Какие морфонологические явления возникают при словообразовании кратко охарактеризуйте их

Обновлено: 21.07.2024

В звуковом составе производного слова могут происходить изменения на границах между морфемами, т.к. они должны приспосабливаться друг к другу. Эти звуковые изменения называют морфонологическими.

Морфонология – это раздел языкознания, который изучает фонемный состав морфем и взаимоприспосабливаемость морфов в составе слова.

1. Исторические чередования фонем– это чередования, обусловленные фонетической позицией фонемы в слове. Ряд чередующихся фонем, выступающих в рамках одной морфемы, образуют морфофонемы.

Князь – княгиня – княжеский

Такие чередования чаще всего происходят на границе производящей основы и суффикса, причем чаще влияет последующая морфема на предыдущую. (наука – научный). Выделяют продуктивные (встречаются в новых словах) и непродуктивные (не встречаются в новообразованиях) чередования.

г//ж//з князь – княгиня – княжеский

к//ч//ц рыбак – рыбачка – рыбацкий

х//с тряхнуть – трясти

т//ч//щ свет – свеча – освещение

г//ж//жд ходить – хожу – хождение

д//с водить – вести

с//ш повысить – повышать

з//ж вязать – вяжу

ц//ч кольцо – колечко

ск//щ воск – вощеный

ст//щ густой – гуще

в//вл ловить – ловля

ф//фл разграфить – разграфлю

б//бл любить – люблю

п//пл топить – растоплю

м//мл разломить – разломлю

о//а носить – вынашивать, просить – выпрашивать

о//у//ы – сохнуть – сухой – просыхать

о//э//и//0зв. запор – запереть – запирать – запру

о//0зв. сон – сна, лёд – льда

и//0зв лисий – лисья

у//ов радовать – радую

у//эв горевать – горюю

а//им//ом снять – снимать – съемный

а//ин начать – начинать

оло//ла волочить – влачить

оро//ра город – град

ере//ре берег – брег

2. Наложение морфов (интерференция)

Нужно отличать от диффузии, исторического явления. Это полное или частичное совмещение двух морфов друг с другом, когда конец одного накладывается на начало другого.

- на стыке производящей (иноязычной) основы и суффикса: таксист (такси+ист), сопрановый (сопрано+ов)

- в исконно русских словах: лиловатый (лиловый+оват)

- прилаг. от имен собств.: курский (курск+ск)

- на стыке приставки и производящей основы: рассориться (рас+ссора)

- наложение двух основ: лермонтовед

3. Усечение производящей основы

Сложно произносимые сочетание на стыке производящей основы и аффикса подвергаются усечению: женщ-ина → жен-ск-ий, болта-ть → болт-ун.

Возможно усечение целого суффикса производящей основы: социал-ист← социализм

Усечение иногда совмещается с наложением: радист ← радио + ист, итальян-к-а ← итальянец

4. Интерфиксация

(вопрос об интерфиксах до конца не решен)

Интерфикс – это образование (асемантический компонент), находящееся между морфемами, которое не несет никакого значения, выполняет связующую роль между морфемами, т.е. устраняет сочетания, не свойственные русскому языку. Не является морфемой.

1. кировский ← Киров, ялтинский ← Ялта, пензенский ← Пенза, перуанский ← Перу

ИН, ЕН, АН – интерфиксы

2. основы на гласную: арготизм, шоссейный, кофейня

- части слова, находящиеся между производящей основой и словообраз. суф-ом (кофейный)

- части слова, соединяющие 2 основы в сложном слове (соединительные гласные О, Е, а также другие гласные или сочетания звуков – И, УХ, ОХ): охотоведение, змеелов, пятитомный, двухъярусный, трехметровый, двубортный, себялюбие…

Практикум по курсу "Современный русский язык" для студентов специальности 1-21 05 02-Русская филология

7. МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

При образовании нового слова зачастую происходит процесс взаимоприспособления соединяющихся морфем. Это связано с тем, что не все звукосочетания допускаются фонетической системой русского языка. Существует несколько видов подобных взаимоприспособлений, которые в науке о языке получили название морфонологических явлений.

Морфонология – раздел языкознания, изучающий связи между фонологией (функциональной фонетикой) и морфологией, а именно: как используются различные фонологические (фонетические) средства в словоизменении и словообразовании.

Одной из важнейших задач, стоящих перед морфонологией, является установление правил соединения морфем в слове, т. е. условий взаимоприспособления (варьирования) морфем при их объединении. Для структуры русского слова характерны следующие основные виды морфонологических явлений: чередование, усечение производящей основы, наложение морфем и интерфиксация. Все эти явления, как правило, наблюдаются на морфемном шве – границе между двумя соседними морфемами, а ещё точнее, между двумя их конкретными представителями – морфами. Например:


друг дружок чередование фонем


чит(а)ть читка усечение производящей основы


такси таксист наложение морфем


пе(ть) + (в) + ец певец интерфиксация

144. Определите, при образовании каких из данных слов произошло: а) чередование в производящей основе; б) усечение в производящей основе.

Записка, резьба, строгость, подыгрывать, мучной, кривизна, радужный, синеть, сушка, строчка, просьба.

В каких словах наблюдаются оба морфонологических явления?

145. Найдите примеры слов, в которых присутствуют данные варианты морфем.

1) -у-; 2) -овл-; 3) дез-; 4) -тк-; 5) -ка-; 6) па-.

Можно ли подобрать слово, в котором присутствовали две любые из указанных морфем?

146. Даны конкретные типы глагольных основ и суффиксы имен существительных, которые могут быть присоединены к этим основам. Придумайте по два-три слова на каждый тип основы и укажите, при присоединении каких суффиксов к каким основам происходят различные морфонологические явления.

. ова- -ец-, -тель-, -щик-,

. ива- -атор-, -ациj-, -ок-,

Какие другие типы глагольных основ вы знаете? Запишите.

147. Выполните морфемный анализ данных слов.

Случилось, девяносто, дошедшим, немедленно, судья, столкновение, козий, пользуются, занимался, армия, европейский, пятисотый, прошлый, птенчик, низменный.

Какие морфонологические явления наблюдаются при образовании выделенных слов?

148. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Какими элементами являются выделенные части?

Душевный, душевой, одушевить, одушевлять.

С каким элементом морфемной структуры связано чередование в/вл’ в последнем слове?

Закономерная мена фонем, обусловленная нефонетической позицией, называется чередованием фонем.

Чередования согласных фонем, происходящие на границе морфем при словообразовании и формообразовании

язычные с шипящими или свистящими

книга – кни ж ица, кни ж ный; прыгать –пры ж ок.

друг – дру ж еский, дру ж ить, дру з ья

рука – ру ч ка, ру ч ной; клок – кло ч ья; волк – вол ч ий

орех – оре ш ник; пастух – пасту ш онок; глухой – глу ш ить, глу ш ь.

Переднеязычные с шипящими

ходить – хо ж у, хо жд ение; водить – во ж у, во жд ение

крутить – кру ч у; хотеть – хо ч у

светить – све ч у, све ч а; осветить – осве щ у, осве щ ение

наказать – нака ж у; изобразить – изобра ж ение

косить – ко ш у; оросить – оро ш ать, оро ш ение

полоскать – поло щ у; доска – до щ атый; искать – и щ у

поместить – поме щ у, поме щ ение; блестеть – бле щ ет

парные по твёрдости/мягкости

плясун – плясу[ н ’й]а;

лес – ле[ с ‘и]стый; акваланг – аквалан[ г ‘и]ст.

губные с сочетанием

любить – лю бл ю; раздробить – раздро бле нный

закрепить – закре пл ю, закре пл ение

ловить – ло вл ю; отравить – отра вл ение

разграфить – разгра фл ю, разгра фл ение

кормить – кор мл ю, кор мл ение; уведомить – уведо мл ение

Важнейшие чередования гласных

сухой – с о хнуть

пересохнуть– перес ы хать

подстелить – подст и лка (ср. стелет)

выносит – вы на шивает

сон – сн ы, лёд – ль ды, со бр ать – сбор; мох – м ш истый

лев – львы, л ьв ёнок; день – д н евной

лисий – по-ли сь и

149. Определите, какие чередования произошли в производящей основе при образовании следующих слов.

Газетенка, кружечка, прибавление, олений, очистка, львица, сочный, сушить, клюв, трудяга, весенний.

Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.

150. Выполните морфемный анализ следующих слов.

Спортивный, чудовище, массивный, контролирую, поводырей, заснувшими, наступивших, впервые, пригорочка, эпический.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

151. Подумайте, можно ли более точно представить морфемный состав данных слов?

Сто-я-нк-а, сух-ощав-ый, съ-ед-обн-ость, тя-ну-чк-а, по-туск-не-ть, рвен-и-е.

В каких словах допущены ошибки?

Какое чередование помогает увидеть суффиксальную морфему в выделенном слове?

152. Определите, какие чередования гласных наблюдаются в процессе словообразования (формообразования) следующих слов.

Сумеречный, кострище, подпольный, овечий, трение, солнечный, деньжата, удваивать.

При образовании каких слов наблюдаются чередования согласных?

153*. Постарайтесь определить, какие слова и способы образования послужили образцом для создания выделенных слов.

154. Выполните словообразовательный анализ следующих слов, учитывая чередования в производящей основе.

Душевный, подложный, подбрасывать, старье, перестроечный, армейский, избавление, беженка.

Выполните морфемный анализ выделенных слов.

155. Прочитайте. В чем необычность выделенных слов?

Шьет он / Осени костюм. / Чтоб не шляться по гостям / Ей сейчас пришло на ум / В одеянии цветном. / А удачно поохотничать. / На болоте поболотничать. / Либо помотоциклетничать / Или же посамолетничать / С небесами посекретничать / Все о том же об одном (Л. Мартынов).

Попробуйте объяснить путь создания каждого слова.

156. Определите, каков характер чередований, произошедших при образовании приведенных ниже слов и форм.

Воинствующий, несун, путеобходчик, говяжий, басенка, обуславливать, кружок, ликует, рыбачить, затрагивать, не балуйся.

l Какие чередования являются общими для выделенных слов? Аргументируйте свою точку зрения.

157*. Выполните морфемный и словообразовательный анализы слов модистка и шагистика. Как образовались данные слова? Есть ли в русском языке слова *модист и *шагист? Как вы думаете, что в теории словообразования называют чересступенчатым словообразованием?

! Одним из морфонологических явлений, сопровождающих процесс образования нового слова, является усечение производящей основы. В качестве усекаемых могут выступать как незначимые отрезки морфемной структуры (части морфем), так и целые морфемы. Цель усечения – устранить скопления гласных и согласных на морфемном шве, что зачастую является преградой для образования нового слова. Возможны следующие виды усечений:

1. Усечение конечных гласных основы:

а) несклоняемых имён существительных

самб(о) + ист ® самбист

пальт(о) + ишк ® пальтишко

кенгур(у) + ин ® кенгуриный

чит(а)(ть) + к ® читка

игр(а)(ть) + ок ® игрок

лов(и)(ть) + ец® ловец

2. Усечение конечных согласных основы:

смекал(к)(а) + ист ® смекалистый

тряп(к)(а) + j ® тряпьё

ут(к)(а) + онок ® утёнок

креп(к)(ий) + ыш ® крепыш

мок(р)(ый) + ну ® мокнуть

158. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло усечение конечного гласного производящей основы.

Испытатель, лжец, батумский, красноярский, хоккеист, ватерполист, панамский, рубка, сказитель, собачий, багамский.

Укажите, в каких случаях происходит чередование в производящей основе.

Выполните морфемный анализ выделенных слов.

159. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло усечение конечного согласного производящей основы.

Скрипач, ловкач, уважить, опоздать, зыбь, рябь, отважиться, флейтист, низость, красота.

Укажите, в каких случаях наблюдается чередование в производящей основе.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

160. Выполните словообразовательный анализ приведенных ниже слов, отражая в схеме вид морфонологического явления, характеризующий преобразование производящей основы.

Образец: ручной ← рук(а) + (к/ч) -н-.

Пушкиновед, стройненький, расширить, сопровождение, обжора, сбитень, пощечина, польский.

! Особым видом явлений, наблюдаемым на границе морфем, является наложение – совмещение конца одной и начала другой морфемы. Наложение морфем может быть полным (1) и частичным (2) . Например:


1) Минск( ) + ск минский;


Свердловск( ) + ск свердловский;


2) манго + ов манговый;


рас + ссориться рассориться;


прыгну(ть) прыгну.

161. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло наложение морфем.

Братский, Кэрин, иркутский, дзюдоист, знаменосец, судьбоносный, рвач, трубач, рискнут, споют, Колин.

Выполните морфемный анализ данных слов, графически указывая морфемы, при соединении которых наблюдается наложение.

162. Сопоставив лексические значения прилагательных розоватый и зеленоватый, определите, какое из двух словообразовательных решений является правильным.

1. Розоватый ← розов(ый) + -ат-. 2. Розоватый ← розов(ый) + -оват-.

Приведите примеры слов с суффиксом -ат-. Какое значение он выражает?

К интерфиксам относятся:

1) соединительные гласные о, е, и. Например: неб о скреб, тысяч е летие, тр и дцать;

2) соединительные согласные в, л, ш, й и др. Например: пе в ец, корми л ец, сегодня ш ний, шоссе й ный;

3) сочетания гласных и согласных звуков, выполняющие соединительную функцию. Например: тр ех сотый, дв ух годичный, орл ов ский (ср. лондонский), америк ан ец (ср. лондонец), куб ин ец.

К основообразующим интерфиксам иногда относят некоторые элементы основ, вычленяемые при словоизменении и традиционно рассматриваемые как формообразующие суффиксы: брат – бра[т‘ j а], сын – сын о [ в ‘jа], мать – мат ер и, племя – пле[м‘ он ], небо – неб ес а.


! С исторической точки зрения многие интерфиксы представляют собой значимые части слова – окончания, суффиксы. Так, соединительные элементы -и-, -ёх-, -ух- в словах тринадцать, трёхсотый, двухгодичный исторически восходят к окончаниям числительных. Интерфикс -н- в слове будущность являлся некогда суффиксом имени прилагательного (ср.: *будущный будущность).

Выделение в морфемном составе слова таких незначимых, соединительных элементов, как интерфиксы, позволяет существенно сократить перечень словообразовательных суффиксов. Сравните: -ец- вместо -овец-, -инец-, -анец-; -н- вместо -йн-, -шн-, -тн- (ср.: скрытный). А это, несомненно, упрощает процедуру морфемного анализа.

163*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Какими элементами являются выделенные части?

1. Адыгейский, европейский, компанейский.

2. Неизменный, низменный, разменный.

В необходимых случаях выполните словообразовательный анализ.

164*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Какими элементами являются выделенные части?

1. Дарвинист, альпинист, дарвинизм, альпинизм.

2. Древесный, словесный, древесина, телесный.

В каких случаях может помочь словообразовательный анализ?

165. Определите, какое из двух решений является правильным.

1. По/ту/сторон/н/ий. 2. По/т/ у /сторон/н/ий.

Выполните словообразовательный анализ данного слова.

166. Выполните морфемный анализ данных слов.

Снегурочка, верхотура, отсебятина, немогузнайка, пригнитеська, нищенский, ушел-таки, полустанок.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

167. Подумайте, какое из двух решений является более убедительным.

1. От/себ/ ят /ин/а (-ят- – интерфикс).

2. От/себ/ я / т /иа (-я-, -т- – интерфиксы).

Как вы думаете, с точки зрения происхождения чем является -я- в данном слове?

168*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Каково членение выделенных частей?

Капитальный, зодиакальный, интеллектуальный, пасхальный, интегральный.

Выполните словообразовательный анализ данных слов.

169*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Какими элементами являются выделенные части слова?

1. Новехонький, новешенький, лепешечка.

2. Лечебный, свадебный, враждебный.

3. Первенство, верховенство, духовенство.

При необходимости сделайте словообразовательный анализ.

170*. Выполните морфемный анализ следующих слов.

Концовка, умора, дельфинарий, заедука, спиртовка, набойчатый, пристанище, баловень, блесна.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

171*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Каково членение выделенных частей?

Респектабельный, читабельный, коммуникабельный, рентабельный, комфортабельный.

Выполните словообразовательный анализ данных слов.

172*. Проанализируйте морфемный состав приведенных ниже слов. В чем необычность образования выделенных слов?

1. Царапина, рытвина, дубина. 2. Лекарь, пахарь, пекарь. 3. Докторантура, кубатура, квадратура.

Выполните словообразовательный анализ каждой первой пары слов.

Чем является -ат- в слове квадрат?

173*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Каким элементам можно приписать функцию суффиксов?

1. Ходатай, глашатай, завсегдатай.

2. Негодяй, слюнтяй, скупердяй, лентяй.

Выполните словообразовательный анализ данных слов.

174*. Являются ли членимыми в современном русском языке слова Индонезия, Полинезия? Что необходимо знать, чтобы выполнить морфемный анализ данных слов? Каково значение отрезков поли- и -нез-? Приведите свои примеры слов с первым из них.

175. Определите, в каких случаях при образовании слова наблюдается такое морфонологическое явление, как интерфиксация.

Нынешний, жилец, косец, дубрава, низовье, красавец, релейный, жвачка, комья, рукав, магнитогорский, отеческий, корейский.

Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.

176. Определите, какое из двух решений является правильным.

1. Бас/ов/ый, плод/ов/ый; бас/ов/ит/ый, плод/ов/ит/ый.

2. Бас/ов/ый, плод/ов/ый; бас/овит/ый, плод/овит/ый.

Выполните словообразовательный анализ второй пары слов.

Какая фонетическая особенность помогает выбрать правильное решение?

177*. Подумайте, какое из двух решений вам кажется более убедительным.

1. Да/ка/ть, гав/ка/ть, мяу/ка/ть, баю/ка/ть.

2. Да/ к/ а/ть, гав/ к/ а/ть, мяу/ к/ а/ть, баю/ к/ а/ть.

Аргументируйте вашу точку зрения.

178*. Выполните морфемный и словообразовательный анализы следующих слов.

Убаю к ивать, отне к иваться, подда к ивать, гав к нуть.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Словообразование- происходит в результате взаимодействия двух компонентов: производящей основы и словообразовательного (ых) аффикса (ов). Это взаимодействие осуществляется на основе семантических отношений* между мотивированным и мотивирующим словами, причем основа мотивирующего слова и есть производящая основа, например: бород-а — барод-ат-ый, лес — лес-н-ой, глаза — глаз-аст-ый.

Однако это. утверждение, нельзя признать абсолютным, так как та материальная часть производного слова, которая .называется производящей основой, не всегда, равна основе мотивирующего слова в своем звуковом выражении. Например, рука — руч-н-ой— основа мотивирующего слова рук-, а производящая- основа — руч- или стирать — стир-к-а — основа мотивирующего слова стирав, а производящая, основа — стир-.

Такое несовпадение производящей основы с основой мотивирующего слова объясняется морфонологическими процессами, происходящими при словообразовании. При изучении, словообразования очень важно установить-, какие же фонологические измег нения наблюдаются в морфах в целях их в-заимоприепособле- ния.

К Чередование фонем

Чередования, происходящие, при словообразовании, не обусловлены фонетической позицией, это исторические чередования.

1) Наиболее распространены чередования конечных согласных производящей основы на стыке со словообразовательным аффиксом:

а) чередование согласных, парных по твердости / мягкости, например: гитара — гитар*-ист, мама — мам*-ин, храбрый — храбр'-эц, стол — стол’-ик, белый — бел*-изна, школа — школ*- н-ый, красный — красн*-э-ть;

б) чередование заднеязычных с шипящими г/ж, к/ч, х/ш, а также ц/ч> например: друг — друж-ище, песок — песоч-ница, воздух — воздуш-ный, заяц — заяч-ий, перец — перч-ить, больница — больнич-ный;

в) чередование шипящих с заднеязычными ч/к, ж/г, ш/х, например: кричать — крик-ѳ, бежать — бег-лый, визжать — визг-ѳ, смешить — смех-ѳ, пеший — пех-ота;

д) особым видом чередований являются чередования з/т, с/т*, с*/т* в производных от иноязычных слов, например: наркоз — наркот*-ический, хаос — хаот*-ический, дискуссия—дискутировать, флексия — флект*-ивный.

2) Чередование не на стыке морфем, а внутри производящей основы:

а) чередование полногласных / неполногласных сочетаний в производящей основе, например: голова — обез-глав*-ить, голос — без-глас-н-ый, волосы — сед-о-влас-ый, берег — без-бреж- -н-ый, дерево — древес-н-ый;

б) чередование корневых гласных, например: и/о — надзирать — надзор-0; и/э — сидеть — дом-о-с*эд-ѳ; и/у — слышать — слух-e, засыхать — засух-0-а; о/э — л*од — л*эд-ник, горшок — гор-шэч-ник; е/о — шерсть — шорст-к-а;

в) чередование гласных с нулем звука, например: логать — ложь; мостить — месть, песок — песочаный, Москова — московский, марока — мароч-ный, мох — мошистый, весона — весенний, икора — икор-ный.

II. Наложение морфов

В случае совпадения конечных звуков (звука) производящей основы и начальных звуков (звука) словообразовательного суффикса наблюдается явление наложения (совмещения) этих звуков при словопроизводстве. Например: в словах Свердловск — свердловский, Омск — омский суффикс -ск- полностью накладывается на конечные звуки производящей основы (ср.: Воронеж — воронеж-ский, Ленинград — ленинград-ский — такого наложения нет); в словах такси — таксист, регби — регбист суффикс -ист- накладывается на конечный звук производящей основы лишь первым своим звуком (ср.: машина — машин-ист, трактор — трактор-ист — такого наложения нет); в словах коричневый —

коричневатый суффикс -евот- накладывается на два конечных звука производящей основы, совпадая с ними в двух своих начальных звуках (ср.: синий — синеватый, где такого наложения нет).

III. Усечение производящей основы

В процессе взаимоприспособления морфов при словообразовании может произойти усечение производящей основы. Наблюдается:

а) усечение глагольной основы, например: выписа-ть — вы- пис-к-а, сти-ра-ть — стир-к-а, жале-ть — жал-ость, украси-ть — украш-ение (с чередованием с/ш), та/а-ть— та-л-ый, намыва-ть — намыѳ-ѳ-ѳ;

б) усечение основы имени существительного, например: эстонец — эстон-к-а, деревн-я — дерев-ушка, типографщ-а — типограф-ский, куниц-а — кун-ий, участ’щ-э — участ-ливый, соловей — солов-ушка, премифа — преми-альный, палец — бес-пал-ѳ- -ый;

в) усечение основы имени прилагательного, например: узк

ий — уз-ость> скудн-ый — скуд-ость, вечерн-ий — вечер-к-а, русск-ий — об-рус’-эть, красив-ый — крас-ота, широк-ий —

В ряде производных слов на стыке производящей основы и аффикса встречается добавочный структурный элемент, выполняющий строительную функцию, но не имеющий значения. Такие элементы называются интерфиксами, например: Метрострой — метростро-(ев)-ец (ср.: Иваново — иванов-ец, где нет добавочного элемента), Толстой — толсто-(в)-ец (ср.: Суворов — суво- ров-ец — отсутствует добавочная прокладка).

Разные виды морфонологических явлений могут совмещаться в одном производном слове, например: пальто — пальт'-ишко (усечение конечного гласного именной основы и чередование т/т'), xuMuj-a — химик (усечение конечного согласного именной основы и наложение части морфа -ик-, ср.: физик-а — физик — только наложение или только усечение).

Словообразование частей речи

Словообразование каждой части речи определяется: 1) способами словообразования; 2) набором словообразовательных аффиксов и характером производящих основ в каждом словообразовательном типе; 3) степенью продуктивности словообразовательных типов.

В сочетаемости словообразовательных аффиксов с производящими основами действует фактор избирательности. Избирательная сочетаемость аффикса с той или иной основой может определяться семантикой основы. Например, прилагательные

с суффиксами -ат-> -аст- образуются от основ имен существительных, обозначающих части тела: крыл-ат-ый, уш-аст-ый, голов-аст- ый, глаз-аст-ый. Семантической дифференциацией географических названий определяется выбор основ суффиксами лица -ец- и -анин-: с названиями населенных пунктов чаще сочетается суффикс -анин- (ангарчанин, ковровчанин), с названиями государств — суффикс -ец- (малиец)[12].

Такая избирательность аффиксов трудно объяснима. Так принято в языке. Однако избирательность аффиксов может быть и обусловленной. Например, глаголы на -еть характеризуются тем, что обозначают становление признака, изменение признака (добреть — становиться добрым или добрее). Именно поэтому они не образуются от относительных прилагательных. Точно так же лишь от качественных прилагательных образуются отвлеченные существительные с суффиксами -ость-, -от-(а): веселость, гордость, доброта. Интересно, что относительное прилагательное в качественном значении становится способным к образованию отвлеченного существительного со значением того же качества, что и прилагательное: музыкальный ребенок — музыкальность ребенка, картинная поза — картинность позы.

Способы словообразования неодинаково продуктивны при образовании различных частей речи. Так, способ суффиксации наиболее продуктивен у имен существительных, менее — у прилагательных, у качественных наречий и наименее — у глаголов. А способ префиксации является самым активным у глаголов, менее — у существительных, еще менее — у прилагательных и самым неактивным — у наречий.

Читайте также: