Какие национальные традиции народов самарского края вам известны кратко

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме.

Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Цель: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

8. Подготовить консультации для родителей;

9. Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов.

Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:

1. Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.

2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.

3. Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.

4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.

5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Индивидуальный план самообразования по теме:

Месяц Тема самообразования Форма и срок отчета

Сентябрь Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми. План самообразования.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

Конец октября- начало ноября.

Ноябрь Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Подбор материала по мастер - классу для педагогов. Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Мастер – класс для педагогов.

Конец ноября – начало декабря.

Декабрь Участие в семинаре.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Доклад

Январь Рождественский сочельник Консультация

Творческая выставка детских работ

Февраль Размещение опыта работы в СМИ

Народные праздники в кругу семьи. Доклад

Март Духовное развитие народов проживающих в Самарской области. Консультация.

Апрель Светлая Пасха Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Перспективный план в работе с детьми и родителями.

«Кто мы, откуда? Где наши корни?

Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Ознакомление детей с татарской национальной культурой. Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа.

Рассматривание семейных фотографий;

Изготовление семейного древа

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рисование на темы:

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Этикет и кухня народов. Викторина "Гостям всегда рады"

Знакомство с татарским национальным костюмом.

Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа

Создание мини-музея русской старины;

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках. Буклет для родителей о традициях татарского народа ;

Цель и задачи. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ;

Продолжать знакомство детей с народными праздниками.

Рассматривание фото ( готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Игра "Тайны народного костюма"

Чтение художественной литературы:

• Сказки народов России.

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование на темы:

Исследование характерных особенностей национальных костюмов мордовского народа

Цель и задачи. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси.

Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа

Отгадывание загадок о предметах быта;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Почта (русская народная игра); Царь горы (русская народная игра)

Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа

Исследование характерных особенностей национальных костюмов

"Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".

Буклет для родителей о традициях мордовского народа

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Буклет для родителей о традициях мордовского народа ;

Цель и задачи. Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси

Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням;

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Цель и задачи. Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Чайный вечер с родителями.

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа

Цель и задачи. Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров;

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

Подвижные игры: Хищник в море (чувашская народная игра)

Буклет для родителей о традициях чувашского народа

Цель и задачи. Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

- Раскрыть его значение, смысл.

- Закрепить полученные ранее навыки и умения в продуктивной

- Продолжать расширять и закреплять знания детей о праздниках,

Рисование на темы:

- Слепленная из солёного теста посуда (кесе, (пиала для чая) -касы (деревянная ложка, домбыра, обыз, народные казахские инструменты)

Аппликация на темы:

- украсить узорами национального орнамента.

Казахские народные игры

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Цель и задачи. Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Изготовление пасхальной корзиночки

Цель и задачи. Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Рассматривание фото из семейного альбома;

Загадывание загадок о березе, о лете;

Ярмарка народных подвижных игр

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

Цель: выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

Планируемый практический выход:

народы самарской области

Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.

Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны. Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?

Разнообразие национальностей и народностей Самарской области

На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.

На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?

народы населяющие самарскую область

Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие.

Интересные факты

традиции народов самарской области

  • У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
  • Любимое национальное блюдо чувашей - шартан. Так называется колбаса, которую готовят из овечьего желудка, начинкой для него служит мясо и сало.
  • У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни. Также она наблюдается и у русских.
  • Русские женщины рожали в бане, считалось что так никакая беда в дом не войдет. Только повитуха могла находиться с будущей матерью. Отцу давали съесть что-нибудь горькое: соль, укус, горчицу. Этим действием он как будто принимал часть боли на себя.
  • Национальный напиток башкир - кумыс - очень понравился писателю Льву Николаевичу Толстому.

Возрождение культурных традиций

Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:

какие народы населяют самарскую область

  • Открываются национальные школы и классы, в которых преподавание идет не только на русском языке, но и на татарском, узбекском, мордовском и других.
  • Уважительное отношение к различным религиям и верованиям. Каждый человек имеет право сам решать и выбирать, во что верить. В Самаре построены мечеть, костел и кирха.
  • Огромную работу по возрождению народных традиций и сближению наций проводит Центр народного творчества. По его инициативе и поддержке проходят: смотры творчества, фольклорные праздники, которые организуют народы, населяющие Самарскую область. Как правило, на них присутствует большое количество людей.

Традиции народов Самарской области

Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.

Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.

Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.

Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.

Костюмы народов Самарской области

Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?

Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой русских. Рубахи и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.

У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа национального костюма. Башкиры носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой. Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.

народы живущие в самарской области

Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.

Национальные праздники

В Самарской области почитают и чтят традиции разных народов. Проведение национальных праздников пользуется здесь большой популярностью. Тысячи людей посещают подобные мероприятия и принимают в них активное участие. Среди праздников, которые отмечают народы Самарской области, есть следующие:

названия народов самарской области

  • Сабантуй - национальный праздник татар. Танцы, песни, спортивные состязания, а также национальные кушанья ожидают в этот день всех желающих принять участие в празднике.
  • В начале весны во всех городах и населенных пунктов Самарской области сжигают Масленицу, провожают зиму. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях и кулачные бои.
  • Летом отмечают старинный праздник славян - Иван Купала. Наши далекие предки, в этот день жгли костры и прыгали через них, а также проходили обряд очищения души и тела с помощью воды. Сегодня эта традиция несколько изменилась. Костры жгут редко, а вот водой обливают себя и прохожих, а также купаются.

Характерные черты, объединяющие разные народности

костюмы народов самарской области

  • Уважительное отношение и почитание старших.
  • Безграничная любовь к детям.
  • Тщательное изучение истории своего рода.
  • Почтительное отношение к другим религиям.
  • Дружелюбность и открытость к людям разных национальностей.

Вывод

Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием. Здесь созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии.

Каждый из нас уникален точно так же, как и любая нация. Названия народов Самарской области можно перечислять долго, главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

Разнообразие культур и религий не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей.


Рассказ о народах Самарской области, традициях, основных праздниках

ДРУЖБА НАРОДОВ НА САМАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя и мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др. Ко времени присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству (ХVI век) оно было окраиной, где до середины ХVII века не существовало оседлого земледельческого населения.

Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу XIX века в результате движения разнородных миграционных потоков на аграрно-осваиваемую в ХVII-ХIХ веках территорию России.

По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей. Русское население является наиболее многочисленным (2,6 млн. человек) и составляет 85,6%. Второе место по численности населения в области, как и в целом по России, занимают татары, их численность составляет 126,1 тыс. человек или 4,1% в общей численности населения (по России – 3,9%). Численность чувашей составляет 84,1 тыс. человек (2,7%), мордвы – 65,4 тыс. человек (2,1%), украинцев – 42,2 тыс. человек (1,4%), армян – 23 тыс. человек (0,7%), казахов – 15 тыс. человек (0,5%), азербайджанцев – 14 тыс. человек (0,5%), узбеков – 11,2 тыс. человек (0,3%), белорусов – 9,2 тыс. человек (0,3%), башкир – 7,7 тыс. человек (0,25%), таджиков – 7,2 тыс. человек (0,2%), немцев – 6,8 тыс. человек (0,2%), цыган – 4,9 тыс. человек (0,16%) и др.

Этнокультурная мозаика региона расширяется – по данным последней переписи впервые зафиксировано проживание представителей следующих национальностей (по стране происхождения): ганцы, гватемальцы, голландцы, костариканцы, таиландцы, танзанийцы, сомалийцы, конголезийцы, камерунцы, шведы, швейцарцы и др.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

Такие отношения сложились между переселенцами из разных концов России при заселении Самарской земли. Если в ХVII-ХVIII веках переселенцы основывали однонациональные селения, то с ростом плотности населения четко обозначалась тенденция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трех- и более национальных смешанных сельских поселений. Смешанный состав населения всегда был характерен для городских поселений.

При всех общественных катаклизмах ХХ века - будь то Первая мировая война, революция и гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война и восстановление народного хозяйства – жители Самарской (Куйбышевской) области бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрелигиозные отношения.

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом, одеждой.

Звание Героя Советского Союза было присвоено свыше 8000 русским. Первым нашим земляком, получившим звание Героя Советского Союза, был пограничник И.Д. Бузыцков. В мае 1943 года героический подвиг, защищая Сталинград, совершил самарец Ю.П. Нектаров. За мужество, отвагу, умелое ведение боя на Курской дуге звание Героя Советского Союза было присвоено нашим землякам - командиру стрелковой дивизии генерал-майору Д.Н. Голосову, командиру полка Н.В. Будылину, лётчику П.И. Коломину. Среди повторивших бессмертный подвиг Александра Матросова был и наш земляк Василий Сурков. Трое волжан - Пётр Матвеевич Потапов из Куйбышева, ставрополец Виктор Петрович Носов, уроженец Дубового Умёта Василий Николаевич Яшин — повторили подвиг Гастелло. Летчик, генерал-майор Георгий Нефёдович Захаров - единственный в стране человек, на груди которого рядом с Золотой Звездой Героя Советского Союза, другими отечественными наградами прикреплены два ордена Почётного Легиона - высшей награды Франции.

161 представителю татарского народа было присвоено звание Герой Советского Союза. Примером несгибаемого мужества, патриотизма и стойкости, символом борьбы с фашизмом для народов всей Европы стал поэтический и гражданский подвиг нашего земляка Мусы Джалиля. Куйбышевские татары дали стране трех Героев Советского Союза – Рауф Кутуев, Лейла (Ольга) Санфирова и Махмут Баишев. Есть среди татар нашей области и полный кавалер орденов Славы – Хамидулла Насибуллин, после войны проживавший в Ставрополе - Тольятти.

За годы войны 45 воинам–чувашам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них – наши земляки: Фёдор Николаевич Ижедеров и Георгий Константинович Дюдюкин.

63 мордвина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – легендарные летчики Алексей Петрович Мересьев и Михаил Петрович Девятаев, наш земляк - моряк-подводник Федор Алексеевич Видяев. В Самарской области Звезду Героя Советского Союза носит бывший танкист Владимир Иванович Чудайкин. Имя Героя носит средняя школа № 150 Кировского района города Самары.

Украина направила в ряды Советской Армии и Военно-морского Флота около 2,5 миллиона своих сограждан, звания Героя Советского Союза удостоены 2069 человек. Самарские украинцы мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района Иван Ефременко.

Более 1,3 млн. жителей Беларуси сражалось с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество, проявленные в годы войны 299 белорусам было присвоено звание Герой Советского Союза

В рядах Красной Армии воевало более 500 тысяч евреев. 107 человек стали Героями Советского Союза, в том числе наш земляк Абрам Орецкий. Орден Александра Невского – одна из наград кадрового военного Яков Фельдмана.

39 башкирам было присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе лейтенанту М. Губайдуллину, Мусе Гараеву (дважды Герой Советского Союза), майору Б. Назирову.

22 июня первыми бой с фашизмом приняли более 34 тысяч солдат и офицеров Советской армии немецкой национальности. Из 8 Героев Советского Союза, получивших это звание в 1941 году, немецкой национальности оказались пятеро, в их числе легендарный лётчик Николай Францевич Гастелло. Среди немцев есть два дважды Герои Советского Союза – лётчики А. Я Брандыс, и Г. Штерн.

К концу воины 11 представителей цыганского народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Отдали жизнь за Родину Петр Конденко из Самары, Михаил Иванович Никитин из Богдановки, Анна Белозерова, Александра Шлыкова, Елена Колпакова – все они были фельдшерами на фронте.

Воины-герои есть у каждого народа. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились на колхозном поле и у заводского станка, помогая Красной Армии победить ненавистного врага. В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов. Средняя Азия стала одной из важнейших баз Красной Армии - в республиках изготавливались орудия, боеприпасы, обмундирование, армейская обувь, парашютный и хирургический шелк, пищевые концентраты. Сюда же были эвакуированы миллионы жителей центральных областей, сотни предприятий и учреждений. Сотни тысяч детей нашли приют в детских домах и семьях.

Сегодня национально-культурная ситуация в полиэтничной Самарской области характеризуется толерантностью и стабильностью межнациональных отношений, все больше проводится культурных мероприятий областного масштаба, растет число национально-культурных объединений, активизируется их деятельность.

Национально-культурное объединение - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурные объединения могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными; могут различаться по времени возникновения и по целям своей деятельности.

Деятельностьнационально-культурных организаций в Самарской области в активном взаимодействии с органами власти позволяет проводить профилактику мигрантофобии, формировать толерантность у детей и молодежи. Этому способствуют многочисленные межнациональные мероприятия, проводимые Домом дружбы народов Самарской области или на его базе:

– ежегодно многонациональным праздником в Доме дружбы народов отмечается годовщина Великой Победы;

– каждый год в Доме дружбы народов завершается детским межнациональным новогодним праздником;

Наиболее значимые этнокультурные мероприятия, проводимые в Самарской области совместными усилиями НКО, органами государственной и муниципальной власти:

У истоков этого просвещенческого движения в 90-е годы ХХ века стояли люди неординарные, неравнодушные, болеющие душой за сохранение и развитие языка и культуры своих народов. На фоне дефицита литературы на родных языках эти издания пользовались большой популярностью, стали дружелюбными собеседниками для тысяч и тысяч читателей. На первых порах возникали проблемы с шрифтами, полиграфией, помещением для редакций, финансовыми средствами для издания. Но газеты все же выходили в свет, расширяя информационное пространство региона.

Национально-культурные объединения Самарской области поддерживают и развивают богатейший опыт мирного совместного бытия народов на Самарской земле. Целенаправленная поддержка Правительства Самарской области и органов местного самоуправления позволяет закрепить и распространить этот опыт на благо всех народов края.

© 2010-2016 государственное казенное учреждение Самарской области "Дом дружбы народов".
При цитировании или перепечатке материалов ссылка на сайт ГКУ СО "Дом дружбы народов" обязательна.

Традиции народов Самарской области.
Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в Самарской области, несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.
Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны.
Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?

☝

Разнообразие национальностей и народностей Самарской области
На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.
На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?
Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыщи и многие другие.

Интересные факты
У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
Любимое национальное блюдо чувашей - шартан. Так называется колбаса, которую готовят из овечьего желудка, начинкой для него служит мясо и сало.
У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни.
Также она наблюдается и у русских.
Русские женщины рожали в бане, считалось что так никакая беда в дом не войдет. Только повитуха могла находиться с будущей матерью. Отцу давали съесть что-нибудь горькое: соль, укус, горчицу. Этим действием он как будто принимал часть боли на себя.
Национальный напиток башкир - кумыс - очень понравился писателю Льву Николаевичу Толстому.

Возрождение культурных традиций
Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:
Открываются национальные школы и классы, в которых преподавание идет не только на русском языке, но и на татарском, узбекском, мордовском и других.
Уважительное отношение к различным религиям и верованиям. Каждый человек имеет право сам решать и выбирать, во что верить. В Самаре построены мечеть, костел и кирха.
Огромную работу по возрождению народных традиций и сближению наций проводит Центр народного творчества. По его инициативе и поддержке проходят: смотры творчества, фольклорные праздники, которые организуют народы, населяющие Самарскую область. Как правило, на них присутствует большое количество людей.
Традиции народов Самарской области
Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.
Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.
Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.
Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.
Костюмы народов Самарской области
Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?

Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой русских. Рубахи и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.
У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа национального костюма.
Башкиры носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой.
Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.
Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.

Читайте также: