препятствия для достижения счастья. Но герой стремится к покою, который Ольга воспринимает как проявление его лени и апатии.

Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний… от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.

Полной противоположностью Ольги Ильинской является Агафья Матвеевна Пшеницына. Эта героиня берет на себя все заботы об Обломове. Ее чувства к Обломову представляют собой своеобразное самоотречение во имя любимого человека

Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.

Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет — синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и, в конце концов, у вас все получится. Главное для вас — хороший план действий.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

1. Понравился ли урок?

2. Что интересного было на уроке?

3. Что узнали нового о герое произведения?

4. Интересен ли вам персонаж?

5. Есть ли что – нибудь общее у вас с героем?

Черты национального характера в образе И. И. Обломова

Черты национального характера в образе Обломова Гончаров, немного утрируя, показал необычайно точно. Вспомним хотя бы душевные качества Обломова. По словам автора романа, Илья Ильич имел чистое сердце, к которому не приставала всяческая грязь, и прозрачную, как хрусталь, душу. Обломов был очень добрым, мягким, человеком. Дом его всегда был открыт для посетителей: как для близких друзей, так и для обыкновенных знакомых. Хлебо-сольность Ильи Ильича также не знала предела, никогда он не отказывал людям, даже неприятным для него: Обломов всегда угощал Тарантьева, хотя очень трудно. предположить, что они были близкими знакомыми..

Именно эти качества испокон веков отличали русских людей. Иноземцы, путешествуя по России, всегда поражались широте души русских, их щедрости, доброте и открытости.

Обломов не выдержал испытания искренней горячей любовью к Ольге Ильинской. Поначалу, когда их влечение друг к другу разгоралось в страсть, Илья Ильич сильно изменился к лучшему: он забыл про халат, послеобеденный сон… Обломов стал часто появляться в обществе, щегольски одеваться, часто встречался с Ольгой, и казалось, он изменился навсегда, похоронена прежняя жизнь. Но как только сложилась серьезная ситуация, потребовавшая от Ильи Ильича решительных действий (надо было сделать предложение Ольге, снять новую квартиру, привести в порядок дела в — имении и т. д.), Обломов не нашел в себе сил исполнить задуманное и вновь опустился: перестал видеться с Ольгой, вернулся к старым своим друзьям — халату и дивану, стал снова спать днем и, наконец, переехал на Выборгскую сторону, где укрылся от общества, словно отшельник.

Переезд на Выборгскую сторону и знакомство с Агафьей Пшеницыной сыграли трагическую роль в судьбе Обломова: он окончательно опустился, и ничто, даже дружба с Штольцем и любовь к Ольге, не в силах вытащить его из той ямы, куда попал Илья Ильич.

Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончарову. Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, привлекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрывается за оболочкой неуклюжего увальня. Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, естественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.

Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробованным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоятельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полюбила не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть. Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была невозможна изначально. Ольга требовала деятельности — Обломов стремился к покою. Для Ольги идеал жизни — в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова- в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.

Роль воспитания в формировании личности человека


Читайте также: